kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока «Передача информации».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

Образовательная

  • Закрепить понятие информации.
  • Сформировать понятие о способах передачи информации на разных этапах развития человечества.
  • Рассказать о языке передачи информации.
  • Выяснить, с помощью, каких технических средств можно передавать информацию.
  • Сформировать понятие “помехи” и выяснить способы их преодоления.

 Воспитательная

  • развивать приемы умственной деятельности (обобщение, анализ, синтез, оценивание), внимания, памяти, творческой активности.

 Развивающая

  • развивать познавательный интерес учащихся, основы коммуникативного общения, уверенность в собственных силах, аккуратность, воспитывать информационную культуру учащихся.

Вид урока:  комбинированный.

Тип урока:  комбинированный.

Методы обучения:  словесный, наглядный, практический, частично-поисковый 

Формы работы:  фронтальная, индивидуальная. 

Результаты урока:

Предметные

  • cформировать у обучающихся представление об информационном процессе передачи информации;
  • ввести понятия «источник», «приёмник», «информационный канал связи»;
  • познакомить со схемой передачи информации.

Метапредметные:

  • развивать логическое мышление, умения применять изученные понятия, результаты и методы для решения задач практического характера

 Личностные: 

  • формировать информационную  культуру 

Дополнительная литература

 -Босова Л.Л. Информатика: учебник для 6-го класса.

- Босова Л.Л. Уроки информатики в 5-6 классах. Методическое пособие.

- Босова Л.Л. Рабочая тетрадь для 6 класс.

- Босова Л.Л. Занимательные задачи по информатике. 

Используемое оборудование и наглядные пособия

- учебники Информатика 6 класс, Босова Л.;

 - мультимедийный проектор; 

- компьютеры;

 - презентация по теме урока; 

? раздаточный материал (листы с кроссвордом, листы-заготовки для выполнения практической работы, листы рефлексии).  

Ресурсы Интернет: www.lbz.ru, www.pedsovet.su, www.festival.1september.ru .   

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Дети, посмотрите, друг на друга, улыбнитесь и пожелайте хорошего настроения. Я также желаю вам прекрасного настроения и активной работы на уроке.

2. Актуализация знаний. (фронтальный опрос)

  1. Что такое информация?
  2. Как человек получает информацию?
  3. Что использует человек для получения более точной информации?
  4. Назовите известные Вам носители информации.
  5. Высказать свой прогноз о будущем информационных носителей. (слайд №2-6)
  1. Объяснение нового материала

Развитие человечества было бы невозможно без обмена информацией. С давних времён люди из поколения в поколение передавали свои знания, извещали об опасности или передавали важную и срочную информацию, обменивались сведениями.  И тема нашего сегодняшнего урока « Передача информации» (слайд №7)                                     Постановка цели и задачи урока.

- как же происходит процесс передачи информации?(смотрят  видео)

Просмотр видеофрагмента «Передача информации»  

- после просмотра видео:

- поясни, как происходит передача информации?

- Что может служить каналом связи?(слайд 9)

1. Скажите что может быть общего между поэтом А.С. Пушкиным и информатикой?

Оказывается великий поэт, выразитель своей эпохи, оставил свидетельство о том, как в древности люди передавали информацию. Вспомните:

Ветер по-морю гуляет и кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах на раздутых парусах.

Кораблик доставлял моряков в разные страны, они вели торг своими товарами, узнавали новости из разных стран и рассказывали о своей стране. На суше все важные новости доставлял гонец – человек, передающий устные сообщения.

Рассмотрим ситуацию:

“Встретились двое глухих. Один держит в руке удочку.

Другой спрашивает:

- Ты что, на рыбалку собрался?

- Да нет, я на рыбалку.

- А я думал, ты на рыбалку…”

Что помешало обмену информацией? Информация была передана, но до адресата не дошла из-за отсутствия физической возможности её воспринять. Ведь при любом обмене информацией должны существовать её источник и её приёмник.

Когда ты читаешь книгу, эта книга является для тебя источником информации, а ты – приёмник этой информации. Убери книгу – и информация в ней станет для тебя недоступной, поскольку исчез её источник. Закрой глаза или выйди в другую комнату – тогда для книги не будет приёмника информации.

Вывод: Если есть передача информации, то обязательно есть её источник и её приёмник (получатель). Слайд№9

Вот несколько ситуаций, в которых можно обнаружить передачу информации. Определи, кто или что является источником, а кто или что - приёмником. (Слайд№10)

  1. Пешеход переходит дорогу по регулируемому перекрёстку. ( источник-светофор, приемник-пешеход)
  2. Школьник учит уроки по учебнику. (источник-учебник, приемник-ученик)
  3. Мальчик играет на компьютере. (Взаимный обмен)
  4. Ты набираешь телефонный номер, чтобы позвонить. (источник –ты, приемник- телефонная станция)

Обратите внимание на то, что в одних ситуациях информация передаётся только в одну сторону, а в других происходит взаимный обмен информацией.

В каких из предыдущих ситуаций происходит обмен информацией и кто в какой момент становится то источником, то приёмником?

Приведенную выше схему передачи информации можно теперь уточнить:

Источник информации

Приёмник информации

  Передача не должна изменять информацию, а должна только переносить ее от источника к приемнику.

-  Для чего используют преобразование информации при пе­редаче? . (Слайд№11)

4. Физкультминутка

Руки к верху поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом их разведём

И к себе скорей прижмём. (Слайд№11-13)

5. Первичное закрепление с комментированием во внешней

Работа в тетради на печатной основе № 74.  (Приложение № 5) (Слайд № 14 – 17)

6. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Совместно выполняются №5, №6 и №7 на стр. 44–45 учебника. (Слайд № 18, 19)

7. Подведение итогов урока

Кто участвует в передаче информации?

С помощью чего передается информация?
(Дать оценку работе учащихся на уроке.)

9. Домашнее задание

§ 1.5, вопросы 1-4, 8 (устно); РТ: № 6, с. 12. (Придумайте примеры передачи различных видов информации, запишите их в графу «ситуация», укажите прием и источник в вашей ситуации, запишите их в тетрадь, укажитите характер канала связи, он указан стрелкой в схем), РТ:№8,с. 15. (Слайд№20)

10. Рефлексия учебной деятельности.

- Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Достигли ее? Какую отметку вы бы поставили себе за работу на уроке? Оцените свою работу.

 

 

Просмотр содержимого документа
«передача информации 5_klass»

«Передача информации».

ФИО Игошина Ирина Викторовна

Место работы МБОУ ООШ с. Большое Содомово

Район Тонкинский

Тема урока «Передача информации».

Учебник Босова Л. Информатика 6. Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ, 2007

Класс 5

Цель урока:

Образовательная

  • Закрепить понятие информации.

  • Сформировать понятие о способах передачи информации на разных этапах развития человечества.

  • Рассказать о языке передачи информации.

  • Выяснить, с помощью, каких технических средств можно передавать информацию.

  • Сформировать понятие “помехи” и выяснить способы их преодоления.

Воспитательная

  • развивать приемы умственной деятельности (обобщение, анализ, синтез, оценивание), внимания, памяти, творческой активности.

Развивающая

  • развивать познавательный интерес учащихся, основы коммуникативного общения, уверенность в собственных силах, аккуратность, воспитывать информационную культуру учащихся.

Вид урока: комбинированный.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Результаты урока:

Предметные

  • cформировать у обучающихся представление об информационном процессе передачи информации;

  • ввести понятия «источник», «приёмник», «информационный канал связи»;

  • познакомить со схемой передачи информации.

Метапредметные:

  • развивать логическое мышление, умения применять изученные понятия, результаты и методы для решения задач практического характера

Личностные:

  • формировать информационную культуру

Дополнительная литература

-Босова Л.Л. Информатика: учебник для 6-го класса.

- Босова Л.Л. Уроки информатики в 5-6 классах. Методическое пособие.

- Босова Л.Л. Рабочая тетрадь для 6 класс.

- Босова Л.Л. Занимательные задачи по информатике.

Используемое оборудование и наглядные пособия

- учебники Информатика 6 класс, Босова Л.;

- мультимедийный проектор;

- компьютеры;

- презентация по теме урока;

 раздаточный материал (листы с кроссвордом, листы-заготовки для выполнения практической работы, листы рефлексии).

Ресурсы Интернет: www.lbz.ru, www.pedsovet.su, www.festival.1september.ru .

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Дети, посмотрите, друг на друга, улыбнитесь и пожелайте хорошего настроения. Я также желаю вам прекрасного настроения и активной работы на уроке.

2. Актуализация знаний. (фронтальный опрос)

  1. Что такое информация?

  2. Как человек получает информацию?

  3. Что использует человек для получения более точной информации?

  4. Назовите известные Вам носители информации.

  5. Высказать свой прогноз о будущем информационных носителей. (слайд №2-6)

  1. Объяснение нового материала

Развитие человечества было бы невозможно без обмена информацией. С давних времён люди из поколения в поколение передавали свои знания, извещали об опасности или передавали важную и срочную информацию, обменивались сведениями. И тема нашего сегодняшнего урока « Передача информации» (слайд №7) Постановка цели и задачи урока.

- как же происходит процесс передачи информации?(смотрят видео)

Просмотр видеофрагмента «Передача информации»

- после просмотра видео:

- поясни, как происходит передача информации?

- Что может служить каналом связи?(слайд 9)

1. Скажите что может быть общего между поэтом А.С. Пушкиным и информатикой?

Оказывается великий поэт, выразитель своей эпохи, оставил свидетельство о том, как в древности люди передавали информацию. Вспомните:

Ветер по-морю гуляет и кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах на раздутых парусах.

Кораблик доставлял моряков в разные страны, они вели торг своими товарами, узнавали новости из разных стран и рассказывали о своей стране. На суше все важные новости доставлял гонец – человек, передающий устные сообщения.

Рассмотрим ситуацию:

“Встретились двое глухих. Один держит в руке удочку.

Другой спрашивает:

- Ты что, на рыбалку собрался?

- Да нет, я на рыбалку.

- А я думал, ты на рыбалку…”

Что помешало обмену информацией? Информация была передана, но до адресата не дошла из-за отсутствия физической возможности её воспринять. Ведь при любом обмене информацией должны существовать её источник и её приёмник.

Когда ты читаешь книгу, эта книга является для тебя источником информации, а ты – приёмник этой информации. Убери книгу – и информация в ней станет для тебя недоступной, поскольку исчез её источник. Закрой глаза или выйди в другую комнату – тогда для книги не будет приёмника информации.

Вывод: Если есть передача информации, то обязательно есть её источник и её приёмник (получатель). Слайд№9

Вот несколько ситуаций, в которых можно обнаружить передачу информации. Определи, кто или что является источником, а кто или что - приёмником. (Слайд№10)









  1. Пешеход переходит дорогу по регулируемому перекрёстку. ( источник-светофор, приемник-пешеход)

  2. Школьник учит уроки по учебнику. (источник-учебник, приемник-ученик)

  3. Мальчик играет на компьютере. (Взаимный обмен)

  4. Ты набираешь телефонный номер, чтобы позвонить. (источник –ты, приемник- телефонная станция)

Обратите внимание на то, что в одних ситуациях информация передаётся только в одну сторону, а в других происходит взаимный обмен информацией.

В каких из предыдущих ситуаций происходит обмен информацией и кто в какой момент становится то источником, то приёмником?

Приведенную выше схему передачи информации можно теперь уточнить:

Источник информации

Приёмник информации




Передача не должна изменять информацию, а должна только переносить ее от источника к приемнику.

- Для чего используют преобразование информации при пе­редаче? . (Слайд№11)


4. Физкультминутка

Руки к верху поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом их разведём

И к себе скорей прижмём. (Слайд№11-13)

5. Первичное закрепление с комментированием во внешней

Работа в тетради на печатной основе № 74. (Приложение № 5) (Слайд № 14 – 17)

6. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Совместно выполняются №5, №6 и №7 на стр. 44–45 учебника. (Слайд № 18, 19)

7. Подведение итогов урока

Кто участвует в передаче информации?

С помощью чего передается информация?
(Дать оценку работе учащихся на уроке.)

9. Домашнее задание

§ 1.5, вопросы 1-4, 8 (устно); РТ: № 6, с. 12. (Придумайте примеры передачи различных видов информации, запишите их в графу «ситуация», укажите прием и источник в вашей ситуации, запишите их в тетрадь, укажитите характер канала связи, он указан стрелкой в схем), РТ:№8,с. 15. (Слайд№20)

10. Рефлексия учебной деятельности.

- Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Достигли ее? Какую отметку вы бы поставили себе за работу на уроке? Оцените свою работу.











Приложение№1

Просмотр содержимого презентации
«повторение»

Что такое информация?

Что такое информация?

Как человек получает информацию?

Как человек получает информацию?

Что использует человек для получения более точной информации?

Что использует человек для получения более точной информации?

Назовите известные Вам носители информации.

Назовите известные Вам носители информации.

- поясни, как происходит передача информации? - Что может служить каналом связи?

- поясни, как происходит передача информации?

- Что может служить каналом связи?

Если есть передача информации, то обязательно есть её источник и её приемник.
  • Если есть передача информации, то обязательно есть её источник и её приемник.

ИСТОЧНИК

ПРИЁМНИК

Источник Приёмник 1. Источник Приёмни ки 2. 3. Источни ки Приёмник 4. Источник-приёмник Приёмник-источник

Источник

Приёмник

1.

Источник

Приёмни ки

2.

3.

Источни ки

Приёмник

4.

Источник-приёмник

Приёмник-источник

  • Назовите источники и приемники информации в каждой ситуации, изображенной на картинках.
  • Приведите свои примеры, соответствующие схемам.
Если есть передача информации, то обязательно есть её источник и её приемник.
  • Если есть передача информации, то обязательно есть её источник и её приемник.

ИСТОЧНИК

Второй вывод:

Только когда с помощью сигналов передается некоторый код, мы можем говорить о передаче информации

ИСТОЧНИК

Третий вывод:

В процессе передачи информация может утрачиваться, искажаться.

ПРИЁМНИК

ПРИЁМНИК

Информационный канал

Физкультминутка

Физкультминутка

Схема передачи информации Ситуация 1:  вы переходите дорогу на регулируемом перекрёстке. Односторонняя передача информации

Схема передачи информации

Ситуация 1: вы переходите дорогу на регулируемом перекрёстке.

Односторонняя передача информации

Схема передачи информации Ситуация 2:  играя в компьютерную игру, вы постоянно обмениваетесь информацией с компьютером: воспринимаете сюжет, правила и текущую ситуацию, анализируете полученную информацию и передаёте компьютеру некоторые управляющие команды. Взаимный обмен информации

Схема передачи информации

Ситуация 2: играя в компьютерную игру, вы постоянно обмениваетесь информацией с компьютером: воспринимаете сюжет, правила и текущую ситуацию, анализируете полученную информацию и передаёте компьютеру некоторые управляющие команды.

Взаимный обмен информации

Схема передачи информации Ситуация 3:  просмотр телепередачи всей семьёй. ? Сколько источников и сколько приёмников информации?

Схема передачи информации

Ситуация 3: просмотр телепередачи всей семьёй.

?

Сколько источников и сколько приёмников информации?

Схема передачи информации Ситуация 4:  вы готовите сообщение по биологии. ? Что источник и что приёмник информации?

Схема передачи информации

Ситуация 4: вы готовите сообщение по биологии.

?

Что источник и что приёмник информации?

Вопросы и задания Вспомните сказку А.С. Пушкина о царе Салтане. Пока Салтан воевал, царица родила сына – царевича Гвидона: … Шлёт с письмом она гонца, Чтоб порадовать отца. А ткачиха с поварихой, С сватьей бабой Бабарихой Извести её хотят, Перенять гонца велят; Сами шлют гонца другого… Назовите источник информации, её приёмник  и информационный канал. Кто в данной ситуации создавал помехи для передачи информации?

Вопросы и задания

Вспомните сказку А.С. Пушкина о царе Салтане. Пока Салтан воевал, царица родила сына – царевича Гвидона:

Шлёт с письмом она гонца,

Чтоб порадовать отца.

А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой

Извести её хотят,

Перенять гонца велят;

Сами шлют гонца другого…

Назовите источник информации, её приёмник и информационный канал. Кто в данной ситуации создавал помехи для передачи информации?

Вопросы и задания Какие источники информации использовали следующие персонажи сказок А.С. Пушкина:

Вопросы и задания

Какие источники информации использовали следующие персонажи сказок А.С. Пушкина:

  • царевич Елисей, искавший свою невесту;
  • злая мачеха, задумавшая извести свою падчерицу и доверявшая только одному источнику информации;
  • царь Салтан, чтобы узнать о дальних странах;
  • царевич Гвидон, чтобы узнать о диковинках;
  • царь Дадон, чтобы узнать о набегах врагов?
Домашнее задание Учебник: § 1.5, вопросы 1-4, 8 (устно); Рабочая тетрадь: № 6, с. 12., №8,с. 15.

Домашнее задание

Учебник:

§ 1.5, вопросы 1-4, 8 (устно); Рабочая тетрадь: № 6, с. 12., №8,с. 15.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока «Передача информации».

Автор: Игошина Ирина Викторовна

Дата: 25.12.2014

Номер свидетельства: 148007

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "План-конспект урока «Передача информации» по информатике с применением ЭОР по правилам предъявляемым ФГОС ООО. "
    ["seo_title"] => string(119) "plan-konspiekt-uroka-pieriedacha-informatsii-po-informatikie-s-primienieniiem-eor-po-pravilam-priediavliaiemym-fgos-ooo"
    ["file_id"] => string(6) "101462"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402418088"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Конспект урока "Передача информации", 5 класс "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-pieriedacha-informatsii-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "118354"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413118455"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Конспект урока информатики "Информация и информационные процессы в природе""
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekturokainformatikiinformatsiiaiinformatsionnyieprotsiessyvprirodie"
    ["file_id"] => string(6) "292935"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455374736"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект урока информатики и ИКТ «Интернет и его основные понятия». "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-informatiki-i-ikt-intierniet-i-iegho-osnovnyie-poniatiia"
    ["file_id"] => string(6) "164887"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422715818"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока по информатике и ИКТ «Интернет и его основные понятия». "
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-uroka-po-informatikie-i-ikt-intierniet-i-iegho-osnovnyie-poniatiia"
    ["file_id"] => string(6) "164898"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422716777"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства