МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №21 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИМАШЕВСКОГО РАЙОНА
ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ «Мой лучший урок»
Методическая разработка урока
По информатике в 5 классе
по теме:
« Передача информации.»
Учитель информатики
Комлева Кристина Геннадьевна
стаж работы 1 года и 2 месяца
2015 год
Ст. Роговская
Пояснительная записка
Направление: естественнонаучное
Программа: Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы/ 3-е издание – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 88с.: ил.
Авторы: Л.Л. Босова, А.Ю. Босова
Учебник: Информатика: учебник для 5 класса/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. 184 с. : ил.
Раздел: Информация вокруг нас
Количество часов в неделю: 1
В год: 34
Тема урока: Передача информации
Цели урока:
- Образовательные: Передача учащимся системы знаний о передачи информации.
- Развивающие : Развитие алгоритмического, критического, логического стилей мышления.
- Воспитательные: Воспитание в учениках средствами урока уверенности в своих силах. Ответственность за принятие решения, за результат
Тип урока урок изучения нового материала.
Форма урока Комбинированный
Методы обучения:
- Наглядные (интерактивная доска)
- Словесные
Форма работы на уроке:
- Коллективная
- Индивидуальная
Оборудование: ПК, интерактивная доска, презентация, проектор, учебник по информатике для 5 класса.
Здоровье сберегающие технологии: Динамическая пауза, физкультминутка
Деятельность учителя
Действия учащихся
Организационный момент.
Приветствие. Отметить отсутствующих. Объявляет этапы, цели и задачи урока:
- Сегодня на уроке мы рассмотрим еще одно информационное действие, узнаем об участниках этого информационного процесса и о схеме его выполнения.
- Вы знаете, что такое «бит»? (Бит – это единица измерения информации).
Внимательно слушают.
Отвечают на вопрос
Повторение и актуализация опорных знаний.
- О чем мы говорили с вами на прошлом уроке? (Приложение 1)
Работа с классом.
Ученики отвечают на вопросы письменно
Отвечают:
«О действии хранения информации и о информационных носителях»
Отвечают на вопросы.
Проверка домашнего задания.
- Покажите носители информации, которые вы нарисовали дома.
- Посмотрите рисунки друг у друга.
- Молодцы. Спасибо.
Дети показывают свои носители
- Посмотрите на экран. Вам предложен набор предметов.
Назовите предметы, которые являются носителями информации? (слайд2)
- Молодцы!
Ученики называют предметы, являющиеся носителями информации.
Физ. пауза для глаз:
- Быстро поморгайте, закройте глаза и посидите спокойно, медленно считая до 5.
- Повторите 3 раза.
Выполняют упражнения
Сегодня мы продолжаем изучать раздел «Информация вокруг нас». В начальной школе вы изучали понятия информации и действия с информацией. По этому, мы сегодня должны обобщить данные знания и углубить их. Разгадайте ребус и вы узнаете тему нашего урока
(слайд 3)
Ребята разгадывают ребусы
Объяснение нового материала.
(слайд 4)
Откройте тетради, запишите число и тему урока «Передача информации ».
- Как вы думаете, что мы должны выяснить о процессе передачи информации?
Вывод: мы должны определить: как происходит процесс передачи информации, кто является участниками данного процесса.
1. Приведите, пожалуйста, примеры из жизни, когда вы или вам передавали информацию? (слайд 5)
Молодцы.
Тема урока «Передача информации»
Предполагаемые ответы учащихся:
Нам нужно узнать, кто передает информацию, кто получает информацию, как можно передать информацию
Дети отвечают на вопросы учителя.
Предполагаемые ответы:
Общение людей (по телефону), на уроках в школе, слушаем новости по ТВ или радио и т.д.
2. Сколько сторон участвует в процессе передачи информации? (слайд 6)
*Если не скажут: запомните, что в передачи информации участвуют только 2 стороны:
Источник информации и её приёмник.
Должны ответить
«Две стороны»
3. Кто такой Источник информации?
4. Кто такой Приёмник информации
Тот, кто передает информацию.
Тот, кто ее получает
5. А с помощью чего можно передать информацию? (слайд 7)
С помощью писем, книг, записок. Телефона, ТВ, и т.п.
Верно, все эти средства передачи информации будем называть информационными каналами связи
Вывод: Итак, мы выяснили, что процесс передачи информации происходит по данной схеме, в которой:
- Источник – объект, который передает информацию.
- Приёмник – это объект, который получает информацию.
Информационный канал – это средство передачи информации.
Смотрят на экран, слушают учителя и запоминают определения.
Физ. пауза.
1. Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Пошевелите пальчиками.
2. С помощью жестов передайте мне информацию о том:
а) как вы прощаетесь с провожающими (помашем им ручками).
б) как вы смотрите вдаль.
в) что вам холодно.
г) о том, что вы победили в соревнованиях.
Молодцы, спасибо. Присаживайтесь.
Делают физические упражнения
-Важно, чтобы в процессе передачи информация она передавалась быстро, без искажений и помех. Приведите примеры жизненных ситуаций, когда передача информации происходила с помехами.
(слайд 8)
Приводят примеры
Первичное осмысление и закрепление полученных знаний.
3. Назовите источник информации, ее приемник и информационный канал.
- Скажите, из какой сказки этот фрагмент? Назовите (полное) точное название этой сказки.
(слайд 9)
Источник – сын царя
Приёмник – царь Салтан
Каналы связи – купцы
Помехи – ткачиха, повариха, Бабариха
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди
Вопросы: 1. Какой информационный процесс мы разбирали сегодня на уроке?
2. Назовите участников этого процесса?
3. Как называются средства передачи информации?
Молодцы.
Передача информации
Источник, приёмник
Информационные каналы связи
Домашнее задания:
(слайд 10)
1. Знать определения источника, приёмника, информационного канала связи.
2. Работа с учебником:
§ 6 стр. 41
- Дополнительное задание:
(приложение 2: кроссворд роздан всем ученикам)
Дети записывают домашнее задание
- Рефлексия
Оцените себя, как вы поняли материал сегодняшнего урока.
У вас на партах лежат листья дерева, выберите тот, который отражает сейчас ваше настроение; понравился ли вам урок; и поняли ли вы новый материал. ( Учащиеся поднимают фишки (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) на каждый вопрос, учитель отмечает для себя как усвоен материал: настроение хорошее, урок понравился, все понятно – «зеленый» ; настроение обычное, урок обычный, столкнулись с небольшими затруднениями – «желтый» ; настроение плохое, многое не понятно – «красный» ).
- Спасибо за урок. Перед выходом из кабинета не забываем прикрепить свой, выбранный лист, на «Дерево знаний»
Подходят к дереву и прикрепляют свои листья.