Урок №6. (5 класс)
Тема: Передача информации.
Планируемые образовательные результаты:
предметные – общие представления о передаче информации как информационном процессе; представления об источниках информации, информационных каналах, приѐмниках информации;
метапредметные – понимание единой сущности процесса передачи информации;
личностные – понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики.
Решаемые учебные задачи:
1) раскрыть суть информационного процесса передачи информации, ознакомить учащихся со схемой передачи информации;
2) рассмотреть примеры передачи информации, научить выделять в них источники информации,
информационные каналы, приѐмники информации
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
информация;
действия с информацией;
передача информации;
источник информации;
информационный канал;
приемник информации.
Оборудование: презентация «Средства передачи информации»; презентация «Носители информации»; презентация к уроку.
Ход урока.
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Работа по вопросам.
- Какими свойствами обладает память человека?
- Чем отличается память человека от памяти человечества?
- Почему информацию, которую мы помним наизусть, можно назвать оперативной?
- Какие сведения вы храните в своей записной книжке?
- Как можно назвать записную книжку с точки зрения хранения информации?
- Перечислите достоинства хранения в оперативной и долговременной памяти.
- Перечислите недостатки.
- Объясните своими словами, что такое носитель информации.
(любой материальный объект, используемый для хранения на нем информации)
- Какие носители информации вам известны?
- Каким носителем информации вы пользуетесь чаще всего?
- Что такое файл?
(это информация, хранящаяся во внешней памяти и обозначенная именем)
Работа над новым материалом.
- Тема сегодняшнего урока «Передача информации». Слайд №1
Схема передачи информации. Слайды №2-4
- Люди передают друг другу просьбы, приказы, отчёты, публикуют книги, статьи, рекламные объявления.
- Передача информации происходит при чтении книг, при просмотре телепередач.
- Любой процесс передачи информации упрощённо можно представить следующей схемой.
(просмотр на слайде)
- Назовите источники и приемники информации в каждом приведенном примере.
а) источник – приемник
б) источник – приемники
в) источники – приемник
г) источник-приемник – приемник-источник
- Почему в последнем случае стрелочки показывают в обе стороны?
Информационные каналы. Слайд №5
- Информационные каналы могут быть биологическими и техническими.
сигналы несут информацию от органов чувств к мозгу;
техническими информационными каналами являются телефон, радио, телевидение, компьютерные сети, с помощью которых люди обмениваются информацией.
Разбор схем передачи информации. Слайды №6-9
Ситуация 1 : вы переходите дорогу на регулируемом перекрёстке.
(односторонняя передача информации)
Ситуация 2: играя в компьютерную игру, вы постоянно обмениваетесь информацией с компьютером: воспринимаете сюжет, правила и текущую ситуацию, анализируете полученную информацию и передаёте компьютеру некоторые управляющие команды.
(взаимный обмен информации)
Ситуация 3: просмотр телепередачи всей семьёй.
- Сколько источников и сколько приемников информации?
Ситуация 4: вы готовите сообщение по истории.
- Что источник и что приемник информации?
Обмен информацией в природе. Слайды №10-11
- В живой природе постоянно происходит приём и передача информации.
Свет и тепло, которые несут солнечные лучи, указывают растениям, когда надо распускать почки, а когда - сбрасывать листву, готовясь к зиме.
Лесные и луговые цветы, испуская аромат, сообщают насекомым о том, что в чашечках цветов заготовлен нектар, который можно взять, прихватив и пыльцу для опыления других цветов.
Удивителен способ передачи информации у пчёл – это язык танца. Пчела, нашедшая цветущую поляну, прилетает к улью и начинает танцевать в воздухе перед собратьями, после чего пчелиный рой отправляется в указанное место за нектаром.
Помехи при передаче информации. Слайд №12
Искажение звука в телефоне.
Шум, влияющий на работу радиоприёмника.
Искажение или затемнение изображения в телевизоре.
Ошибки при передаче по телеграфу.
- В результате, передаваемая информация может быть потеряна или искажена.
Работа по вопросам параграфа. Слайды №13-15
1) Как называется:
- Сторона, передающая информацию. (источник информации)
- Сторона, принимающая информацию. (приемник информации)
2) Вспомните сказку А.С. Пушкина о царе Салтане. Пока Салтан воевал, царица родила сына – царевича Гвидона. Назовите источник информации, её приёмник
и информационный канал. Кто в данной ситуации создавал помехи для передачи информации?
Источник – царица; приемник – царь Салтан; гонец – канал связи; помехи – ткачиха, повариха, Бабариха.
3) Какие источники информации использовали следующие персонажи сказок А.С. Пушкина:
а) царевич Елисей, искавший свою невесту; (ветер, Месяц)
б) злая мачеха, задумавшая извести свою падчерицу и доверявшая только одному источнику информации; (волшебное зеркальце)
в) царь Салтан, чтобы узнать о дальних странах; (рассказы купцов и тетушек)
г) царевич Гвидон, чтобы узнать о диковинках; (рассказы купцов)
д) царь Дадон, чтобы узнать о набегах врагов? (Золотой Петушок)
Динамическая пауза.
Просмотр презентации «Средства передачи информации».
(презентация к уроку 6_1)
Закрепление материала.
Работа по учебнику.
а) Схема передачи информации.
(изобразить в тетради) Слайд №2
- передает - - получает -
Биологические информационные каналы: органы чувств человека.
Технические информационные каналы: телефон, радио, компьютер, Интернет.
б) с. 44 №7. Работа в группах.
- Заполните таблицу. Слайд №3
| Ситуация | Источник | Приемник | Характер передачи |
1 | Школьник читает текст в учебнике | Учебник | Школьник | односторонний |
2 | Бабушка читает письмо | Письмо | Бабушка | односторонний |
3 | Мальчик просыпается от звонка будильника | Будильник | Мальчик | односторонний |
4 | Разговаривают две подруги Таня и Лена | Таня и Лена | Таня и Лена | двусторонний |
5 | Учитель объясняет новый материал всему классу | Учитель | Ученики класса | двусторонний |
6 | Регулировщик управляет потоками машин и пешеходов | Регулировщик | Пешеходы, водители | двусторонний |
7 | Человек читает объявление в газете | Газета | Человек | односторонний |
8 | Завуч вывешивает листочек с изменениями в расписании | Завуч | Ученики и учителя | односторонний |
9 | Диспетчер сообщает, что автобусный рейс отменяется | Диспетчер | Пассажиры | односторонний |
10 | Вывешен знак, запрещающий проезд по улице | Знак | Водители | односторонний |
11 | Мальчик получил пригласительный билет на елку | Билет | Мальчик | односторонний |
Домашнее задание.
с. 41-42, заполнить таблицу Слайды №4-5
Дата | | Событие |
40-е г.г. 19 в. | В США начала функционировать 1-я в мире компьютерная сеть |
1876 г. | В России построена 1-я телеграфная линия |
1895 г. | В Америке изобретен телефон |
30-е г.г. 20 в. | Русский ученый Попов открыл радиосвязь |
1969 г. | Создан первый телевизор |
Итог урока.