Тема: Математические модели.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель урока: расширить представления учащихся о знаковых информационных моделях; дополнить и обобщить представления учащихся о математических моделях.
Задачи урока:
образовательные: закрепить представления учащихся о моделях и моделировании, видах информационных моделей, математических моделях.
развивающие: развитие аналитико-синтезирующего мышления, формирование умений наблюдать, делать выводы, развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели.
воспитательные: воспитание положительного отношения к знаниям, привитие интереса к Информатике, формирование навыков самоорганизации и самоконтроля.
Используемое оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, проектор, раздаточный материал.
Методы обучения и воспитания: словесный (беседа), наглядно-иллюстративный, практический.
Ход урока
I.Организационный момент. Приветствие учащихся. (1 мин)
Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать вас уроке. Сегодня мы познакомимся с новым видом модели, но прежде чем приступить к изучению, давайте освежим наши знания!
II. Актуализация знаний. (4 мин)
Сейчас я вам раздам задания, вам необходимо будет дополнить предложения терминами по пройденному материалу, даю вам 3 минуты, затем вместе обсудим. За правильный ответ ставится 1 балл, 4-5 баллов – «3», 6- 7 баллов – «4», 8 баллов – «5».
Задание:
1. Модели, включающие набор свойств, содержащий всю необходимую информацию об исследуемом объекте, называют… (информационными)
2. Объект, который используется в качестве “заместителя” другого объекта с определенной целью (модель)
3. Описание предмета, рассказ о явлении, событии – это … модели (словесные)
4. Кукла, плюшевый медвежонок, глобус – это…. модели (натурные)
5. Формула площади прямоугольника, текст – это … модели (знаковые)
6. Рисунки, фотографии – это … модели (образные)
7. Карта, график, таблица, схема – это … модели (смешанные)
8. Процесс создания и использования моделей (моделирование)
Итак, мы вспомнили, что такое моделирование, повторили основные модели, какие они бывают, а сейчас познакомимся подробно с одним из типов знаковых моделей, а именно математическими моделями. Запишите число и тему урока «Математические модели».
III. Мотивационный этап. (3 мин)
Метод моделирования дает возможность применять математический аппарат к решению практических задач. Понятия числа, геометрической фигуры, уравнения, являются примерами математических моделей.
К методу математического моделирования в учебном процессе приходится прибегать при решении любой задачи с практическим содержанием. Чтобы решить такую задачу математическими средствами, ее необходимо вначале перевести на язык математики (построить математическую модель). (Слайды 2-5) Используя математическую модель, вы запросто решите конкретную задачу и потренируете свою логику.
IV. Изучение нового материала. (10 мин)
Таким образом, основным языком информационного моделирования в науке является язык математики.
Модели, построенные с использованием математических понятий и формул, называются математическими моделями. Запишите определение в тетрадь.
Давайте рассмотрим пример приведения решения конкретной задачи к математической модели.
Задача №1
Через первую трубу бассейн наполняется за 30 часов, через вторую трубу – за 20 часов. За сколько часов бассейн наполнится через обе трубы?
Даю вам подумать 2 минуты, затем будем разбирать условие задачи пошагово.
Итак, что дано в задачи (ответы учащихся).
Теперь попробуем решить задачу в общем виде, обозначив время заполнения бассейна через первую и вторую трубы A и B соответственно. Примем за 1 весь объем бассейна, искомое время обозначим через t.
Так как через трубу бассейна наполняется за A часов, то 1/A - часть бассейна, наполняемая первой трубой за 1 час; 1/B – часть бассейна, наполняемая первой трубой за 1 час.
Следовательно, скорость наполнения бассейна первой и второй трубами вместе составит: 1/A+1/B.
Можем записать:
(1/A+1/B)*t=1
Мы получили математическую модель, описывающую процесс наполнения бассейна из двух труб.
Преобразуем выражение в скобках: 1/A+1/B=(A+B)/A*B
Формула (1) примет вид:
((A+B)/A*B)*t=1.
Теперь искомое время может быть вычислено по формуле:
t= (A*B)/ (A+B).
Несложно подсчитать, что при исходных данных A = 30 и B = 20 искомое время равно 12 часам.
Таким образом, мы представили данную задачу с помощью математической модели.
V. Физкультминутка (2 мин)
Ребята встаньте, расслабьтесь, поднимите глаза вверх, затем опустите вниз, вправо, влево, по кругу, сильно зажмурьтесь и резко откройте глаза. Повторите данный цикл упражнений 3-5 раз.
VI. Закрепление изученного материала. (16 мин)
Отдохнули. Теперь самостоятельно составьте математические модели следующих задач, затем совместно проверим:
У Миши x марок, а у Андрея в полтора раз больше. Если Миша отдаст Андрею 8 марок, то у Андрея станет марок вдвое больше, чем останется у Миши.
Вычислить количество краски для покрытия пола в спортивном зале.
Во втором цехе работают x человек, в первом – в 4 раза больше, чем во втором, а в третьем - на 50 человек больше, чем во втором. Всего в трех цехах завода работают 470 человек.
Первое число равно x, а второе на 2,5 больше первого. Известно, что 1/5 первого числа равна 1/4 второго.
Математической моделью решения этой задачи являются следующие зависимости между исходными данными и результатом: было у Миши х марок; у Андрея 1,5х. Стало у Миши х-8, у Андрея 1,5х+8. По условию задачи 1,5х+8=2(х-8).
Вычисляем площадь пола по формуле площади прямоугольника – A*B, N – количество банок для покраски, S1 – площадь пола, которую покрывает 1 банка, следовательно получаем формулу: N1=A*B/S1
Математической моделью решения этой задачи являются следующие зависимости между исходными данными и результатом: во втором цехе работают x человек, в первом – 4х, а в третьем - х+50. По условию х+4х+х+50=470.
Математической моделью решения этой задачи являются следующие зав+-исимости между исходными данными и результатом: первое число х; второе х+2,5. По условию задачи х/5=(х+2,5)/4.
Молодцы, сегодня вы потрудились на славу, я горжусь вами.
Математические модели бывают не только алгебраические (в виде равенства с переменными, как в разобранных выше примерах), но и в другом виде: табличные, графические и другие. (Слайд 13).
VII. Подведение итогов. (3 мин)
Давайте подведем итоги. Дайте определение понятию «математические модели» (Модели, построенные с использованием математических понятий и формул, называются математическими моделями.)
VIII. Домашнее задание. (2 мин)
Параграф 2.4 стр.54 –56 прочитать, выполнить задания на стр. 57 №1, №2 в тетрадях.
Критерии оценивания учащихся:
Готовность учащихся к уроку (1б);
Активность учащихся на уроке (за каждый правильный ответ по баллу);
Решение практических заданий (правильное выполнение - (1б);
Дисциплинированность - (1б).
XI. Рефлексия. (1 мин)
У каждого из вас на краю стола лежат карточки (голубая, желтая, коричневаяная). Уходя из класса, нужно оставить на моем столе одну из них:
Голубая - Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой работал на уроке получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось на уроке.
Желтая - Урок был интересен, я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно.
Коричневая - Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не буду выполнять, к ответам на уроке я не был готов.
Спасибо за вашу активную работу на уроке. Мне было приятно работать с вами. До свидания!