Урок биологии в 6 классе по теме:
« Химический состав растений»
Цель урока: создание условия для изучения химического состава растений и выявление практического применения растительных веществ в жизни человека.
Задачи урока:
Образовательные:познакомить с химическим составом растений и практическим применением растительных веществ,продолжить отрабатывать навык работы с лабораторным оборудованием по обнаружению веществ в органах растений.
Развивающие: развивать навыки исследовательской деятельности, умения анализировать фактическую информацию и делать выводы; развивать интеллектуальные и коммуникативные умения.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к зеленым растениям, исходя из знаний об их роли в жизни человека и всех живых организмов на Земле;воспитывать навыки работы в паре.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Форма урока: урок-исследование;
Оборудование:, пробирки, держатель, спиртовка, стакан с водой, мука, марлевая салфетка, йод, пипетка, семена подсолнечника, пшеницы, клубень картофеля, белая бумага, скальпель; презентация к уроку; инструктивные карточки
На столе учителя – бутылка растительного масла, коробочка сахара, пакетик крахмала, пакетик семечек.
Ход урока:
- Организационный этап (1 мин).– характеристика формирования оценки за урок:
1.Формулировка цели – 2 балла
2. Правильное выполнение лабораторной работы -3 балла
3.Итоговая проверочная работа -3 балла.
4. ответ на вопрос в ходе урока - 1 балл.
Оценка - «5» - 10 баллов и выше
«4» - 9 -6 баллов
«3» - ниже 6 баллов
У вас на столах стоят подготовленные комплекты лабораторного оборудования, с которыми необходимо обращаться очень аккуратно и осторожно. С помощью этого оборудования вы сможете узнать много нового и удивительного о наших зеленых друзьях.
Сегодня я ваш старший научный руководитель и начинать работу мы будем только по моей команде. Договорились?
II. Актуализация знаний (2 мин)
Как вы думаете, чем занимаются ученые?
/Ученики дают свои ответы/
Учитель: правильно, они занимаются исследованиями разных объектов с разной целью. Вот и нам тоже необходимо определить объект, предмет, цель и тему нашего исследования, но для начала прослушайте эти строчки.
Слайд 1.На нашей планете от края до края
Природа повсюду тебя окружает.
Тела ее массу загадок таят
Из атомов разных веществ состоят.
Лед, облака и капли росы –
Они состоят из обычной воды
Горы, песок и друзы кристаллов
Они состоят из простых минералов.
Растения тоже загадку хранят
Хотите узнать, из чего состоят?
Их корень и листья, плоды, семена
Раскроют нам тайну состава сполна.
III. Целеполагание (3 мин).
Учитель: Итак, что будет являться объектом нашего исследования?
/Ученики дают свои варианты объекта исследования, учитель корректирует/
Объектом исследования являются органы растений
Учитель: Каков предмет исследования или что нового мы о них хотим узнать?
/Ученики дают свои варианты предмета исследования, учитель корректирует/
Предмет исследования: их химический состав.
Учитель: Может у кого-то уже есть предположение, из чего состоят растения, в науке такое предположение называется гипотеза. Кто может сформулировать гипотезу?
/Ученики дают свои варианты гипотезы, учитель корректирует/
Гипотеза: растения состоят из органических и неорганических веществ.
Учитель: Тогда нашей с вами целью будет...
/Ученики дают свои варианты цели, учитель корректирует/
Цель: изучение химического состава растений.
Слайд 2.
IV. Мотивация (3 мин).
Учитель: чтобы достичь своей цели необходимо разработать план действий, т.е. определить задачи, решив которые мы к ней придем.
/Ученики дают свои варианты задач, учитель корректирует/
Задачи:
1. экспериментально выяснить химический состав растений;
А зачем нам знать их химический состав?
2. выявить практическое значение растительных веществ;
3. подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу.
Слайд 3.
Сформулируйте тему урока:
Учитель: все ученые ведут точные записи своих наблюдений и исследований. Вот и вы откройте свои тетради и запишите число и тему урока.
Слайд 4.Тема: Химический состав растений.
V. Изучение нового материала . (20 мин).
Прежде чем вы начнете работать самостоятельно, посмотрите опыты, которые я вам продемонстрирую.
Демонстрация опыта № 1
В этой пробирке лежат несколько семян пшеницы. Я нагреваю пробирку.
Вопрос: Что вы наблюдаете?
Ответ учащихся: на стенках пробирки появились капельки воды.
Вопрос: А как вы думаете, откуда она взялась?
Ответ: Она была в семенах (из семян).
Объектом нашего исследования были семена пшеницы. После их нагревания на стенках пробирок появились капельки воды.
Вопрос: Какой мы можем сделать вывод?
Учащиеся формируют вывод:органы растения содержат воду.
Слайд 5.
Демонстрация опыта № 2
А сейчас продолжим нагревание. Что вы видите? При прокаливании выделяется дым, семена обугливаются. Это сгорают органические вещества. После их сгорания остаётся зола, состоящая из несгорающих минеральных веществ.
Объект исследования семена пшеницы. После их сжигания осталась зола.
Вопрос: Какой вывод мы можем сделать?
Вывод:В состав растений входят минеральные вещества.
Слайд 6.
А теперь вы самостоятельно выясните, какие органические вещества входят в состав растений. Напоминаю вам, что работать надо внимательно, с ножиком особенно осторожно – не направлять острый край на себя или товарища; выполняем работу аккуратно. В конце работы привести рабочее место в порядок. Приступая к работе, прочтите инструкцию. Работайте по алгоритму.
Проведение учащимися опыта № 3
Для проведения этого опыта я приготовила тесто.
Вопрос: Из чего делают тесто? муку?
Ответ: из зерён пшеницы.
- Значит …. Всё то, что есть в семенах, есть в муке, она имеет такой же химический состав.
Выполняете работу по инструктивной карточке.
Ученик: Мы исследовали тесто из пшеничной муки и клубень картофеля.
Объекты исследования семена пшеницы, клубень картофеля. После проведенного эксперимента выяснили, что в семенах пшеницы содержится белок-клейковина. Кроме этого вещества в пшенице и картофеле присутствует углевод-крахмал.
Делаем вывод: в состав растений входит белок и углеводы- это органические вещества
Слайд 7.
Проведение учащимися опыта № 5
У вас имеются семена подсолнечника и белая бумага.
Выполняете работу по инструктивной карточке.
Ученик: Объектом нашего исследования были семена подсолнечника. После того, как их раздавил, на листе остались жирные пятна
Вывод: в семенах обнаружили ещё одно вещество – жир. Жир – это органическое вещество.
Слайд 8.
Таким образом, в состав растений входят органические вещества (белки, жиры, углеводы), минеральные вещества и вода.
Необходимо отметить, что количество этих веществ в разных частях и в разных растениях различается. Откройте учебник на стр. 155 посмотрите таблицу. Сравните содержание веществ в семенах подсолнечника и пшеницы. Что вы можете сказать и какой вывод сделать?
Слайд 9.
Верно, в растениях содержатся одни и те же вещества, но количество разное.
Во всех ли органах растений содержится одинаковое количество воды? (ответы детей)
В органах растений содержится неодинаковое количество воды, органических и минеральных веществ. Листья капусты 90% воды, в плодах огурцов - 96% воды. Молодые растения содержат до 95-98% воды, а в одревесневших до 50%.
Ребята, вы все, наверное, пробовали молодой горох и горох осенью. Сравните вкусовые качества семян гороха летом и осенью.
Правильно, молодой горох мягкий и сладкий, а созревшие семена не такие сладкие. Это происходит потому, что сначала в них растворимый углевод – глюкоза, которая позже превращается в нерастворимый крахмал. Когда весной размочим семена, они вновь становятся сладкими. Дело в том, что передвигаться по растению вещества могут только в растворенном виде, а образуются они в листьях.
Все эти вещества нужны растению в определенном количестве для роста и развития.
Скажите, как человек использует вещества, входящие в состав растений?
Слайд 10,11.
1.Витамины их содержание в растениях. Демонстрация органов растений, содержащих различные витамины
2.Ядовитые растения. Слайд (кураре, ядовитые растения Новосибирской области)
3.Лекрственные растения ( чтение стихотворения Зеленая аптека, выписывание лекарственных растений из него)
VII. Обобщение нового материала (6 мин).
Учитель: Подведем итог. Какие же вещества входят в состав растений?
/Ученики дают ответы/
Слайд 12.
Учитель: Молодцы! Вернемся к нашим задачам на урок.
Слайд 13.
Мы выяснили химический состав растений?
Мы выявили практическое значение растительных веществ?
Так как вы считаете, подтвердилась ли наша гипотеза, что растения состоят из органических и неорганических веществ?
VIII. Контроль новых знаний.
Заполнение схемы в листе с лабораторной работой.
IX. Домашнее задание (2 мин).
Слайд 16
§ 32. Приготовить сообщение об одном из записанных вами лекарственных растениях
X. Рефлексия (3 мин).