Орг. момент. Приветствие. Знакомство уч – ся с темой и планом проведения урока, мотивация предстоящей деятельности. ( желательно чтобы цели своей деятельности на уроке поставили сами дети, человека два – три достаточно)
Анализ прошедшей графической работы. Общие ошибки и замечания по работе вынести на доску. (По возможности) ошибки должны исправить сами дети
Новый материал
Современная промышленность выпускает разнообразные предметы: машины, станки, приборы, инструменты, подшипники, болты, винты и многое другое. Все эти разнообразные предметы относятся к изделиям. Изделием называют любой предмет или набор предметов производства, изготовляемых на промышленном предприятии.
Изделия, в зависимости от наличия или отсутствия составных частей, делят на детали и сборочные единицы. Деталью называют изделие, не имеющее составных частей и изготовленное без применения сборочных операций. Сборочной единицей называют изделие, составные части которого соединяются между собой сборочными операциями: свинчиванием, сочленением, клепкой, пайкой, сваркой, опрессовкой, развальцовкой, склеиванием и т. п. Чтобы познакомиться с составными частями изделия, рассмотрим велосипед (рис. а). Это сравнительно несложное изделие, однако и оно собирается из многих частей. Разбирая велосипед, можно выделить следующие крупные части: раму, руль, переднюю вилку, седло, переднее и заднее колеса, педали, каретку, цепь и др. (рис. б). Эти части представляют собой сборочные единицы и сами, в свою очередь, состоят из более простых частей. Например, переднее колесо состоит из втулки, обода, спиц, шины. Втулка колеса является также сборочной единицей. Ее можно разобрать на части: корпус, ось, подшипники, конуса, контргайки, гайки, шайбы. Перечисленные части, за исключением подшипника являются деталями. Они не имеют составных частей.
Сборочные единицы могут быть разъемными, например, рассмотренная втулка переднего колеса, и неразъемными — рама велосипеда, передняя вилка.
Некоторые детали имеют простую форму, например, ролики подшипника заклепки болты шайбы гайки, втулки пластины и т.д. Встречаются и очень сложные детали, например, блоки цилиндров двигателей внутреннего сгорания .
Нелегко бывает разобраться в форме детали, даже если осмотреть деталь в натуре. Значительно труднее уяснить ее форму по чертежу.
Однако каждую деталь можно мысленно расчленить на элементы, имеющие форму геометрического тела, и, если научиться выделять в реальных предметах и деталях такие элементы, будет значительно легче решать задачи, связанные с чтением и выполнением чертежей.
ы видите изображения некоторых геометрических тел. Форма каждого из них имеет свои характерные признаки. По этим признакам мы отличаем цилиндр от конуса, а конус от пирамиды. С большинством этих тел вы знакомы. Мы говорим «куб», и каждый представляет себе его форму. Говорим «шар», и опять в нашем сознании возникает образ определенного геометрического тела.
Присмотритесь к окружающим нас предметам. Они имеют форму геометрических тел или представляют собой их сочетания. Различные детали имеют в своей основе геометрические тела
В основе формы деталей машин и механизмов также находятся геометрические тела. Взгляните на рисунок. Здесь изображены различные детали. Часть из них самой простой формы. Скажите, какую форму имеют ось и ролик. А какова форма прокладки?
О таких деталях, как ось и ролик, мы скажем, что они цилиндрические, а о прокладке — что она призматическая.
Другие детали имеют более сложную форму. Они представляют собой совокупность геометрических тел. Например, валик образуется в результате добавления к цилиндру другого цилиндра меньших размеров. А втулка представляет собой цилиндр, из которого удален другой цилиндр меньшего диаметра.
Труднее понять по чертежу форму более сложной детали, например вилки.
Как легче определить форму предмета по чертежу? Для этого сложную по форме деталь мысленно расчленяют на отдельные составляющие ее части, имеющие форму различных геометрических тел. Рассмотрим пример
Пример 1. Ручная трамбовка (рис а), которой пользуются при изготовлении литейных форм, имеет три элемента: головку, стержень и хвост. Нетрудно видеть, что головка представляет собой шаровой сегмент, стержень - цилиндр, а хвост - правильную усеченную четырехугольную пирамиду (рис. 6).
Общая же форма трамбовки как бы слагается из этих простых тел, подобно тому как здание составляется из бетонных плит и блоков.
Пример 2. Плита получена из заготовки, имеющей форму прямоугольного параллелепипеда. В заготовке фрезеруют паз и сверлят два отверстия. Если представить удаленные части в форме геометрических тел, то это будут прямоугольный параллелепипед и два цилиндра.
Пример 3. Подшипник на стойке устроен сложнее. Чтобы легче выделить геометрические тела, образующие его форму, представим подшипник без отверстий и выреза. Теперь видно, что его форма слагается из прямоугольного параллелепипеда (основание), четырехугольной (трапецеидальной) призмы (стойка) и цилиндра (втулка). После этого несложно определить форму отверстий и выреза. Это три цилиндра и прямоугольный параллелепипед
Содержание рабочего чертежа детали. Чертеж — основной технический документ, по которому изготовляют детали на производстве. Чтобы изготовить деталь, необходимо знать ее форму и размеры, материал, из которого она должна быть изготовлена, с какой точностью надо выдержать размеры, какую шероховатость должны иметь ее поверхность, требуется отделка или термическая обработка, и т.д. Все эти сведения составляют содержание рабочего чертежа.
Наименование детали и сведения о материалах указывают в основной надписи чертежа, которую помещают в правом нижнем углу.
Представление о форме, конструктивных особенностях и размерах детали дают изображения (виды) и размерные числа
Закрепление
По учебнику на рисунке 74, определить поверхности геометрических тел.
Раздать карточки – задания в зависимости от сложности.
Заключительная часть
Подведение итога.
Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?
Что вас не устраивало на этом уроке (темп, объём и т. п. )?
Добились ли вы поставленных целей? Все ли успели выполнить работу?
Что усвоили? (здесь возможно стоит задать вопросы, смотря по времени)
1 Какие геометрические тела вы знаете?
2 Назовите предметы имеющие форму шара, цилиндра, конуса, призмы.
Отметить лучших уч – ся.
Отметить общие ошибки допускаемые во время работы
Домашнее задание: читать учебник стр. 59-62. Задание на Рис. 75
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Орг. момент. Приветствие. Знакомство уч – ся с темой и планом проведения урока, мотивация предстоящей деятельности. ( желательно чтобы цели своей деятельности на уроке поставили сами дети, человека два – три достаточно)
Анализ прошедшей графической работы. Общие ошибки и замечания по работе вынести на доску. (По возможности) ошибки должны исправить сами дети
Новый материал
Современная промышленность выпускает разнообразные предметы: машины, станки, приборы, инструменты, подшипники, болты, винты и многое другое. Все эти разнообразные предметы относятся к изделиям. Изделием называют любой предмет или набор предметов производства, изготовляемых на промышленном предприятии.
Изделия, в зависимости от наличия или отсутствия составных частей, делят на детали и сборочные единицы. Деталью называют изделие, не имеющее составных частей и изготовленное без применения сборочных операций. Сборочной единицей называют изделие, составные части которого соединяются между собой сборочными операциями: свинчиванием, сочленением, клепкой, пайкой, сваркой, опрессовкой, развальцовкой, склеиванием и т. п. Чтобы познакомиться с составными частями изделия, рассмотрим велосипед (рис. а). Это сравнительно несложное изделие, однако и оно собирается из многих частей. Разбирая велосипед, можно выделить следующие крупные части: раму, руль, переднюю вилку, седло, переднее и заднее колеса, педали, каретку, цепь и др. (рис. б). Эти части представляют собой сборочные единицы и сами, в свою очередь, состоят из более простых частей. Например, переднее колесо состоит из втулки, обода, спиц, шины. Втулка колеса является также сборочной единицей. Ее можно разобрать на части: корпус, ось, подшипники, конуса, контргайки, гайки, шайбы. Перечисленные части, за исключением подшипника являются деталями. Они не имеют составных частей.
Сборочные единицы могут быть разъемными, например, рассмотренная втулка переднего колеса, и неразъемными — рама велосипеда, передняя вилка.
Некоторые детали имеют простую форму, например, ролики подшипника заклепки болты шайбы гайки, втулки пластиныи т.д. Встречаются и очень сложные детали, например, блоки цилиндров двигателей внутреннего сгорания .
