kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект "Формирование у дошкольников представлений о форме предмета"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект

 «Формирование у дошкольников представлений о форме предмета»

Воспитатель МКДОУ детского сада № 26

г. Чехова

Клюева Юлия Юрьевна

Вид проекта: практико-ориентированный.

Срок реализации: долгосрочный.

  1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

1.     Тема: «Формирование у дошкольников представлений о форме предмета»

2.     Актуальность.

      На протяжении детства ребенок все более точно начинает оценивать цвет и форму окружающих объектов, их вес, величину, свойства поверхности и др. Первые представления о форме, размерах и взаимном положении предметов в пространстве дети накапливают в процессе игр и практической деятельности. Они манипулируют предметами, рассматривают, ощупывают их, рисуют, лепят, конструируют и постепенно вычленяют среди других свойств их форму.
К завершению дошкольного периода многие дети правильно показывают предметы, имеющие форму шара, куба, круга, квадрата, треугольника, прямоугольника. Однако уровень обобщения этих понятий ещё невысок: дети могут не узнавать знакомую им форму предмета, если сам предмет не встречался в их опыте.

      Основой формирования у детей представлений о геометрических фигурах является способность их к восприятию формы. Эта способность позволяет ребенку узнавать, различать и изображать различные геометрические фигуры: точку, прямую, кривую, ломанную, отрезок, угол, многоугольник, квадрат, прямоугольник и т.д. Восприятие формы предмета должно быть направлено не только на то, чтобы видеть, узнавать формы, наряду с другими его признаками, но уметь, абстрагируя форму от вещи, видеть ее и в других вещах.
Представлению формы предметов и ее обобщению способствует знание детьми эталонов – геометрических фигур. Поэтому задачей педагога является формирование у ребенка умений узнавать форму разных предметов, уметь, абстрагируя форму от вещи, видеть ее и в других предметах, проводить интеллектуальную переработку, выделение в предмете наиболее существенных признаков.

  1. Цель: формирование у дошкольников представлений о форме предмета.

 

  1. Задачи:
  •  Изучить содержание понятия «форма предмета».
  • Рассмотреть особенности восприятия дошкольниками формы предметов.
  •  Изучить основные моменты методики формирования у дошкольников представлений о форме предмета.
  • Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: на­ходчивости, смекалки, догадки, сообразительности.
     
  1. Ожидаемые результаты.
    • Формирование у детей понятия о форме предмета.
    • Развитие математических представлений, сенсорных (предметно-действенных) способов по­знания математических свойств и отношений.
    • Развитие логического мышления.
  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

 

  1. Участники проекта: дети от 3 до 4 лет, воспитатели, родители.

 

  1. Создание условий: предметно-развивающая среда, программно-методическое и дидактическое обеспечение.
  1. ПРАКТИЧЕСКИЙ

 

Перспективное планирование по формированию у дошкольников представлений о форме предмета

(младший возраст)

 

Месяц

Неделя

НОД

Режимные моменты

Сотрудничество с родителями

Сентябрь

1 неделя

Формирование представлений о шаре

Д/и «Найди предмет такой же формы»

Анкетирование

2 неделя

Закреплять умение различать и называть шар (шарик) независимо от цвета и размера фигур

Рисование: «Солнышко»

3 неделя

Формирование представлений о кубе

Развивающее упражнение: построй башню из кубиков

Индивидуальные беседы

4 неделя

Закреплять умение различать и называть куб (кубик) независимо от цвета и размера фигур

Д/и «Найди предмет такой же формы»

Октябрь

1 неделя

Формирование умения различать шар и куб

Игра «Шар – кубик»

2 неделя

Закреплять умение различать и называть шар (шарик) и куб (кубик)

Игра «Шар – кубик»

Консультация «Формирование у детей представления о форме предметов через игровые упражнения

3 неделя

Познакомить с кругом; учить обследовать его форму осязательно-двигательным путем

Игра «Найди круг»

4 неделя

Продолжать учить различать и называть круг, обследовать его осязательно-двигательным путем и сравнивать круги по размеру - большой, маленький

Аппликация «Большой мяч и маленький мяч»

Индивидуальные беседы

Ноябрь

1 неделя

Познакомить с квадратом

Д/и «Найди предмет такой же формы»

2 неделя

Учить различать круг и квадрат

Игра «Круг – квадрат»

3 неделя

Продолжать учить различать и называть круг и квадрат

Д/и «Узнай форму предмета»

Родительское собрание «Домашний опыт по использованию дидактических игр и упражнений»

4 неделя

Упражнять в умении находить предметы определенной формы в окружающей обстановке

Д/и «Назови предмет данной формы»

Декабрь

1 неделя

Познакомить с треугольником: учить различать и называть фигуру

Игра «Найди треугольник»

Индивидуальные беседы

2 неделя

Продолжать знакомить с треугольником, сравнивать его с квадратом

П/и «Найди свой домик»

3 неделя

Продолжать учить различать и называть треугольник и квадрат

Игра «Треугольник – квадрат»

Привлечение родителей к изготовлению дидактического материала

4 неделя

Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник)

Аппликация «Бусы из геометрических фигур»

Январь

1 неделя

Формирование умения сравнивать два предмета по форме и размеру (треугольник – квадрат)

Д/и «Что лежит в мешочке?»

«День открытых дверей»

2 неделя

Совершенствовать умение сравнивать два предмета по форме и размеру (треугольник – квадрат)

Геометрическое лото

3 неделя

Формирование умения сравнивать два предмета по форме и размеру (круг – квадрат)

П/и «Найди свой домик»

4 неделя

Совершенствовать умение сравнивать два предмета по форме и размеру (круг – квадрат)

Рисование: «Снеговик»

Мастер-класс

Февраль

1 неделя

Совершенствовать умение составлять группу предметов из одинаковых предметов

Домино фигур

Индивидуальные беседы

2 неделя

Закреплять умение составлять группу предметов из одинаковых предметов

Рисование: «Нарисуй предметы одинаковой формы»

3 неделя

Совершенствовать умение различать и называть круг, квадрат, треугольник

Д/и «Назови геометрическую фигуру»

4 неделя

Закреплять умение различать и называть круг, квадрат, треугольник

Геометрическое лото

Консультация «Способы и приемы формирования математических представлений в домашних условиях»

Март

1 неделя

Совершенствовать в различении и нахождении геометрических фигур

Д/и «Что лежит в мешочке?»

2 неделя

Упражнять в различении и нахождении геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника

Д/и «Найди предмет такой же формы»

Индивидуальные беседы

3 неделя

Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры

П/и «Найди свой домик»

4 неделя

Упражнять в  умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник

Д/и «Найди то, что я покажу»

Беседа «Роль игры в развитии математических представлений у детей»

Апрель

1 неделя

Совершенствовать умение делить предметы на группы по форме

П/и «Найди свою форму»

2 неделя

Упражнять в  умении делить предметы на группы по форме

Д/и «Из каких геометрических фигур состоит предмет?»

Индивидуальные беседы

3 неделя

Совершенствовать умение делить предметы на группы по форме и цвету

Д/и «Выбери из коробки пуговицы одинаковой формы и цвета»

4 неделя

Упражнять в  умении различать и называть знакомые геометрические фигуры

Аппликация «Домик»

Мастер-класс

Май

1 неделя

Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: круг квадрат, треугольник, шар, куб

Геометрическое лото

Индивидуальные беседы

2 неделя

Упражнять в  умении различать и называть геометрические фигуры: круг квадрат, треугольник, шар, куб

Д/и «Из каких геометрических фигур состоит предмет?»

3 неделя

Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры

Д/и «Гусеница»

Анкетирование

4 неделя

Упражнять в  умении различать и называть геометрические фигуры

Домино фигур

 

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (презентация):

 

Результат:

 

    В процессе работы у детей произошло развитие математических умений и навыков, сформировалось представление о геометрических фигурах, расширился игровой опыт, знания об окружающем мире, умение общаться друг с другом.

 

Вывод:

 

   Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей данного возраста.

   Отмечалась положительная реакция, эмоциональный подъем, наблюдался интерес и желание участвовать в процессе обучения.

   Отмечался интерес родителей к данной теме и их желание помочь детям и педагогам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Формирование у дошкольников представлений о форме предмета" »

Проект «Формирование у дошкольников представлений о форме предмета» Воспитатель МКДОУ детского сада № 26 г. Чехова Клюева Юлия Юрьевна

Вид проекта: практико-ориентированный.

Срок реализации: долгосрочный.



  1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

  1. Тема: «Формирование у дошкольников представлений о форме предмета»
  2. Актуальность.

На протяжении детства ребенок все более точно начинает оценивать цвет и форму окружающих объектов, их вес, величину, свойства поверхности и др. Первые представления о форме, размерах и взаимном положении предметов в пространстве дети накапливают в процессе игр и практической деятельности. Они манипулируют предметами, рассматривают, ощупывают их, рисуют, лепят, конструируют и постепенно вычленяют среди других свойств их форму.
К завершению дошкольного периода многие дети правильно показывают предметы, имеющие форму шара, куба, круга, квадрата, треугольника, прямоугольника. Однако уровень обобщения этих понятий ещё невысок: дети могут не узнавать знакомую им форму предмета, если сам предмет не встречался в их опыте.

Основой формирования у детей представлений о геометрических фигурах является способность их к восприятию формы. Эта способность позволяет ребенку узнавать, различать и изображать различные геометрические фигуры: точку, прямую, кривую, ломанную, отрезок, угол, многоугольник, квадрат, прямоугольник и т.д. Восприятие формы предмета должно быть направлено не только на то, чтобы видеть, узнавать формы, наряду с другими его признаками, но уметь, абстрагируя форму от вещи, видеть ее и в других вещах.
Представлению формы предметов и ее обобщению способствует знание детьми эталонов – геометрических фигур. Поэтому задачей педагога является формирование у ребенка умений узнавать форму разных предметов, уметь, абстрагируя форму от вещи, видеть ее и в других предметах, проводить интеллектуальную переработку, выделение в предмете наиболее существенных признаков.


  1. Цель: формирование у дошкольников представлений о форме предмета.


  1. Задачи:

  • Изучить содержание понятия «форма предмета».

  • Рассмотреть особенности восприятия дошкольниками формы предметов.

  • Изучить основные моменты методики формирования у дошкольников представлений о форме предмета.

  • Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: на­ходчивости, смекалки, догадки, сообразительности.

  1. Ожидаемые результаты.

    • Формирование у детей понятия о форме предмета.

    • Развитие математических представлений, сенсорных (предметно-действенных) способов по­знания математических свойств и отношений.

    • Развитие логического мышления.


  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ


  1. Участники проекта: дети от 3 до 4 лет, воспитатели, родители.


  1. Создание условий: предметно-развивающая среда, программно-методическое и дидактическое обеспечение.


  1. ПРАКТИЧЕСКИЙ


Перспективное планирование по формированию у дошкольников представлений о форме предмета

(младший возраст)


Месяц

Неделя

НОД

Режимные моменты

Сотрудничество с родителями

Сентябрь

1 неделя

Формирование представлений о шаре

Д/и «Найди предмет такой же формы»


Анкетирование

2 неделя

Закреплять умение различать и называть шар (шарик) независимо от цвета и размера фигур

Рисование: «Солнышко»


3 неделя

Формирование представлений о кубе

Развивающее упражнение: построй башню из кубиков

Индивидуальные беседы

4 неделя

Закреплять умение различать и называть куб (кубик) независимо от цвета и размера фигур

Д/и «Найди предмет такой же формы»


Октябрь

1 неделя

Формирование умения различать шар и куб

Игра «Шар – кубик»


2 неделя

Закреплять умение различать и называть шар (шарик) и куб (кубик)

Игра «Шар – кубик»

Консультация «Формирование у детей представления о форме предметов через игровые упражнения

3 неделя

Познакомить с кругом; учить обследовать его форму осязательно-двигательным путем

Игра «Найди круг»


4 неделя

Продолжать учить различать и называть круг, обследовать его осязательно-двигательным путем и сравнивать круги по размеру - большой, маленький

Аппликация «Большой мяч и маленький мяч»

Индивидуальные беседы

Ноябрь

1 неделя

Познакомить с квадратом

Д/и «Найди предмет такой же формы»


2 неделя

Учить различать круг и квадрат

Игра «Круг – квадрат»


3 неделя

Продолжать учить различать и называть круг и квадрат

Д/и «Узнай форму предмета»


Родительское собрание «Домашний опыт по использованию дидактических игр и упражнений»

4 неделя

Упражнять в умении находить предметы определенной формы в окружающей обстановке

Д/и «Назови предмет данной формы»



Декабрь

1 неделя

Познакомить с треугольником: учить различать и называть фигуру

Игра «Найди треугольник»


Индивидуальные беседы

2 неделя

Продолжать знакомить с треугольником, сравнивать его с квадратом

П/и «Найди свой домик»


3 неделя

Продолжать учить различать и называть треугольник и квадрат

Игра «Треугольник – квадрат»

Привлечение родителей к изготовлению дидактического материала

4 неделя

Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник)

Аппликация «Бусы из геометрических фигур»


Январь

1 неделя

Формирование умения сравнивать два предмета по форме и размеру (треугольник – квадрат)

Д/и «Что лежит в мешочке?»

«День открытых дверей»

2 неделя

Совершенствовать умение сравнивать два предмета по форме и размеру (треугольник – квадрат)

Геометрическое лото


3 неделя

Формирование умения сравнивать два предмета по форме и размеру (круг – квадрат)

П/и «Найди свой домик»


4 неделя

Совершенствовать умение сравнивать два предмета по форме и размеру (круг – квадрат)

Рисование: «Снеговик»

Мастер-класс

Февраль

1 неделя

Совершенствовать умение составлять группу предметов из одинаковых предметов

Домино фигур


Индивидуальные беседы

2 неделя

Закреплять умение составлять группу предметов из одинаковых предметов

Рисование: «Нарисуй предметы одинаковой формы»


3 неделя

Совершенствовать умение различать и называть круг, квадрат, треугольник

Д/и «Назови геометрическую фигуру»


4 неделя

Закреплять умение различать и называть круг, квадрат, треугольник

Геометрическое лото

Консультация «Способы и приемы формирования математических представлений в домашних условиях»

Март

1 неделя

Совершенствовать в различении и нахождении геометрических фигур

Д/и «Что лежит в мешочке?»


2 неделя

Упражнять в различении и нахождении геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника

Д/и «Найди предмет такой же формы»

Индивидуальные беседы

3 неделя

Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры

П/и «Найди свой домик»


4 неделя

Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник

Д/и «Найди то, что я покажу»

Беседа «Роль игры в развитии математических представлений у детей»

Апрель

1 неделя

Совершенствовать умение делить предметы на группы по форме

П/и «Найди свою форму»


2 неделя

Упражнять в умении делить предметы на группы по форме

Д/и «Из каких геометрических фигур состоит предмет?»

Индивидуальные беседы

3 неделя

Совершенствовать умение делить предметы на группы по форме и цвету

Д/и «Выбери из коробки пуговицы одинаковой формы и цвета»


4 неделя

Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры

Аппликация «Домик»

Мастер-класс

Май

1 неделя

Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: круг квадрат, треугольник, шар, куб

Геометрическое лото

Индивидуальные беседы

2 неделя

Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: круг квадрат, треугольник, шар, куб

Д/и «Из каких геометрических фигур состоит предмет?»


3 неделя

Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры

Д/и «Гусеница»

Анкетирование

4 неделя

Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры

Домино фигур





  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (презентация):


Результат:


В процессе работы у детей произошло развитие математических умений и навыков, сформировалось представление о геометрических фигурах, расширился игровой опыт, знания об окружающем мире, умение общаться друг с другом.


Вывод:


Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей данного возраста.

Отмечалась положительная реакция, эмоциональный подъем, наблюдался интерес и желание участвовать в процессе обучения.

Отмечался интерес родителей к данной теме и их желание помочь детям и педагогам.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проект "Формирование у дошкольников представлений о форме предмета"

Автор: Клюева Юлия Юрьевна

Дата: 22.06.2015

Номер свидетельства: 221008

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект проекта "Приключение весёлого Квадратика" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-proiekta-prikliuchieniie-viesiologho-kvadratika"
    ["file_id"] => string(6) "102362"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402500106"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Исследовательский проект:   ВОДА ВОЛШЕБНИЦА"
    ["seo_title"] => string(46) "issliedovatiel-skii-proiekt-voda-volshiebnitsa"
    ["file_id"] => string(6) "282597"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453717432"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "«Внедрение здоровьесберегающих технологий в процессе экологического обучения и воспитания дошкольников» "
    ["seo_title"] => string(128) "vniedrieniie-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-v-protsiessie-ekologhichieskogho-obuchieniia-i-vospitaniia-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "239951"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444910045"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(291) "Педагогический проект «Занимательный материал как средство формирования элементарных математический представлений  у детей старшего дошкольного возраста»"
    ["seo_title"] => string(175) "piedaghoghichieskii-proiekt-zanimatiel-nyi-matierial-kak-sriedstvo-formirovaniia-eliemientarnykh-matiematichieskii-priedstavlienii-u-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "308482"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1458585039"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) "Проект "Русская изба""
    ["seo_title"] => string(21) "proiekt_russkaia_izba"
    ["file_id"] => string(6) "361633"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1479842864"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1850 руб.
2640 руб.
1360 руб.
1940 руб.
1770 руб.
2530 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства