План - конспект урока по черчению для 8 класса
Тема урока: Нанесение размеров с учетом формы предмета.
Цель урока: Научить школьников правильно наносить размеры. Развивать пространственное мышление, умения работать чертёжными инструментами. Воспитывать аккуратность при выполнении графических построений.
Методы: Беседа, объяснение, демонстрация, самостоятельная работа.
Оборудование: Учебник,инструменты, карточки – задания.
Тип урока: Комбинированный.
Структура урока
1.Орг. момент – 2-3 мин.
2.Проверка Д/З – 5 мин.
3.Новый материал – 10 мин.
4.Закрепление – 20 мин
5.Заключительная часть – 3 мин.
Ход урока
Орг. момент. Приветствие. Знакомство учащихся с темой и планом проведения урока, мотивация предстоящей деятельности, ( желательно чтобы цели своей деятельности на уроке поставили сами дети, человека два – три достаточно) Запись темы в рабочую тетрадь
Проверка Д/З (Визуально у всех) Общие ошибки вынести на доску.
Провести краткий обзор – опрос учебного материала пройденного на прошлом уроке
Новый материал
Основные правила нанесения размеров вам уже известны. Рассмотрим теперь на примере чертежа предмета — опоры (рис. 116) -некоторые дополнительные сведения о нанесении размеров.
Как определить, какие размеры и где необходимо нанести на чертеже предмета? Узнать это нам поможет анализ формы предмета (см. 11). Предмет, изображенный на рисунке 116, а, можно мысленно разделить на параллелепипед с кубическим отверстием и цилиндр
(рис. 116, б). Их размеры и наносят на чертеже: для параллелепипеда и кубического отверстия — длину, ширину и высоту; для цилиндра — диаметр основания и высоту.
Теперь размеры каждой части указаны. Но достаточно ли их для изготовления предмета? Нет. Необходимо еще нанести размеры, определяющие взаимное положение частей предмета, т. е. координирующие размеры: 16, 18, 5 и б мм.
Размеры 16 и 18 мм определяют положение цилиндра относительно параллелепипеда, являющегося основанием предмета. Размеры 5 и 6 мм определяют положение куба относительно параллелепипеда.
Заметьте, что размеры, определяющие высоту цилиндра и кубического отверстия, в данном случае наносить не нужно. Высота цилиндра определяется как разность между общей высотой предмета (36 мм) и толщиной параллелепипеда (14 мм) и равна 22 мм. Высота кубического отверстия определяется высотой основания, т. е. она равна 14 мм.
Каждый размер на чертеже указывают только один раз. Например, если на главном виде (рис. 116, а) нанесен размер основания цилиндра 0 20, то на виде сверху его наносить не надо В то же время чертеж должен содержать все размеры, необходимые для изготовления предмета. Очень часто школьники забывают нанести такие размеры, как 16, 18, 5 и 6 мм, без которых невозможно определить на чертеже взаимное положение частей предмета.
На чертежах обязательно наносят габаритные размеры. Габаритными называют размеры, определяющие предельные (наибольшие и наименьшие) величины внешних (и внутренних) очертаний изделий. На рисунке 116 это размеры 67, 32, 36.
Вы знаете, что при нанесении размеров меньшие размеры располагают ближе к изображению, а большие— дальше. Так, размер 14 на главном виде (рис. 116, а) находится ближе к изображению, а 36 — дальше. Благодаря соблюдению этого правила удается избежать лишних пересечений размерных и выносных линий.
Таким образом, габаритные размеры, которые всегда больше других, располагают дальше от изображения, чем остальные. Без габаритных размеров чертеж не закончен.
На рисунке 117, а и б приведены два примера нанесения размеров детали типа вал. В первом случае правильное, во втором — неудачное, с ошибками. Ошибки выделены синим цветом.
Размеры надо наносить так, чтобы удобно было читать чертеж и при изготовлении детали не выяснять что-либо путем подсчетов. На первом чертеже (рис. 117, а) длина детали—100 мм — видна сразу. На втором (рис. 117, б) - ее надо подсчитывать.
Размеры, определяющие длину цилиндров — составных частей детали, в первом случае нанесены с учетом изготовления детали. Как вы эту деталь будете изготавливать в мастерских? Сначала проточите цилиндр 0 40 мм на длину 45 мм, а затем 0 20 мм на длину 25 мм. То же с другой стороны. Во втором случае это при нанесении размеров не учтено.
Размеры наносят, как правило, вне контура изображения и так, чтобы размерные линии по возможности не пересекались между собой. Цифры пишут над размерными линиями, тогда чертеж удобно читать. На рисунке 117, б это не везде выдержано. Размеры 0 30, 0 40, 0 20 (справа) расположены внутри контура изображения. Размеры 020 нанесены под размерной линией. Размер 050 вынесен далеко вправо, что привело к пересечению многих выносных линий и осложнило понимание чертежа. В данном случае его удобней нанести, как на рисунке 117, а.
Осевая (штрихпунктирная) линия должна выходить за контур изображения примерно на 3 мм и не пересекать размерное число. На рисунке 117, б это не выдержано. Неудачно проведены и выносные линии, они не выходят за размерные линии или проведены слишком далеко.
У деталей, имеющих форму тел вращения, часто торцовые кромки срезают на конус. Этот элемент называют фаской. Ее назначение — облегчить сборку деталей, защитить кромки от повреждения, а руки рабочего от порезов.
Наиболее часто встречаются фаски под углом 45°. Их размеры наносят записью, например 2 X 45°, где 2— высота фаски (рис. 118, а). Если встречается несколько одинаковых фасок, их размер наносят один раз с указанием количества (рис. 118, б).
Размеры фасок под другими углами указывают линейным и угловым размерами, а не надписью (рис. 118, в).
Закрепление
Постройте по аксонометрической проекции (рис. 120) три вида детали и нанесите размеры
Заключительная часть
Подведение итога.
Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?
Трудная – ли была работа на сегодняшнем уроке?
Добились ли вы поставленных целей?
Чему вы сегодня научились?
Вопросы для контроля:
- Как анализ формы предмета помогает определить размеры, необходимые для нанесения на чертеже детали?
- Какие размеры наносят на чертеже цилиндра, конуса, прямоугольного параллелепипеда?
- Благодаря каким знакам можно изобразить в одной проекции цилиндр и конус? призму с квадратным основанием?
Домашнее задание – стр. 93 - 97 читать, ответить на вопросы в конце параграфа;
Постройте изометрическую проекцию (рис 119) одной из деталей.
Приготовить формат. А 4