МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СТЕРЛИТАМАК
МАОУ «СОШ № 24»
Аттестационный урок
по информатике
в 10 классе
по теме «Системы счисления»
учителя МАОУ «СОШ № 24»
ОРЛОВОЙ ЕЛЕНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ
Стерлитамак 2014
урок информатики
10 класс Учитель информатики: Орлова Елена Владимировна Тема урока: Системы счисления.
Вид урока: урок систематизации и обобщения изученного материала (обобщающий).
Тип урока: комбинированный.
Технология проведения урока: личностно-ориентированная.
Время проведения урока: второй урок по теме “Системы счисления”.
Цели урока:
1. Обобщение и применение для решения задач знания о способах и методах переводов чисел.
2. Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся.
Задачи урока:
Развивающая:
развить алгоритмическое мышление, память и внимательность.
Обучающие:
углубить, обобщить и систематизировать приемы перевода чисел из одной системы счисления в другую.
расширить представления о системах счисления, показать разнообразие применения числа.
Воспитательная:
развить познавательный интерес и логическое мышление.
Методы обучения: словесный, наглядно-иллюстративный, практический.
Организационные формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Материально-техническая база:
презентация “системы счисления ”;
комплекс: мультимедиа;
План урока:
Содержание этапа урока | Время | Вид и формы работы |
1. Организационный момент | 1 мин | Приветствие |
2. Мотивационное начало урока | 2 мин | Постановка цели урока. |
3. Обобщение знаний | 8 мин | Использование слайдов, работа в тетради |
4. Этап проверки полученных знаний | 8 мин | Перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную. |
Физическая разминка | 1 мин | |
5. Этап углубления знаний | 15 мин | Перевод дробных чисел из разных систем счисления в десятичную, смешанные десятичные в двоичную систему. |
6. Самостоятельная работа | 6 мин | Работа в тетради. |
7. Подведение итогов | 2 мин | Рефлексия |
8. Домашнее задание | 2 мин | Запись домашнего задания в дневнике |
Ход урока:
1. Организационный момент.
Для урока подготовлена презентация с помощью MS PowerPoint с целью визуализации информации по ходу обобщения материала.
На доске: тема урока «Системы счисления».
На партах детей разложены учебники, рабочие тетради, раздаточный материал.
Учитель приветствует детей.
2. Мотивационное начало урока.
Учитель: На прошлом занятии мы знакомились о способах перевода двоичных целых чисел в десятичную систему счисления и из десятичной системы в двоичную. Поэтому цель сегодняшнего урока - обобщить знания о способах и методах переводов чисел, а также применить их для дробных чисел.
Учитель: Сегодня мы продолжим работу по переводу чисел из десятичной системы счисления в двоичную; из двоичной в десятичную.
Наш урок начну со слов английского философа Фрэ́нсис Бэ́кон «Мы столько можем, сколько знаем».
Ответьте на вопросы:
1. Какую систему счисления мы используем в обычной жизни?
2. Что является основанием данной системы счисления?
3. Как представлена числовая информация в компьютере? Какая система счисления при этом используется?
4. Как перевести число из двоичной системы счисления в десятичную?
Откройте тетради, запишите дату и тему урока.
3. Обобщение знаний.
Мы переходим к следующему этапу нашего урока. Вам понадобится не только умения и навыки по переводу из одной системы счисления в другую, но и ваша внимательность, сообразительность, смекалка, и тогда вы сможете сделать очень важное для себя открытие.
Но прежде
“Эврика”
Ребята, а вы знаете, сколько глаз у пиявки? А какого размера сапоги носил дядя Степа? На эти вопросы, нам помогут ответить те задания, которые вы сейчас выполните.
Задания разного уровня сложности:
1. УРОВЕНЬ
Шуточный рассказ Алексея Старикова (Приложение 1)
1. Ей было 1100 лет, Она в 101-ый класс ходила, В портфеле по 100 книг носила – Все это правда, а не бред. Когда, пыля десятком(10) ног, Она шагала по дороге, За ней всегда бежал щенок С одним(1) хвостом, зато 100-ногий. | Она ловила каждый звук Своими десятью(10) ушами, И десять(10) загорелых рук Портфель и поводок держали. И десять(10) темно-синих глаз Рассматривали мир привычно,… Но станет все совсем обычным, Когда поймете наш рассказ. |
| |
Как это возможно? В какой класс она ходила? Сколько книг в портфеле? Сколько лет девочке?
Ответы на поставленные вопросы будете записывать в тетрадь.
2. УРОВЕНЬ
1. Сколько больших планет обращается вокруг солнца?
Подсказка: 10012 ответ 9
2. Сколько вершков в аршине?
Подсказка: 100002 Ответ 16
3. Сапоги какого размера носил дядя Степа?
Подсказка: 1011012 Ответ 45
4. Сколько глаз у пиявки?
Подсказка: 10102 Ответ 10
5.Какое количество компьютеров вы видите?
3. УРОВЕНЬ
6. Определите четное число или нечетное:
а) 10012
б) 110002
в) 11001002
г) 100112
Сформулируйте критерий четности в двоичной системе.
Ответы 9, 24,100,19
7. Какое максимальное число можно записать в двоичной системе счисления восемью цифрами?
Ответ 111111112=25510
Учащиеся выполняют задания выбранного уровня. Проверка с экрана проектора из презентации СЛАЙДЫ.
4. Этап проверки знаний.
Используя таблицу кодировки букв и правила перевода чисел 2®10, расшифруйте приведенное слово в карточке (Приложение 2)
Гимнастика для глаз (Смотри презентацию)
5. Этап углубления знаний.
Итак, научимся переводить дробные числа из разных систем счисления в десятичную.
Задание: Запишите в развернутой форме числа:
N8=764,1=7*82+6*81+4*80+1*8-1
N5=230,43=2*52+3*51+0*50+4*5-1+3*5-2
N16=3A,05= 3*161+10*160+0*16-1+5*16-2
Задание: Запишите число в десятичной системе счисления:
110,112=1*22+1*21+0*20+1*2-1+1*2-2=4+2+1/2+1/4=6 3/4
423,15=4*52+2*51+3*50+1*5-1=100+10+3+1/5=113 1/5
5А,0116=5*161+10*160+1*16-2=80+10+1/256=90 1/256
Далее нас ждут более сложные задания.
Необходимо вспомнить правило перевода из десятичной системы счисления в двоичную систему (или табличный, или столбиком).
Задание: переведите десятичные числа 17; 54 в двоичную систему счисления
Усложняем задачу: учимся переводить десятичную дробь в двоичную систему счисления (N10 àN2) (умножением на 2).
Пример: 0,562510 = N2 = 0,10012
0, | 5625 2 |
1 | 1250 2 |
0 | 2500 2 |
0 | 5000 2 |
1 | 0000 |
Задание: переведите десятичные дроби в двоичную систему счисления:
0,510 0,7510
Теперь соединяем наши знания и переводим смешанные числа из десятичной системы счисления в двоичную.
Алгоритм перевода:
1) перевести целую часть;
2) перевести дробную часть;
3) сложить полученные результаты.
Пример: перевести 17,2510 в двоичную систему счисления.
Решение:
1710 = 100012
0,2510= 0,012
17,2510 = 10001,012
Задание: переведите в двоичную систему счисления числа:
4,2510 5,7510
Задание: Укажите какие числа записаны с ошибками. Ответ обоснуйте.
1567 ; 3005,234 ; 185,7948 ; 11022 ; 1345,526 ; 112,0113 ; 16,5455 .
Вопрос: Как изменится число 2456, если справа к нему дописать ноль?
6. Задание для самостоятельного выполнения
Переведите координаты точек в десятичную систему счисления. Отметьте точки на координатной плоскости и определите получившийся рисунок.
№ точки | Двоичный код | Десятичный код |
1 | (10; 110) | (2;6) |
2 | (110; 110) | (6;6) |
3 | (110; 10) | (6;2) |
4 | (10; 10) | (2;2) |
5 | (10; 110) | (2;6) |
6 | (100; 1000) | (4;8) |
7 | (110; 110) | (6;6) |
Получившийся рисунок
7. Подведение итогов.
Сегодня на уроке я повторил…
Сегодня на уроке я узнал…
Сегодня на уроке я научился…
8. Домашнее задание:
Составьте свою биографию, записав все числа (дата, месяц, год рождения; дата поступления в школу; класс, в котором вы учитесь) в двоичной системе счисления
Заключительный афоризм:
«Время, затраченное впустую, есть существование; время, употребленное с пользой, есть жизнь»
Эдуард Юнг английский поэт
Приложение 1
Приложение 2
КАРТОЧКА № 1_Фамилия ________________
Используя таблицу кодировки букв и правила перевода чисел 2®10, расшифруйте приведенное слово: 11012 1002 10102 10112
Буква | А | В | Д | Е | Ж | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | Ь | Ш |
10-тичный код | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Ответ: _____________
КАРТОЧКА № 2_Фамилия ________________
Используя таблицу кодировки букв и правила перевода чисел 2®10, расшифруйте приведенное слово: 10112 11002 1002 10002 11102
Буква | А | В | Д | Е | Ж | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | Ь | Ш |
10-тичный код | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Ответ: ___________
КАРТОЧКА № 3_Фамилия ________________
Используя таблицу кодировки букв и правила перевода чисел 2®10, расшифруйте приведенное слово: 11002 1002 1012 10112
Буква | А | В | Д | Е | Ж | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | Ь | Ш |
10-тичный код | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Ответ: ____________
КАРТОЧКА № 4_Фамилия ________________
Используя таблицу кодировки букв и правила перевода чисел 2®10, расшифруйте приведенное слово: 102 10112 10002 11102 102 10112
Буква | А | В | Д | Е | Ж | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | Ь | Ш |
10-тичный код | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Ответ: ______________
КАРТОЧКА № 5_Фамилия ________________
Используя таблицу кодировки букв и правила перевода чисел 2®10, расшифруйте приведенное слово: 112 1102 10112 11012
Буква | А | В | Д | Е | Ж | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | Ь | Ш |
10-тичный код | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Ответ: ______________
2