Просмотр содержимого документа
«"Решение показательных уравнений"»
11 класс, обобщающий урок по теме: "Решение показательных уравнений"
Непомнящих Вера Георгиевна учитель математики
МОУ ИРМО «Оёкской СОШ», Иркутского района
ЦЕЛИ:
Образовательные:
Обобщить и систематизировать знания по теме «Показательные уравнения»
способствовать выработке навыков и умений при решении показательных уравнений.
Развивающие:
Развивать интерес к предмету математика
Активизация мыслительной деятельности
Развивать творческое мышление учащихся
Воспитальные:
Формирование навыков самостоятельной деятельности;
Раздаточный материал:
карточки с заданиями для самостоятельной работы
индивидуальные листы для оценивания
Ход урока:
Метод решения хорош, если с самого
начала мы можем предвидеть - и далее
подтвердить это, - что, следуя этому
методу, мы достигнем цели.
(Г. Лейбниц)
I .Организационный момент.
II.Повторение теории
Фронтальный опрос
-Функцию, какого вида называют показательной? ( Функция вида у = а х , где а 0, а≠1)
-Какими общими свойствами обладают все показательные функции ( а)D( f)= (-∞;+∞) б)не является ни четной, ни нечетной в)не ограничена сверху, ограничена снизу г) не имеет ни наибольшего, ни наименьшего значений д)непрерывна е) E ( f) = ( 0; +∞)
-В каких четвертях расположен график показательной функции?( В первой и второй координатной четвертях)
-При каком значении а показательная функция убывает? ( При 0
-При каком значении а показательная функция возрастает? ( При а1)
-Сформулировать и записать свойства степени.
1) аn *a m = a n+m
2) аn : a m = a n-m
3)(a n) m = a n*m
4) (ab) n= an * b n
5) =
- Как называется график показательной функции? (Экспонентной)
-Каким отличительным свойством обладает функция вида
у = а х при а 1, при 0
(При а 1-функция возрастает, при 0
- Какие уравнения называются показательными?
( Уравнения вида аf(x) =ag(x),где а- положительное число, отличное от 1,
и уравнения ,сводящиеся к этому виду)
Математический диктант.
1.Какие из данных функций являются показательными (указать букву):
a) y = 5x, б) y = 2x2, в) y = - х, г) y = () x, д) y =
Ответ: а), г),
2.Найдите корень уравнения 2х = 0,25
а)1 б) 2 в) -2 г)5
Ответ : в)
3. Какому из промежутков (-; 0), (0; 1), (1; +) принадлежит корень уравнения:
5x = 625;
Ответ: а) (1; +)
III.Давайте вспомним методы решения показательных уравнений:
1)Функционально-графический метод. Он основан на использовании графических иллюстраций или каких-либо свойств функций.
2)Метод уравнивания показателей. Он основан на теореме о том, что уравнение а f( x)= a g(x) равносильно уравнению f(x)=g(x) ,где а- положительное число, отличное от 1.
- решить № 461 (а; б) №463 (б; г) (Решение на доске и в тетрадях)
3) Метод введения новой переменной. Он основан на том, что переписываем данное уравнение в новом виде, позволяющем ввести новую переменную.
(Двое учащихся решают у доски)
а) 22х – 6* 2х +8 = 0 в) - 5* - 6 =0
Пусть 2х = а,тогда Пусть= t, тогда
а2 - 6а +8 = 0 t2-5t-6=0
а1=2, а2=4 t1=-1,t2=6
Возвращаясь к замене ,имеем
2х=2 2х=4 =6, х=-1
х=1 х=2
Ответ: 1;2 =-1,нет решения
Ответ: -1
IV.Самостоятельная работа.
Учащимся предлагаются карточки с уравнениями. Каждое уравнение оценивается по баллам. Раздаются индивидуальные листы для оценивания