kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока "Линейный алгоритм. Понятие. Представление в виде блок-схемы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок информатики в 7 классе на тему: 

«Линейный алгоритм.  Понятие.  Представление в виде блок-схемы»

Учитель информатики Мелихова Ольга Геннадьевна

МОДУЛЬ: Алгоритмы и программы.

ТЕМА УРОКА: Линейный алгоритм. Понятие. Представление в виде блок-схемы. (3 урок модуля)

ЦЕЛЬ УРОКА: познакомить учащихся с   понятием линейного алгоритма,  представлением в виде блок-схемы.

ЗАДАЧИ:

 Предметные:

  • формирование навыков записи алгоритмов с помощью блок-схем;
  • первичное формирование понятий о типах алгоритмических структур;
  • формирование представлений учащихся о линейных алгоритмах;
  • выработка умений записывать линейный алгоритм элементами блок-схемы;
  • организовать и направить познавательную деятельность учащихся на понимание сути алгоритмов, их свойств, способов описания.

 Метапредметные:

  1. познавательные УУД:
  2. развитие внимания, мышления, зрительной памяти учащихся;
  3. извлекать знания из различных источников (текста, рисунков, схем, условных обозначений);
  4. умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
  5.  коммуникативные УУД:
  6. учить детей контролировать свою речь (строить связной ответ) при выражении своей точки зрения по заданной тематике;
  7. развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;
  8. взаимодействовать друг с другом (слушать сравнивать и оценивать ответы других)
  9.  регулятивные УУД:
  10. составлять план решения учебной задачи;
  11. планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели; 

   Личностные:

  • формирование умения рефлексивной самооценки, умения анализировать свои действия, управлять ими;
  • научить воспринимать компьютер как инструмент информационной деятельности человека;
  • формирование информационной культуры, умения и навыков коллективного и самостоятельного овладения знаниями;
  • прививать учащимся умения общения и сотрудничества, опираясь на этические нормы, уважать мнение других.

ТИП УРОКА: комбинированный. Урок получения и закрепления новых знаний с использованием ЭОР.

ФОРМЫ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

МЕТОДЫ: словесные, наглядные, практические.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:     § 12.4 стр. 172-173.

ХОД УРОКА

I.  Оргмомент

1. Вводное слово учителя: 

Начать свой урок я хочу со слов из знаменитого произведения Льюиса Кэррола «Алиса в стране чудес»:

«Алиса спрашивает у кролика:

  • Куда мне надо идти?

Мудрый кролик ей отвечает:

  • Все зависит от того, куда Вам надо прийти»

Эти слова имеют глубокий смысл. Зачастую мы не находим решения задачи или какой-нибудь проблемы из-за того, что не можем выстроить правильно последовательность своих действий. Умный человек знает: чтобы не попасть впросак и добиться желаемой цели, нужно заранее продумывать и планировать свои действия. А как это сделать?

(Ученики: Нужно составить план.)   Слайд 1

А детальный план действий – это и есть алгоритм.

Сегодня уроке мы с вами повторим, что такое алгоритм, кого называют исполнителем алгоритма, какие формы записи алгоритмов вам известны. И самое главное, познакомимся с линейными алгоритмами. Итак, тема нашего урока… Линейный алгоритм

II. Актуализация и проверка усвоения изученного материала

Задание 1: перед вами 2 варианта различных последовательностей действий: Слайд 2

1 вариант                                                                 

  1. Выбрать интересную книгу
  2. Вытереть  с книги пыль.    
  3. Прочитать первую или последнюю страницу       
  4. Положить её на другое место.

   2 вариант

  1. Собрать грязную посуду в раковину.
  2. Включить воду.
  3. Вымыть посуду.
  4. Выключить кран с водой.

Вопрос: какая из этих последовательностей будет называться алгоритмом?

Вывод: что же мы называем алгоритмом?

Ответы детей: это понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящую от исходных данных к искомому результату.  

Но это еще не все. Алгоритм должен обладать определенными свойствами алгоритма. Давайте посмотрим – обладает ли эта последовательность действий свойствам алгоритма? Слайд 3

  • Дискретность,
  • детерминированность,
  • конечность,
  • результативность,
  • массовость.

Значит, эта последовательность действий является алгоритмом.

Назовите представленные формы алгоритма. … (словесная форма, графическая или блок-схема и программа). Слайд 4

Кто является исполнителем этого алгоритма? В словесной форме, в виде блок-схемы. Скажите, какая форма представления алгоритма здесь не представлена?  (Программа)

Кто является исполнителем программы?

Можно для этого алгоритма написать программу и кому?

Ответы детей: исполнителем программы может быть робот, способный мыть посуду.

А теперь «На ринг вызывается…» Слайд 5

У вас на столах лежат листочки. На них представлена последовательность  действий. Выясните, является ли последовательность действий алгоритмом.

Причем одинаковые задания у двух человек. Вначале высказывает свое мнение один человек, оппонент может быть согласен (выступает на одной стороне), может быть не согласен (выступает против), высказывает свое мнение.

Задание я высвечиваю на экране, все обучающиеся могут высказывать свое мнение.

Таким образом устанавливается истина.

1  Слайд 6     2. Слайд 7  

3  Слайд 8

III.  Изучение нового материала

  1. Демонстрация ролика
  2. - Сейчас я вам предлагаю посмотреть мультфильм «Завари чай в чайнике» и выполнить задание к нему (учащимся предлагается посмотреть мультфильм о том, как заварить чай в чайнике. Затем, по окончании мультфильма, дети вместе с учителем составляют блок-схему  алгоритма). http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/854022c0-136c-4ca9-a2f6-a257f11080b7/%5BNS-INF_2-02-06-08%5D_%5BIM_101%5D.swf

- Итак, скажите, в каком порядке в данном алгоритме записаны все шаги (действия)?

Ответы детей: друг за другом, по порядку.

- Будет ли выполнен алгоритм, если порядок выполнения команд будет нарушен, если мы поменяем блоки местами? (нет)

Перед вами линейный алгоритм.

Определение: алгоритм, в котором команды выполняются в порядке их записи, то есть последовательно друг за другом, называется линейным.

Слайд 11

С помощью блок-схемы данный алгоритм выглядит так. Обратите внимание: в блок-схеме используются блоки Начало-конец (овал) и блоки Процесс (прямоугольник). Это типовая блок-схема линейного алгоритма

Слайд 12

Физминутка   

    Слайды 13-19

IV. Закрепление нового материала.

Задание.   Вместе составим алгоритм «Закопай червонцы»

Задание. Научи Незнайку есть яблоко. Какого шага не хватает?

Слайд

Задание. Правильно ли Карлсон ест конфету?

Слайд 

Вспомним, как правильно  сидеть за компьютером.

Выполнение индивидуального задания на компьютере:

Задание 3 уровень – составить линейный алгоритм «Собрать снеговика» - задание из ФЦИОР (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/48135b4e-0caf-462c-983e-629fd5ea6df6/%5BNS-INF_2-02-06-08%5D_%5BIM_104%5D.swf).

Задание 2 уровень - составить линейный алгоритм «Уборка квартиры» - задание из ФЦИОР (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e5fdb511-4a83-4865-a2a8-90292a4dfcad/%5BNS-INF_3-01-01-02%5D_%5BIM_153%5D.swf).

Задание 1 уровень -  задание на листочке: расставить действия в нужном порядке «Собрать снеговика»

  1. Выполнение индивидуального задания на компьютере: составить линейный алгоритм

а) «Погладь рубашку» (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/273c1675-d3b9-45d1-8eaf-6be76a919a89/%5BNS-INF_3-01-01-02%5D_%5BIM_152%5D.swf),  

б) «Сделай бутерброд» (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/273c1675-d3b9-45d1-8eaf-6be76a919a89/%5BNS-INF_3-01-01-02%5D_%5BIM_152%5D.swf).

V. Итог урока

Наш урок подходит к концу и мне бы хотелось, чтобы каждый из вас сказал свое мнение о нем. А начать попробуйте со слов: “Сегодня на уроке я узнал…”, или “Сегодня мне понравилось …”, или “Сегодня мне не понравилось …”.

VI. Оценивание учащихся 

VII. Домашнее задание: 1. §12.4, стр. 172-173 читать,

             2.  Задача: составить блок-схему линейного алгоритма «Разжечь костер в лесу».

                        Урок окончен.

Спасибо за урок!     

Используемые Интернет-ресурсы:

  1. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/854022c0-136c-4ca9-a2f6-a257f11080b7/%5BNS-INF_2-02-06-08%5D_%5BIM_101%5D.swf
  2. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/273c1675-d3b9-45d1-8eaf-6be76a919a89/%5BNS-INF_3-01-01-02%5D_%5BIM_152%5D.swf
  3. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/67142898-a4ef-467d-b3ab-066e9b992233/%5BNS-INF_2-02-04%5D_%5BIM_098%5D.swf
  4. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/48135b4e-0caf-462c-983e-629fd5ea6df6/%5BNS-INF_2-02-06-08%5D_%5BIM_104%5D.swf
  5. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e5fdb511-4a83-4865-a2a8-90292a4dfcad/%5BNS-INF_3-01-01-02%5D_%5BIM_153%5D.swf

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Линейный алгоритм. Понятие. Представление в виде блок-схемы" »

Урок информатики в 7 классе на тему:

«Линейный алгоритм. Понятие. Представление в виде блок-схемы»

Учитель информатики Мелихова Ольга Геннадьевна

МОДУЛЬ: Алгоритмы и программы.

ТЕМА УРОКА: Линейный алгоритм. Понятие. Представление в виде блок-схемы. (3 урок модуля)

ЦЕЛЬ УРОКА: познакомить учащихся с понятием линейного алгоритма, представлением в виде блок-схемы.

ЗАДАЧИ:

 Предметные:

  • формирование навыков записи алгоритмов с помощью блок-схем;

  • первичное формирование понятий о типах алгоритмических структур;

  • формирование представлений учащихся о линейных алгоритмах;

  • выработка умений записывать линейный алгоритм элементами блок-схемы;

  • организовать и направить познавательную деятельность учащихся на понимание сути алгоритмов, их свойств, способов описания.

 Метапредметные:

  1. познавательные УУД:

  • развитие внимания, мышления, зрительной памяти учащихся;

  • извлекать знания из различных источников (текста, рисунков, схем, условных обозначений);

  • умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

  1.  коммуникативные УУД:

  • учить детей контролировать свою речь (строить связной ответ) при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

  • развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

  • взаимодействовать друг с другом (слушать сравнивать и оценивать ответы других)

  1.  регулятивные УУД:

  • составлять план решения учебной задачи;

  • планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели; 

  Личностные:

  • формирование умения рефлексивной самооценки, умения анализировать свои действия, управлять ими;

  • научить воспринимать компьютер как инструмент информационной деятельности человека;

  • формирование информационной культуры, умения и навыков коллективного и самостоятельного овладения знаниями;

  • прививать учащимся умения общения и сотрудничества, опираясь на этические нормы, уважать мнение других.

ТИП УРОКА: комбинированный. Урок получения и закрепления новых знаний с использованием ЭОР.

ФОРМЫ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

МЕТОДЫ: словесные, наглядные, практические.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: § 12.4 стр. 172-173.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

1. Вводное слово учителя:

Начать свой урок я хочу со слов из знаменитого произведения Льюиса Кэррола «Алиса в стране чудес»:

«Алиса спрашивает у кролика:

  • Куда мне надо идти?

Мудрый кролик ей отвечает:

  • Все зависит от того, куда Вам надо прийти»

Эти слова имеют глубокий смысл. Зачастую мы не находим решения задачи или какой-нибудь проблемы из-за того, что не можем выстроить правильно последовательность своих действий. Умный человек знает: чтобы не попасть впросак и добиться желаемой цели, нужно заранее продумывать и планировать свои действия. А как это сделать?

(Ученики: Нужно составить план.)

А детальный план действий – это и есть алгоритм.

Сегодня уроке мы с вами повторим, что такое алгоритм, кого называют исполнителем алгоритма, какие формы записи алгоритмов вам известны. И самое главное, познакомимся с линейными алгоритмами. Итак, тема нашего урока… Линейный алгоритм





II. Актуализация и проверка усвоения изученного материала

Задание 1: перед вами 2 варианта различных последовательностей действий:

1 вариант 2 вариант

  1. Выбрать интересную книгу

  2. Вытереть с книги пыль.

  3. Прочитать первую или последнюю страницу

  4. Положить её на другое место.

  1. Собрать грязную посуду в раковину.

  2. Включить воду.

  3. Вымыть посуду.

  4. Выключить кран с водой.




Вопрос: какая из этих последовательностей будет называться алгоритмом?

Вывод: что же мы называем алгоритмом?

Ответы детей: это понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящую от исходных данных к искомому результату.

Но это еще не все. Алгоритм должен обладать определенными свойствами алгоритма. Давайте посмотрим – обладает ли эта последовательность действий свойствам алгоритма?

  • Дискретность,

  • детерминированность,

  • конечность,

  • результативность,

  • массовость.

Значит, эта последовательность действий является алгоритмом.

Назовите представленные формы алгоритма. … (словесная форма, графическая или блок-схема и программа).

Кто является исполнителем этого алгоритма? В словесной форме, в виде блок-схемы. Скажите, какая форма представления алгоритма здесь не представлена? (Программа)

Кто является исполнителем программы?

Можно для этого алгоритма написать программу и кому?

Ответы детей: исполнителем программы может быть робот, способный мыть посуду.

А теперь «На ринг вызывается…»

У вас на столах лежат листочки. На них представлена последовательность действий. Выясните, является ли последовательность действий алгоритмом.

Причем одинаковые задания у двух человек. Вначале высказывает свое мнение один человек, оппонент может быть согласен (выступает на одной стороне), может быть не согласен (выступает против), высказывает свое мнение.

Задание я высвечиваю на экране, все обучающиеся могут высказывать свое мнение.

Таким образом устанавливается истина.

1 2.

3

III. Изучение нового материала

  1. Демонстрация ролика

  1. - Сейчас я вам предлагаю посмотреть мультфильм «Завари чай в чайнике» и выполнить задание к нему (учащимся предлагается посмотреть мультфильм о том, как заварить чай в чайнике. Затем, по окончании мультфильма, дети вместе с учителем составляют блок-схему алгоритма). http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/854022c0-136c-4ca9-a2f6-a257f11080b7/%5BNS-INF_2-02-06-08%5D_%5BIM_101%5D.swf



- Итак, скажите, в каком порядке в данном алгоритме записаны все шаги (действия)?

Ответы детей: друг за другом, по порядку.

- Будет ли выполнен алгоритм, если порядок выполнения команд будет нарушен, если мы поменяем блоки местами? (нет)

Перед вами линейный алгоритм.

Определение: алгоритм, в котором команды выполняются в порядке их записи, то есть последовательно друг за другом, называется линейным.









С помощью блок-схемы данный алгоритм выглядит так. Обратите внимание: в блок-схеме используются блоки Начало-конец (овал) и блоки Процесс (прямоугольник). Это типовая блок-схема линейного алгоритма





Физминутка



IV. Закрепление нового материала.

Задание. Вместе составим алгоритм «Закопай червонцы»

Задание. Научи Незнайку есть яблоко. Какого шага не хватает?

Задание. Правильно ли Карлсон ест конфету?

Вспомним, как правильно сидеть за компьютером.

Выполнение индивидуального задания на компьютере:

Задание 3 уровень – составить линейный алгоритм «Собрать снеговика» - задание из ФЦИОР (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/48135b4e-0caf-462c-983e-629fd5ea6df6/%5BNS-INF_2-02-06-08%5D_%5BIM_104%5D.swf).

Задание 2 уровень - составить линейный алгоритм «Уборка квартиры» - задание из ФЦИОР (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e5fdb511-4a83-4865-a2a8-90292a4dfcad/%5BNS-INF_3-01-01-02%5D_%5BIM_153%5D.swf).

Задание 1 уровень - задание на листочке: расставить действия в нужном порядке «Собрать снеговика»

  1. Выполнение индивидуального задания на компьютере: составить линейный алгоритм

а) «Погладь рубашку» (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/273c1675-d3b9-45d1-8eaf-6be76a919a89/%5BNS-INF_3-01-01-02%5D_%5BIM_152%5D.swf),

б) «Сделай бутерброд» (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/273c1675-d3b9-45d1-8eaf-6be76a919a89/%5BNS-INF_3-01-01-02%5D_%5BIM_152%5D.swf).

V
. Итог урока

Наш урок подходит к концу и мне бы хотелось, чтобы каждый из вас сказал свое мнение о нем. А начать попробуйте со слов: “Сегодня на уроке я узнал…”, или “Сегодня мне понравилось …”, или “Сегодня мне не понравилось …”.

VI. Оценивание учащихся

VII. Домашнее задание: 1. §12.4, стр. 172-173 читать,

2. Задача: составить блок-схему линейного алгоритма «Разжечь костер в лесу».



Урок окончен.

Спасибо за урок!





Используемые Интернет-ресурсы:

  1. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/854022c0-136c-4ca9-a2f6-a257f11080b7/%5BNS-INF_2-02-06-08%5D_%5BIM_101%5D.swf

  2. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/273c1675-d3b9-45d1-8eaf-6be76a919a89/%5BNS-INF_3-01-01-02%5D_%5BIM_152%5D.swf

  3. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/67142898-a4ef-467d-b3ab-066e9b992233/%5BNS-INF_2-02-04%5D_%5BIM_098%5D.swf

  4. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/48135b4e-0caf-462c-983e-629fd5ea6df6/%5BNS-INF_2-02-06-08%5D_%5BIM_104%5D.swf

  5. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e5fdb511-4a83-4865-a2a8-90292a4dfcad/%5BNS-INF_3-01-01-02%5D_%5BIM_153%5D.swf






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Мелихова Ольга Геннадьевна

Дата: 18.05.2015

Номер свидетельства: 212914

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства