kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока информатики по теме «Кодирование информации» 10 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока информатики по теме «Кодирование информации» 10 класс.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока информатики по теме «Кодирование информации» 10 класс»

Технологическая карта урока информатики по теме «Кодирование информации»

10 класс

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока:

Познакомить учащихся с различными видами кодирования информации и

видами представлении информации;

 Формирование первоначальных представлений о кодировке информации;

 Формирование общих представлений современной научной картины мира;

 формирование коммуникативных качеств развивающейся личности

Познакомить учащихся с различными видами кодирования информации и

видами представлении информации;

 Формирование первоначальных представлений о кодировке информации;

 Формирование общих представлений современной научной картины мира;

 формирование коммуникативных качеств развивающейся личности

-познакомить учащихся с различными видами кодирования информации и видами представлении информации;

-выявить преимущества двоичного кодирования различных видов информации.

- формирование первоначальных представлений о кодировке информации;

– развитие мышления, речи, памяти, внимательности, умения анализировать, систематизировать и обобщать получаемую информацию.

–формирование коммуникативных качеств развивающейся личности, мотивационной компетентности.

Планируемые образовательные результаты

Личностные: способность связывать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение персонального компьютера как средства познания окружающей действительности.

Предметные: освоение обучающимися в ходе изучения что такое «код», «кодирование», «двоичное кодирование», бит; почему в вычислительной технике используется двоичное кодирование информации; как кодируются различные виды информации в вычислительной технике.

Метапредметные: освоенные обучающимися универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные и коммуникативные),

Методы обучения: словесный, объяснительно – иллюстративный, методы практической работы учащихся.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.






Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

1.

Включает в себя приветствие учителем класса, проверку готовности кабинета к проведению урока, проверку отсутствующих.


Подготовка класса к работе.


регулятивные: целеполагание;

коммуникативные:

планирование сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.

Проверка домашнего задания.

Проверить знание правил ТБ в кабинете информатики и на рабочем месте.




Актуализация знаний и проверка усвоения изученного материала

3.

Фронтальный опрос учащихся:


Что же такое информатика, что такое информация?

Какие части имеет информатика?

О чем идет речь в теоретической информатики?

На какие разделы делится средства информатизации?

Какой раздел информатики включает информационную культуру?

Учащиеся отвечают на вопросы




Познавательные: анализ задачи с целью выявления существенных признаков, выбор эффективного способа решения, контроль и оценка результатов деятельности.

Коммуникативныеумение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, опираясь на определения

Регулятивные: умение регулировать свои действия

Изучение нового материала

4.

1.Из базового курса вам должно быть известно, что информация хранится, передается, обрабатывается в символьной (знаковой) форме. Одна и та же информация может быть представлена в разной форме, с помощью различных знаковых систем.

Когда мы представляем информацию в разных формах или преобразуем ее из одной формы в другую, мы информацию кодируем.


2. Открываем тетради, записываем число, классную работу и тему урока «Представление информации»

3. Сегодня на уроке мы поговорим о том, что такое язык, какие бывают языки, что такое кодирование и декодирование информации.

Язык — это знаковая система для представления и передачи информации.

Языки бывают естественными ( русский, китайский, английский), и формальные ( математическая символика, нотная грамота, языки программирования). Естественные языки развивались веками и служат для общения людей между собой. Формальные языки разрабатываются для специальных применений. Каждый язык имеет свой алфавит. Под алфавитом языка понимают набор используемых символов. Под мощностью алфавита понимают количество составляющих алфавит символов.


4. Под словом «кодирование» понимают процесс перехода от одной формы представления информации к другой, наиболее удобной для её хранения, передачи или обработки.

5.Запись текста на естественном языке можно рассматривать как способ кодирования речи с помощью графических элементов (букв, иероглифов). Записанный текст является кодом, заключающим в себе содержание речи, т. е. информацию.

6.Декодирование – процесс по восстановлению первоначальной формы представления информации, т. е. операция, обратная кодированию.

7. Три основных способа кодирования текста:

1) графический – с помощью специальных рисунков или значков;

2) числовой – с помощью чисел;

3) символьный – с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст.

8. Стенография – это быстрый способ записи устной речи.

В стенограмме один значок обозначает целое слово или сочетание букв. Скорость стенографического письма превосходит скорость обычного в 4-7 раз. Расшифровать (декодировать) стенограмму может только сам стенографист.

9. Шифрование – это тоже кодирование, но с засекреченным методом, известным только источнику и адресату. Методами шифрования занимается наука криптография.

С появлением технических средств хранения и передачи информации возникли новые идеи и приемы кодирования. 10. Первым техническим средством передачи информации на расстояние стал телеграф, изобретенный в 1837 году американцем Сэмюэлем Морзе. Телеграфное сообщение — это последовательность электрических сигналов, передаваемая от одного телеграфного аппарата по проводам к другому телеграфному аппарату. Эти технические обстоятельства Морзе к идее использования всего двух видов сигналов — короткого и длинного — для кодирования сообщения, передаваемого по линиям телеграфной связи.1

Код Бодо – это первый в истории техники способ двоичного кодирования информации.

1. Учащиеся записывают число, классную работу и новую тему.




2.Учащиеся внимательно слушают учителя.



3.Учащиеся записывают определение понятия «язык».
















4. Учащиеся записывают определение понятия «кодирование».


5. Учащиеся слушают учителя.





6. Записывают определение понятия «декодирование» в тетрадь.



7. Учащиеся записывают в тетрадь три способа кодирования текста.




8.. Запись определения «стенография» в тетрадь.




9. Записывают определение «шифрование» в тетрадь.




10. Учащиеся слушают рассказ учителя.






Регулятивные: умение давать правильный вариант ответа, определения и сопровождать их пояснениями и примерами.

Познавательные:освоение основных понятий и определений, общеучебные (выделение информации), формирование умения проводить сравнение

Коммуникативные:сотрудничество в выборе способа решения возникшей проблемы.

Практическая работа (15 мин)

5.

1.Организует практическую работу, объясняет

правила работы.

Дана кодовая таблица азбуки Морзе

Расшифруйте (декодируйте), что здесь написано?

-- --- ·-·· --- -·· -·-· -·--


2. Закодируйте с помощью азбуки Морзе слова: ИНФОРМАТИКА, ДАННЫЕ, АЛГОРИТМ




3.Заменяя каждую букву ее порядковым номером в алфавите, зашифруйте фразу: Я УМЕЮ КОДИРОВАТЬ ИФОРМАЦИЮ. Что необходимо предусмотреть, чтобы зашифрованный код был записан без пропусков?


4. Для 5 букв ла­тин­ско­го ал­фа­ви­та за­да­ны их дво­ич­ные коды (для не­ко­то­рых букв – из двух бит, для не­ко­то­рых – из трех). Эти коды пред­став­ле­ны в таб­ли­це:

Опре­де­ли­те, какой набор букв за­ко­ди­ро­ван дво­ич­ной стро­кой 1000110110110, если из­вест­но, что все буквы в по­сле­до­ва­тель­но­сти – раз­ные:

 1) cbade 2) acdeb 3) acbed 4) bacde

Внимательно слушают учителя.

Ответы учеников:

Упражнение 1:



Упражнение 2:

·· -···-· --- ·-· -- ·- - ·· -·- ·-

-···- -· -· -·-- ·

·- ·-·· --· --- ·-··· - --


Упражнение 3:




Упражнение 4: acdeb








Регулятивные: умение давать правильный вариант ответа, определения и сопровождать их пояснениями и примерами.

Познавательные:применение основных понятий и определений

Коммуникативныеумение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, опираясь на определения

Регулятивные:умение регулировать свои действия

6.

Итоги урока. Домашнее задание.

- подсчитывают баллы, выставляют оценку.

Выполнить задания на карточке.



7.

Рефлексия

1. Дайте определение понятию «язык».

2. Какие языки вы знаете?

3. Приведите примеры естественных и формальных языков.

4. Что такое кодирование?
5. Что такое декодирование?

6. Назовите основные способы кодирования текста.


Личностные УУД:

- развитие самооценки













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Технологическая карта урока информатики по теме «Кодирование информации» 10 класс

Автор: Паршикова Татьяна Юрьевна

Дата: 27.10.2019

Номер свидетельства: 524306

Похожие файлы

object(ArrayObject)#870 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Технологическая карта урока информатики в 5 классе "
    ["seo_title"] => string(57) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-informatiki-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "180290"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425146809"
  }
}
object(ArrayObject)#892 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Технологическая карта урок "Метод координат" 5 класс "
    ["seo_title"] => string(57) "tiekhnologhichieskaia-karta-urok-mietod-koordinat-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "218736"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433882033"
  }
}
object(ArrayObject)#870 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Технологическая карта урока информатики  «Кодирование информации»"
    ["seo_title"] => string(70) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-informatiki-kodirovaniie-informatsii"
    ["file_id"] => string(6) "276263"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452696318"
  }
}
object(ArrayObject)#892 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Разработка урока по теме "В мире кодов. Способы кодирования информации" "
    ["seo_title"] => string(73) "razrabotka-uroka-po-tiemie-v-mirie-kodov-sposoby-kodirovaniia-informatsii"
    ["file_id"] => string(6) "205249"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429848149"
  }
}
object(ArrayObject)#870 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "В мире кодов. Способы кодирования информации "
    ["seo_title"] => string(46) "v-mirie-kodov-sposoby-kodirovaniia-informatsii"
    ["file_id"] => string(6) "205232"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429841808"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства