МБОУ «СОШ с. Шереметьевка Лысогорского района Саратовской области.
Урок информатики в 5 классе.
Учитель: Миронова Наталья Сергеевна
Урок ___. Кодирование информации
Цель: отметить роль кодирования информации, показать учащимся многообразие окружающих человека кодов.
Оборудование: компьютерная презентация, плакаты.
Ход урока
Организационный момент
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, сообщение плана урока.
Проверка домашнего задания. Актуализация изученного материала
Приведите пример обмена информацией между компьютерами. Что является источником информации, а что - приемником? Что является каналом связи?
Решите кроссворд. РТ: № 9, с. 15 (самостоятельно).
(Далее - сообщения по § 3.4, 3.5, 3.6.)
Изучение темы урока
(Слайд 1)
Откройте тетради и запишите тему урока: «Кодирование информации».
(Слайд 2)Передача и хранение информации невозможны без кодирования. Информация от источника к приемнику поступает с помощью сигналов или условных знаков. При этом они должны быть понятны и приемнику, и источнику. (Слайд 3)Поэтому необходимо заранее разработать код - систему условных знаков для представления информации. Кодирование - это перевод информации в форму удобную для передачи или хранения.
(Записать определения в тетради.)
(Слайд 4)Например, алфавит - это система условных знаков, состоящая из букв. С помощью знаков препинания кодируется текст. При этом одна и та же информация может быть закодирована по- разному: по-русски, по-английски, по-китайски. (Слайд 5)Числа кодируются с помощью цифр: арабских или римских. В этом случае меняется способ кодирования информации. Например, 25 и XXV - это разные способы записи одного и того же числа.
(Слайд 6)Музыку можно закодировать с помощью специальных знаков - нот.
(Слайд 7)Дорожные знаки - это сообщения водителю, закодированные при помощи специальных символических рисунков.
(Слайд 8)Товары в магазине маркируют при помощи штрих-кода, который содержит информацию о продукции и ее производителе. Штриховой код - это последовательность черных и белых полос, которая кодирует информацию в виде, удобном для считывания техническими устройствами. Кроме того, под штрих-кодом может быть помещен код в виде ряда цифр.
(Слайд 9)Информация всегда хранится и передается в виде кодов. Нельзя хранить информацию без носителя. Точно так же нельзя хранить и передавать «просто» информацию: она всегда имеет какую-то форму, т. е. закодирована. Человек работает за компьютером, набирает на клавишах буквы и цифры. Компьютер понимает двоичный код в виде нулей и единиц. Каждому символу, который вводится с клавиатуры, соответствует последовательность из восьми 0 и 1.
(Слайд 10)Радист получил сообщение, переданное азбукой Морзе. Из точек и тире сложились буквы, из букв - текст. С соседнего корабля просигналили флажками. Сообщение было принято и передано радиограммой в штаб флота.
(Слайд 11)Заслушаем сообщение о жестах как способе передачи информации.
Рассмотрим пример 1, с. 27.
Физкультминутка(Слайд 12)
Продолжение изучения темы урока
Правильно! Чаще применяют следующие способы кодирования информации:
графический - рисунки, значки, схемы и т. п.;
числовой - цифры;
символьный - символы алфавита исходного текста.
Рассмотрим пример.(Слайд 13)Музыкант сочинил мелодию и записал еес помощью нот. Он закодировал информацию. Другой музыкант взял ноты и исполнил произведение на фортепиано. Он декодировал (расшифровал) информацию, т. е. восстановил первоначальную форму информации, зная ноты (код), т. е. оба музыканта пользовались одним правилом кодирования-декодирования нот.
(Слайд 14)В качестве еще одного поучительного примера о том, что бывает, когда люди (источник и приемник информации) по-разному воспринимают сигналы, я покажу вам сказку Джозеф Редьярд Киплинг «Как было написано первое письмо».
[В одном первобытном племени жила девочка по имени «Девочка-которую-нужно-хорошенько-отшлепать-за-то-что-она-такая-шалунья» (ее сокращенное имя - Таффи).Как-то раз Таффи с отцом отправились на рыбалку. Удочек тогда еще не было, и Таффин папа бил рыбу прямо копьем. Но - вот неудача - копье сломалось. По счастью, в это время мимо проходил Незнакомец, и Таффи быстренько решила отправить его к маме за новым копьем. Правда, оказалось, что Незнакомец не знает языка Таффиного племени, но Девочку-которую-нужно-хорошенько-отшлепать-за-то-что-она-такая-шалунья это не смутило. Она решила все объяснить маме с помощью рисунка, на куске коры она нацарапала себя, папу со сломанным копьем, целое копье. Незнакомца, который это копье песет, бобров, мимо которых должен пройти Незнакомец, чтобы добраться до маминого жилища, и, наконец, маму с новым копьем. Гаффи решила, что здесь все понятно. Незнакомец тоже решил, что здесь - все понятно. Но ему было «все понятно» совершенно по-своему. Он решил, что отец Таффи - вождь, на которого напали враги и который зовет на помощь свое племя. За врагов незнакомец принял бобров (видимо, на Таффином рисунке отличить человека от бобра было не просто). Незнакомец честно отнес рисунок маме. И той тоже было «все понятно». Но ей было «понятно» вот как: Незнакомец напал на ее мужа и проткнул его копьем, и еще целая шайка врагов (все-таки Таффи не мешает поучиться рисовать бобров так, чтобы они отличались от людей!) готовится к нападению. Бедному Незнакомцу не поздоровилось! К счастью, в конце концов, все недоразумения разъяснились, и все кончилось благополучно.]
Для нас интересно соотношение «смысл - данные». Таффи, Незнакомец и мама пользовались одними и теми же данными - Таффиным рисунком. Но правила декодирования каждый применял свои. В результате из одних и тех же данных (сигналов, кодов) все извлекали разный смысл.
Закрепление изученного материала
(Слайд 15)Представьте в виде арифметических выражений следующее утверждение: если из 20 вычесть 5, потом разделить все на 3 и умножить на сумму 2 и 4, то получится 30.
Выполните в задание № 5 (а), с. 30 (устно).
Придумайте свои примеры кодирования-декодирования информации.
Выполните в рабочей тетради № 18(1-5), с. 22 (самостоятельно).
РТ: №11, с. 16.
VII. Подведение итогов урока(Слайд 16)
Домашнее задание(Слайд 17)
§ 1.6, 1.7, с. 25-30.
№ 5 (б), 6, с. 30.
РТ: № 10, 12 (б), с. 16.