Просмотр содержимого документа
«Тема: «ФОРМА ПРЕДМЕТОВ»»
1 класс Горячев___________________
Урок № 2.
Тема: «ФОРМА ПРЕДМЕТОВ»
Цели: научить определять форму предметов, группировать предметы по форме, выявлять закономерность в группировании предметов по форме.
Оборудование: принести любые, легко описываемые по признакам предметы, например: кусочек сахара, плитку шоколада, деревянную или пластмассовую линейку, однотонную ученическую тетрадь и т. п.; любые предметы для сравнения по парам, например: монета и пуговица, одинаковые по размеру, два цветных карандаша, 2 мяча и т. п.; задание для игры «Ребус».
Ход урока
Проверка домашнего задания 8 в тетради.
Ученики перечисляют предметы, «собранные» в первый мешок, и выделяют их общий признак. Аналогично перечисляются предметы, собранные во второй мешок.
Учитель выясняет, с раскрашиванием каких предметов возникли сложности (скорее всего, это машина) и как ученики справились с ними (машина должна быть или серой, или зеленой). (Серые предметы, зеленые предметы.)
II. Повторение.
III. Изучение нового материала.
Признаки предметов. Форма
Учитель предлагает рассмотреть форму предметов. Учитель поясняет, что предметы вокруг нас имеют сложную форму, поэтому мы будем изучать только простые формы, то есть формы геометрических фигур.
Ученики должны назвать и изобразить на доске основные геометрические фигуры: круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат, ромб и т. п.
Игра «Назови форму!» (с мячом).
Учитель называет предмет, бросая мяч ученику. Ученик возвращает мяч учителю с ответом, какой формы названный предмет.
Примеры: колесо - круглое, дверь - прямоугольная, крыша дома - треугольная, книга - прямоугольная, солнце - круглое, лимон - овальный и т. п.
Задание 9 в тетради.
Ученики должны пофантазировать, придумать, на что похожа каждая фигура, и дорисовать ее так, чтобы получилась картинка. Необходимо дать возможность представить результат своей работы как можно большему количеству учеников. Некоторые из них можно нарисовать на доске.
Задание 10 в тетради. Ключ:
а) круглое колесо - круглые часы,
б) прямоугольный конверт - прямоугольная тетрадь,
в) овальная картина - овальное зеркало.
Ученики должны соединить линиями разных цветов одинаковые по форме предметы. Вызванный ученик проговаривает название каждого предмета и его форму, после этого формируются пары.
Игра «Что такой формы?».
Учитель называет любую форму и предлагает детям назвать как можно больше предметов этой формы. Примеры:
Круг - тарелка, часы, компас, колесо и т. п.
Квадрат - кубик, коробка, песочница и т. п.
Овал - зеркало, яйцо, лимон, груша и т.п.
Прямоугольник - конверт, картина, пенал, тетрадь, книга и т. п. Выигрывает тот ученик, кто последний назвал предмет данной
формы.
Задание 11 в тетради.
Ученики должны раскрасить фигуры, из которых состоит, рисунок, определенным цветом. При выполнении этого задания вызванный ученик комментирует: «Солнце круглое, раскрашиваем желтым цветом. Облака овальные, раскрашиваем синим цветом». Можно подытожить выполнение этого задания вопросами: «Какие части Картинки имеют квадратную форму? (Окна.) Прямоугольную? (Дверь, труба, дом.)».
Задание 12*в тетради.
Ученики должны сравнить три торта, дорисовать недостающие фигуры и раскрасить так, чтобы торты стали одинаковыми
Задание 13* в тетради. Ключ:
а) треугольники,
б) круги,
в) квадраты.
Ученики должны определить общий признак у фигур в каждой группе. Для этого необходимо перечислить эти фигуры. Фигуры в первой группе можно проговорить вслух: «В первой группе изображен синий треугольник, белый треугольник, серый треугольник, черный треугольник. В первой группе все треугольники». Скорее всего, вторая и третья группы не вызовут затруднений, достаточно проговорить вывод.
Задание 14 в тетради.
Ученики должны зачеркнуть лишний предмет в каждой группе.
а) Ученикам необходимо перечислить предметы в группе, называя их форму (колесо - круглое, часы - круглые, монета - круглая, компас - круглый, пуговица - круглая, книга - прямоугольная). Почти все предметы в группе круглые. Книга мешает назвать общую форму всех предметов, ее необходимо вычеркнуть.
б*) Ученики должны обратить внимание на форму и цвет каждой фигуры.* Один из вариантов решения - вычеркнуть красный прямоугольник, так как все остальные фигуры синие. Второй вариант - лишний круг, остальные фигуры с углами. Если второй вариант решения не прозвучал, учитель должен подвести ребят к нему, задавая наводящие вопросы («А может быть, лишним...»).
Задание 15 в тетради.
Ключ: красный круглый шарик.
Ученики должны дорисовать ослику Иа-Иа шар и раскрасить его подходящим цветом.
Для этого необходимо определить цвет шарика и его форму. Все шарики у героев красные, значит, и шарик Иа-Иа должен быть красным. Форма шариков чередуется, поэтому необходимо проговорить: «У Винни круглый шар, у Совы - овальный шар, у Кролика -круглый, у Пятачка - овальный, у Иа-Иа ... круглыш.
IV. Итоги урока.
- Назовите, какой формы могут быть предметы.
Игра «Ребус».
Учитель демонстрирует ребятам последовательность фигур с буквами и просит прочитать имена ребят. Одно имя записано в треугольниках, второе - в кругах, а третье - в квадратах.
Можно на доске подготовить фигуры для записи имен.
ЛЛАООО
Загадки, задачи-шутки (см. Приложение 1, с. 139-140).
Домашнее задание.
Задание 16 в тетради.
Ученики должны раскрасить все треугольники коричневым цветом, а остальные фигуры - голубым цветом. В результате получится картина.