Тема урока: Кодирование информации.
5 класс
Цели и задачи:
Сформировать у учащихся понимание процессов кодирования и декодирования информации.
Показать различные виды кодирования в ходе работы с интерактивными моделями.
Продолжить развитие навыков работы за ПК.
Продолжить формирование познавательной потребности, интереса к предмету.
Продолжить формирование умения работать в команде.
План:
Актуализация знаний.
Проверка ДЗ.
Кодирование информации (презентация учителя).
Выполнение заданий в рабочей тетради.
Декодирование информации.
Работа в группах – разгадывание ребусов.
Работа за ПК: декодирование информации (работа с интерактивными моделями).
Тест.
ДЗ.
10.Итог урока
Вступительное слово учителя. Добрый день, ребята! Я долго думала, как бы поинтереснее начать наш урок, и поняла, что сама тема – Кодирование информации – уже завораживает, здесь кроется какой-то секрет! Чтобы побольше разных секретов узнать за урок, быстро открываем тетради и записываем тему урока.
Актуализация знаний. Вспомним, чем мы занимались на прошлом уроке и проверим домашнее задание.
- Мы говорили о действиях, которые можно совершать с информацией: хранение и передача.
СЛАЙД 2: Источником информации может быть всё, что угодно: любой объект или явление живой или неживой природы. Передача информации происходит в некоторой среде и называется информационным каналом или каналом передачи информации (воздух, солнечный свет, звуковые волны). Приёмник информации (получатель) – объект, принимающий сообщение, в результате чего происходит изменение его состояния.
СЛАЙД 3: Определите источник и приёмник информации.
-А скажите-ка мне, пожалуйста, как вы узнали, что начинается урок?
- Прозвенел звонок!
- Правильно! Это сигнал к началу урока. Как мы видим, информация от источника к приёмнику может поступать с помощью условных знаков, символов, жестов или различных сигналов.
Как мы уже говорили на прошлом уроке, сигнал может быть световым, звуковым, тепловым, электрическим или в виде жеста, движения, слова, сломанной веточки или другого условного знака.
3. Но для того, чтобы произошла передача информации, приёмник должен не только получить сигнал, но и расшифровать его. Что и произошло в нашем случае.
В процессе передачи или хранения информации и происходит её кодирование.
СЛАЙД 4: - А для кого предназначены эти знаки?
Поэтому заранее договариваются, как следует понимать те или иные сигналы и знаки, другими словами это называется - разработать код.
Определения записываются в тетрадь:
В школе:
Для общения друг с другом мы используем код – русский язык. При разговоре этот код передаётся звуками, а при письме – буквами.
В 1 классе у ВМ один ученик устал писать и сначала в предложении пропустил одно слово, а потом и вовсе решил вместо букв писать числа. Помогите ВМ восстановить первоначальный текст.
Одну и туже информацию можно кодировать разными способами:
При кодировании информации используется специальное средство кодирования – некоторая таблица, которая устанавливает соответствие между знаками разных кодов.
Для передачи информации на большие расстояния по телеграфу ещё 170 лет назад начали использовать Азбуку Морзе, которую придумал американский изобретатель Самуэл Морзе - а позднее – в радиосвязи. До сих пор в военных радиостанциях используется код Морзе, метеорологические станции передают информацию в виде кода Морзе целью надёжности передачи информации, так как не всегда передаётся качественно.
Закодируйте своё имя и запишите в тетрадь с помощью Азбуки Морзе.
И хотя информацию можно закодировать разными способами, основными из них считаются:
Графический (с помощью рисунков и знаков);
Числовой (с помощью чисел);
Символьный (с помощью символов алфавита).
Выбор способа кодирования зависит от цели:
4. Поможем капитану Врунгелю прочитать сообщения, подаваемые старшим помощником Ломом с помощью семафорной азбуки. Выполнение заданий в рабочей тетради Босовой: стр. 21 №17(1).
А есть особая азбука среди прочих систем кодирования информации – она предназначена для слепых. Её разработал французский педагог Луи Брайль. Ослепший в раннем детстве и очень страдавший от невозможности самостоятельно читать, придумал использовать для обозначения букв комбинации из 6 позиций, часть которых может быть выпуклой. Выпуклые точки наносятся на плотную бумагу и легко распознаются на ощупь.
5. В процессе передачи информации кроме кодирования происходит и её декодирование.
Пример: Как создаётся новая мелодия?
В памяти компьютера информация представлена в двоичном коде в виде цепочек нулей и единиц. Каждому символу, вводимому с клавиатуры, соответствует уникальная цепочка из восьми 0 и 1.
6. Ребус – это слово или фраза, закодированные с помощью комбинации фигур, букв и знаков (выполнение задания со слайда).
Работа в группах – разгадывание ребусов.
7. Работа за ПК: декодирование информации (работа с интерактивными моделями).
Тест.
ДЗ.
10.Итог урока:
Что мы узнали? - Способы кодирования: азбука Морзе, азбука Брайля, флажковая азбука, индейская…
Чему мы научились?- кодировать и декодировать информацию
Поставить оценки учащимся за урок.