Тема: Функциональная схема компьютера.
Цели:1.Познакомить учащихся со структурой персонального компьютера; показать связь между устройствами..
2.Развитие логического мышления, памяти, внимания, расширение, кругозора.
3. Воспитать бережное отношение к компьютеру.
Материал: О. Л. Соколова “Поурочные разработки”, стр. 162, 168- 172.
Оборудование: компьютерный класс, таблицы, ПК, модели устройств компьютера.
Класс: 10.
Дата:
План урока.
I. Организационный момент.
1. Приветствие
2.Проверка готовности к уроку.
II. Актуализация.
1.Беседа по пройденным темам:
- Как выглядела и как называлась первая ЭВМ?
- Почему вместо «ЭВМ» стали использовать термин компьютер?
III. Формирование новых знаний и умений.
Функциональная схема компьютера.
-Можно ли было у себя дома иметь компьютер первого поколения и почему?
- Почему сегодня компьютер есть практически у каждого человека?
- А вы не задумались над тем, на кого похож компьютер?
Нетрудно догадаться, что компьютер человек построил по образу и подобие своему, т.к. в первую очередь компьютер призван реализовывать его интеллектуальные возможности.
Давайте сравним, каким образом человек работает с информацией и как это делает компьютер. (Ученики вспоминают информационные функции человека, а второй столбец заполняем вместе)
Человек | Компьютер |
Прием (ввод) информации | Устройства ввода |
В «голове» Запоминание Информации Записи в тетради, на кассете и др. | Внутренняя (оперативная) память Память Внешняя(долговременная) память |
Процесс мышления (обработки информации) | Устройство обработки (процессор) |
Передача (вывод) информации | Устройство вывода |
Каким же образом все эти устройства взаимодействуют друг с другом?
Прежде всего, следует сказать, что же такое компьютер.
Компьютер- это программируемое электронное устройство, предназначенное для накопления, обработки и передачи информации.
Несмотря на огромное разнообразие вычислительной техники и ее необычайно быстрое совершенствование, фундаментальные принципы устройства машин во многом остаются неизменными и в частности архитектура ЭВМ.
Архитектурой компьютера называется его описание на некотором общем уровне, включающее логическую организацию структуру и ресурсы компьютера. В основу архитектуры современных компьютеров положен магистрально-модульный принцип и принципы Джона фон Неймана. Рассмотрим суть и того и другого принципа.
1. Компьютер не является неделимым, цельным объектом. Он состоит из некоторого количества устройств — модулей. Комплектовать свой компьютер из этих модулей пользователь может по собственному желанию. Он может легко заменять одни устройства на другие, тем самым модернизируя компьютер. А связаны все модули компьютера между собой через набор электронных линий ~ магистраль. Магистраль обеспечивает обмен данными между устройствами компьютера.
2. Джон фон Нейман, блестящий математик и физик, изучив конструкцию первых ЭВМ, пришел к идее нового типа логической организации ЭВМ, а именно:
Наличие устройства ввода-вывода информации;
логического устройства;
•Данные и программы хранятся вместе.
ПК представляет собой комплект устройств. Главным в этом комплекте является системный блок. Системный блок может иметь горизонтальную (Desktop) или вертикальную (Tower) компоновку. На передней панели системного блока находятся кнопка включения электропитания (Power), кнопка перезагрузки (Reset), щель для установки дискеты. На задней панели расположены разъемы для подключения внешних устройств.
Основные внутренние устройства компьютера размешаются на самой большой микросхеме, которая называется системной или материнской.
Внутри системного блока на материнской плате находится мозг машины: процессор и память.
Процессор представляет собой миниатюрную электронную схему, созданную путем очень сложной технологии и выполняющую обработку информации.
Память компьютера бывает внешней и внутренней.
Внутренняя память бывает нескольких типов. Основными видами внутренней памяти являются; оперативное запоминающее устройство (ОЗУ) и постоянное запоминающее устройство (ПЗУ). Процесс запоминания информации в ОЗУ можно сравнить с заучиванием чего-либо «на память», а информацию, находящуюся в ПЗУ — с врожденными безусловными рефлексами.
Внешняя память - это специальные, самостоятельные устройства, предназначенные для длительного хранения больших объемов информации (как тетради, книги, кассеты и т.д.). Здесь информация записывается и хранится на магнитных и лазерных дисках.
Для ввода информации в компьютер (текста, рисунка, программы и т.д.) используются устройства ввода. Обязательными являются клавиатура (для ввода символьной информации) и «мышь» - устройство манипуляторного типа, принцип работы которого основан на взаимодействии активных и пассивных элементов экрана.
Кроме вышеназванных устройств, для ввода информации используются такие устройства как сканер, цифровая фото- и видеокамера?
Человек непосредственно не может «заглянуть» в память компьютера и увидеть результат обработки информации. Это очевидно. Поэтому для получения информации в доступной человеческому восприятию форме используются устройства вывода информации. Наиболее распространенным и обязательным устройством вывода является монитор. Он быстро и оперативно отображает на экране как текстовую, так и графическую информацию. Для получения копии результатов на бумаге используется другое устройство вывода — принтер.
Для связи основных устройств компьютера между собой используется специальная информационная магистраль, обычно называемая инженерами шиной. Шина - это кабель, состоящий из множества проводов. Шина состоит из трех частей:
шина адреса, на которой устанавливается адрес требуемой ячейки памяти или устройства, с которым будет происходить обмен информацией;
шина данных, по которой собственно и будет передана необходимая информация;
шина управления, регулирующая этот процесс (например, один из сигналов на этой шине позволяет компьютеру различать между собой адреса
памяти и устройств ввода/вывода).
Для того, чтобы компьютер функционировал правильно, необходимо, чтобы все его устройства работали «дружно», «понимали» друг друга и не «конфликтовали» друг с другом. Обеспечивается такая работа благодаря одинаковому интерфейсу, который имеют все устройства компьютера.
Интерфейс - это средство сопряжения двух устройств, в котором все физические и логические параметры согласуются между собой.
Так как обмен данными между устройствами происходит через магистраль, то для согласования интерфейсов все внешние устройства подключаются в шине не напрямую, а через свои контроллеры (адаптеры) и порты (О). Примерная схема выглядит следующим образом:
Внешнее
устройство
Контролёр
Порт
Шина
Порты бывают последовательные и параллельные. К последовательным портам подсоединяют медленно действующие или удаленные устройства (мышь, модем), а к параллельным - более «быстрые» (сканер, принтер). Клавиатура и монитор подключаются к специализированным портам. «Сердцем» компьютера является - генератор тактовой частоты. Он вырабатывает электрические импульсы, и как кровь по сосудам посылает их по проводам. Таким образом, информация в виде электрических сигналов передается от одного устройства к другому. И в первую очередь тактовый генератор задает режим работы процессора.
И, наконец, еще одно устройство — блок питания. Блок питания преобразует переменное напряжение электросети в постоянное напряжение раз личной полярности и величины, необходимое для питания материнской платы и внутренних устройств. Блок питания содержит вентилятор, создающий циркулирующие потоки воздуха для охлаждения системного блока.
IV. Закрепление изученного.
Практическое задание-Изучение компонентов системного блока. (Работа выполняется под руководством учителя.)
1.Убедитесь в том, что компьютерная система обесточена и снята крышка с системного блока.
2.Установите местоположение блока питания.
3.Установите местоположение материнской платы.
4.Установите местоположение внешней памяти:
5.Проследите направление шлейфов магистрали и проводников электропитания.
6.Задайте учителю вопросы о прочих устройствах.
7.Разверните системный блок задней стенкой к себе.
8.Установите местоположение следующих разъемов:
v. Подведение итогов.
1. Анализ урока.
2.Постановка д/з.
3. Проставление оценок.