Урок информатики в 5 классе.
Тема: Передача информации.
Цели урока:
Дать учащимся представление об информационном процессе передачи информации;
Ознакомить учащихся со схемой передачи информации;
Повторить назначение устройств ввода и вывода информации.
Презентация урока в 5 классе на тему "Передача информации". Учебник Л.Босовой 5 класс
Первоначально люди использовали лишь средства ближней связи, опирающиеся на слух и зрение. О надвигающейся опасности можно было предупредить криком, правда, услышать его могли на расстоянии всего нескольких сот метров. Звук барабана, особенно популярный среди африканских племен, был способен донести сигнал тревоги уже на несколько километров. Для передачи сигнала тревоги на большие расстояния разные народы использовали дым костра. У австралийских аборигенов до сих пор сохранилось специальное слово, означающее «читать дым». Известно также применение костровой связи на Кавказе. Дозорные находились на расстоянии прямой видимости на возвышенных местах или башнях. Когда приближалась опасность (нападали враги), сигнальщики, зажигая цепочку костров, предупреждали об этом население. Сигнал, передаваемый как эстафета от одного дозорного к другому, быстро преодолевал значительные расстояния.
При необходимости передать на большое расстояние более сложное сообщение использовали гонцов (скороходов или всадников). Послания заучивались гонцами наизусть (часто в виде песен).
Иногда гонцы передавали в качестве посланий предметы. До наших дней дошла такая легенда. Персидский царь Дарий долгое время пытался завоевать скифов. Однажды скифский гонец привез ему странные дары: птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Дарий решил, что скифы готовы ему покориться и отдать свои земли, воды и коней. Ведь стрелы символизируют воинскую храбрость; птица быстра, как конь; лягушка живет в воде, а мышь — в земле. Но его советник по-другому истолковал это послание: «Улетайте в небо, как птицы, заройтесь в землю, как
мыши, спрячьтесь в болотах, как лягушки! Иначе погибнете от наших стрел!» Этот перевод оказался ближе к истине — понеся большие потери, войско персов двинулось назад.
С развитием письменности появилось такое средство дальней связи как почта.
Очень много открытий в области связи было сделано в XIX веке, когда люди овладели электричеством.
В 1876 году в Америке был изобретен телефон, позволивший для общения использовать не телеграфный код, а общепринятый человеческий язык: микрофон преобразовывал звук голоса в электрический сигнал (ток), а наушник превращал электрический сигнал в звук.
И для телеграфа, и для телефона требовались специальные кабели, а они стоили дорого, к тому же их не везде можно было проложить (например, по дну морей и океанов).
В 1895 году русский изобретатель А. С. Попов открыл радиосвязь, не требующую проводов и кабелей. Вначале радиосвязь мало чем отличалась от телеграфа. На передающем конце радист, периодически замыкая ключ, связанный с питанием радиопередатчика, посылал закодированное в виде коротких и длинных импульсов сообщение. На другом конце сообщение принималось на антенну, с помощью наушников преобразовывалось в короткие и длинные гудки и расшифровывалось другим радистом. Это было связано с тем, что радиосигнал, распространявшийся в пространстве, подвергался воздействию помех (грозовых разрядов, сигналов другой радиостанции). Такие помехи способны до неузнаваемости исказить звук человеческого голоса. Поэтому до середины 20-х годов XX века использовался специальный помехоустойчивый код Морзе. Со временем были изобретены различные способы помехозащитной записи звука и появилась звуковая радиосвязь, в человеческий быт вошли радиоприемники. Сегодня существует очень много мощных радиостанций. Чтобы не испытывать взаимных помех, они работают на разных радиоволнах — длинных, средних, коротких, ультракоротких и дециметровых. Но до сих пор в экстремальных ситуациях, когда существуют сильные природные помехи, используют радиотелеграфный способ передачи информации.
В конце 30-х годов XX века был изобретен способ передачи кодированного изображения с помощью волн. Был создан первый телевизор, сначала черно-белый, а затем цветной. Сегодня кроме вещательного телевидения возникли кабельное и спутниковое телевидение, появившиеся благодаря успехам в освоении космоса.
Спутниковая связь охватывает всю планету. Достаточно направить принимающую антенну на спутник, находящийся на большой высоте над планетой, и можно принять программу из телецентра, расположенного за десятки тысяч километров.
В 1969 году в США начала функционировать первая в мире компьютерная сеть. Она положила начало формированию всемирной компьютерной сети Интернет (Internet). Сотни миллионов компьютеров, включенных в Интернет, образуют единую информационную среду, открывающую любому человеку доступ ко всему информационному богатству человечества. Компьютерная сеть — средство оперативного обмена информацией. Количество писем, пересылаемых сегодня через сеть (по электронной почте), во многих странах уже превышает объем обычной почты. Это связано с очень высокой скоростью доставки информации. Так, электронное письмо, посланное по сети в Америку, достигнет адресата уже через несколько секунд, а письмо, отправленное с помощью обычной почты, — только через неделю. Через сеть можно получить программы и данные, хранящиеся в памяти компьютера, расположенного на другом континенте, электронную копию редкой книги или материалы из любого музея мира.
Вторая часть плаката — схема, описывающая любой процесс передачи информации. Стрелка от источника информации к приемнику — это канал связи.
Канал связи — это чаще всего техническое средство (телефон, радио, телевидение), с помощью которого происходит передача информации.
В передаче информации всегда участвуют две стороны: тот, кто передает информацию, и тот, кто ее получает.
Например, при переходе дороги по регулируемому перекрестку вы (приемник) принимаете информацию от светофора (источника). В этой ситуации информация передается в одну сторону, но бывают такие случаи, когда происходит взаимный обмен информацией. Например, играя в компьютерную игру, вы непрерывно обмениваетесь (принимаете и передаете) информацией с компьютером.
В случае просмотра телепередачи всей семьей, источник информации один (телепередача), а приемников несколько (члены семьи). А вот когда вы (приемник) пишете реферат, то желательно иметь как можно больше источников информации (книги, фотографии, телепередачи).
Очень важно, чтобы передача информации осуществлялась быстро и без искажений.