kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Химический состав растений

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Урок биологии в 6 классе по теме:

« Химический состав растений»

Цель урока: создание условия для изучения химического состава растений и выявление практического применения растительных  веществ в жизни человека.

Задачи урока:

Образовательные:познакомить с химическим составом растений и практическим  применением  растительных веществ,продолжить отрабатывать навык  работы с лабораторным  оборудованием по обнаружению веществ в органах растений.

 Развивающие:  развивать навыки исследовательской деятельности,  умения анализировать фактическую информацию и делать выводы; развивать интеллектуальные и коммуникативные умения.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к зеленым растениям, исходя из знаний об их роли в жизни человека и всех живых организмов на Земле;воспитывать навыки работы в паре.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Форма урока: урок-исследование;

Оборудование:, пробирки, держатель, спиртовка, стакан с водой, мука, марлевая салфетка, йод, пипетка, семена подсолнечника, пшеницы, клубень картофеля, белая бумага, скальпель; презентация к уроку; инструктивные карточки

На столе учителя  – бутылка растительного масла, коробочка сахара, пакетик крахмала, пакетик семечек.

 

Ход урока:

 

  1. Организационный этап (1 мин).– характеристика формирования оценки за урок:

1.Формулировка цели – 2 балла

    2. Правильное выполнение лабораторной работы  -3 балла

    3.Итоговая проверочная работа  -3 балла.

   4. ответ на вопрос в ходе урока  - 1 балл.

        Оценка  - «5» - 10 баллов и выше

                         «4» - 9 -6 баллов

                        «3» - ниже 6 баллов

У вас на столах стоят подготовленные комплекты лабораторного оборудования, с  которыми необходимо обращаться очень аккуратно и осторожно. С помощью этого оборудования вы сможете узнать много нового и удивительного о наших зеленых друзьях.

Сегодня я ваш старший научный руководитель и начинать работу мы будем только по моей команде. Договорились?

II. Актуализация знаний (2 мин)

Как вы думаете, чем занимаются ученые?

/Ученики дают свои ответы/

Учитель: правильно, они занимаются исследованиями разных объектов с разной целью. Вот и нам тоже необходимо определить объект, предмет, цель и тему нашего исследования, но для начала прослушайте эти строчки.

Слайд 1.На нашей планете от края до края

                       Природа повсюду тебя окружает.

                       Тела ее массу загадок таят

                       Из атомов разных веществ состоят.

                       Лед, облака и капли росы –

                       Они состоят из обычной воды

                       Горы, песок и друзы кристаллов

                       Они состоят из простых минералов.

                       Растения тоже загадку хранят

                       Хотите узнать, из чего состоят?

                       Их корень и листья, плоды, семена

                       Раскроют нам тайну состава сполна.

III. Целеполагание (3 мин).

Учитель:  Итак, что будет являться объектом нашего исследования?

/Ученики дают свои варианты объекта исследования, учитель корректирует/

Объектом исследования являются органы растений

Учитель: Каков предмет исследования или что нового мы о них хотим узнать?

/Ученики дают свои варианты предмета исследования, учитель корректирует/

Предмет исследования: их химический состав.

Учитель: Может у кого-то уже есть предположение, из чего состоят растения, в науке такое предположение называется гипотеза. Кто может сформулировать гипотезу?

/Ученики дают свои варианты гипотезы, учитель корректирует/

Гипотеза: растения состоят из органических и неорганических веществ.

Учитель: Тогда нашей с вами  целью будет...

/Ученики дают свои варианты цели, учитель корректирует/

Цель: изучение химического состава растений.

Слайд 2.

IV. Мотивация (3 мин).

Учитель: чтобы достичь своей цели необходимо разработать план действий, т.е. определить задачи, решив которые мы к ней придем.

/Ученики дают свои варианты задач, учитель корректирует/

Задачи: 

1. экспериментально выяснить химический состав растений;

А зачем нам знать их химический состав?

2. выявить практическое значение растительных веществ;

3. подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу.

Слайд 3.

Сформулируйте тему урока:

Учитель: все ученые ведут точные записи своих наблюдений и исследований. Вот и вы откройте свои тетради и запишите число и тему урока.

Слайд 4.Тема: Химический состав растений.

 

V. Изучение нового материала . (20 мин).

 Прежде чем вы начнете работать самостоятельно, посмотрите опыты, которые я вам продемонстрирую.

Демонстрация опыта № 1

В  этой пробирке лежат несколько семян пшеницы.  Я нагреваю пробирку.

Вопрос: Что вы наблюдаете?

Ответ учащихся: на стенках пробирки появились капельки воды.

Вопрос: А как вы думаете, откуда она взялась?

Ответ: Она была в семенах (из семян).

Объектом нашего исследования были  семена пшеницы. После их нагревания на стенках пробирок появились капельки воды.

Вопрос: Какой мы можем сделать вывод?

Учащиеся формируют вывод:органы растения содержат воду.

Слайд 5.

Демонстрация опыта № 2

А сейчас продолжим нагревание.  Что вы видите? При прокаливании выделяется дым, семена обугливаются. Это сгорают органические вещества. После их сгорания остаётся зола, состоящая из несгорающих минеральных веществ.

Объект исследования семена пшеницы. После их сжигания осталась зола.

Вопрос: Какой вывод мы можем сделать?

Вывод:В состав растений входят минеральные вещества.

Слайд 6.

А теперь  вы самостоятельно выясните, какие органические вещества входят в состав растений. Напоминаю вам, что работать надо внимательно, с ножиком  особенно осторожно – не направлять острый край на себя или товарища; выполняем работу аккуратно. В конце работы привести рабочее место в порядок. Приступая к работе, прочтите инструкцию. Работайте по алгоритму.

 

Проведение учащимися  опыта № 3

          Для проведения этого опыта я приготовила тесто.

Вопрос: Из чего делают тесто? муку?

Ответ: из зерён пшеницы.

- Значит …. Всё то, что есть в семенах, есть в муке, она имеет такой же химический состав.

Выполняете работу по инструктивной карточке.

Ученик: Мы исследовали тесто из пшеничной муки и клубень картофеля.

Объекты исследования семена пшеницы, клубень картофеля. После проведенного эксперимента выяснили, что в семенах пшеницы содержится белок-клейковина. Кроме этого вещества в пшенице и картофеле присутствует углевод-крахмал.

Делаем вывод: в состав растений входит белок и углеводы- это органические вещества

     Слайд 7.

Проведение учащимися опыта № 5

          У вас имеются семена подсолнечника и белая бумага.

Выполняете работу по инструктивной карточке.

Ученик: Объектом нашего исследования были семена подсолнечника. После того, как их раздавил, на листе остались жирные пятна

Вывод: в семенах обнаружили ещё одно вещество – жир. Жир – это органическое вещество.

Слайд 8.

Таким образом, в состав растений входят органические вещества (белки, жиры, углеводы), минеральные вещества и вода.

Необходимо отметить, что количество этих веществ в разных частях и в разных растениях различается. Откройте учебник на стр. 155 посмотрите таблицу. Сравните содержание веществ в семенах подсолнечника и пшеницы. Что вы можете сказать и какой вывод сделать?

Слайд 9.

Верно, в растениях содержатся одни и те же вещества, но количество разное.

Во всех ли органах растений содержится одинаковое количество воды? (ответы детей)

В органах растений содержится неодинаковое количество воды, органических и минеральных веществ. Листья капусты 90% воды, в плодах огурцов - 96% воды. Молодые растения содержат до 95-98% воды, а в одревесневших до 50%.

Ребята, вы все, наверное, пробовали молодой горох и горох осенью.    Сравните вкусовые качества семян гороха летом и осенью.

Правильно, молодой горох мягкий и сладкий, а созревшие семена не такие сладкие. Это происходит потому, что сначала в них растворимый углевод – глюкоза, которая позже превращается в нерастворимый крахмал. Когда весной размочим семена, они вновь становятся сладкими. Дело в том, что передвигаться по растению вещества могут только в растворенном виде, а образуются они в листьях.

 Все эти вещества нужны растению в определенном количестве для роста и развития. 

Скажите, как человек использует вещества, входящие в состав растений?

Слайд 10,11.

1.Витамины их содержание в растениях. Демонстрация органов растений, содержащих различные витамины

2.Ядовитые растения. Слайд   (кураре, ядовитые растения Новосибирской области)

3.Лекрственные растения ( чтение стихотворения Зеленая аптека, выписывание лекарственных растений из него)

VII. Обобщение нового материала (6 мин).

Учитель: Подведем итог. Какие же вещества входят в состав растений?

/Ученики дают ответы/

Слайд 12.

Учитель: Молодцы! Вернемся к нашим задачам на урок.

Слайд 13.

Мы выяснили химический состав растений?

                        Мы выявили практическое значение растительных веществ?

                        Так как вы считаете,  подтвердилась ли наша гипотеза, что       растения состоят из органических и неорганических веществ? 

VIII. Контроль новых знаний.

Заполнение схемы в листе с лабораторной работой.

IX. Домашнее задание (2 мин).

Слайд 16

§ 32. Приготовить сообщение об одном из записанных вами лекарственных растениях

X. Рефлексия (3 мин).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Химический состав растений »

На нашей планете от края до края Природа повсюду тебя окружает. Тела ее массу загадок таят Из атомов разных веществ состоят. Лед, облака и капли росы – Они состоят из обычной воды Горы, песок и друзы кристаллов Они состоят из простых минералов. Растения тоже загадку хранят Хотите узнать, из чего состоят? Их корень и листья, плоды, семена Раскроют нам тайну состава сполна.

На нашей планете от края до края

Природа повсюду тебя окружает.

Тела ее массу загадок таят

Из атомов разных веществ состоят.

Лед, облака и капли росы –

Они состоят из обычной воды

Горы, песок и друзы кристаллов

Они состоят из простых минералов.

Растения тоже загадку хранят

Хотите узнать, из чего состоят?

Их корень и листья, плоды, семена

Раскроют нам тайну состава сполна.

Задачи:  экспериментально выяснить химический состав растений; 2.  выявить практическое значение растительных веществ; 3. подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу.

Задачи:

  • экспериментально выяснить химический состав растений;

2. выявить практическое значение растительных веществ;

3. подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу.

КАК ДОКАЗАТЬ, ЧТО В РАСТЕНИИ СОДЕРЖИТСЯ ВОДА?   Что взять? Что сделать? Пробирку с семенами или другими частями растений Что получилось? Нагреть на слабом огне ?

КАК ДОКАЗАТЬ, ЧТО В РАСТЕНИИ СОДЕРЖИТСЯ ВОДА?

Что взять?

Что сделать?

Пробирку с семенами или другими частями растений

Что получилось?

Нагреть

на слабом огне

?

КАК ДОКАЗАТЬ, ЧТО В РАСТЕНИИ СОДЕРЖИТСЯ ВОДА?   Что взять? Что сделать? Пробирку с семенами или другими частями растений Что получилось? Нагреть на слабом огне Появились капельки воды на стенках пробирки

КАК ДОКАЗАТЬ, ЧТО В РАСТЕНИИ СОДЕРЖИТСЯ ВОДА?

Что взять?

Что сделать?

Пробирку с семенами или другими частями растений

Что получилось?

Нагреть

на слабом огне

Появились капельки воды на стенках пробирки

КАК ОБНАРУЖИТЬ НАЛИЧИЕ МИНЕРАЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ? Что взять?  Что сделать? Пробирку с семенами или другими частями растений Что получилось? Продолжить нагревать ?

КАК ОБНАРУЖИТЬ НАЛИЧИЕ МИНЕРАЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ?

Что взять?

Что сделать?

Пробирку с семенами или другими частями растений

Что получилось?

Продолжить нагревать

?

КАК ОБНАРУЖИТЬ НАЛИЧИЕ МИНЕРАЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ? Что взять?  Что сделать ? Пробирку с семенами или другими частями растений Что получилось? Продолжить нагревать Зола

КАК ОБНАРУЖИТЬ НАЛИЧИЕ МИНЕРАЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ?

Что взять?

Что сделать ?

Пробирку с семенами или другими частями растений

Что получилось?

Продолжить нагревать

Зола

Вещества растений Органические вещества Неорганические вещества Вода Жиры Белки Минеральные соли Углеводы Витамины

Вещества растений

Органические вещества

Неорганические вещества

Вода

Жиры

Белки

Минеральные соли

Углеводы

Витамины

Инструкция по технике безопасности при выполнении лабораторной работы Прежде, чем выполнять работу, внимательно изучите содержание и порядок ее выполнения. Точно выполняйте все указания учителя при выполнении работы, без его разрешения не выполняйте самостоятельно никаких действий. При использовании скальпеля берите его только за ручку, не направляйте заостренные части на себя и на своих товарищей, располагайте на рабочем месте (в лотке) заостренными концами от себя. Соблюдайте осторожность при обращении с лабораторной посудой и приборами из стекла,  не бросайте, не роняйте и не ударяйте их. 

Инструкция по технике безопасности

при выполнении лабораторной работы

  • Прежде, чем выполнять работу, внимательно изучите содержание и порядок ее выполнения.
  • Точно выполняйте все указания учителя при выполнении работы, без его разрешения не выполняйте самостоятельно никаких действий.
  • При использовании скальпеля берите его только за ручку, не направляйте заостренные части на себя и на своих товарищей, располагайте на рабочем месте (в лотке) заостренными концами от себя.
  • Соблюдайте осторожность при обращении с лабораторной посудой и приборами из стекла,

не бросайте, не роняйте и не ударяйте их. 

Во избежание отравлений и аллергических реакций не пробуйте на вкус и не нюхайте предложенные продукты. При использовании раствора йода капайте только на картофель и в стакан с мутной водой, не допускайте попадания йода на кожу, в глаза и на одежду. При разливе жидкостей не убирайте их самостоятельно. В случае, если разбилась посуда из стекла, не собирайте осколки незащищенными руками. При получении травмы сообщите об этом учителю. По окончании работы приведите в порядок рабочее место.
  • Во избежание отравлений и аллергических реакций не пробуйте на вкус и не нюхайте предложенные продукты.
  • При использовании раствора йода капайте только на картофель и в стакан с мутной водой, не допускайте попадания йода на кожу, в глаза и на одежду.
  • При разливе жидкостей не убирайте их самостоятельно.
  • В случае, если разбилась посуда из стекла, не собирайте осколки незащищенными руками.
  • При получении травмы сообщите об этом учителю.
  • По окончании работы приведите в порядок рабочее место.
КАК ОБНАРУЖИТЬ БЕЛКИ  (растительный белок – клейковину)?   Что взять? Что сделать? Тесто в марле Что получилось? Пополоскать в воде, развернуть марлю ?

КАК ОБНАРУЖИТЬ БЕЛКИ (растительный белок – клейковину)?

Что взять?

Что сделать?

Тесто в марле

Что получилось?

Пополоскать в воде, развернуть марлю

?

КАК ОБНАРУЖИТЬ БЕЛКИ  (растительный белок – клейковину)?   Что взять? Что сделать? Тесто в марле Что получилось? Пополоскать в воде, развернуть марлю Тягучее, клейкое вещество - клейковина

КАК ОБНАРУЖИТЬ БЕЛКИ (растительный белок – клейковину)?

Что взять?

Что сделать?

Тесто в марле

Что получилось?

Пополоскать в воде, развернуть марлю

Тягучее, клейкое вещество - клейковина

КАК ОБНАРУЖИТЬ УГЛЕВОДЫ? Что взять?  Что сделать?  Стакан с мутной водой  Срез клубня картофеля Что получилось?  Капнуть 2-3 капли раствора йода Капнуть 1-2 капли раствора йода ? ?

КАК ОБНАРУЖИТЬ УГЛЕВОДЫ?

Что взять?

Что сделать?

  • Стакан с мутной водой
  • Срез клубня картофеля

Что получилось?

Капнуть 2-3 капли раствора йода

Капнуть 1-2 капли раствора йода

?

?

КАК ОБНАРУЖИТЬ УГЛЕВОДЫ? Что взять?  Что сделать?  Стакан с мутной водой   Срез клубня картофеля Что получилось?  Капнуть 2-3 капли йода Капнуть 2-3 капли йода Раствор посинел или стал фиолетовым Срез стал сине-фиолетовым

КАК ОБНАРУЖИТЬ УГЛЕВОДЫ?

Что взять?

Что сделать?

  • Стакан с мутной водой
  • Срез клубня картофеля

Что получилось?

Капнуть 2-3 капли йода

Капнуть 2-3 капли йода

Раствор посинел или стал фиолетовым

Срез стал сине-фиолетовым

КАК ОБНАРУЖИТЬ ЖИРЫ (МАСЛА)? Что взять? Что сделать? Семена подсолнечника, листок бумаги Что получилось? Положить семена на бумагу и раздавить их ?

КАК ОБНАРУЖИТЬ ЖИРЫ (МАСЛА)?

Что взять?

Что сделать?

Семена подсолнечника, листок бумаги

Что получилось?

Положить семена на бумагу и раздавить их

?

КАК ОБНАРУЖИТЬ ЖИРЫ (МАСЛА)? Что взять? Что сделать? Семена подсолнечника, лист бумаги Что получилось? Положить семена на бумагу и раздавить их Жирное пятно

КАК ОБНАРУЖИТЬ ЖИРЫ (МАСЛА)?

Что взять?

Что сделать?

Семена подсолнечника, лист бумаги

Что получилось?

Положить семена на бумагу и раздавить их

Жирное пятно

Какие органические вещества вы обнаружили в растениях? Как вы доказали, что в состав растений входят жиры? Как можно убедиться, что в растениях есть углеводы, в частности, крахмал? Что такое клейковина? Что она из себя представляет? Как обнаружили? Какой вывод вы можете сделать?
  • Какие органические вещества вы обнаружили в растениях?
  • Как вы доказали, что в состав растений входят жиры?
  • Как можно убедиться, что в растениях есть углеводы, в частности, крахмал?
  • Что такое клейковина? Что она из себя представляет? Как обнаружили?
  • Какой вывод вы можете сделать?
Растение Содержание (в %) от общей массы белки Горох 23,4 углеводы Пшеница жиры 52,6 18 Кукуруза 10 1,9 Рис 60 Подсолнечник 7 2,1 70 26,3 4,6 63 2,3 16,4 44,3

Растение

Содержание (в %) от общей массы

белки

Горох

23,4

углеводы

Пшеница

жиры

52,6

18

Кукуруза

10

1,9

Рис

60

Подсолнечник

7

2,1

70

26,3

4,6

63

2,3

16,4

44,3

Растения, богатые белками

Растения, богатые белками

Растения, богатые жирами

Растения, богатые жирами

Растения, богатые углеводами

Растения, богатые углеводами

Кура́ре  —  южно-американский   стрельный   яд , приготовляемый, главным образом, из  коры  растения  Strychnos toxifera   M.R.SCHOMB.  EX BENTH.  ( Стрихнос ядоносный ) [1]
  • Кура́ре  —  южно-американский   стрельный   яд , приготовляемый, главным образом, из  коры  растения  Strychnos toxifera   M.R.SCHOMB.  EX BENTH.  ( Стрихнос ядоносный ) [1] .

ядовитые растения

Ядовитые растения НСО

Ядовитые растения НСО

Вех ядовитый

Вех ядовитый

Волчеягодник

Волчеягодник

Витамин А Помни истину простую – Лучше видит только тот , Кто жует морковь сырую Или сок морковный пьет.
  • Витамин А
  • Помни истину простую –
  • Лучше видит только тот ,
  • Кто жует морковь сырую
  • Или сок морковный пьет.

Витамины

Витамин В Очень важно спозаранку Есть за завтраком овсянку. Черный хлеб полезен нам, И не только по утрам.
  • Витамин В
  • Очень важно спозаранку
  • Есть за завтраком овсянку.
  • Черный хлеб полезен нам,
  • И не только по утрам.

Витамины

Витамин С От простуды и ангины Помогают апельсины, Ну а лучше съесть лимон, Хоть и очень кислый он.  
  • Витамин С
  • От простуды и ангины
  • Помогают апельсины,
  • Ну а лучше съесть лимон,
  • Хоть и очень кислый он.
  •  

витамины

Параграф 32
  • Параграф 32

Сообщение об одном из лекарственных растений из стихотворения

Домашнее задание


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Химический состав растений

Автор: Новоселова Наталья Викторовна

Дата: 25.01.2015

Номер свидетельства: 161067

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект урока на тему "Химический состав растений""
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekturokanatiemukhimichieskiisostavrastienii"
    ["file_id"] => string(6) "277531"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452929557"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Химический состав клетки"
    ["seo_title"] => string(28) "khimicheskii_sostav_kletki_1"
    ["file_id"] => string(6) "608978"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1654507021"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Коспект урока " Химический состав клетки", 5 класс "
    ["seo_title"] => string(51) "kospiekt-uroka-khimichieskii-sostav-klietki-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "157696"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421640657"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Методическая разработка урока  "Химический состав клетки" "
    ["seo_title"] => string(62) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-khimichieskii-sostav-klietki"
    ["file_id"] => string(6) "117206"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412729000"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока на тему Химический состав клетки "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-na-tiemu-khimichieskii-sostav-klietki"
    ["file_id"] => string(6) "240974"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445163961"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства