kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок информатики в 9 классе по теме "Поиск информации"

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок объяснение нового материала

с выполнением практического задания

Просмотр содержимого документа
«Урок информатики в 9 классе по теме "Поиск информации"»

  1. Предмет: информатика и ИКТ Класс: 9


      1. Тема: «Поиск информации в компьютерных сетях».

Цель урока:

  • формирование навыков поиска информации в сети Интернет;

  • воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, дисциплинированности, привитие  навыков групповой работы, сотрудничества;

  • развитие логического мышления, познавательных интересов, памяти, умений грамотно излагать свои мысли, делать выводы.

Тип урока: объяснение нового материала.

Оборудование: доска, компьютеры с выходом в Интернет,

План урока:

  1. Организационный момент. (1 мин)

  2. Актуализация знаний. (5 мин)

  3. Изложение нового материала. (15 мин)

  4. Практическая работа. (16 мин)

  5. Домашнее задание (1 мин)

  6. Итог урока. (5 мин)

Ход урока:

  1. Орг. момент.

– Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока: «Поиск информации в компьютерных сетях». Сегодня на уроке мы познакомимся с поисковыми системами, со способами поиска информации в Интернете и будем учиться эффективно искать нужную для нас информацию.

  1. Актуализация знаний.

– Но для успешного достижения нашей цели давайте ответим на несколько вопросов из изученных вами ранее тем (фронтальный опрос).

Содержание опроса:

Что называется компьютерной сетью?

Назовите виды компьютерных сетей.

Что такое Интернет?

Что называется Web-страницей, Web-сайтом?

Что представляет собой гиперссылка?

Какую функцию выполняет Web-сервер?

Что называется Web-браузером?

Из чего состоит адрес сайта? (слайд №2)

Что означает http?

Как расшифровывается WWW?

– Говорят, что в Интернете есть все. Сеть Интернет растет очень быстрыми темпами, поэтому найти нужную информацию среди огромного количества Web-страниц становится все сложнее. Поэтому особенно актуально правильно и грамотно научиться, казалось бы, простой вещи – где и как искать, чтобы получать желаемые ответы. В итоге поиск информации в Интернете можно считать одной из самых трудных задач.

  1. Изложение нового материала.

Откройте тетради, запишите число, тему урока «Поиск информации в Интернете». Давайте рассмотрим, какие существуют способы поиск.

Выделяют три основных способа:

по конкретному адресу веб-страницы;

передвигаясь по гиперссылкам;

используя специальную поисковую систему.

Какой же из этих способов самый лучший? Запомните этот вопрос, ответ на него мы с вами дадим в конце урока

Первый способ: набор адреса конкретной веб-странички Какие есть плюсы у этого способа, по-вашему? А какие минусы? В каких ситуациях мы можем применять этот способ? Что нужно знать, чтобы пользоваться этим способом

Второй способ: переход по гиперссылкам Посмотрите на картинку, какое количество гиперссылок мы с вами сейчас видим! Какие же минусы можно отметить? А какие плюсы?В каких ситуациях мы можем применять этот способ?

Третий способ: поиск с помощью поисковых систем .Поисковая система — веб-сайт, предоставляющий возможность поиска информации в Интернете. По принципу действия поисковые системы делятся на два типа: поисковые каталоги и поисковые индексы

Поисковые каталоги служат для тематического поиска. Информация на этих серверах структурирована по темам и подтемам. Имея намерение осветить какую-то узкую тему, нетрудно найти список web-страниц, ей посвященных. Катало́г ресурсов в Интернете или каталог интернет-ресурсов или просто интернет-каталог — структурированный набор ссылок на сайты с кратким их описанием.

Каталог, в котором ссылки на сайты внутри категорий сортируются по популярности сайтов, называется рейтинг (или топ).

Поисковые индексы работают как алфавитные указатели. Клиент задает слово или группу слов, характеризующих его область поиска, — и получает список ссылок на web-страницы, содержащие указанные термины.

Как же работают поисковые индексы ? Поисковые индексы автоматически, при помощи специальных программ (веб-пауков), сканируют страницы Интернета и индексируют их, то есть заносят в свою огромную базу данных.

Поиско́вый робот («веб-пау́к») — программа, являющаяся составной частью поисковой системы и предназначенная для обхода страниц Интернета с целью занесения информации о них (ключевые слова) в базу поисковика. По своей сути паук больше всего напоминает обычный браузер. Он сканирует содержимое страницы, забрасывает его на сервер поисковой машины, которой принадлежит и отправляется по ссылкам на следующие страницы.

В ответ на запрос, где найти нужную информацию, поисковый сервер возвращает список гиперссылок, на которых нужная информация имеется или упоминается. Обширность списка может быть любой, в зависимости от содержания запроса.

Какие плюсы вы можете отметить для данного способа?А минусы?

С какими трудностями связан поиск информации через поисковую систему, кроме того, что количество ссылок огромно?

А теперь давайте поближе познакомимся с самыми популярными в России поисковыми системами . Рейтинг показывает, что наиболее популярной является поисковая система Яндекс Яндекс — российская система поиска в Сети. Сайт компании, Yandex.ru, был открыт 23 сентября 1997 года. Головной офис компании находится в Москве. У компании есть офисы в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Одессе и Киеве. Слово «Яндекс» (состоящее из буквы «Я» и части слова index; обыгран тот факт, что русское местоимение «Я» соответствует английскому «I») придумал Илья Сегалович, один из основателей Яндекса,

Поиск Яндекса позволяет искать по Рунету документы на русском, украинском, белорусском, румынском, английском, немецком и французском языках с учётом морфологии русского и английского языков и близости слов в предложении. Отличительная особенность Яндекса — возможность точной настройки поискового запроса. Это реализовано за счёт гибкого языка запросов.

По умолчанию Яндекс выводит по 10 ссылок на каждой странице выдачи результатов, в настройках результатов поиска можно увеличить размер страницы до 20, 30 или 50 найденных документов.

Время от времени алгоритмы Яндекса, отвечающие за релевантность выдачи, меняются, что приводит к изменениям в результатах поисковых запросов. В частности, эти изменения направлены против поискового спама, приводящего к нерелевантным результатам по некоторым запросам.

Вторая по популярности система это «Рамблер». История поисковика "Рамблер" начинается в 1991 году в городке Пущино Московской области. Именно там группой единомышленников была создана компания "Стек". Возглавил компанию "Стек" Сергей Лысаков. Занималась компания локальными сетями и подключением к Интернету.

Уже в 1996 году, Сергей Лысаков и программист Дмитрий Крюков приняли решение разработать первую русскую поисковую систему для Интернета. Дмитрий Крюков придумал название проекту - Rambler. В переводе Rambler означает "скиталец, странник, бродяга", что созвучно с принципом работы робота поисковика.

26 сентября 2006 года было зарегистрирован домен rambler.ru и уже 8 октября компания "Стек" активизировала систему.

На третьем месте Google . Лидер поисковых машин Интернета, Google занимает более 70 % мирового рынка. Cейчас регистрирует ежедневно около 50 млн поисковых запросов и индексирует более 8 млрд веб-страниц. Google может находить информацию на 115 языках. Корпорация основана в 1998 году аспирантами Станфордского университета Ларри Пейджем и Сергеем Брином

По одной из версий, Google — искажённое написание английского слова googol. "Googol (гугол)" – это математический термин, обозначающий единицу со 100 нулями. Этот термин был придуман Милтоном Сироттой, племянником американского математика Эдварда Каснера, и впервые описан в книге Каснера и Джеймса Ньюмена "Математика и воображение" (Mathematics and the Imagination). Использование этого термина компанией Google отражает задачу организовать огромные объемы информации в Интернете.

Интерфейс Google содержит довольно сложный язык запросов, позволяющий ограничить область поиска отдельными доменами, языками, типами файлов и т. д.

Ну вот мы и познакомились со способами поиска информации в Интернете. Давайте вспомним их, а также еще раз вспомним положительные и отрицательные стороны каждого .

  1. Практическая работа.

– Ребята, сейчас мы будем учиться быстро и эффективно искать нужную нам информацию в Интернете. Мы с вами проделали подготовительную работу: разбились на группы (2-3 человека),Вы должны быстро найти ответы на вопросы, . Команда, которая ответила на вопросы первой ,поясняет какой запрос был задан поисковой системе.

Вопросы к поиску информации в Интернете

  • Одно из древнейших сооружений, используемое для получения астрономической информации, было построено примерно во II веке до н. э. и находится в Англии недалеко от города Солсбери. В 1963 году с помощью новейших методов исследования было уставлено, что это сооружение дает направления на крайние положения Солнца и Луны, и помогает предсказать время Солнечного и Лунного затмений. Как называется это сооружение?

  • Первые компьютерные вирусы были безобидными, и только через десятилетие после создания первого компьютерного вируса произошел первый в истории случай, когда компьютерная программа причинила реальный многомиллионный ущерб. Ее автор отделался десятитысячным штрафом и работами по восстановлению систем, пострадавших от его вируса. В каком году это произошло и кто создатель этого компьютерного вируса?

  • Небольшой регион большой страны, в котором размещен сложным образом взаимодействующий конгломерат из тысяч микроэлектронных фирм. Здесь работают и живут почти 40% общего числа инженеров в области электроники, информатики и вычислительной техники этой страны. Название региону придумал журналист Д.Хофлер. Как называется этот регион и где находится?

  • Одна из мировых пустынь на космических снимках предстала в новом виде – как письмо какой-то инопланетной цивилизации. Состоит оно из рисунков животных, и многочисленных геометрических фигур. Некоторые считают, что их могли нанести только с летательного аппарата, т.к. в чертежи заложено сферическое искривление. Что это за пустыня?

  • Самуил Яковлевич Маршак написал много интересных и полезных книг для детей. Почти сразу после войны (в 1946 г.) им была написана «Разноцветная книга». Каждая новая страница "Разноцветной книги" не похожа на обычную, воображение читателя рисует красочные картины, и он начинает замечать «как прекрасен этот МИР». Маршак очень тщательно продумывал каждое стихотворение и порядок страниц. Стихотворение одной из страниц книги трижды менялось в разных изданиях. Какая страница печаталась в трёх разных редакциях?

  • Современный русский алфавит содержит 33 буквы. В последнее время разгорелись жаркие споры о целесообразности использования буквы «Ё». Назовите фамилию и имя женщины, которой русская письменность обязана изображением буквы «Ё»?

  • Каждый помнит, как смотрел детскую передачу «Спокойной ночи, малыши». Сюжет передачи, как правило, состоит из поучительной истории, в которой принимают участие кукольные персонажи. Некоторое время вело передачу существо, которым раньше пугали детей, предостерегая от купания в омутах. Как его звали?

  • Каково имя человека, первым увидевшего айсберг, послуживший причиной гибели "Титаника"?

  • Все шрифты можно разбить на виды (гарнитуры), объединенные общим характером графического построения знаков. В советское время была разработана гарнитура, использующаяся в книгах и журналах для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Назовите фамилию женщины, являвшейся автором официальной букварной советской шрифтовой гарнитуры.

  • Доисторические люди использовали для передачи важной информации голос. Для усиления передаваемого звука тысячелетия назад стали использовать полые стволы деревьев и позднее барабаны. Кроме того, человек использовал для передачи вестей огонь и дым. Следующим видом связи в истории человечества стали гонцы — вначале пешие, позднее конные. Русская почта является одной из старейших в Европе. Во времена Петра I были учреждены первые почтамты. В какой срок (дней) по указу Петра I должна была доставляться почта между Москвой и Архангельском в летнее и зимнее время?






Ответы на вопросы:


  1. Стоунхендж — «висячие камни»

  2. 1988, Роберт Моррис

  3. Кремниевая долина

  4. Пустыня Наска

  5. Красная страница

  6. Екатерина Дашкова

  7. Шишига

  8. Фредерик Флит

  9. Елена Царегородцева

  10. 8-ой и 9-ый день

Домашнее задание

– Послушайте домашнее задание. Я вам предлагаю совместно создать коллекцию ссылок по подготовке к

Итог урока.

– Что нового вы узнали на уроке?

Оценивание ребят за практическую работу.



Использованные источники и литература:

  1. Информатика-9. Учебник для 9 класса. Угринович Н. Д. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014;

  2. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе (7-Методическое пособие для учителей. Угринович Н. Д. — М.: БИНОМ. Лаборатория зна­ний, 2015;

  3. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ, Базовый курс: Учебник для 8 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014

  4. Семаким И.Г. Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок информатики в 9 классе по теме "Поиск информации"

Автор: Москаленко Светлана Васильевна

Дата: 06.11.2017

Номер свидетельства: 437230

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Урок информатики. 5 класс. Тема "Обработка информации" "
    ["seo_title"] => string(52) "urok-informatiki-5-klass-tiema-obrabotka-informatsii"
    ["file_id"] => string(6) "173486"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423999142"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(240) "Технология проблемно-диалогического обучения как средство реализации ФГОС. Тема: «Представление информации в виде таблиц» 5 класс"
    ["seo_title"] => string(147) "tiekhnologhiia-probliemno-dialoghichieskogho-obuchieniia-kak-sriedstvo-riealizatsii-fgos-tiema-priedstavlieniie-informatsii-v-vidie-tablits-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "269294"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450796093"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Разработка урока по информатике на тему: "Поиск и отбор информации, методы поиска, критерии отбора" (11 класс)"
    ["seo_title"] => string(93) "razrabotkaurokapoinformatikienatiemupoiskiotborinformatsiimietodypoiskakritieriiotbora11klass"
    ["file_id"] => string(6) "305868"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458011790"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Урок информатики на тему "Безопасный Интернет" (проектная деятельность) "
    ["seo_title"] => string(75) "urok-informatiki-na-tiemu-biezopasnyi-intierniet-proiektnaia-dieiatiel-nost"
    ["file_id"] => string(6) "117352"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412775186"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Конспект урока "Поиск информации" 8 класс "
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt-uroka-poisk-informatsii-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "107569"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403324668"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства