Урок направлен на решение задач с использованием римской и двоичной систем счисления.
Задачи и теоретический материал представленные в работе авторские. Задачи разделены на базовый и функциональный уровни.
Цель урока: познакомить обучающихся с различными системами счисления; научить решать задачи в римской и двоичной системах счисления.
Задачи:
Образовательная: ввести основные понятия по системам счисления; дать представление о позиционной и непозиционной системах счисления; сформировать понимание основ систем счисления.
Развивающая: развивать у обучающихся интерес к предмету, логическое мышление, умение оперировать ранее полученными знаниями, способность к сравнению и анализу.
Просмотр содержимого документа
«Решение задач по теме "Системы счисления" »
Конспект урока на тему «Решение задач по теме «Системы счисления»
6 класс
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная. Цель урока: Познакомить обучающихся с различными системами счисления; научить работать в разных системах счисления.
Задачи:
Образовательная: ввести основные понятия по системам счисления; дать представление о позиционной и непозиционной системах счисления; сформировать понимание основ систем счисления.
Развивающая: развивать у обучающихся интерес к предмету, логическое мышление, умение оперировать ранее полученными знаниями, способность к сравнению и анализу.
Проверка готовности учащихся к уроку, отметка отсутствующих
2
Введение в тему урока. Целеполагание
3
Объявление темы и цели урока
3
Актуализация опорных знаний
7
Диалог
4
Изучение нового материала
23
Демонстрация презентаций, сообщения обучающихся, лекция с элементами беседы
5
Закрепление изученного материала
5
Фронтальный опрос
6
Домашнее задание
2
Сообщение учителя
7
Подведение итогов работы. Рефлексия.
3
Выводы и высказывания обучающихся, выставление оценок
Ход урока
Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку, отметка отсутствующих.
Введение в тему урока. Целеполагание.
Объявление темы и цели урока. Цели формулируются с помощью обучающихся.
Актуализация опорных знаний.
У меня к вам вопрос, сколько цифр вы используете на уроках математики? (10, 0...9) А как вы считаете, почему их именно 10, а не 4 или 100?
А сколько цифр использует учитель, когда выставлять вам оценки? Почему в разных сферах жизни для расчетов мы используем разное количество цифр? (Потому что так удобнее)
А как удобно считать компьютеру? Сколько видов сигнала он может передавать? (2 вида: есть сигнал или нет сигнала).
Сколько цифр нужно чтобы обозначить 2 сигнала? (Две)
Таким образом, мы выяснили, что система счисления – это способ представления чисел и соответствующие ему правила действия над числами.
Изучение нового материала.
Разнообразные системы счисления, которые существовали ранее и существуют теперь, можно разделить на позиционные и непозиционные. Знаки, которые используются при записи чисел, называются цифрами.
В непозиционных системах счисления от положения цифры в записи числа не зависит величина, которую она обозначает.
Примером непозиционной системы счисления является римская система (римские цифры). В римской системе в качестве цифр используются латинские буквы:
I V X L C D M
1 5 10 50 100 500 1000
Пример 1. Число CCXXXII складывается из двух сотен, трех десятков и двух единиц и равно двумстам тридцати двум.
В римских числах цифры записываются слева направо в порядке убывания. В таком случае их значения складываются. Если же слева записана меньшая цифра, а справа – большая, то их значения вычитаются.
В позиционных системах счисления величина, обозначаемая цифрой в записи числа, зависит от ее позиции. Количество используемых цифр называется основанием позиционной системы счисления.
Система счисления, применяемая в современной математике, является позиционной десятичной системой. Ее основание равно десяти, т.к. запись любых чисел производится с помощью десяти цифр:
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
Позиционный характер этой системы легко понять при наличии любого многозначного числа. Например, в числе 333первая тройка означает три сотни, вторая – три десятка, а третья – три единицы.
Двоичная система счисления (СС) также является позиционной.
В двоичной системе (понятно из названия) используется всего 2 знака 0 и 1. Эта система счисления является машинной, т.к. именно в двоичном коде хранятся и передаются все данные и все сигналы в компьютере.
0 – нет сигнала
1 – есть сигнал
Для того чтобы перевести число из десятичной системы (той, которой пользуемся мы) в двоичную необходимо произвести деление числа на основание системы в которую мы переводим, т.е. на 2 на цело (т.е. не записываем дробную часть, а выделяем остаток).
Например, нам необходимо перевести в двоичную систему число 13. Будем действовать следующим образом:
13 : 2 = 6 (1),
где (1) – остаток от деления.
Берем частное и продолжаем делить на основание (на 2):
6 : 2 = 3 (0)
3 : 2 = 1 (1)
1 : 2 = 0 (1)
Деление производится до тех пор, пока частное не станет равным нулю. Теперь осталось записать ответ. Ответ складывается из остатков от деления записанных в порядке снизу вверх, т.е. последний остаток будет первой цифрой двоичного числа:
Ответ: 1310 = 11012
Маленькой цифрой внизу числа (х2 , х10) обозначается основание СС.
Для того чтобы перевести число из двоичной СС в десятичную необходимо выполнить обратное действие, т.е. умножение, по следующему правилу:
Под каждой цифрой двоичного числа подписываем основание двоичной СС (т.е. 2), но т.к. двоичная СС является позиционной, мы будем возводить подписанные двойки в соответствующие степени, в зависимости от позиции цифры в числе – начиная с нулевой степени последней цифры и далее по возрастанию.
Пример:
1010001
26 25 24 23 22 21 20
Теперь умножим каждую цифру на двойку в соответствующей степени, результаты сложим:
(помним, что при возведении в нулевую степень любое число даёт единицу, следовательно 20 = 1)
Ответ: 10100012 = 8110
Закрепление изученного материала.
1) Отметьте истинные высказывания:
Система счисления – это способ представления чисел и соответствующие ему правила действий над числами.
Информация, хранящаяся в компьютере, представлена в троичной системе счисления.
В двоичной системе счисления 11 + 1 = 12.
В двоичной системе счисления: 1 + 1 = 100.
Существует множество позиционных систем счисления, и они отличаются друг от друга набором используемых знаков.
Римская система счисления – это позиционная система счисления.
Десятичная система счисления – это позиционная система счисления.
Двоичная система счисления – это позиционная система счисления.
2) Переведите десятичные числа в требуемую систему счисления:
310 = ______________2
1410 = ______________2
12810 = ________________2
102 = _____10
1112 = _____10
10111012 = _____10
3) Укажите верны ли неравенства (отметить «верно» или «неверно»):
11111 100110 ___________
1001 ___________
1000100 ___________
10000000 ___________
4) Для данных чисел запишите предыдущие, т.е. стоящие перед ними на числовой прямой (в двоичной системе счисления):
101101110111111002 = ___________________________
10011001010111112 = ___________________________
Домашнее задание.
Отметьте ложные высказывания:
MCCMXII – окончание первой мировой войны;
MCMXXXXI – год крещения Руси;
X цифр используют в десятичной СС;
СССXLV дней в году;
ССLVI детей учатся в одном классе.
2) В Японии поступили в продажу необычные электронные часы, отображающие время в двоичной системе счисления. Выглядят часы также довольно необычно. Они заключены в круглый металлический корпус, однако вместо циферблата со стрелками или индикатора с цифрами под стеклом находится печатная плата зеленого цвета с резисторами, конденсаторами и расположенными в два ряда десятью светодиодами.
Рисунок 1
Именно они и показывают время. Каждый из светодиодов соответствует двоичному разряду. В верхнем ряду имеются четыре диода, соответствующих числам от одного (20) до восьми (23) и показывающих часы. Нижний ряд из шести светодиодов (разряды от 1 до 32) показывает минуты. Чтобы получить нужное значение нужно сложить числа, соответствующие горящим светодиодам.
Рисунок 2
Посмотрите на свои часы и запишите сколько сейчас времени (обычными цифрами (от 1 до 23 часов)): ____ часов ____ минут
Отобразите это значение на японских двоичных часах, так как показано на примере на рисунке 2.