kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок информатики в рамках ФГОС по теме: "Кодирование информации".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок является текущим в программе. Рассматривается большая тема – «Информация вокруг нас». Дети знакомы с понятием «Информация», «Действия над информацией». На данном уроке, я знакомлю еще с одним информационным процессом (действием) – кодирование информации.

Тип урока: комбинированный, то есть опрос учащихся по ранее изученному материалу, изучение нового материала, первичная проверка усвоения, закрепление новых знаний в ходе тренировочных упражнений, повторение ранее изученного в виде беседы, проверка и оценка знаний учащихся, задание на дом.

Цель урока: изучение нового материала по теме «Кодирование информации» с использованием наглядных схем и презентации, с попутным повторением знаний учащихся по разделу «Информация вокруг нас»; на практике показать учащимся способы кодирования информации; добиться понимания каждым учеником того, что на уроках информатики он учится эффективно работать с информацией.

Задачи урока:

Образовательная:

  • формировать у учащихся представления о том, как можно кодировать информацию и зачем это делать;
  • познакомить со способами кодирования;
  • показать учащимся разнообразие окружающих человека кодов;
  • формировать умения и навыки работы с компьютерными программными средами;

Развивающая:

  • развить умения анализировать, обобщать знания, выделять главное;
  • развить творческую активность учащихся;

Воспитательная:

  • воспитать интерес к знаниям, добытым человеком;
  • воспитать у учащихся самостоятельность, ответственность за свой выбор.

Цель и задачи урока связаны с формированием основ научного мировоззрения школьников, развитием их мышления, способностей.

Так как данный урок не первый при рассмотрении темы и некоторые знания с прошлых уроков нужны и на этом уроке, то в самом начале провожу актуализацию знаний, для этого использую фронтальный опрос, чтобы сосредоточить внимание обучающихся на знаниях которые будем использовать при изучении нового материала. После этого начинаю объяснение нового материала.

Основным методом при реализации образовательных задач, является иллюстративно – объяснительный. Для стимулирования мыслительной деятельности учащихся их внимание акцентируется на теме в ходе диалога, кроме того, использую наглядные методы обучения (презентация подготовленная в PowerPoint). Домашнее задание направлено на развитие познавательного интереса к данной теме и предмету в целом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок информатики в 5 классе»

МБОУ «СОШ с. Шереметьевка Лысогорского района Саратовской области.

Урок информатики в 5 классе.

Учитель: Миронова Наталья Сергеевна

Урок ___. Кодирование информации

Цель: отметить роль кодирования информации, показать уча­щимся многообразие окружающих человека кодов.

Оборудование: компьютерная презентация, плакаты.

Ход урока

  1. Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, сооб­щение плана урока.

  1. Проверка домашнего задания. Актуализация изученного материала

  • Приведите пример обмена информацией между компьюте­рами. Что является источником информации, а что - при­емником? Что является каналом связи?

  • Решите кроссворд. РТ: № 9, с. 15 (самостоятельно).

(Далее - сообщения по § 3.4, 3.5, 3.6.)

  1. Изучение темы урока

(Слайд 1)

Откройте тетради и запишите тему урока: «Кодирование ин­формации».

(Слайд 2)Передача и хранение информации невозможны без кодирова­ния. Информация от источника к приемнику поступает с помо­щью сигналов или условных знаков. При этом они должны быть понятны и приемнику, и источнику. (Слайд 3)Поэтому необходимо заранее разработать код - систему условных знаков для представления информации. Кодирование - это перевод информации в форму удобную для передачи или хранения.

(Записать определения в тетради.)

(Слайд 4)Например, алфавит - это система условных знаков, состоя­щая из букв. С помощью знаков препинания кодируется текст. При этом одна и та же информация может быть закодирована по- разному: по-русски, по-английски, по-китайски. (Слайд 5)Числа кодируют­ся с помощью цифр: арабских или римских. В этом случае меня­ется способ кодирования информации. Например, 25 и XXV - это разные способы записи одного и того же числа.

(Слайд 6)Музыку можно закодировать с помощью специальных зна­ков - нот.

(Слайд 7)Дорожные знаки - это сообщения водителю, закодированные при помощи специальных символических рисунков.

(Слайд 8)Товары в магазине маркируют при помощи штрих-кода, ко­торый содержит информацию о продукции и ее производителе. Штриховой код - это последовательность черных и белых полос, которая кодирует информацию в виде, удобном для считывания техническими устройствами. Кроме того, под штрих-кодом может быть помещен код в виде ряда цифр.

(Слайд 9)Информация всегда хранится и передается в виде кодов. Нельзя хранить информацию без носителя. Точно так же нельзя хранить и передавать «просто» информацию: она всегда имеет какую-то форму, т. е. закодирована. Человек работает за компью­тером, набирает на клавишах буквы и цифры. Компьютер пони­мает двоичный код в виде нулей и единиц. Каждому символу, который вводится с клавиатуры, соответствует последователь­ность из восьми 0 и 1.

(Слайд 10)Радист получил сообщение, переданное азбукой Морзе. Из то­чек и тире сложились буквы, из букв - текст. С соседнего корабля просигналили флажками. Сообщение было принято и передано радиограммой в штаб флота.

  • Приведите свои примеры кодирования информации, т. е. представления информации в виде кодов.

(Слайд 11)Заслушаем сообщение о жестах как способе передачи ин­формации.

Рассмотрим пример 1, с. 27.

  • Закодируйте свои фамилию и имя.

  • РТ: № 14, с. 17.

  1. Физкультминутка(Слайд 12)

  2. Продолжение изучения темы урока

  • Вспомните, какие виды информации по форме представ­ления мы знаем?

Правильно! Чаще применяют следующие способы кодиро­вания информации:

  • графический - рисунки, значки, схемы и т. п.;

  • числовой - цифры;

  • символьный - символы алфавита исходного текста.

Рассмотрим пример.(Слайд 13)Музыкант сочинил мелодию и записал еес помощью нот. Он закодировал информацию. Другой музыкант взял ноты и исполнил произведение на фортепиано. Он декоди­ровал (расшифровал) информацию, т. е. восстановил первона­чальную форму информации, зная ноты (код), т. е. оба музыканта пользовались одним правилом кодирования-декодирования нот.

  • Выполним в рабочей тетради задание № 16 на с. 19.

(Слайд 14)В качестве еще одного поучительного примера о том, что бы­вает, когда люди (источник и приемник информации) по-разному воспринимают сигналы, я покажу вам сказку Джозеф Редьярд Киплинг «Как было написано первое письмо».

[В одном пер­вобытном племени жила девочка по имени «Девочка-которую-нужно-хорошенько-отшлепать-за-то-что-она-такая-шалунья» (ее сокращенное имя - Таффи).Как-то раз Таффи с отцом отпра­вились на рыбалку. Удочек тогда еще не было, и Таффин папа бил рыбу прямо копьем. Но - вот неудача - копье сломалось. По счастью, в это время мимо проходил Незнакомец, и Таффи бы­стренько решила отправить его к маме за новым копьем. Правда, оказалось, что Незнакомец не знает языка Таффиного племени, но Девочку-которую-нужно-хорошенько-отшлепать-за-то-что-она-такая-шалунья это не смутило. Она решила все объяснить маме с помощью рисунка, на куске коры она нацарапала себя, папу со сломанным копьем, целое копье. Незнакомца, который это копье песет, бобров, мимо которых должен пройти Незнакомец, чтобы добраться до маминого жилища, и, наконец, маму с новым копьем. Гаффи решила, что здесь все понятно. Незнакомец тоже решил, что здесь - все понятно. Но ему было «все понятно» совершен­но по-своему. Он решил, что отец Таффи - вождь, на которого напали враги и который зовет на помощь свое племя. За врагов незнакомец принял бобров (видимо, на Таффином рисунке от­личить человека от бобра было не просто). Незнакомец честно отнес рисунок маме. И той тоже было «все понятно». Но ей было «понятно» вот как: Незнакомец напал на ее мужа и проткнул его копьем, и еще целая шайка врагов (все-таки Таффи не мешает поучиться рисовать бобров так, чтобы они отличались от людей!) готовится к нападению. Бедному Незнакомцу не поздоровилось! К счастью, в конце концов, все недоразумения разъяснились, и все кончилось благополучно.]

Для нас интересно соотношение «смысл - данные». Таффи, Незнакомец и мама пользовались одними и теми же данными - Таффиным рисунком. Но правила декодирования каждый при­менял свои. В результате из одних и тех же данных (сигналов, кодов) все извлекали разный смысл.

  1. Закрепление изученного материала

  • (Слайд 15)Представьте в виде арифметических выражений следующее утверждение: если из 20 вычесть 5, потом разделить все на 3 и умножить на сумму 2 и 4, то получится 30.

  • Выполните в задание № 5 (а), с. 30 (устно).

  • Придумайте свои примеры кодирования-декодирования информации.

  • Выполните в рабочей тетради № 18(1-5), с. 22 (самостоя­тельно).

РТ: 11, с. 16.

  • РТ:№ 12(a),c. 16.

VII. Подведение итогов урока(Слайд 16)

  • Что такое код?

  • Что называют кодированием?

  • Что называют декодированием?

Домашнее задание(Слайд 17)

  1. § 1.6, 1.7, с. 25-30.

  2. № 5 (б), 6, с. 30.

  3. РТ: № 10, 12 (б), с. 16.



Просмотр содержимого презентации
«Кодирование информации»

Заочный муниципальный конкурс на лучшую разработку урока информатики и ИКТ в 5 классе Кодирование информации Миронова Наталья Сергеевна Учитель информатики МБОУ СОШ с. Шереметьевка  Лысогорского района Саратовской области

Заочный муниципальный конкурс на лучшую разработку урока

информатики и ИКТ в 5 классе

Кодирование информации

Миронова Наталья Сергеевна

Учитель информатики

МБОУ СОШ с. Шереметьевка

Лысогорского района

Саратовской области

Как поступает информация от источника к приемнику? Виды сигналов:

Как поступает информация от источника к приемнику?

Виды сигналов:

  • Световой;
  • Звуковой;
  • Тепловой;
  • Электрический;
  • В виде жеста, движения, слова…
Код – это система условных знаков для представления информации. Кодирование – это представление информации с помощью некоторого кода. Декодирование  – это восстановление первоначальной формы представления информации.

Код – это система условных знаков для представления информации.

Кодирование – это представление информации с помощью некоторого кода.

Декодирование – это восстановление первоначальной формы представления информации.

АЛФАВИТ

АЛФАВИТ

  • В алфавите любого разговорного языка буквы следуют друг за другом в определенном порядке. Это дает возможность присвоить каждой букве алфавита ее порядковый номер.
  • Например, числовое сообщение 01112001030918 соответствует слову АЛФАВИТ.
Кодирование чисел: Числа кодируют­ся с помощью цифр: арабских или римских . В этом случае меня­ется способ кодирования информации. Например, 25 и XXV - это разные способы записи одного и того же числа.

Кодирование чисел:

Числа кодируют­ся с помощью цифр: арабских или римских . В этом случае меня­ется способ кодирования информации. Например, 25 и XXV - это разные способы записи одного и того же числа.

Кодирование музыки С помощью нотных знаков записывается (кодируется) любое музыкальное произведение.

Кодирование музыки

С помощью нотных знаков записывается (кодируется) любое музыкальное произведение.

Дорожные знаки Правила дорожного движения кодируются с помощью наглядных символических рисунков – дорожных знаков. Правила дорожного движения кодируются с помощью наглядных символических рисунков – дорожных знаков.

Дорожные знаки

Правила дорожного движения кодируются с помощью наглядных символических рисунков – дорожных знаков.

Правила дорожного движения кодируются с помощью наглядных символических рисунков – дорожных знаков.

ШТРИХ - КОД Штриховой код - это последовательность черных и белых полос, которая кодирует информацию в виде, удобном для считывания техническими устройствами. Кроме того, под штрих-кодом может быть помещен код в виде ряда цифр.

ШТРИХ - КОД

Штриховой код - это последовательность черных и белых полос, которая кодирует информацию в виде, удобном для считывания техническими устройствами. Кроме того, под штрих-кодом может быть помещен код в виде ряда цифр.

Двоичный код Компьютер понимает двоичный код в виде нулей и единиц. Каждому символу, который вводится с клавиатуры, соответствует последовательность из восьми 0 и 1.

Двоичный код

Компьютер понимает двоичный код в виде нулей и единиц. Каждому символу, который вводится с клавиатуры, соответствует последовательность из восьми 0 и 1.

Азбука Морзе

Азбука Морзе

Язык мимики и жестов

Язык мимики и жестов

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Пример кодирования информации

Пример кодирования информации

Еще один пример:

Еще один пример:

Закрепление изученного материала

Закрепление изученного материала

  • Представьте в виде арифметических выражений следующее утверждение: если из 20 вычесть 5, потом разделить все на 3 и умножить на сумму 2 и 4, то получится 30.
  • Выполните в задание № 5 (а), с. 30 (устно).
  • Придумайте свои примеры кодирования-декодирования информации.
  • Выполните в рабочей тетради № 18(1-5), с. 22 (самостоя­тельно).
  • РТ: №11, с. 16.
  • РТ:№ 12(a),c. 16.
Подведение итогов урока

Подведение итогов урока

  • Что такое код?
  • Что называют кодированием?
  • Что называют декодированием?
Домашнее задание

Домашнее задание

  • § 1.6, 1.7, с. 25-30.
  • № 5 (б), 6, с. 30.
  • РТ: № 10, 12 (б), с. 16.
Ссылки: http://www.15min.lt/images/photos/616206/big/kompiuterinis-algoritmas-gali-parasyti-800-tukst-unikaliu-knygu-50cee6b0646ee.jpg http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=110773367-58-72&n=21 http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=112053892-00-72&n=21 http://watermarked.cutcaster.com/cutcaster-photo-100419736-Computer-codes.jpg http://www.liveexpert.ru/public/scripts/elfinder/files/u110410/untitled%20folder/1223barcode%5B1%5D.jpg http://russiafaq.ru/netcat_files/94/134/a442fcef70fb0697f456b0b68fc08be2 http://img.board.com.ua/a/1043686163/wm/1-pechat-shtrih-kodov.jpg

Ссылки:

http://www.15min.lt/images/photos/616206/big/kompiuterinis-algoritmas-gali-parasyti-800-tukst-unikaliu-knygu-50cee6b0646ee.jpg

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=110773367-58-72&n=21

http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=112053892-00-72&n=21

http://watermarked.cutcaster.com/cutcaster-photo-100419736-Computer-codes.jpg

http://www.liveexpert.ru/public/scripts/elfinder/files/u110410/untitled%20folder/1223barcode%5B1%5D.jpg

http://russiafaq.ru/netcat_files/94/134/a442fcef70fb0697f456b0b68fc08be2

http://img.board.com.ua/a/1043686163/wm/1-pechat-shtrih-kodov.jpg


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок информатики в рамках ФГОС по теме: "Кодирование информации".

Автор: Миронова Наталья Сергеевна

Дата: 13.06.2014

Номер свидетельства: 103876

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Технологическая карта урок "Метод координат" 5 класс "
    ["seo_title"] => string(57) "tiekhnologhichieskaia-karta-urok-mietod-koordinat-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "218736"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433882033"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Программа внеурочной деятельности   "Любознательная информатика" "
    ["seo_title"] => string(69) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-liuboznatiel-naia-informatika"
    ["file_id"] => string(6) "114972"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1411753559"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства