Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Кодирование информации"»
Конспект: «Кодирование информации»
Цель:
Формирование первоначальных знаний учащихся о теме кодировании информации, основных понятиях, способах кодирования и декодировании.
Задачи:
Развивать умения кодировать информацию;
Развивать умения самостоятельно справляться с доступными информационными задачами;
Развивать навыки самостоятельной работы;
Развивать умение кодирование информации для ее хранения;
Развивать логическое мышление;
Сформировать первоначальное представление о смысле слов «кодирование», «Декодирование», «Шифрование», научить учащихся определять, различать и описывать способы кодирования
Основные понятия: код, кодирование информации, символьное кодирование, графическое кодирование, числовое кодирование, декодирование.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Оборудование: ПК, проектор, экран
План урока:
Организационный момент(1-2 мин)
Актуализация и проверка усвоения полученных знаний
Объяснение нового материала
Закрепление нового материала
Практикум за компьютером
Подведение итогов занятия
Рефлексия
Ход урока
Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет новая тема: «Кодирование информации». Но для начала мы повторим прошлую тему.
Актуализация и проверка усвоения полученных знаний
На прошлом занятие мы с вами изучали тему «Информация. Информационные процессы».
Фронтальный опрос учащихся.
Что такое информация для человека?
(Информация – сведения об окружающем нас мире, которые человек получает из различных источников).
Как классифицируют (различаются) виды информации?
(по способу восприятия, по форме представления)
Какие виды информации по способу восприятия вы знаете?
Какие действия человек может выполнять с информацией?
(Информационные процессы: передача, хранение и обработка).
Объяснение нового материала
Учитель: На этом уроке мы с вами продолжим изучение действий с информацией. Подумайте, каким образом информация хранится различных носителях. (бумажном, электронном)
Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?
Ответы учеников.
Учитель: Молодцы! Сегодня на уроке мы узнаем, что такое кодирование информации и как люди кодируют информацию и будем учиться кодировать информацию разными способами.
Слайд 2. Давайте еще раз с вами вспомним как происходит процесс передачи информации?
Источник
информации
Приемник
информации
Канал передачи информации
Информация может поступать от источника к приёмнику с помощью различных сигналов.
Для того, чтобы произошел процесс передачи информации, приемнику необходимо не только получить информацию, но еще и расшифровать ее.
Так же необходимо заранее договариваться, как понимать те или иные сигналы, а иначе люди не поймут друг друга. Другими словами, требуется разработка кода.
- Ребята, давайте откроем тетради и запишем тему урока: «Кодирование информации».
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с понятием кода и кодирования, способами кодирования и сами попробуем придумать код.
- Ребята, а как вы думаете, что такое код?
Ответы учащихся.
Слайд 3. Учитель: Код - это система условных знаков для представления информации.
Учитель: Ребята, а что вы понимаете под словом кодирование?
Ответы учащихся.
Учитель: Кодирование – представление информации с помощью некоторого кода.
Учитель: Ребята, а что вы понимаете под словом Декодирование?
Ответы учащихся
Учитель:Декодирование – это действия по восстановлению первоначальной формы представления принято называть.
Учитель: Теперь вы знаете что такое код, кодирование и декодирование. Приведите примеры кодирования: на улице, в школе и т.д.
Одна и та же информация может быть представлена разными кодами (в разных формах).
Способ кодирования зависит от цели, ради которой осуществляется кодирование: сокращение записи, шифровка и т.д
Какой вывод можно сделать?
Вывод: Коды очень прочно вошли в жизнь человека, они встречаются везде:
Код используется в школе (на уроке учитель ставит оценки учащимся);
На музыкальных занятиях используется нотная грамота, это тоже код;
С помощью штрих-кода в магазине можно узнать, что это за товар и стоимость;
В каждой стране существует свой код – язык, например, в России – русский;
С помощью дорожных знаков кодируются правила дорожного движения. У вас на столах лежат картинки с некоторыми знаками, посмотрите на них и расскажите, что означают эти знаки;
Каждый населенный пункт имеет шестизначный код (индекс). С помощью этого кода можно узнать куда отправляется письмо.
Можно привести еще множество примеров, но мы с вами остановимся.
Слайд 4 Учитель: Существует 3 вида кодирования:
Символьный – кодирование с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст;
Числовой – кодирование с помощью чисел;
Графический – кодирование с помощью картинок, рисунков, знаков;
Запишите в тетрадь схему.
Закрепление нового материала
Слайд 5
Задание 1
В 19 веке люди научились передавать информацию по телеграфу. Над этим работал Самуэл Морзе. Самуэл Морзе придумал код Морзе, который представлен в таблице.
К одовая таблица азбуки Морзе.
Закодируйте с помощью Азбуки Морзе: Фамилию, Имя, и следующие слова информатика, данные, алгоритм.