Проект
«Формирование у дошкольников представлений о форме предмета»
Воспитатель МКДОУ детского сада № 26
г. Чехова
Клюева Юлия Юрьевна
Вид проекта: практико-ориентированный.
Срок реализации: долгосрочный.
- ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
1. Тема: «Формирование у дошкольников представлений о форме предмета»
2. Актуальность.
На протяжении детства ребенок все более точно начинает оценивать цвет и форму окружающих объектов, их вес, величину, свойства поверхности и др. Первые представления о форме, размерах и взаимном положении предметов в пространстве дети накапливают в процессе игр и практической деятельности. Они манипулируют предметами, рассматривают, ощупывают их, рисуют, лепят, конструируют и постепенно вычленяют среди других свойств их форму.
К завершению дошкольного периода многие дети правильно показывают предметы, имеющие форму шара, куба, круга, квадрата, треугольника, прямоугольника. Однако уровень обобщения этих понятий ещё невысок: дети могут не узнавать знакомую им форму предмета, если сам предмет не встречался в их опыте.
Основой формирования у детей представлений о геометрических фигурах является способность их к восприятию формы. Эта способность позволяет ребенку узнавать, различать и изображать различные геометрические фигуры: точку, прямую, кривую, ломанную, отрезок, угол, многоугольник, квадрат, прямоугольник и т.д. Восприятие формы предмета должно быть направлено не только на то, чтобы видеть, узнавать формы, наряду с другими его признаками, но уметь, абстрагируя форму от вещи, видеть ее и в других вещах.
Представлению формы предметов и ее обобщению способствует знание детьми эталонов – геометрических фигур. Поэтому задачей педагога является формирование у ребенка умений узнавать форму разных предметов, уметь, абстрагируя форму от вещи, видеть ее и в других предметах, проводить интеллектуальную переработку, выделение в предмете наиболее существенных признаков.
- Цель: формирование у дошкольников представлений о форме предмета.
- Задачи:
- Изучить содержание понятия «форма предмета».
- Рассмотреть особенности восприятия дошкольниками формы предметов.
- Изучить основные моменты методики формирования у дошкольников представлений о форме предмета.
- Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности.
- Ожидаемые результаты.
- Формирование у детей понятия о форме предмета.
- Развитие математических представлений, сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений.
- Развитие логического мышления.
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
- Участники проекта: дети от 3 до 4 лет, воспитатели, родители.
- Создание условий: предметно-развивающая среда, программно-методическое и дидактическое обеспечение.
- ПРАКТИЧЕСКИЙ
Перспективное планирование по формированию у дошкольников представлений о форме предмета
(младший возраст)
Месяц
Неделя
НОД
Режимные моменты
Сотрудничество с родителями
Сентябрь
1 неделя
Формирование представлений о шаре
Д/и «Найди предмет такой же формы»
Анкетирование
2 неделя
Закреплять умение различать и называть шар (шарик) независимо от цвета и размера фигур
Рисование: «Солнышко»
3 неделя
Формирование представлений о кубе
Развивающее упражнение: построй башню из кубиков
Индивидуальные беседы
4 неделя
Закреплять умение различать и называть куб (кубик) независимо от цвета и размера фигур
Д/и «Найди предмет такой же формы»
Октябрь
1 неделя
Формирование умения различать шар и куб
Игра «Шар – кубик»
2 неделя
Закреплять умение различать и называть шар (шарик) и куб (кубик)
Игра «Шар – кубик»
Консультация «Формирование у детей представления о форме предметов через игровые упражнения
3 неделя
Познакомить с кругом; учить обследовать его форму осязательно-двигательным путем
Игра «Найди круг»
4 неделя
Продолжать учить различать и называть круг, обследовать его осязательно-двигательным путем и сравнивать круги по размеру - большой, маленький
Аппликация «Большой мяч и маленький мяч»
Индивидуальные беседы
Ноябрь
1 неделя
Познакомить с квадратом
Д/и «Найди предмет такой же формы»
2 неделя
Учить различать круг и квадрат
Игра «Круг – квадрат»
3 неделя
Продолжать учить различать и называть круг и квадрат
Д/и «Узнай форму предмета»
Родительское собрание «Домашний опыт по использованию дидактических игр и упражнений»
4 неделя
Упражнять в умении находить предметы определенной формы в окружающей обстановке
Д/и «Назови предмет данной формы»
Декабрь
1 неделя
Познакомить с треугольником: учить различать и называть фигуру
Игра «Найди треугольник»
Индивидуальные беседы
2 неделя
Продолжать знакомить с треугольником, сравнивать его с квадратом
П/и «Найди свой домик»
3 неделя
Продолжать учить различать и называть треугольник и квадрат
Игра «Треугольник – квадрат»
Привлечение родителей к изготовлению дидактического материала
4 неделя
Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник)
Аппликация «Бусы из геометрических фигур»
Январь
1 неделя
Формирование умения сравнивать два предмета по форме и размеру (треугольник – квадрат)
Д/и «Что лежит в мешочке?»
«День открытых дверей»
2 неделя
Совершенствовать умение сравнивать два предмета по форме и размеру (треугольник – квадрат)
Геометрическое лото
3 неделя
Формирование умения сравнивать два предмета по форме и размеру (круг – квадрат)
П/и «Найди свой домик»
4 неделя
Совершенствовать умение сравнивать два предмета по форме и размеру (круг – квадрат)
Рисование: «Снеговик»
Мастер-класс
Февраль
1 неделя
Совершенствовать умение составлять группу предметов из одинаковых предметов
Домино фигур
Индивидуальные беседы
2 неделя
Закреплять умение составлять группу предметов из одинаковых предметов
Рисование: «Нарисуй предметы одинаковой формы»
3 неделя
Совершенствовать умение различать и называть круг, квадрат, треугольник
Д/и «Назови геометрическую фигуру»
4 неделя
Закреплять умение различать и называть круг, квадрат, треугольник
Геометрическое лото
Консультация «Способы и приемы формирования математических представлений в домашних условиях»
Март
1 неделя
Совершенствовать в различении и нахождении геометрических фигур
Д/и «Что лежит в мешочке?»
2 неделя
Упражнять в различении и нахождении геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника
Д/и «Найди предмет такой же формы»
Индивидуальные беседы
3 неделя
Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры
П/и «Найди свой домик»
4 неделя
Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник
Д/и «Найди то, что я покажу»
Беседа «Роль игры в развитии математических представлений у детей»
Апрель
1 неделя
Совершенствовать умение делить предметы на группы по форме
П/и «Найди свою форму»
2 неделя
Упражнять в умении делить предметы на группы по форме
Д/и «Из каких геометрических фигур состоит предмет?»
Индивидуальные беседы
3 неделя
Совершенствовать умение делить предметы на группы по форме и цвету
Д/и «Выбери из коробки пуговицы одинаковой формы и цвета»
4 неделя
Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры
Аппликация «Домик»
Мастер-класс
Май
1 неделя
Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: круг квадрат, треугольник, шар, куб
Геометрическое лото
Индивидуальные беседы
2 неделя
Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: круг квадрат, треугольник, шар, куб
Д/и «Из каких геометрических фигур состоит предмет?»
3 неделя
Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры
Д/и «Гусеница»
Анкетирование
4 неделя
Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры
Домино фигур
- ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (презентация):
Результат:
В процессе работы у детей произошло развитие математических умений и навыков, сформировалось представление о геометрических фигурах, расширился игровой опыт, знания об окружающем мире, умение общаться друг с другом.
Вывод:
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей данного возраста.
Отмечалась положительная реакция, эмоциональный подъем, наблюдался интерес и желание участвовать в процессе обучения.
Отмечался интерес родителей к данной теме и их желание помочь детям и педагогам.