Урок обобщения по теме «Системы счисления» в 6 классе.
Цель урока: закрепление, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Системы счисления» - правил перевода чисел в различных системах счисления, в том числе с использованием нестандартных заданий.
Задачи урока:
- образовательные:
- актуализация знаний по теме «Системы счисления»;
- дифференциация материала, изученного по теме «Системы счисления»;
- стимулирование интереса к изучаемой теме;
- развивающие:
- развитие познавательного интереса, речи и внимания учащихся;
- развитие навыков индивидуальной практической деятельности и умения работать в группе;
- развитие коммуникационной компетентности у учащихся;
- развитие мышления учащихся при решении логических задач;
- воспитательные:
- повышение мотивации учащихся путем использования нестандартных задач;
- формирование творческого подхода к решению задач, четкости и организованности, умения оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей;
- воспитание духа здорового соперничества, дружелюбного отношения друг к другу, чувства коллективизма;
- формирование навыков самоорганизации и инициативы.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Формы и методы обучения: словесный, наглядный, индивидуальная работа, практическая групповая работа, работа в парах, работа в команде, работа на компьютере.
Место проведения урока:кабинет информатики.
Оснащение урока:компьютерная презентация «Системы счисления. Итоговый урок по теме», программа «Инженерный калькулятор», мультимедийный проектор, дидактический раздаточный материал, оценочные листы, счётные палочки, компьютеры.
План урока:
-
Орг. Момент.
-
Актуализация знаний.
-
Проверка знаний.
-
Домашнее задание.
-
Итог урока.
Ход урока
-
Орг. момент.
Приветствие, проверка присутствующих.
-
Актуализация знаний.
Сегодня у нас заключительный урок по теме «Системы счисления». Как вы думаете, чем сегодня мы займёмся на уроке? (Ответы детей).
Правильно, мы повторим, обобщим и приведем в систему изученный материал по данной теме. Ваша задача показать теоретические знания основных понятий, правил перевода чисел в двоичной и десятичной системах счисления.
Наш урок будет состоять из нескольких этапов, каждый из которых будет оцениваться. На ваших столах лежат оценочные листы(приложение1), которые по ходу урока вы должны будете заполнять.
-
Проверка знаний.
Задание 1. «История систем счисления».
Выполните тест. (презентация слайд 2-6).
Ребята, проверьте, пожалуйста, правильность выполнения теста сами у себя и выставьте себе оценку в оценочный лист согласно шкале(самопроверка).(слайд 7-8).
Задание 2. «От Древнего Рима до наших дней».
(слайд 9).
У вас на партах лежат планшеты, на которых с помощью палочек выложены следующие примеры с римскими цифрами:(приложение 2)
VII - V = XI
IX - V = VI
VIII - III=X
VII - III = IX
Эти примеры решены неверно. Перенесите только по одной палочке чтобы решение стало правильным. (Выполняют задание по парам).
Давайте, проверим, как вы справились с этим заданием. За правильное выполнение ставим в оценочный лист +.
Ответ.
VI + V = XI
XI - V = VI
VIII +II =X
VII + II = IX
Задание3.
Мы переходим к следующему этапу нашего урока. Вам понадобятся ваши умения и навыки по переводу чисел из одной системы счисления в другую.
Сейчас два человека выполняют вычисления у доски, остальные у себя в тетради.
Перевести из десятичной системы счисления в двоичную число 46
(ответ 101110)
Перевести из двоичной системы счисления в десятичную число 1101
(ответ 13)
(В оц.лист выставляем + за правильно выполненное задание).
Задание4. Рождение цветка.
В следующем туре вам пригодится ваша внимательность, сообразительность, смекалка.(слайд 10-11).
Понаблюдаем за рождением цветка: сначала появился стебелёк, затем один листочек, … и вот распустился бутон. Постепенно подрастая, цветок показывает нам некоторое двоичное число. Если вы до конца проследите за ростом цветка, то узнаете, сколько дней ему понадобилось, чтобы вырасти.
1011=11дней
Ребята, кто правильно подсчитал количество дней, поставьте в свои оценочные листы +.
Задание5. “Художники».
Перед тем, как мы приступим к практической части нашего урока, давайте вспомним правила техники безопасности при работе за компьютером. (Ответы детей).
В ваших карточках приведены числа в двоичной системе счисления. Вам необходимо перевести эти числа в десятичную систему счисления при помощи инженерного калькулятора и соотнести их с соответствующим цветом. (За правильный перевод чисел ставим + в оц.лист).(Приложение 3).
100 – ЗЕЛЕНЫЙ (4)
101 – ГОЛУБОЙ (5)
110 – КРАСНЫЙ (6)
111 – ЖЕЛТЫЙ (7)
1000 – КОРИЧНЕВЫЙ (8)
1001 – ЧЕРНЫЙ (9)
На рабочем столе находится файл «Рисунок», выполненный в графическом редакторе Color Paint. Необходимо открыть этот файл и с помощью инструмента заливка раскрасить рисунок.
(Правильность выполнения также оценивается +).
Задание 6. Графический диктант.
Если утверждение верно, ученик ставит знак _ , если неверно – знак /\ .
(Приложение 4).
- Система счисления –это – это совокупность приёмов и правил для обозначения и именования чисел.
- Информация, хранящаяся в компьютере, представлена в троичной системе счисления.
- Системы счисления бывают позиционные и непозиционные.
- Римская система счисления – это позиционная система счисления.
- В 16-ричной системе счисления символ B используется для обозначения числа 14.
.
Шкала оценок: «0» ошибок - оценка 5 «2» ошибки - оценка 3
«1» ошибка - оценка 4 «3» ошибки - оценка 2
Учащиеся друг у друга проверяют выполнение диктанта и выставляют оценку в оценочный лист.
(Результат выполнения задания: _ /\ _ /\ /\ ) (слайд 12).
Задание 7. Загадка поэта.
Прочитайте шуточное стихотворение А. Н. Старикова «Необыкновенная девочка» и попробуйте разгадать загадку поэта. Для этого выпишите упомянутые в стихотворении числа и переведите их в десятичную систему счисления. (слайд 13-14).
Ей было тысяча сто лет,
Она в сто первый класс ходила,
В портфеле по сто книг носила.
Все это правда, а не бред.
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.
Когда, пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий.
И десять темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно …
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.
Ребята переводят числа в десятичную систему счисления (Приложение 5).
Ей было 12 лет,
Она в 5 класс ходила,
В портфеле по четыре книги носила.
Все это правда, а не бред.
Она ловила каждый звук
Своими двумя ушами,
И две загорелые руки
Портфель и поводок держали.
Когда, пыля двумя ногами,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато четырехногий.
И двое темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно …
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.
4.Домашнее задание. (слайд 15).
Рабочая тетрадь: стр. 16 №23;
Д: стр.14 №21.
5. Итог урока. Рефлексия
Подсчитывается средний бал по оценочным листам. Свои впечатления после урока учащиеся оценивают с помощью листа настроения (Приложение 6).
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока»
Урок обобщения по теме «Системы счисления» в 6 классе.
Цель урока: закрепление, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Системы счисления» - правил перевода чисел в различных системах счисления, в том числе с использованием нестандартных заданий.
Задачи урока:
образовательные:
актуализация знаний по теме «Системы счисления»;
дифференциация материала, изученного по теме «Системы счисления»;
стимулирование интереса к изучаемой теме;
развивающие:
развитие познавательного интереса, речи и внимания учащихся;
развитие навыков индивидуальной практической деятельности и умения работать в группе;
развитие коммуникационной компетентности у учащихся;
развитие мышления учащихся при решении логических задач;
воспитательные:
повышение мотивации учащихся путем использования нестандартных задач;
формирование творческого подхода к решению задач, четкости и организованности, умения оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей;
воспитание духа здорового соперничества, дружелюбного отношения друг к другу, чувства коллективизма;
формирование навыков самоорганизации и инициативы.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Формы и методы обучения: словесный, наглядный, индивидуальная работа, практическая групповая работа, работа в парах, работа в команде, работа на компьютере.
Место проведения урока:кабинет информатики.
Оснащение урока:компьютерная презентация «Системы счисления. Итоговый урок по теме», программа «Инженерный калькулятор», мультимедийный проектор, дидактический раздаточный материал, оценочные листы, счётные палочки, компьютеры.
План урока:
Орг. Момент.
Актуализация знаний.
Проверка знаний.
Домашнее задание.
Итог урока.
Ход урока
Орг. момент.
Приветствие, проверка присутствующих.
Актуализация знаний.
Сегодня у нас заключительный урок по теме «Системы счисления». Как вы думаете, чем сегодня мы займёмся на уроке? (Ответы детей).
Правильно, мы повторим, обобщим и приведем в систему изученный материал по данной теме. Ваша задача показать теоретические знания основных понятий, правил перевода чисел в двоичной и десятичной системах счисления.
Наш урок будет состоять из нескольких этапов, каждый из которых будет оцениваться. На ваших столах лежат оценочные листы(приложение1), которые по ходу урока вы должны будете заполнять.
Проверка знаний.
Задание 1. «История систем счисления».
Выполните тест. (презентация слайд 2-6).
Ребята, проверьте, пожалуйста, правильность выполнения теста сами у себя и выставьте себе оценку в оценочный лист согласно шкале(самопроверка).(слайд 7-8).
Задание 2. «От Древнего Рима до наших дней».
(слайд 9).
У вас на партах лежат планшеты, на которых с помощью палочек выложены следующие примеры с римскими цифрами:(приложение 2)
VII - V = XI
IX - V = VI
VIII - III=X
VII - III = IX
Эти примеры решены неверно. Перенесите только по одной палочке чтобы решение стало правильным. (Выполняют задание по парам).
Давайте, проверим, как вы справились с этим заданием. За правильное выполнение ставим в оценочный лист +.
Ответ.
VI + V = XI
XI - V = VI
VIII +II =X
VII + II = IX
Задание3.
Мы переходим к следующему этапу нашего урока. Вам понадобятся ваши умения и навыки по переводу чисел из одной системы счисления в другую.
Сейчас два человека выполняют вычисления у доски, остальные у себя в тетради.
Перевести из десятичной системы счисления в двоичную число 46
(ответ 101110)
Перевести из двоичной системы счисления в десятичную число 1101
(ответ 13)
(В оц.лист выставляем + за правильно выполненное задание).
Задание4. Рождение цветка.
В следующем туре вам пригодится ваша внимательность, сообразительность, смекалка.(слайд 10-11).
Понаблюдаем за рождением цветка: сначала появился стебелёк, затем один листочек, … и вот распустился бутон. Постепенно подрастая, цветок показывает нам некоторое двоичное число. Если вы до конца проследите за ростом цветка, то узнаете, сколько дней ему понадобилось, чтобы вырасти.
1011=11дней
Ребята, кто правильно подсчитал количество дней, поставьте в свои оценочные листы +.
Задание5. “Художники».
Перед тем, как мы приступим к практической части нашего урока, давайте вспомним правила техники безопасности при работе за компьютером. (Ответы детей).
В ваших карточках приведены числа в двоичной системе счисления. Вам необходимо перевести эти числа в десятичную систему счисления при помощи инженерного калькулятора и соотнести их с соответствующим цветом. (За правильный перевод чисел ставим + в оц.лист).(Приложение 3).
100 – ЗЕЛЕНЫЙ (4)
101 – ГОЛУБОЙ (5)
110 – КРАСНЫЙ (6)
111 – ЖЕЛТЫЙ (7)
1000 – КОРИЧНЕВЫЙ (8)
1001 – ЧЕРНЫЙ (9)
На рабочем столе находится файл «Рисунок», выполненный в графическом редакторе Color Paint. Необходимо открыть этот файл и с помощью инструмента заливка раскрасить рисунок.
(Правильность выполнения также оценивается +).
Задание 6. Графический диктант.
Если утверждение верно, ученик ставит знак _ , если неверно – знак /\ .
(Приложение 4).
Система счисления –это – это совокупность приёмов и правил для обозначения и именования чисел.
Информация, хранящаяся в компьютере, представлена в троичной системе счисления.
Системы счисления бывают позиционные и непозиционные.
Римская система счисления – это позиционная система счисления.
В 16-ричной системе счисления символ B используется для обозначения числа 14.
.
Шкала оценок: «0» ошибок - оценка 5 «2» ошибки - оценка 3
«1» ошибка - оценка 4 «3» ошибки - оценка 2
Учащиеся друг у друга проверяют выполнение диктанта и выставляют оценку в оценочный лист.
(Результат выполнения задания: _ /\ _ /\ /\ ) (слайд 12).
Задание 7. Загадка поэта.
Прочитайте шуточное стихотворение А. Н. Старикова «Необыкновенная девочка» и попробуйте разгадать загадку поэта. Для этого выпишите упомянутые в стихотворении числа и переведите их в десятичную систему счисления. (слайд 13-14).
Ей было тысяча сто лет, Она в сто первый класс ходила, В портфеле по сто книг носила. Все это правда, а не бред. | Она ловила каждый звук Своими десятью ушами, И десять загорелых рук Портфель и поводок держали. |
Когда, пыля десятком ног, Она шагала по дороге, За ней всегда бежал щенок С одним хвостом, зато стоногий. | И десять темно-синих глаз Рассматривали мир привычно … Но станет все совсем обычным, Когда поймете наш рассказ. |
Ребята переводят числа в десятичную систему счисления (Приложение 5).
Ей было 12 лет, Она в 5 класс ходила, В портфеле по четыре книги носила. Все это правда, а не бред. | Она ловила каждый звук Своими двумя ушами, И две загорелые руки Портфель и поводок держали. |
Когда, пыля двумя ногами, Она шагала по дороге, За ней всегда бежал щенок С одним хвостом, зато четырехногий. | И двое темно-синих глаз Рассматривали мир привычно … Но станет все совсем обычным, Когда поймете наш рассказ. |
4.Домашнее задание. (слайд 15).
Рабочая тетрадь: стр. 16 №23;
Д: стр.14 №21.
5. Итог урока. Рефлексия
Подсчитывается средний бал по оценочным листам. Свои впечатления после урока учащиеся оценивают с помощью листа настроения (Приложение 6).
Просмотр содержимого презентации
«Презентация»
Итоговый урок по теме:
«Системы счисления»
1. Как называлась система счисления в которой количество предметов отображали равным количеством каких – либо значков: зарубок, черточек, точек.
А) Унарная (палочковая)
Б) Римская
С) Вавилонская
Д) Алфавитная
2. В шестнадцатеричной системе счисления символ А используется для обозначения числа :
А)14
Б) 13
С) 10
Д) 15
3. Какая система счисления показана на рисунке:
А) Вавилонская
Б) Унарная
С) Древнего Египта
Д) Древнегреческая
1
10
100
1000
10 000
4. Выбрать позиционную систему счисления:
А) Римская
Б) Десятичная
С) Унарная
Д) Древнего Египта
5. Какая система счисления показана на рисунке:
А) Десятичная
Б) Двенадцатеричная
С) Восьмеричная
Д) Двоичная
Правильные ответы:
1 –А
2 – С
3 – С
4 – Б
5 - Д
Шкала оценок:
0 ошибок – оценка «5»
1 ошибка – оценка «4»
2 ошибки – оценка «3»
3 ошибки – оценка «2»
От древнего Рима до наших дней
Рождение цветка
1
0
1
0
0
1
1
1
1
1
1011
Результат выполнения задания
__ /\ __ /\ /\
Загадка поэта
Сколько лет девочке?
Она ловила каждый звук
Ей было тысяча сто лет,
Она в сто первый класс ходила,
Своими десятью ушами,
В портфеле по сто книг носила –
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.
Все это правда, а не бред.
И десять темно-синих глаз
Когда, пыля десятком ног,
Рассматривали мир привычно,
Она шагала по дороге,
Но станет все совсем обычным,
За ней всегда бежал щенок
Когда поймете мой рассказ.
С одним хвостом, зато стоногий.
Домашнее задание
Рабочая тетрадь: стр. 16 №23;
Д: стр.14 №21.
Спасибо за урок!