Цели урока:
- систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке;
- расширить представления учащихся о табличных информационных моделях;
- закрепить представление о табличном способе решения логических задач;
- закрепить навыки создания таблиц;
- сформировать представление о вычислительных таблицах;
- сформировать умения выполнения простейших вычислений в таблицах.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить представления учащихся о моделях и моделировании, табличных информационных моделях;
- изучить способы заполнения, построение и выполнения вычислений в таблицах;
- сформировать навыки самостоятельной работы;
- систематизация полученных знаний.
Развивающие:
- развитие аналитико-синтезирующего мышления, формирование умений наблюдать, делать выводы, развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели,
Воспитательные:
- воспитание положительного отношения к знаниям, привитие интереса к Информатике, формирование навыков самоорганизации и самоконтроля, развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.
Вид урока: урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений ?и навыков.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы на уроке: самостоятельная, индивидуальная работа.
Методы: словесный (рассказ), наглядно-иллюстративный, практический.
Оборудование:
- ноутбуки;
- комплекс мультимедиа (ПК, проектор, интерактивная доска);
- презентация 7_2.7 «Вычислительные таблицы».
Основные понятия:
- информационная модель,
- табличная информационная модель,
- вычислительная таблица.
Ход урока
- Актуализация и проверка усвоения изученного материала
Посмотрите на нашу заставку. Что вы видите?
Какие бывают модели?
(натурные, информационные)
Какие вы знаете виды информационных моделей?
(образные, смешанные, знаковые)
Мы продолжаем с вами знакомиться с табличными информационными моделями
К какому виду относятся табличные модели?
(смешанные)
В чём преимущество табличных моделей по сравнению со словесным описанием?
(компактность, наглядность)
На прошлом уроке вы учились решать логические задачи при помощи таблиц.
Давайте проверим домашнее задание
2) Объяснение нового материала: Вычислительные таблицы. § 2.7.
Я приступила к созданию и заполнению таблицы, но не закончила её. Что мне осталось сделать? Помогите.
Пример 1: (Покупка товара)
Эта таблица относится к типу ОС. Значения в графе «стоимость» вычислены по формуле: цена х количество. (Слайд 11).
Пример 2:
Собираясь на пляж, весёлые человечки решили запастись прохладительными напитками.
Незнайка взял с собой 2 литра кваса, 1 л газировки и 1 л малинового сиропа, Пончик - 3 л газировки и 2 л малинового сиропа, Торопыжка - 2 л газировки, доктор Пилюлькин - 1 л кваса и 1 л касторки.
Сколько литров напитков каждого вида взяли все человечки вместе?
Сколько всего литров напитков взял с собой каждый из человечков?
Сколько всего литров напитков взяли все человечки вместе?
Представим имеющуюся информацию о парах объектов классов «человечек» - «напиток» в таблице типа ООО. В этом случае свойством пары объектов будет количество (в литрах) напитка, запасённого человечком. (Слайд12).
Что это за таблицы? Попробуйте их сами назвать.
Вычислительными будем называть такие таблицы, в которых значения некоторых свойств вычисляются с использованием значений других свойств из этой же таблицы.
Вычислительная таблица может содержать итоговую строку (графу). Итоговая строка (графа) имеет заголовок «Итого» или «Всего».
В ячейках итоговой строки (графы) размещают суммы чисел из соответствующих граф (строк). Важно, чтобы эти суммы имели смысл. (Слайд 14).
3) Физкультминутка.
- Известно, что дети быстро утомляются на уроках, поскольку длительное время находятся в статичном положении.
- Физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления.
- Проводят физкультминутку на 12- 20 минуте от начала урока.
- Продолжительность 1-2 минуты.
(Проводится электронная физкультминутка для глаз.)
4) Практическая работа.
В практической части урока ученики закрепляют навыки построения таблиц и выполнения вычислений в текстовом редакторе Word. Выполняется Задание 1 Практической работы 7.
Задание 1. Клумбы
С помощью таблицы решим следующую задачу.
На школьном дворе разбивают 5 клумб треугольной формы. Первая клумба представляет собой равносторонний треугольник со сторонами 5, 5 и 7 метров. Вторая клумба имеет форму прямоугольного треугольника, е? стороны 3, 4 и 5 метров. Стороны третьей клумбы равны 4, 3 и 3 метра. Четвертная клумба представляет собой равносторонний треугольник, длина стороны которого равна 4 метрам. Стороны пятой клумбы равны 7, 5 и 7 метров.
Сколько провода нужно для обозначения границ каждой из этих клумб?
Хватит ли 50 м провода, чтобы обозначить на земле границы всех клумб? (Слайд 15).
Составляется таблица и в неё заносятся данные из условия задачи.
Выполняются п.п. 3, 4 и 5 задания 1 практической работы 7. (Слайды 16 и 17).
5) Подведение итогов, выставление оценок.
Оценки выставить всем ученикам за работу на уроке и выполнение практической работы.
При подведении итогов отметить все ли получилось, какие трудности встречались в процессе работы? Достигнута ли цель урока?
6) Домашнее задание
§2.7 (стр. 75 - 78); РТ .
7) Рефлексия (Слайд 20)
У каждого ученика на столе карточки (зеленая, желтая, красная). Уходя из класса, нужно оставить на столе учителя одну из них:
- Зеленая - Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой работал на уроке получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось на уроке.
- Желтая - Урок был интересен, я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно.
- Красная - Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не буду выполнять, к ответам на уроке я не был готов.
Литература
- Информатика и ИКТ : учебник для 7 класса/ Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 229 с.:ил.- ISBN : 978-5-9963-0092-1..
- Уроки информатики в 5-7 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 320 с.: ил.
Просмотр содержимого документа
«Весёлые человечки»
Просмотр содержимого документа
«Задание1»
Просмотр содержимого документа
«Задание2»
Просмотр содержимого документа
«План»
Тема «Вычислительные таблицы»
7 класс (УМК Л.Л. Босовой)
Цели урока:
систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке;
расширить представления учащихся о табличных информационных моделях;
закрепить представление о табличном способе решения логических задач;
закрепить навыки создания таблиц;
сформировать представление о вычислительных таблицах;
сформировать умения выполнения простейших вычислений в таблицах.
Задачи:
Образовательные:
закрепить представления учащихся о моделях и моделировании, табличных информационных моделях;
изучить способы заполнения, построение и выполнения вычислений в таблицах;
сформировать навыки самостоятельной работы;
систематизация полученных знаний.
Развивающие:
развитие аналитико-синтезирующего мышления, формирование умений наблюдать, делать выводы, развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели,
Воспитательные:
воспитание положительного отношения к знаниям, привитие интереса к Информатике, формирование навыков самоорганизации и самоконтроля, развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.
Вид урока: урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений и навыков.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы на уроке: самостоятельная, индивидуальная работа.
Методы: словесный (рассказ), наглядно-иллюстративный, практический.
Оборудование:
ноутбуки;
комплекс мультимедиа (ПК, проектор, интерактивная доска);
презентация 7_2.7 «Вычислительные таблицы».
Основные понятия:
Ход урока
Актуализация и проверка усвоения изученного материала
Посмотрите на нашу заставку. Что вы видите?
Какие бывают модели?
(натурные, информационные)
Какие вы знаете виды информационных моделей?
(образные, смешанные, знаковые)
Мы продолжаем с вами знакомиться с табличными информационными моделями
К какому виду относятся табличные модели?
(смешанные)
В чём преимущество табличных моделей по сравнению со словесным описанием?
(компактность, наглядность)
На прошлом уроке вы учились решать логические задачи при помощи таблиц.
Давайте проверим домашнее задание
2) Объяснение нового материала: Вычислительные таблицы. § 2.7.
Я приступила к созданию и заполнению таблицы, но не закончила её. Что мне осталось сделать? Помогите.
Пример 1:
Товар | Цена, руб. | Количество | Стоимость |
Тетрадь, 12 л., клетка | 3 | 10 | 30 |
Тетрадь, 12 л., линейка, косая | 2,5 | 10 | 25 |
Альбом для рисования, 8 л. | 5 | 4 | 20 |
Карандаши цветные «Зарница», 6 шт. | 20 | 1 | 20 |
Авторучка | 5 | 6 | 30 |
Карандаш простой | 1 | 6 | 6 |
Цветная бумага, 8 цв. | 12 | 2 | 24 |
Итого: | | 39 | 155 |
Эта таблица относится к типу ОС. Значения в графе «стоимость» вычислены по формуле: цена х количество. (Слайд 11).
Пример 2:
Собираясь на пляж, весёлые человечки решили запастись прохладительными напитками.
Незнайка взял с собой 2 литра кваса, 1 л газировки и 1 л малинового сиропа, Пончик - 3 л газировки и 2 л малинового сиропа, Торопыжка - 2 л газировки, доктор Пилюлькин - 1 л кваса и 1 л касторки.
Сколько литров напитков каждого вида взяли все человечки вместе?
Сколько всего литров напитков взял с собой каждый из человечков?
Сколько всего литров напитков взяли все человечки вместе?
Представим имеющуюся информацию о парах объектов классов «человечек» - «напиток» в таблице типа ООО. В этом случае свойством пары объектов будет количество (в литрах) напитка, запасённого человечком. (Слайд 12).
Напиток | Человечки |
Незнайка | Пончик | Торопыжка | Пилюлькин | Всего |
Квас, л | 2 | 0 | 0 | 1 | 3 |
Газировка, л | 1 | 3 | 2 | 0 | 6 |
Сироп, л | 1 | 2 | 0 | 0 | 3 |
Касторка, л | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 |
Итого: | 4 | 5 | 2 | 2 | 13 |
Что это за таблицы? Попробуйте их сами назвать.
Вычислительными будем называть такие таблицы, в которых значения некоторых свойств вычисляются с использованием значений других свойств из этой же таблицы.
Вычислительная таблица может содержать итоговую строку (графу). Итоговая строка (графа) имеет заголовок «Итого» или «Всего».
В ячейках итоговой строки (графы) размещают суммы чисел из соответствующих граф (строк). Важно, чтобы эти суммы имели смысл. (Слайд 14).
3) Физкультминутка.
- Известно, что дети быстро утомляются на уроках, поскольку длительное время находятся в статичном положении.
Физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления.
Проводят физкультминутку на 12- 20 минуте от начала урока.
Продолжительность 1-2 минуты.
(Проводится электронная физкультминутка для глаз.)
4) Практическая работа.
В практической части урока ученики закрепляют навыки построения таблиц и выполнения вычислений в текстовом редакторе Word. Выполняется Задание 1 Практической работы 7.
Задание 1. Клумбы
С помощью таблицы решим следующую задачу.
На школьном дворе разбивают 5 клумб треугольной формы. Первая клумба представляет собой равносторонний треугольник со сторонами 5, 5 и 7 метров. Вторая клумба имеет форму прямоугольного треугольника, еѐ стороны 3, 4 и 5 метров. Стороны третьей клумбы равны 4, 3 и 3 метра. Четвертная клумба представляет собой равносторонний треугольник, длина стороны которого равна 4 метрам. Стороны пятой клумбы равны 7, 5 и 7 метров.
Сколько провода нужно для обозначения границ каждой из этих клумб?
Хватит ли 50 м провода, чтобы обозначить на земле границы всех клумб? (Слайд 15).
Составляется таблица и в неё заносятся данные из условия задачи.
Клумба | Размеры |
Сторона 1, м | Сторона 1, м | Сторона 1, м | Периметр, м |
1 | 5 | 5 | 7 | |
2 | 3 | 4 | 5 | |
3 | 4 | 3 | 3 | |
4 | 4 | 4 | 4 | |
5 | 7 | 5 | 7 | |
Итого: | | | | |
Выполняются п.п. 3, 4 и 5 задания 1 практической работы 7. (Слайды 16 и 17).
5) Подведение итогов, выставление оценок.
Оценки выставить всем ученикам за работу на уроке и выполнение практической работы.
При подведении итогов отметить все ли получилось, какие трудности встречались в процессе работы? Достигнута ли цель урока?
6) Домашнее задание
§2.7 (стр. 75 - 78); РТ .
7) Рефлексия (Слайд 20)
У каждого ученика на столе карточки (зеленая, желтая, красная). Уходя из класса, нужно оставить на столе учителя одну из них:
Зеленая - Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой работал на уроке получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось на уроке.
Желтая - Урок был интересен, я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно.
Красная - Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не буду выполнять, к ответам на уроке я не был готов.
Литература
Информатика и ИКТ : учебник для 7 класса/ Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 229 с.:ил.- ISBN : 978-5-9963-0092-1..
Уроки информатики в 5-7 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 320 с.: ил.
Просмотр содержимого документа
«практическая работа 1»