Тема: Кодирование информации
Тип урока: изучение нового материала
Цель: сформировать у учащихся представление о кодировании информации; познакомить с понятиями «код», «кодирование», «декодирование».
Задачи:
образовательная: научить кодированию и декодированию информации, показать различные виды кодирования; выявить преимущества и недостатки двоичного кодирования информации.
развивающая: развивать умение учащихся владеть понятийным аппаратом при построении устных ответов на данную тему, сопоставлять, анализировать, логически мыслить.
воспитательная: воспитывать интерес к изучению темы посредством выполнения практических заданий
Оборудование: презентация «Кодирование информации», интерактивная доска, проектор, раздаточный материал: таблицы с азбукой Морзе, карточки с заданиями.
Методы: объяснительно-иллюстративный (беседа, демонстрация презентации).
Ход урока:
I. Организационный момент (1мин)
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Александровна. Откройте тетради, запишите число и тему сегодняшнего урока «Кодирование информации».
II. Актуализация знаний (6 мин)
Прежде чем приступить к изучению новой темы, мы с Вами повторим материал, изученный на прошлом уроке. Сейчас вы письменно ответите на мои вопросы. (в начале урока – диктант с взаимной проверкой)
Что такое информация? (Информация - это сведения об окружающем нас мире (все, что нас окружает).
Какие действия человек совершает с информацией? (Человек постоянно совершает действия, связанные с получением и передачей, хранением и обработкой информации.)
Как человек хранит информацию? (Хранение информации в уме - собственная (внутренняя информация) - оперативная память; внешняя память (долговременная). Также существует память отдельного человека и память человечества). (см. Презентация, слайд 2)
Какие современные носители информации вам известны? (Магнитные - винчестер, дискета; лазерные диски - CD и DVD, флеш-карты). (слайд 2-3)
Ответили?! Молодцы! А сейчас обменяйтесь листочками, будем проверять вместе, оценивание работ будет следующее: за каждый правильный ответ ставится один балл, тогда 4 балла – «5», 3 балла – «4» и т.д.
III. Мотивационный этап (3 мин)
Вы очень хорошо усвоили материал, молодцы!
А теперь давайте, обратим внимание на следующий слайд. Этот человек пытается нам сказать что-то, однако мы не можем его понять. Как вы думаете, что он хочет сообщить нам этим жестом? (показывает число 5, показывает, что всё хорошо, передает привет)
Но мы не можем точно утверждать, что именно он нам хочет сказать, поскольку в разных странах одни и те же жесты означают совершенно разное. И что же следует предпринять, чтобы правильно понять людей этих стран? (знать жесты, знать, что они означают, какое действие, предмет, явление этими жестами закодировано).
Давайте подумаем и попробуем выяснить, что же самое главное в ваших ответах и определим тему урока. (Главное – жест может означать разные понятия, то – что под этим жестом закодировано, тема урока – кодирование информации) (слайд 4)
Информация, которую мы получаем из окружающего мира, поступает к нам в виде условных знаков или сигналов самой разной физической природы. Это свет, звук, запах, касания, это слова, значки, символы, жесты и движения.
Для того чтобы произошла передача информации, мы (приемник) должны не только принять сигнал но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника - человек понимает, что пришло время просыпаться; телефонный звонок - кому-то нужно с вами поговорить; школьный звонок - сообщает учащимся о долгожданной перемене.
Поэтому для правильного понятия разных сигналов требуется разработка кода или кодирование.
IV. Изучение новой темы (13 мин)
Ребята, попытайтесь сами дать определение понятию код.
А теперь давайте запишем определение в тетради. (Код - это система условных знаков для представления информации).
Что такое код мы с вами разобрались. А что же по-вашему можно назвать кодированием информации? (формирование представления информации с помощью некоторого кода; или можно сказать, что кодирование, это переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи или обработки). Запишите это понятие себе в тетрадь. (слайд 5)
Давайте, сейчас выполним задание. Мальчик заменил каждую букву своего имени ее номером в алфавите. Получилось 18 21 19 13 1 15. Как зовут мальчика? (ответ – Руслан)
Что в данном случае мы выполняли? (декодирование информации).
То есть, декодирование информации - это процесс восстановления содержания закодированной информации. Запишите и это понятие в тетради.
(слайд 7)
Способ кодирования зависит от цели, ради которой осуществляется.
(слайд 8)
Существует три основных способа кодирования информации:
Графический - с помощью рисунков или значков;
Числовой - с помощью чисел;
Символьный - с помощью символов того же алфавита, что и текст.
Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь.
числовая информация кодируется арабскими, римскими цифрами. (слайд 9)
для общения мы используем код - русский язык, в Китае - китайский. (слайд 10)
с помощью нотных знаков кодируется любое музыкальное произведение, а на экране проигрывателя вы можете увидеть громкий или тихий звук, закодированный с помощью графика. (слайд 11)
часто бывает так, что информацию надо сжать и представить в краткой, но понятной форме. Тогда применяют пиктограммы, например, на двери магазина, на столбах в парке, на дороге. (слайд 12)
Для передачи информации, людьми были придуманы специальные коды, к ним относятся: азбука Брайля, азбука Морзе. Азбука Брайля предназначена для слепых людей. А азбука Морзе используется в радиосвязи. Алфавит Морзе является троичным, так как в нем используются три знака: точка, тире, пропуск. (слайд 13,14)
V. Физминутка (2 мин)
Изобразить в пространстве с закрытыми глазами:
Сердце
Круг
Букву М
Квадрат
Треугольник
VI. Закрепление изученного материала (10 мин)
А теперь мы с вами выполним практические задания для закрепления. Возьмите эти карточки и попробуйте расшифровать закодированную информацию. У вас на столах лежат таблицы с азбукой Морзе, которые вам помогут в этом.
(см. Приложение 1)
Хорошо, замечательно справились с первым заданием. Теперь продолжим обсуждать тему Кодирование. Как вы думаете, а можно закодировать текст, не используя ничего лишнего, ни точек, ни тире? (да, используя цифры). Верно, это называется цифровым кодом, давайте попробуем закодировать информацию с карточек номер 2.
(см. Приложение 2)
Хорошо, а у кого-нибудь есть ещё варианты кодирования? Оказывается можно закодировать информацию, не используя никаких дополнительных знаков, ни точек, ни тире, ничего, а только с помощью алфавита. Это, как следует из легенд, первым придумал великий римский император Цезарь, поэтому он носит название кода Цезаря. Суть его в том, что текст сообщения просто «сдвигается» побуквенно, например на 1 символ дальше по алфавиту, то есть вместо буквы А будет ставиться буква Б, вместо Б ставится В и так далее. Попробуйте декодировать информацию с карточек номер 3.
(см. Приложение 3)
VII. Итог урока (2 мин)
Итак, наш урок подходит к концу. Давайте подумаем, что мы с вами сегодня успели сделать, над какой проблемой поработали
повторили и закрепили материал, пройденный на прошлом уроке;
изучили новый материал - кодирование информации;
закрепили новый материал на практике, решая задачи на кодирование и декодирование.
VIII. Домашнее задание (1 мин)
Параграф 1.6 учебника, закодировать свое имя, используя азбуку Морзе и шифр Цезаря.
IX. Рефлексия (1 мин)
Что вам понравилось на уроке? Какие задания были более интересными? Что бы вы хотели увидеть на следующем уроке?
Критерии оценивания учащихся:
1.Активность учащихся на уроке;
2.Решение практической работы;
3. Дисциплинированность.
Спасибо за активную работу на уроке, до свидания!
Дополнительные задания:
Декодировать с помощью азбуки Морзе