Нелегко бывает разобраться в форме детали, даже если осмотреть деталь в натуре. Значительно труднее уяснить ее форму по чертежу.
Однако каждую деталь можно мысленно расчленить на элементы, имеющие форму геометрического тела, и, если научиться выделять в реальных предметах и деталях такие элементы, будет значительно легче решать задачи, связанные с чтением и выполнением чертежей.
ы видите изображения некоторых геометрических тел. Форма каждого из них имеет свои характерные признаки. По этим признакам мы отличаем цилиндр от конуса, а конус от пирамиды. С большинством этих тел вы знакомы. Мы говорим «куб», и каждый представляет себе его форму. Говорим «шар», и опять в нашем сознании возникает образ определенного геометрического тела.
Присмотритесь к окружающим нас предметам. Они имеют форму геометрических тел или представляют собой их сочетания.. Различные детали имеют в своей основе геометрические тела
В основе формы деталей машин и механизмов также находятся геометрические тела. Взгляните на рисунок. Здесь изображены различные детали. Часть из них самой простой формы. Скажите, какую форму имеют ось и ролик. А какова форма прокладки?
О таких деталях, как ось и ролик, мы скажем, что они цилиндрические, а о прокладке — что она призматическая.
Другие детали имеют более сложную форму. Они представляют собой совокупность геометрических тел. Например, валик образуется в результате добавления к цилиндру другого цилиндра меньших размеров. А втулка представляет собой цилиндр, из которого удален другой цилиндр меньшего диаметра.
Труднее понять по чертежу форму более сложной детали, например вилки.
Как легче определить форму предмета по чертежу? Для этого сложную по форме деталь мысленно расчленяют на отдельные составляющие ее части, имеющие форму различных геометрических тел. Рассмотрим пример
Пример 1. Ручная трамбовка (рис а), которой пользуются при изготовлении литейных форм, имеет три элемента: головку, стержень и хвост. Нетрудно видеть, что головка представляет собой шаровой сегмент, стержень -- цилиндр, а хвост -- правильную усеченную четырехугольную пирамиду (рис. 6).
Общая же форма трамбовки как бы слагается из этих простых тел, подобно тому как здание составляется из бетонных плит и блоков.
Пример 2. Плита получена из заготовки, имеющей форму прямоугольного параллелепипеда. В заготовке фрезеруют паз и сверлят два отверстия. Если представить удаленные части в форме геометрических тел, то это будут прямоугольный параллелепипед и два цилиндра.
Пример 3. Подшипник на стойке устроен сложнее. Чтобы легче выделить геометрические тела, образующие его форму, представим подшипник без отверстий и выреза . Теперь видно, что его форма слагается из прямоугольного параллелепипеда (основание), четырехугольной (трапецеидальной) призмы (стойка) и цилиндра (втулка). После этого несложно определить форму отверстий и выреза. Это три цилиндра и прямоугольный параллелепипед
Содержание рабочего чертежа детали. Чертеж — основной технический документ, по которому изготовляют детали на производстве. Чтобы изготовить деталь, необходимо знать ее форму и размеры, материал, из которого она должна быть изготовлена, с какой точностью надо выдержать размеры, какую шероховатость должны иметь ее поверхность, требуется отделка или термическая обработка, и т.д. Все эти сведения составляют содержание рабочего чертежа.
Наименование детали и сведения о материалах указывают в основной надписи чертежа, которую помещают в правом нижнем углу.
Представление о форме, конструктивных особенностях и размерах детали дают изображения (виды) и размерные числа
Закрепление
По учебнику на рисунке 74 , определить поверхности геометрических тел.
Раздать карточки – задания в зависимости от сложности.
Заключительная часть
Подведение итога.
Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?
Что вас не устраивало на этом уроке (темп, объём и т. п. )?
Добились ли вы поставленных целей? Все ли успели выполнить работу?
Что усвоили? (здесь возможно стоит задать вопросы, смотря по времени)
1 Какие геометрические тела вы знаете?
2 Назовите предметы имеющие форму шара, цилиндра, конуса, призмы.
Отметить лучших уч – ся.
Отметить общие ошибки допускаемые во время работы
Домашнее задание: читать учебник стр. 59-62. Задание на Рис. 75