Конспект урока информатики в 6 классе по теме "Алгоритмы и исполнители".
Данный урок включен в цикл занятий по разделу «Алгоритмы». Всего предусмотрено программой 9 уроков, проведенный урок является вторым. Отбор форм и методов обучения на уроке определялся задачей, формирования новых знаний, развития познавательных возможностей школьников на этапе изучения нового материала. Данный тип урока определил его структуру:
Актуализация опорных знаний.
Информационная минутка.
Объяснение нового материала. Знакомство с новым исполнителем.
Закрепление нового материала. Систематизация понятия "исполнитель". Работа на интерактивной доске.
Физкультминутка: упражнения для глаз под музыкально-звуковое сопровождение.
Практическая работа на компьютере. Работа с исполнителями.
Работа с учебником.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Алгоритмы" »
Муниципальное общеобразовательное учреждение -
средняя общеобразовательная школа №3
города Аткарска Саратовской области
Урок информатики в 6 классе
«Алгоритмы и исполнители»
Учитель информатики
высшей категории
МОУ - СОШ №3
Бражникова Ольга Валентиновна
Тема: Алгоритмы и исполнители.
Цель урока: сформировать представление об исполнителях алгоритмов и о функциях, выполняемых человеком, компьютером и исполнителем алгоритмов.
Задачи урока:
Развивающие:
развитие приемов алгоритмического и логического мышления, памяти, внимания;
развитие навыков самоконтроля;
развитие навыков практического применения знаний при работе с конкретными исполнителями;
развитие умений и навыков сознательного и рационального использования современных компьютерных технологий в своей учебной деятельности.
Учебные (дидактические):
углубить полученные теоретические знания;
систематизировать представления об исполнителях;
развитие навыков составления алгоритмов для формального исполнителя;
формирование навыков решения алгоритмических задач.
Воспитательные:
формирование познавательного интереса как компонента учебной мотивации;
повышение информационной культуры учащихся;
воспитание ответственности, самостоятельности, самооценки, умения работать в коллективе.
Тип урока: Изучение нового материала
Вид урока: Комбинированный
Оборудование: компьютерный класс с операционной системой Windows XP, мультимедийный проектор, интерактивная доска, видео и аудио фрагменты, программно-методический комплекс «Мир информатики» 1-2 год обучения компании «Кирилл и Мефодий», программно-методический комплекс «Алгоритмика», 5-7 классы; дидактический материал.
Методы обучения: частично-поисковый; словесный; наглядный; практический.
Основные понятия
Алгоритм.
Исполнитель.
Формальный и неформальный исполнитель.
Система команд исполнителя.
План урока:
Организационный момент. Целеполагание.
2. Актуализация опорных знаний.
Информационная минутка.
Объяснение нового материала. Знакомство с новым исполнителем.
Закрепление нового материала. Систематизация понятия "исполнитель". Работа на интерактивной доске.
Контроль и коррекция знаний.
Физкультминутка: упражнения для глаз под музыкально-звуковое сопровождение.
Практическая работа на компьютере. Работа с исполнителями.
Каждый урок - это открытие, постижение тайны. Тайна нашего урока скрыта в этом ящике.
- Таинственный предмет является копией того, кто достоин награды за свои научные труды. Выполнение заданий урока дает нам ключи к тайне, скрытой в ящике. Всего нам нужно получить 7 ключей. Слайд 2.
- Пожелаем друг другу успешности. И не забудем о необходимости соблюдать основные требования техники безопасности, о выполнении профилактических упражнений для зрения и осанки. Слайд 3.
Начнем урок с разминки. Выпрямите спинки, сядьте ровно и посмотрите на доску. А теперь поверните голову вправо, насколько сможете, запомните это место на стене. Теперь вернитесь в исходное положение.
И снова поверните голову вправо, но постарайтесь посмотреть еще дальше. Спасибо, молодцы!
Уверена: у всех получилось посмотреть во второй раз дальше. Почему? Потому что перед нами стояла цель – увеличить предыдущее достижение.
Всегда, когда у человека есть цель, он может добиться гораздо большего.
Итак, цель нашего урока – изучить понятие “исполнитель алгоритма” и рассмотреть примеры исполнителей в жизни. Слайд 4.
А тема урока: «Алгоритмы и исполнители». Слайд 5.
- Откройте тетради, запишите число и тему урока.
Если задуматься, мир, в котором мы живем, и есть мир алгоритмов. Каждый из нас ежедневно использует различные алгоритмы: инструкции, правила, рецепты и т.п. Теория алгоритмов имеет большое практическое значение.
2. Актуализация опорных знаний.
- Что же такое алгоритм? Слайд 6.
(Алгоритм – описание конечной последовательности шагов в решении задачи, приводящей от исходных данных к требуемому результату.)
- Можно ли вращение Земли вокруг оси считать алгоритмом? Почему?
(В алгоритме последовательность шагов обязательно конечная). Слайд 7.
- В одной из русских народных сказок герою даётся поручение: “Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю, что”. Можно ли этот набор действий считать алгоритмом? Поясните. Слайд 8.
- Правильно, для того чтобы составить алгоритм, надо чтобы задача была четко сформулирована.
- Перед составлением алгоритма, что должно быть четко определено? (начальные условия - исходные данные и то, что предстоит получить - конечный результат). Слайд 9.
- Кто разрабатывает алгоритмы? (человек) Слайд 10.
- Кто исполняет алгоритмы? (Люди, животные и всевозможные устройства – компьютеры, роботы, станки, спутники, сложная бытовая техника, некоторые детские игрушки).
- Молодцы, ребята! Мы заработали первый ключ. Слайд с ключом № 1.
Через алгоритмы пролегает путь к автоматизации различных процессов, к созданию машин, обладающих удивительными свойствами, т.е. роботов.
3. Информационная минутка
Слайд 11.
Сегодня роботы умеют многое: петь, играть на музыкальных инструментах, готовить пищу, убирать помещение, понимать настроение человека, выполнять его голосовые команды. Есть роботы артисты, спортсмены, игрушки и даже робот – ребенок и, конечно, роботы - космонавты. К две тысячи двадцатому (2020) году на Луне планируется создать базу роботов с собственной электростанцией и научным оборудованием.
- Скажите мне, ребята, а кем являются эти роботы? (Исполнителями)
Запишем в тетради: Исполнитель. Пишем с большой буквы, точку не ставим.
Объяснение нового материала.
- Ребята, какие устройства вас окружают дома, на улице, как они облегчают нашу жизнь? (машины, телевизоры, мобильные телефоны, стиральные машины, пылесосы и т. д.) Слайд 12.
Все это автоматические устройства.
- Как мы можем назвать все эти устройства? (исполнителями)
Среди автоматических устройств наиболее совершенными исполнителями являются роботы. Самый впечатляющий пример исполнителя - компьютер. Его отличительная черта - универсальность.
Как может использоваться компьютер? (учиться, работать, играть, смотреть фильмы, слушать музыку…). Слайд 13.
Правильно, а кроме того, он может через программы управлять другими автоматическими устройствами.
Таким образом, исполнителем можно назвать любое устройство, способное выполнять набор команд.
- Посмотрите на доску, кого вы видите? (Солдаты, ученики, собака). Они выполняют различные приказы, требования, значит, они являются кем? Исполнителями. Слайд 14.
-Дадим определение понятию «исполнитель»
Исполнитель – человек, группа людей, животное или техническое устройство, способные выполнять заданные команды. Слайд 15.
В информатике рассматривают исполнителей двух видов: формальные и неформальные.
Исполнитель, который не вникает в то, что делает, не рассуждает, т. е. действует автоматически - формальный исполнитель.
Запишем в тетради: формальный.
Исполнитель, который, вникает в смысл, рассуждает, почему он так поступает, одни и те же команды выполняет по-разному, а иногда и вовсе отказывается выполнять их, - неформальный.
Запишем в тетради: и неформальный. Слайд 16.
Разработка алгоритмов для технических устройств - это трудоемкая задача, на решение которой способен только человек. Она требует от человека глубоких знаний и больших затрат времени.
Как создать алгоритм для конкретного исполнителя?
А сейчас мы посмотрим фрагмент мультфильма «Вовка в тридевятом царстве»
Видеоролик.
-Можно ли Двоих-из-Ларца назвать исполнителями? Слайд 17.
-Какими исполнителями они оказались? (формальными)
- Почему у Двоих-из-Ларца ничего не вышло? Все Вовкины приказанья они выполнили быстро и четко, но нужного результата не получили. (Они не поняли команды).
-Подумаем, какими должны быть команды, чтобы исполнитель нас не разочаровал. (Правильными и понятными исполнителю.)
- И конечно, надо выяснить, что исполнитель может делать. Собственно говоря, мы это делаем, когда, внимательно читаем инструкцию нового автоматического устройства.
Совокупность всех команд, которые может выполнить конкретныйисполнитель, называется системой команд этого исполнителя - СКИ.
Запишем в тетради: Система команд исполнителя (СКИ). (Назвать буквы: Эс, ка, и) Слайд 18.
-Вернемся к нашему сюжету. Ошибка Вовки в том, что он не выяснил, какие команды содержатся в СКИ близнецов из ларца. Слайд 19.
Ребята, дайте Вовкиным помощникам правильные команды. На слайде.
- Приведите пример команд из СКИ исполнителя собаки, стиральной машины.
Слайд с ключом № 2.
5. Закрепление нового материала
Для закрепления нового материала давайте ответим на предложенные вопросы:
1. Какой из объектов может являться исполнителем алгоритмов? Слайд 20.
Карта, гитара, краски, лейка, магнитофон.
2. Горничная каждое утро, убирая свой этаж, пылесосит ковровую дорожку. Назовите исполнителей в этой задаче. Укажите их вид.
Конечная последовательность действий, строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов. (АЛГОРИТМ)
Набор команд, которые понимает конкретный исполнитель. (СКИ)
Алгоритм, записанный на языке программирования. (ПРОГРАММА)
Исполнитель, который выполняет программу. (КОМПЬЮТЕР)
По вертикали:
Объект, который выполняет алгоритмы (ИСПОЛНИТЕЛЬ)
Человекоподобный исполнитель (РОБОТ)
Приказ исполнителю. (КОМАНДА)
Молодцы, вы правильно назвали все понятия, зашифрованные в кроссворде.
Слайд с ключом № 4.
Составление команд для разных исполнителей
Некий злоумышленник выдал следующий алгоритм за алгоритм получения кипятка: 1. Открыть кран газовой горелки.
2. Налить в чайник воды. 3. Поставить чайник на плиту. 4. Зажечь спичку. 5. Поднести спичку к горелке. 6. Ждать, пока вода не закипит.
7. Выключить газ.
Исправьте алгоритм, чтобы предотвратить несчастный случай. Слайд 23.
Порядок: 2-3-4-5-1-6-7
- Какой вывод можно сделать? (Важна четкая последовательность команд)
На интерактивной доске ученики составляют алгоритм «Почисти ковер» из заготовок, используя операции перемещения. Слайд 24.
А сейчас выполним практическое задание на доске. Нам дан формальный исполнитель Робот и его СКИ. Из предложенных команд алгоритм для чистки ковра.
Слайд с ключом № 5.
6. Физкультминутка: упражнения для глаз под музыкально-звуковое сопровождение. Слайд 26.
Выполним упражнение для глаз, его надо выполнять, не поворачивая головы.
Глазки вверх поднимем мы – улыбнемся.
Глазки вниз опустим мы – улыбнемся.
Глазки влево повернем – улыбнемся.
Глазки вправо повернем –
И работать мы начнем.
Индивидуальная работа на компьютере.
На уроках информатики мы будем рассматривать вымышленных учебных исполнителей. Вот некоторые из них: Черепашка, Кенгуренок, Кузнечик, Робот и т. д. Слайд 27.
И сейчас практическая работа на компьютере с одним из таких учебных исполнителей. Слайд 28.
Работа с исполнителем – разноуровневые задания - в программно-методическом комплексе «Мир информатики» компании «Кирилл и Мефодий».
Ребята откройте программу «Мир информатики»: первый год обучения; нажмите вкладку «Пример исполнителя»; нажмите на цветок.
Задание содержит разные уровни сложности. Чем выше уровень, тем больше команд, а значит, задание выполнить сложнее. Выберите сами уровень сложности из первых трех. Если кто-то из вас, выполнил выбранный уровень сложности, сообщите мне, я проверю задание, и вы сможете перейти на следующий уровень.
Один ребенок выполняет на доске. Поверка и демонстрация результата.
Молодцы, ребята. Закройте приложение. (Показ на доске)
- Кто являлся исполнителем (транспортер) и какую СКИ он выполнял? (вперед, назад, налево, направо). И хотя этот набор команд невелик, вам потребовались аккуратность и внимание при выполнении работы. Эти качества обязательно понадобятся вам в дальнейшем при составлении других, более сложных алгоритмов.
- Как вы понимаете высказывание Норберта Винера: «Любая машина стоит лишь столько, сколько стоит человек, который на ней работает»? Кто ответит на этот вопрос?
Верно, ребята. Мы должны помнить, что компьютер – это только машина, универсальная, безупречно выполняющая команды, но все-таки машина. А программу для нее составляет человек. Чтобы научится составлять программы, надо очень многое узнать. И сегодня мы сделали первый шаг на пути к этому. Потому что алгоритмика является фундаментом программирования. И я надеюсь, что в будущем кто-то из вас станет выдающимся программистом.
Слайд с ключом № 7. Ящик открывается.
Мы получили последний ключ. Откроем ящик. Достают изображение Мухаммеда Аль – Хорезми.
- Это арабский ученый Мухаммед Аль – Хорезми. Его имя увековечено во многих науках и сферах деятельности людей.
Подумайте, почему тайна нашего урока - его портрет.
С его фамилией связано происхождение слова «алгоритм». Слайд 30.
А более подробно об этом вы можете узнать в разделе учебника «Материал для любознательных» на странице 98
9. Домашнее задание.
Слайд 31. Запишите в дневники домашнее задание:
п. 3.2, РТ: №7 – 10, с.79 – 80. Дополнительно: п. 4.11 с. 98
Подготовьте к следующему уроку историческую справку об этом ученом.
Подведение итогов урока.
- Спасибо за работу. Наша цель выполнена – мы изучили понятие «исполнитель алгоритма», познакомились с новыми исполнителями и успешно применили свои знания в практических ситуациях.
Учитывая вашу активность и успешность на уроке, уровень выполнения практической работы за урок я поставили такие оценки: ….
Рефлексия.
- А теперь оцените свою работу на уроке, используя смайлики. Слайд 32.
Выберите такое настроение, которое сейчас у вас и покажите мне.
Ребята, мне приятно было работать с вами на уроке, надеюсь, что это взаимно. И в заключение я хочу поделиться с вами своим настроением и подарить вам свой смайлик. Слайд 33.
До свидания. Желаю вам успехов!
Используемая литература:
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.
Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Макарова Н.В., учебник «Информатика 5-6», Питер Пресс, 2008 .
Югова Н.А., Хлобыстова И.Ю. Поурочные разработки по информатике, 6 класс.- Москва «Вако», 2010.
Молодцов В.А., Рыжиков Н.Б., Современные открытые уроки информатики. «Феникс», 2007