3. | Фронтальный опрос учащихся: Что же такое информатика, что такое информация? Какие части имеет информатика? О чем идет речь в теоретической информатики? На какие разделы делится средства информатизации? Какой раздел информатики включает информационную культуру? | Учащиеся отвечают на вопросы | Познавательные: анализ задачи с целью выявления существенных признаков, выбор эффективного способа решения, контроль и оценка результатов деятельности. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, опираясь на определения Регулятивные: умение регулировать свои действия |
4. | 1.Из базового курса вам должно быть известно, что информация хранится, передается, обрабатывается в символьной (знаковой) форме. Одна и та же информация может быть представлена в разной форме, с помощью различных знаковых систем. Когда мы представляем информацию в разных формах или преобразуем ее из одной формы в другую, мы информацию кодируем. 2. Открываем тетради, записываем число, классную работу и тему урока «Представление информации» 3. Сегодня на уроке мы поговорим о том, что такое язык, какие бывают языки, что такое кодирование и декодирование информации. Язык — это знаковая система для представления и передачи информации. Языки бывают естественными ( русский, китайский, английский), и формальные ( математическая символика, нотная грамота, языки программирования). Естественные языки развивались веками и служат для общения людей между собой. Формальные языки разрабатываются для специальных применений. Каждый язык имеет свой алфавит. Под алфавитом языка понимают набор используемых символов. Под мощностью алфавита понимают количество составляющих алфавит символов. 4. Под словом «кодирование» понимают процесс перехода от одной формы представления информации к другой, наиболее удобной для её хранения, передачи или обработки. 5.Запись текста на естественном языке можно рассматривать как способ кодирования речи с помощью графических элементов (букв, иероглифов). Записанный текст является кодом, заключающим в себе содержание речи, т. е. информацию. 6.Декодирование – процесс по восстановлению первоначальной формы представления информации, т. е. операция, обратная кодированию. 7. Три основных способа кодирования текста: 1) графический – с помощью специальных рисунков или значков; 2) числовой – с помощью чисел; 3) символьный – с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст. 8. Стенография – это быстрый способ записи устной речи. В стенограмме один значок обозначает целое слово или сочетание букв. Скорость стенографического письма превосходит скорость обычного в 4-7 раз. Расшифровать (декодировать) стенограмму может только сам стенографист. 9. Шифрование – это тоже кодирование, но с засекреченным методом, известным только источнику и адресату. Методами шифрования занимается наука криптография. С появлением технических средств хранения и передачи информации возникли новые идеи и приемы кодирования. 10. Первым техническим средством передачи информации на расстояние стал телеграф, изобретенный в 1837 году американцем Сэмюэлем Морзе. Телеграфное сообщение — это последовательность электрических сигналов, передаваемая от одного телеграфного аппарата по проводам к другому телеграфному аппарату. Эти технические обстоятельства Морзе к идее использования всего двух видов сигналов — короткого и длинного — для кодирования сообщения, передаваемого по линиям телеграфной связи.1 Код Бодо – это первый в истории техники способ двоичного кодирования информации. | 1. Учащиеся записывают число, классную работу и новую тему. 2.Учащиеся внимательно слушают учителя. 3.Учащиеся записывают определение понятия «язык». 4. Учащиеся записывают определение понятия «кодирование». 5. Учащиеся слушают учителя. 6. Записывают определение понятия «декодирование» в тетрадь. 7. Учащиеся записывают в тетрадь три способа кодирования текста. 8.. Запись определения «стенография» в тетрадь. 9. Записывают определение «шифрование» в тетрадь. 10. Учащиеся слушают рассказ учителя. | Регулятивные: умение давать правильный вариант ответа, определения и сопровождать их пояснениями и примерами. Познавательные:освоение основных понятий и определений, общеучебные (выделение информации), формирование умения проводить сравнение Коммуникативные:сотрудничество в выборе способа решения возникшей проблемы. |
5. | 1.Организует практическую работу, объясняет правила работы. Дана кодовая таблица азбуки Морзе Расшифруйте (декодируйте), что здесь написано? -- --- ·-·· --- -·· -·-· -·-- 2. Закодируйте с помощью азбуки Морзе слова: ИНФОРМАТИКА, ДАННЫЕ, АЛГОРИТМ 3.Заменяя каждую букву ее порядковым номером в алфавите, зашифруйте фразу: Я УМЕЮ КОДИРОВАТЬ ИФОРМАЦИЮ. Что необходимо предусмотреть, чтобы зашифрованный код был записан без пропусков? 4. Для 5 букв латинского алфавита заданы их двоичные коды (для некоторых букв – из двух бит, для некоторых – из трех). Эти коды представлены в таблице: Определите, какой набор букв закодирован двоичной строкой 1000110110110, если известно, что все буквы в последовательности – разные: 1) cbade 2) acdeb 3) acbed 4) bacde | Внимательно слушают учителя. Ответы учеников: Упражнение 1: Упражнение 2: ·· -···-· --- ·-· -- ·- - ·· -·- ·- -···- -· -· -·-- · ·- ·-·· --· --- ·-··· - -- Упражнение 3: Упражнение 4: acdeb | Регулятивные: умение давать правильный вариант ответа, определения и сопровождать их пояснениями и примерами. Познавательные:применение основных понятий и определений Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, опираясь на определения Регулятивные:умение регулировать свои действия |