kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по черчению для 8 класса "Нанесение размеров с учетом формы предмета"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План - конспект урока по черчению для 8 класса

Тема урока:  Нанесение размеров с учетом формы предмета.

Цель урока: Научить школьников правильно наносить размеры. Развивать пространственное мышление, умения работать чертёжными инструментами. Воспитывать аккуратность при выполнении графических построений.

Методы: Беседа, объяснение, демонстрация, самостоятельная работа.

Оборудование: Учебник,инструменты, карточки – задания.

Тип урока: Комбинированный.

Структура урока

1.Орг. момент – 2-3 мин.

2.Проверка Д/З – 5 мин.

3.Новый материал – 10 мин.

4.Закрепление – 20 мин

5.Заключительная часть – 3 мин.

Ход урока

Орг.  момент.     Приветствие. Знакомство учащихся с темой и  планом проведения урока, мотивация предстоящей деятельности, ( желательно чтобы цели своей деятельности на уроке поставили сами дети, человека два – три достаточно) Запись темы в рабочую тетрадь

Проверка Д/З (Визуально у всех) Общие ошибки вынести на доску.

Провести краткий обзор – опрос учебного материала пройденного на прошлом уроке

Новый материал

Основные правила нанесения размеров вам уже известны. Рас­смотрим теперь на примере чертежа предмета — опоры (рис. 116) -некоторые дополнительные сведения о нанесении размеров.

Как определить, какие размеры и где необходимо нанести на чертеже предмета? Узнать это нам поможет анализ формы пред­мета (см. 11). Предмет, изображенный на рисунке 116, а, можно мысленно разделить на параллелепипед с кубическим отверстием и цилиндр

(рис. 116, б). Их размеры и наносят на чертеже: для параллелепи­педа и кубического отверстия — длину, ширину и высоту; для цилиндра — диаметр основания и высоту.

Теперь размеры каждой части указаны. Но достаточно ли их для изготовления предмета? Нет. Необходимо еще нанести размеры, определяющие взаимное положение частей предмета, т. е. координирующие размеры: 16, 18, 5 и б мм.

Размеры 16 и 18 мм определяют положение цилиндра относи­тельно параллелепипеда, являющегося основанием предмета. Раз­меры 5 и 6 мм определяют положение куба относительно парал­лелепипеда.

Заметьте, что размеры, определяющие высоту цилиндра и ку­бического отверстия, в данном случае наносить не нужно. Высота цилиндра определяется как разность между общей высотой пред­мета (36 мм) и толщиной параллелепипеда (14 мм) и равна 22 мм. Высота кубического отверстия определяется высотой основания, т. е. она равна 14 мм.

Каждый размер на чертеже указывают только один раз. На­пример, если на главном виде (рис. 116, а) нанесен размер ос­нования цилиндра 0 20, то на виде сверху его наносить не надо  В то же время чертеж должен содержать все размеры, необхо­димые для изготовления предмета. Очень часто школьники забы­вают нанести такие размеры, как 16, 18, 5 и 6 мм, без которых невозможно определить на чертеже взаимное положение частей предмета.

На чертежах обязательно наносят габаритные размеры. Га­баритными называют размеры, определяющие предельные (наи­большие и наименьшие) величины внешних (и внутренних) очер­таний изделий. На рисунке 116 это размеры 67, 32, 36.

Вы знаете, что при нанесении размеров меньшие размеры располагают ближе к изображению, а большие— дальше. Так, размер 14 на главном виде (рис. 116, а) находится ближе к изоб­ражению, а 36 — дальше. Благодаря соблюдению этого правила удается избежать лишних пересечений размерных и выносных линий.

Таким образом, габаритные размеры, которые всегда больше других, располагают дальше от изображения, чем остальные. Без габаритных размеров чертеж не закончен.

На рисунке 117, а и б приведены два примера нанесения раз­меров детали типа вал. В первом случае правильное, во втором — неудачное, с ошибками. Ошибки выделены синим цветом.

Размеры надо наносить так, чтобы удобно было читать чертеж и при изготовлении детали не выяснять что-либо путем подсчетов. На первом чертеже (рис. 117, а) длина детали—100 мм — видна сразу. На втором (рис. 117, б) - ее надо подсчитывать.

Размеры, определяющие длину цилиндров — составных частей детали, в первом случае нанесены с учетом изготовления детали. Как вы эту деталь будете изготавливать в мастерских? Сначала проточите цилиндр 0 40 мм на длину 45 мм, а затем 0 20 мм на длину 25 мм. То же с другой стороны. Во втором случае это при нанесении размеров не учтено.

Размеры наносят, как правило, вне контура изображения и так, чтобы размерные линии по возможности не пересекались между собой. Цифры пишут над размерными линиями, тогда чертеж удобно читать. На рисунке 117, б это не везде выдержано. Размеры 0 30, 0 40, 0 20 (справа) расположены внутри контура изобра­жения. Размеры 020 нанесены под размерной линией. Размер 050 вынесен далеко вправо, что привело к пересечению многих выносных линий и осложнило понимание чертежа. В данном слу­чае его удобней нанести, как на рисунке 117, а.

 

 

 

 

 

 

 

 

Осевая (штрихпунктирная) линия должна выходить за контур изображения примерно на 3 мм и не пересекать размерное число. На рисунке 117, б это не выдержано. Неудачно проведены и вынос­ные линии, они не выходят за размерные линии или проведены слишком далеко.

У деталей, имеющих форму тел вращения, часто торцовые кромки срезают на конус. Этот элемент называют фаской. Ее назначение — облегчить сборку деталей, защитить кромки от пов­реждения, а руки рабочего от порезов.

Наиболее часто встречаются фаски под углом 45°. Их размеры наносят записью, например 2 X 45°, где 2— высота фаски (рис. 118, а). Если встречается несколько одинаковых фасок, их размер наносят один раз с указанием количества (рис. 118, б).

Размеры фасок под другими углами указывают линейным и угловым размерами, а не надписью (рис. 118, в). 

Закрепление

Постройте по аксонометрической проекции (рис. 120) три вида детали и нанесите размеры

Заключительная часть

Подведение итога. 

Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?

Трудная – ли была работа на сегодняшнем уроке?

Добились ли вы поставленных целей?

Чему вы сегодня научились?

Вопросы для контроля:

  1. Как анализ формы предмета помогает определить размеры, необходимые для нанесения на чертеже детали?
  2. Какие размеры наносят на чертеже цилиндра, конуса, пря­моугольного параллелепипеда?
  3. Благодаря каким знакам можно изобразить в одной проекции цилиндр и конус? призму с квадратным основанием?

       Домашнее задание – стр. 93 - 97 читать, ответить на вопросы в конце параграфа;

Постройте изометрическую проекцию (рис 119)  одной из деталей.

Приготовить формат. А 4

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по черчению для 8 класса "Нанесение размеров с учетом формы предмета"»

План - конспект урока по черчению для 8 класса

Тема урока: Нанесение размеров с учетом формы предмета.

Цель урока: Научить школьников правильно наносить размеры. Развивать пространственное мышление, умения работать чертёжными инструментами. Воспитывать аккуратность при выполнении графических построений.

Методы: Беседа, объяснение, демонстрация, самостоятельная работа.

Оборудование: Учебник ,инструменты, карточки – задания...

Тип урока: Комбинированный.

Структура урока

  1. Орг. момент – 2-3 мин.

  2. Проверка Д/З – 5 мин.

  3. Новый материал – 10 мин.

  4. Закрепление – 20 мин

  5. Заключительная часть – 3 мин.


Ход урока

Орг. момент. Приветствие. Знакомство учащихся с темой и планом проведения урока, мотивация предстоящей деятельности, ( желательно чтобы цели своей деятельности на уроке поставили сами дети, человека два – три достаточно) Запись темы в рабочую тетрадь

Проверка Д/З (Визуально у всех) Общие ошибки вынести на доску.

Провести краткий обзор – опрос учебного материала пройденного на прошлом уроке

Новый материал

Основные правила нанесения размеров вам уже известны. Рас­смотрим теперь на примере чертежа предмета — опоры (рис. 116) -некоторые дополнительные сведения о нанесении размеров.

Как определить, какие размеры и где необходимо нанести на чертеже предмета? Узнать это нам поможет анализ формы пред­мета (см. 11). Предмет, изображенный на рисунке 116, а, можно мысленно разделить на параллелепипед с кубическим отверстием и цилиндр

(рис. 116, б). Их размеры и наносят на чертеже: для параллелепи­педа и кубического отверстия — длину, ширину и высоту; для цилиндра — диаметр основания и высоту.

Теперь размеры каждой части указаны. Но достаточно ли их для изготовления предмета? Нет. Необходимо еще нанести размеры, определяющие взаимное положение частей предмета, т. е. координирующие размеры: 16, 18, 5 и б мм.

Размеры 16 и 18 мм определяют положение цилиндра относи­тельно параллелепипеда, являющегося основанием предмета. Раз­меры 5 и 6 мм определяют положение куба относительно парал­лелепипеда.

Заметьте, что размеры, определяющие высоту цилиндра и ку­бического отверстия, в данном случае наносить не нужно. Высота цилиндра определяется как разность между общей высотой пред­мета (36 мм) и толщиной параллелепипеда (14 мм) и равна 22 мм. Высота кубического отверстия определяется высотой основания, т. е. она равна 14 мм.


Каждый размер на чертеже указывают только один раз. На­пример, если на главном виде (рис. 116, а) нанесен размер ос­нования цилиндра 0 20, то на виде сверху его наносить не надо В то же время чертеж должен содержать все размеры, необхо­димые для изготовления предмета. Очень часто школьники забы­вают нанести такие размеры, как 16, 18, 5 и 6 мм, без которых невозможно определить на чертеже взаимное положение частей предмета.

На чертежах обязательно наносят габаритные размеры. Га­баритными называют размеры, определяющие предельные (наи­большие и наименьшие) величины внешних (и внутренних) очер­таний изделий. На рисунке 116 это размеры 67, 32, 36.

Вы знаете, что при нанесении размеров меньшие размеры располагают ближе к изображению, а большие— дальше. Так, размер 14 на главном виде (рис. 116, а) находится ближе к изоб­ражению, а 36 — дальше. Благодаря соблюдению этого правила удается избежать лишних пересечений размерных и выносных линий.

Таким образом, габаритные размеры, которые всегда больше других, располагают дальше от изображения, чем остальные. Без габаритных размеров чертеж не закончен.

На рисунке 117, а и б приведены два примера нанесения раз­меров детали типа вал. В первом случае правильное, во втором — неудачное, с ошибками. Ошибки выделены синим цветом.

Размеры надо наносить так, чтобы удобно было читать чертеж и при изготовлении детали не выяснять что-либо путем подсчетов. На первом чертеже (рис. 117, а) длина детали—100 мм — видна сразу. На втором (рис. 117, б) - ее надо подсчитывать.

Размеры, определяющие длину цилиндров — составных частей детали, в первом случае нанесены с учетом изготовления детали. Как вы эту деталь будете изготавливать в мастерских? Сначала проточите цилиндр 0 40 мм на длину 45 мм, а затем 0 20 мм на длину 25 мм. То же с другой стороны. Во втором случае это при нанесении размеров не учтено.

Размеры наносят, как правило, вне контура изображения и так, чтобы размерные линии по возможности не пересекались между собой. Цифры пишут над размерными линиями, тогда чертеж удобно читать. На рисунке 117, б это не везде выдержано. Размеры 0 30, 0 40, 0 20 (справа) расположены внутри контура изобра­жения. Размеры 020 нанесены под размерной линией. Размер 050 вынесен далеко вправо, что привело к пересечению многих выносных линий и осложнило понимание чертежа. В данном слу­чае его удобней нанести, как на рисунке 117, а.



































Осевая (штрихпунктирная) линия должна выходить за контур изображения примерно на 3 мм и не пересекать размерное число. На рисунке 117, б это не выдержано. Неудачно проведены и вынос­ные линии, они не выходят за размерные линии или проведены слишком далеко.

У деталей, имеющих форму тел вращения, часто торцовые кромки срезают на конус. Этот элемент называют фаской. Ее назначение — облегчить сборку деталей, защитить кромки от пов­реждения, а руки рабочего от порезов.

Наиболее часто встречаются фаски под углом 45°. Их размеры наносят записью, например 2 X 45°, где 2— высота фаски (рис. 118, а). Если встречается несколько одинаковых фасок, их размер наносят один раз с указанием количества (рис. 118, б).


Размеры фасок под другими углами указывают линейным и угловым размерами, а не надписью (рис. 118, в).


Закрепление


Постройте по аксонометрической проекции (рис. 120) три вида детали и нанесите размеры



Заключительная часть

Подведение итога.


Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?

Трудная – ли была работа на сегодняшнем уроке?

Добились ли вы поставленных целей?

Чему вы сегодня научились?

Вопросы для контроля:

  1. Как анализ формы предмета помогает определить размеры, необходимые для нанесения на чертеже детали?

  2. Какие размеры наносят на чертеже цилиндра, конуса, пря­моугольного параллелепипеда?

  3. Благодаря каким знакам можно изобразить в одной проекции цилиндр и конус? призму с квадратным основанием?


Домашнее задание – стр. 93 - 97 читать, ответить на вопросы в конце параграфа;

Постройте изометрическую проекцию (рис 119) одной из деталей.

Приготовить формат. А 4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Разработка урока по черчению для 8 класса "Нанесение размеров с учетом формы предмета"

Автор: Маланчик Павел Иванович

Дата: 28.02.2017

Номер свидетельства: 396558


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства