kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: Выполнение логических функций на логических элементах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке имеется теоретическая часть, выполнение контрольного задания и защита рабоы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: Выполнение логических функций на логических элементах.»

Практическое занятие № 27.

Тема: Выполнение логических функций на логических элементах.

Цель. Научиться определять значения логических функций и составлять таблицы истинности сложных функций.

Теоретический материал

ПЕРЕХОД ОТ ЛОГИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ К ЛОГИЧЕСКОЙ СХЕМЕ.

Для построения логической схемы необходимо логические элементы, предназначенные

для выполнения логических операций, располагать, начиная от входа, в порядке, указанном

в булевом выражении.

Построим структуру логического устройства (комбинационную схему), реализующего

логическую функцию трех переменных

y =(a + b + c)(a + b + c)(a + b + c)(a + b + c).

Слева располагаем входы а, b и c с ответвлениями на три инвертора, затем четыре

элемента ИЛИ и, наконец, элемент И на выходе (рис. 1).

Итак, любую логическую функцию можно реализовать непосредственно по

выражениям, представленным в виде СДНФ или СКНФ. Однако, полученная таким

образом схема, как правило, не оптимальна с точки зрения её практической реализации: она

громоздка, содержит много логических элементов и возникают трудности в обеспечении

её высокой надёжности.

Алгебра логики позволяет преобразовать формулы, описывающие сложные

высказывания с целью их упрощения. Это помогает в конечном итоге определить

оптимальную структуру того или иного логического устройства, реализующего любую

сложную функцию. Под оптимальной структурой принято понимать такое построение

логического устройства, при котором число входящих в его состав элементов минимально.

Алгоритм построения логических схем.

  1. Определить число логических переменных.

  2. Определить количество логических операций и их порядок.

  3. Изобразить для каждой логической операции соответствующий ей логический элемент.

  4. Соединить логические элементы в порядке выполнения логических операций.

Пример. По заданной логической функции   построить логическую схему.

Решение.

Число логических переменных = 2 (A и B).

Количество операций = 5 (2 инверсии, 2 конъюнкции, 1 дизъюнкция). Сначала выполняются операции инверсии, затем конъюнкции, в последнюю очередь операция дизъюнкции.

Схема будет содержать 2 инвертора, 2 конъюнктора и 1 дизъюнктор.

Построение надо начинать с логической операции, которая должна выполняться последней. В данном случае такой операцией является логическое сложение, следовательно, на выходе должен быть дизъюнктор. На него сигналы подаются с двух конъюнкторов, на которые, в свою очередь, подаются один входной сигнал нормальный и один инвертированный (с инверторов).

Логические законы и правила преобразования логических выражений

Если две формулы А и В одновременно, то есть при одинаковых наборах значений входящих в них переменных, принимают одинаковые значения, то они называются равносильными.

В алгебре логики имеется ряд законов, позволяющих производить равносильные преобразования логических выражений.

1. Закон двойного отрицания:  ;

2. Переместительный (коммутативный) закон:

для логического сложения:   ;

для логического умножения:  ;

3. Сочетательный (ассоциативный) закон:

для логического сложения:   ;

для логического умножения:    ;

4. Распределительный (дистрибутивный) закон:

для логического сложения:   ;

для логического умножения:   ;

5. Законы де Моргана:

для логического сложения:   ;

для логического умножения:   ;

6. Закон идемпотентности:

для логического сложения:   ;

для логического умножения:   ;

7. Законы исключения констант:

для логического сложения:  ;

для логического умножения:  ;

8. Закон противоречия: ;

9. Закон исключения третьего:   ;

10. Закон поглощения:

для логического сложения:  ;

для логического умножения:  ;

11. Правило исключения импликации:  ;

12. Правило исключения эквиваленции:  .

Справедливость этих законов можно доказать составив таблицу истинности выражений в правой и левой части и сравнив соответствующие значения.

Основываясь на законах, можно выполнять упрощение сложных логических выражений. Такой процесс замены сложной логической функции более простой, но равносильной ей, называется минимизацией функции.

Пример. Упростить логическое выражение  .

Решение:

Согласно закону де Моргана:

.

Согласно сочетательному закону:

.

Согласно закону противоречия и закону идемпотентности:

.

Согласно закону исключения 0:

 

Окончательно получаем
/

Вариант

Логическая функция

1, 6, 11, 16, 21, 26

2, 7, 12, 17, 22, 27

3, 8, 13, 18, 23, 28

4, 9, 14, 19, 24, 29

5, 10, 15, 20, 25, 30

Контрольные вопросы

  1. Что такое высказывание (приведите пример)? 

  2. Что такое составное высказывание (приведите пример)? 

  3. Как называются и как обозначаются (в языке математики) следующие операции: ИЛИ, НЕ, И, ЕСЛИ … ТО, ТОГДА И ТОЛЬКО ТОГДА, ЛИБО …ЛИБО?

  4. Укажите приоритеты выполнения логических операций.

  5. Составьте таблицу истинности для следующих операций: отрицание, конъюнкция, дизъюнкция, импликация, эквиваленция.

  6. Изобразите функциональные элементы: конъюнктор, дизъюнктор, инвертор.

  7. Какие логические выражения называются равносильными?

  8. Записать основные законы алгебры логики.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Тема: Выполнение логических функций на логических элементах.

Автор: Валентина Николаевна Галицына

Дата: 08.12.2023

Номер свидетельства: 641655

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(281) "Методические рекомендации по выполнению лабораторной работы «Создание таблицы базы данных с использованием конструктора и мастера таблиц в СУБД MS Access" "
    ["seo_title"] => string(167) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-vypolnieniiu-laboratornoi-raboty-sozdaniie-tablitsy-bazy-dannykh-s-ispol-zovaniiem-konstruktora-i-mastiera-tablits-v-subd-ms-access"
    ["file_id"] => string(6) "160478"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422056378"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Подвижные игры с элементами баскетбола "
    ["seo_title"] => string(44) "podvizhnyie-ighry-s-eliemientami-baskietbola"
    ["file_id"] => string(6) "236411"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444061472"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "Технологическая карта урока немецкого языка в 3 классе по теме «Начало учебного года. О чем говорят дети в школьном дворе?» "
    ["seo_title"] => string(145) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-niemietskogho-iazyka-v-3-klassie-po-tiemie-nachalo-uchiebnogho-ghoda-o-chiem-ghovoriat-dieti-v-shkol-nom-dvorie"
    ["file_id"] => string(6) "125335"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414952089"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Урок по информатике с элементами ЭОР "Устройство компьютера" для 8 класса "
    ["seo_title"] => string(77) "urok-po-informatikie-s-eliemientami-eor-ustroistvo-komp-iutiera-dlia-8-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "117693"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412869557"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Выступление на методсовете на тему "О НЕКОТОРЫХ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМАХ В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ" "
    ["seo_title"] => string(99) "vystuplieniie-na-mietodsovietie-na-tiemu-o-niekotorykh-aktual-nykh-probliemakh-v-obuchienii-fizikie"
    ["file_id"] => string(6) "236669"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444135185"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства