Урок информатики в 1 классе . учебник. Информатика в играх и задачах.
Тема: Состав предметов.
Цель: познакомить учащихся с понятием составных частей предметов,
научить описывать и определять предметы через их составные части.
Предварительная подготовка.
1. Обыкновенная шариковая ручка с колпачком.
2. Кисточка.
3. Любая книга.
Ход урока:
I. Повторение.
Проверка домашнего задания 40 в тетради.
Примеры:
3-я картинка:
- На деревьях мы видим красные, желтые, оранжевые листья. Разве такое бывает в природе? Ведь листья на деревьях должны быть зеленого цвета... (Это осень. И листья на деревьях осенних цветов.)
4-я картинка:
- А что за птичка сидит в клетке и поет песенку? Как она называется? (Это рыбка. И такого в природе не бывает.)
5-я картинка:
- В небе над городом летят птицы, самолет. А почему в небе оказался шарик? (Потому что воздушный шарик может иногда летать.)
6-я картинка:
- А вот мы видим, как котенок гонится за мышкой и сейчас, наверное, ее поймает и съест. Такое в природе бывает? (Дети должны заметить, что при этом мышка очень большая или котенок слишком маленький.)
7-я картинка:
- Здесь мы видим курочку и петушка, а вокруг них - цыплятки. На этой картинке, кажется, все изображено правильно. (Нет. Здесь цыплята зеленого цвета, а такого не бывает.)
8-я картинка:
- Какая-то странная форма у этих яблок. Ведь мы знаем, что яблоки круг¬лые. (Это груши совершенно правильной формы.)
II. Изучение нового материала.
Учитель обращает внимание на состав предметов и замечает, что есть предметы очень простые, например, мячик, кусочек сахара, карандаш. А есть предметы очень сложные, у них много составных частей, например, телевизор, компьютер, машина.
Задание 41 в тетради.
Дети называют предмет и перечисляют, из чего он состоит:
- зайчик (туловище, голова, уши, лапки, хвост);
- машина (кузов, кабина, колеса).
Можно раскрасить эти предметы.
Задание 42 в тетради.
Ученики называют предмет и его части, затем раскрашивают их требуемым цветом.
Задание: из чего состоит предмет:
1) Учитель показывает детям очередной предмет, а ученики перечисляют, из чего он состоит.
Примеры:
а) шариковая ручка (корпус, стержень, колпачок);
б) кисточка (ручка, или основание и щетинка);
в) книга (обложка, листы);
г) сумка или портфель учителя (корпус, ручка, кармашки, молния, за¬мочек и т.п.);
д) стул (сиденье, ножки, спинка).
2) Учитель просит детей представить себе называемый предмет и пере¬числить его составные части. Примеры:
а) гвоздь (ножка и шляпка);
б) вилка (ручка и зубья);
в) апельсин (кожура, дольки, семечки);
г) дерево (корень, ствол, веточки, листочки);
д) чайник (корпус, носик, ручка, крышка).
Задание 43 в тетради.
Ученики должны назвать героев мультфильмов и дорисовать недостающие части.
Дети определяют и дорисовывают недостающие части: у ослика Иа - хвост, у Чебурашки - уши.
Задание 44 в тетради.
У второй цапли нужно дорисовать ногу, у третьей - голову.
Задание 45 в тетради.
Выполняя задание, ученики должны исследовать каждый платок: наличие на нем каких-либо предметов означает обязательное наличие их и на других платках.
По первому платку видно, что на всех платках должны быть кайма и цветок посередине (эти предметы дорисовываются на других платках). На втором платке по углам нарисованы грибы (дорисовать на остальных плат¬ках). А по краям третьего платка нарисованы листочки (дорисовать на остальных платках).
Игра "Угадай предмет".
(См. предыдущий урок, пункт 8.)
В данном случае, описывая предмет, учитель перечисляет не только его признаки, но и составные части (характерные, т.е. отличающие его от другого подобного предмета).
Примеры:
- цветок, у него серединка желтая, лепестки - белые (ромашка);
- зверь, у него мохнатая грива, на конце хвоста - кисточка (лев);
- птица, у которой на голове гребешок, на спине - красивый разноцветный хвост, на ногах - шпоры (петух);
- жучок, у которого красные крылышки, а на них - черные точки (божья коровка);
- цветок, очень большой, с желтыми лепестками, а в середине – черные семечки (подсолнух);
- гриб, ядовитый, шляпка красная, на ней точки белые (мухомор);
"Предложите детям самостоятельно загадать предмет.
Задание 46 в тетради.
Из группы девушек ученики выделяют Василису Прекрасную последова¬тельно: сначала находят девушек с двумя косами (1, 4, 5,6-я), затем из этих девушек выделяют девушек в сарафанах (1, 4, 6-я), а затем ищут среди них девушку в кокошнике (4-я).
Игра "Найди отличия".
Учитель задает пару предметов с общим названием, дети должны найти между ними отличия.
Примеры:
- Идут двое мужчин. Как догадаться, что один из них рыбак? (У него удочка, садок для рыбы или сеть.)
- Едут две красные машины. Как догадаться, что одна из них пожарная? (У нее лестница и мигалки.)
- В поликлинике встретились две женщины. Как догадаться, что одна из них врач? (У нее белый халат и стетоскоп.)
- Как догадаться, что из двух маленьких лошадок одна - зебра? (У нее - полоски.)
- У дома росло 2 дерева. Как зимой догадаться, что одна из них елка? (У елки маленькие зеленые иголки и продолговатые шишки. Это нужно обя¬зательно подчеркнуть, т.к. другим деревом может оказаться сосна.)
- Стоят две девочки. Как догадаться, что одна из них скрипачка? (У нее
футляр со скрипкой.)
III. Итоги урока.
Задание 47 в тетради.
Вопрос: "Чем отличается король эльфов от остальных эльфов?" (У него есть корона.)
Вопрос: "Чем отличаются эльфы от Дюймовочки?" (У них есть крылышки)
Если теперь вспомнить сказку о Дюймовочке, то именно крылышки и были ей подарены. (Их и надо дорисовать: только контур, так как они прозрачные.)
Загадки, задачи-шутки.
1) Два конца, два кольца, а посередине - гвоздик. (Ножницы.)
2) Много рук, а нога одна. (Дерево.)
3) Кто имеет пятачок не зажатый в кулачок? (Поросенок.)
4) Спинка, доска и 4 ноги - что я задумал, скорей назови! (Стул.)
5) Золотое решето черных зернышек полно. (Подсолнух.)
6) Два брюшка, четыре ушка. (Подушка.)
7) Без окон, без дверей, полна горница людей. (Огурец.)
8) У животного 2 правые лапы и 2 - левые, 2 передние и 2 задние. Сколько всего лап у животного? (4)
9) Из дупла выглядывало 8 беличьих хвостов. Сколько бельчат было в дупле? (8, так как у каждого бельчонка по 1 хвосту.)
10) Бабушка связала всем своим внукам варежки. Всего 8 штук. Сколько внуков у бабушки? (4 внука. Объяснить на наглядном материале: 8 палочек разделяя по 2, так как каждому внуку нужно 2 варежки.)
11) Из-под ворот видно 8 кошачьих лап. Сколько всего кошек за воро¬тами? (2. Объяснить на наглядном материале, разделяя 8 палочек по 4 штуки, так как у каждой кошки 4 лапы.)
12) Сколько углов у стола? (Дети должны обратить внимание, что не сказано, о каком столе речь: у треугольного 3 угла, у четырехугольного 4, а у круглого и овального вообще нет углов.)
13) Сколько концов у палки? (2). У двух палок? (4). У двух с половиной палок? (6).
14) Росло 4 березы. На каждой березе по 4 больших ветки. На каждой большой - по 4 маленьких. На каждой маленькой - по 4 яблока. Сколько всего яблок? (Ни одного. На березах яблоки не растут.)
15) Пришел мельник на мельницу и увидел в углу кошку, а у нее 4 котенка. Сколько всего ног было на мельнице? (Две ноги. У кошек - лапы).