Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей
Пояснительная записка
Перечень нормативных документов, на основе которых написана программа:
· Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
· Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения
Общая характеристика учебного предмета
Особое значение пропедевтического изучения информатики в начальной школе связано с наличием в содержании информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического и алгоритмического мышления. С другой стороны, использование информационных и коммуникационных технологий в начальном образовании является важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность.
Учитывая эти обстоятельства, в курсе информатики и ИКТ для начальной школы наиболее целесообразно сконцентрировать основное внимание на развитии логического и алгоритмического мышления школьников и на освоении ими практики работы на компьютере.
Лексико-алгоритмический компонент курса информатики и ИКТ в начальной школе предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Цели изучения основ информатики в начальной школе:
1)развитие у школьников навыков решения задач с применение таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
– применение формальной логики при решении задач;
- алгоритмический подход к решению задач;
- системный подход;
- объектно-ориентированный подход;
2) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой;
3) создание у учеников навыков решения логических задач Ии ознакомление с общими приемами решения задач.
В курсе выделяются следующие разделы:
- описание объектов – атрибуты, структуры, классы;
- описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;
- описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;
- применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного рода задач.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Развитие логического, алгоритмического и системного мышления, создание предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, способствуют ориентации учащихся на формирование самоуважения и эмоционально – положительного отношения к себе, на восприятие научного познания как части культуры человечества.
Ориентация курса на осознание множественности моделей окружающей действительности позволяет формировать не только готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, но и уважение к окружающим, умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение.
Место курса «Информатика и ИКТ» в учебном плане.
Во 2 — 4 классах на уроки информатики и ИКТ отводится 102 ч. (1 ч. в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учебе и повседневной жизни можно отнести:
- критическое отношение к информации и избирательность ее восприятия;
- уважение к информации о частной жизни:
- осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
- начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
- планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
- поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Познавательные универсальные учебные действия:
- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно – графическая или знаково - символическая);
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с выполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- поведение под понятие;
- установление причинно–следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов
- выслушивание собеседника и ведение диалога;
- признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Предметные результаты. В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
- определять составные части предметов, а также состав этих составных частей;
- описывать местонахождения предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом);
- заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса ( в каждой ячейке таблицы значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов);
- выполнять алгоритмы с ветвлениями, с повторениями, с параметрами, обратные заданному;
- изображать множества с разным взаимным расположением;
- записывать выводы в виде правил «если…, то …»;
- по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если …, то …».
Содержание учебного предмета
Алгоритмы (9 ч.)
Вложенные алгоритмы. Алгоритмы с параметрами.
Циклы: повторение указанное число раз;
до выполнения заданного условия;
для перечисленных параметров.
Объекты (8 ч.)
Составные объекты. Отношение «состоит из». Схема (дерево) состава.
Адреса объектов. Адреса компонентов составных объектов.
Связь между составом сложного объекта и адресами его компонентов.
Относительные адреса в составных объектах.
Логические рассуждения (10 ч.)
Связь операций над совокупностями (множествами) и логических операций.
Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям.
Правила вывода «если … . то …». Цепочки правил вывода.
Простейшие графы «и - или».
Применение моделей (схем) для решения задач (7 ч.)
Приемы фантазирования ( прием «наоборот» , «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»).
Связь изменения объектов и их функционального назначения.
Применение изучаемых приемов фантазирования к материалам разделов 1- 3 (к алгоритмам, объектам и др.).
* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт