kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока "Вычислительные таблицы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  • систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке;
  • расширить  представления  учащихся  о  табличных  информационных моделях;
  • закрепить представление о табличном способе решения логических задач;
  • закрепить навыки создания таблиц;
  • сформировать  представление  о  вычислительных  таблицах; 
  • сформировать  умения выполнения простейших вычислений в таблицах.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить представления учащихся о моделях и моделировании, табличных информационных моделях;
  • изучить способы заполнения, построение и выполнения вычислений в таблицах;
  • сформировать навыки самостоятельной работы;
  • систематизация полученных знаний.

Развивающие:

  • развитие аналитико-синтезирующего мышления, формирование умений наблюдать, делать выводы, развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели,

Воспитательные:

  • воспитание положительного отношения к знаниям, привитие интереса к Информатике, формирование навыков самоорганизации и самоконтроля, развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.

Вид урока: урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений ?и навыков.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы на уроке: самостоятельная, индивидуальная работа.

Методы: словесный (рассказ), наглядно-иллюстративный, практический.

Оборудование:  

  • ноутбуки;
  • комплекс мультимедиа (ПК, проектор, интерактивная доска);
  • презентация 7_2.7 «Вычислительные таблицы».

Основные понятия:

  • информационная модель,
  • табличная информационная модель,
  • вычислительная таблица.

Ход урока

  1. Актуализация  и проверка усвоения изученного материала

Посмотрите на нашу заставку. Что вы видите?

Какие бывают модели?

(натурные, информационные)

Какие вы знаете виды информационных моделей?

(образные, смешанные, знаковые)

Мы продолжаем с вами знакомиться с табличными информационными моделями

К какому виду относятся табличные модели?

(смешанные)

В чём преимущество табличных моделей по сравнению со словесным описанием?

(компактность, наглядность)

На прошлом уроке вы учились решать логические задачи при помощи таблиц.

Давайте проверим домашнее задание

2) Объяснение нового материала: Вычислительные таблицы. § 2.7.

Я приступила к созданию и заполнению таблицы, но не закончила её. Что мне осталось сделать? Помогите.

Пример 1: (Покупка товара)

Эта таблица относится к типу ОС. Значения в графе «стоимость» вычислены по формуле: цена х количество. (Слайд 11).

Пример 2:

Собираясь на пляж, весёлые человечки решили запастись прохладительными напитками.

Незнайка взял с собой 2 литра кваса, 1 л газировки и 1 л малинового сиропа, Пончик - 3 л газировки и 2 л малинового сиропа, Торопыжка - 2 л газировки,        доктор Пилюлькин - 1 л кваса и 1 л касторки.

Сколько литров напитков каждого вида взяли все человечки вместе?

Сколько всего литров напитков взял с собой каждый из человечков?

Сколько всего литров напитков взяли все человечки вместе?

Представим имеющуюся информацию о парах объектов классов «человечек» - «напиток» в таблице типа ООО. В этом случае свойством пары объектов будет количество (в литрах) напитка, запасённого человечком.  (Слайд12).

Что это за таблицы? Попробуйте их сами назвать.

Вычислительными будем называть такие таблицы, в которых значения некоторых свойств вычисляются с использованием значений других свойств из этой же таблицы.

 Вычислительная таблица может содержать итоговую строку (графу). Итоговая строка (графа) имеет заголовок «Итого» или «Всего».

В ячейках итоговой строки (графы) размещают суммы чисел из соответствующих граф (строк). Важно, чтобы эти суммы имели смысл. (Слайд 14).

3) Физкультминутка.

  • Известно, что дети быстро утомляются на уроках, поскольку длительное время находятся в статичном положении.
  • Физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления.
  • Проводят физкультминутку на 12- 20 минуте от начала урока.
  • Продолжительность 1-2 минуты.

(Проводится электронная физкультминутка для глаз.)

4) Практическая работа.

В практической  части урока ученики  закрепляют  навыки  построения таблиц и выполнения вычислений  в текстовом редакторе Word. Выполняется Задание 1 Практической работы 7.

Задание 1. Клумбы

С помощью таблицы решим следующую задачу.

На  школьном  дворе  разбивают  5  клумб  треугольной  формы.  Первая  клумба представляет  собой  равносторонний  треугольник  со  сторонами  5,  5  и  7  метров.  Вторая клумба  имеет форму прямоугольного треугольника, е? стороны 3, 4 и 5 метров. Стороны третьей  клумбы  равны  4,  3  и  3  метра.  Четвертная  клумба  представляет  собой равносторонний  треугольник,  длина  стороны  которого  равна  4  метрам.  Стороны  пятой клумбы равны 7, 5 и 7 метров.

Сколько провода нужно для обозначения границ каждой из этих клумб?

Хватит ли 50 м провода, чтобы  обозначить на земле границы  всех клумб?  (Слайд 15).

Составляется таблица и в неё заносятся данные из условия задачи.

Выполняются п.п. 3,  4 и 5 задания 1 практической работы 7. (Слайды 16 и 17).

5) Подведение итогов, выставление оценок.

Оценки выставить всем ученикам за работу на уроке и выполнение практической работы.

При подведении итогов отметить все ли получилось, какие трудности встречались в процессе работы? Достигнута ли цель урока?

6)  Домашнее задание

§2.7 (стр. 75 - 78); РТ .

7) Рефлексия (Слайд 20)

У каждого ученика на столе карточки (зеленая, желтая, красная). Уходя из класса, нужно оставить на столе учителя одну из них:

  • Зеленая - Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой работал на уроке получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось на уроке.
  • Желтая - Урок был интересен, я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно.
  • Красная - Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не буду выполнять, к ответам на уроке я не был готов.

Литература

  1. Информатика и ИКТ : учебник для 7 класса/ Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,  2009. - 229 с.:ил.- ISBN : 978-5-9963-0092-1..
  2. Уроки информатики в 5-7 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 320 с.: ил.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Весёлые человечки»


Собираясь на пляж, весёлые человечки решили запастись прохладительными напитками. Незнайка взял с собой 2 литра кваса, 1 литр газировки и 1 литр малинового сиропа. Пончик – 3 литра газировки и 2 литра малинового сиропа, Торопыжка – 2 литра газировки, доктор Пилюлькин – 1 литр кваса и 1 литр касторки.

Построить таблицу с итоговой строкой и графой «Всего» и ответить на вопросы:

  • Сколько литров напитков каждого вида взяли все человечки вместе?

  • Сколько всего литров напитков взял с собой каждый из человечков?

  • Сколько всего литров напитков взяли все человечки вместе?















Напиток

Человечек

Незнайка

Пончик

Торопыжка

Пилюлькин

Всего

Квас (л)

2

0

0

1


Газировка (л)

1

3

2

0


Сироп (л)


1

2

0

0


Касторка(л)

0

0

0

1


Итого:








Просмотр содержимого документа
«Задание1»

Задание 1


Собираясь на пляж, весёлые человечки решили запастись прохладительными напитками. Незнайка взял с собой 2 литра кваса, 1 литр газировки и 1 литр малинового сиропа. Пончик – 3 литра газировки и 2 литра малинового сиропа, Торопыжка – 2 литра газировки, доктор Пилюлькин – 1 литр кваса и 1 литр касторки.

Построить таблицу с итоговой строкой и графой «Всего» и ответить на вопросы:

  • Сколько литров напитков каждого вида взяли все человечки вместе?

  • Сколько всего литров напитков взял с собой каждый из человечков?

  • Сколько всего литров напитков взяли все человечки вместе?









































Задание 1


Собираясь на пляж, весёлые человечки решили запастись прохладительными напитками. Незнайка взял с собой 2 литра кваса, 1 литр газировки и 1 литр малинового сиропа. Пончик – 3 литра газировки и 2 литра малинового сиропа, Торопыжка – 2 литра газировки, доктор Пилюлькин – 1 литр кваса и 1 литр касторки.

Построить таблицу с итоговой строкой и графой «Всего» и ответить на вопросы:

  • Сколько литров напитков каждого вида взяли все человечки вместе?

  • Сколько всего литров напитков взял с собой каждый из человечков?

  • Сколько всего литров напитков взяли все человечки вместе?








































Просмотр содержимого документа
«Задание2»

Задание 2

На школьном дворе разбивают 5 клумб треугольной формы. Первая клумба представляет собой равнобедренный треугольник с длинами сторон 5, 5 и 7 метров. Вторая клумба имеет форму прямоугольного треугольника, длины ее сторон – 3, 4, и 5 метров. Длины сторон третьей клумбы равны 4, 3и 3 метра. Четвёртая клумба представляет собой равносторонний треугольник, длина стороны которого равна 4 метрам. Длины сторон пятой клумбы равны 7, 5 и 7 метров.

Построить таблицу с итоговой строкой и ответить на вопросы:

  • Сколько провода нужно для обозначения границ каждой из этих клумб?

  • Хватит ли 50 м. провода, чтобы обозначить на земле границы всех клумб?














































Задание 2

На школьном дворе разбивают 5 клумб треугольной формы. Первая клумба представляет собой равнобедренный треугольник с длинами сторон 5, 5 и 7 метров. Вторая клумба имеет форму прямоугольного треугольника, длины ее сторон – 3, 4, и 5 метров. Длины сторон третьей клумбы равны 4, 3и 3 метра. Четвёртая клумба представляет собой равносторонний треугольник, длина стороны которого равна 4 метрам. Длины сторон пятой клумбы равны 7, 5 и 7 метров.

Построить таблицу с итоговой строкой и ответить на вопросы:

  • Сколько провода нужно для обозначения границ каждой из этих клумб?

  • Хватит ли 50 м. провода, чтобы обозначить на земле границы всех клумб?














































Просмотр содержимого документа
«План»

Тема «Вычислительные таблицы»

7 класс (УМК Л.Л. Босовой)


Цели урока:

  • систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке;

  • расширить представления учащихся о табличных информационных моделях;

  • закрепить представление о табличном способе решения логических задач;

  • закрепить навыки создания таблиц;

  • сформировать представление о вычислительных таблицах;

  • сформировать умения выполнения простейших вычислений в таблицах.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить представления учащихся о моделях и моделировании, табличных информационных моделях;

  • изучить способы заполнения, построение и выполнения вычислений в таблицах;

  • сформировать навыки самостоятельной работы;

  • систематизация полученных знаний.

Развивающие:

  • развитие аналитико-синтезирующего мышления, формирование умений наблюдать, делать выводы, развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели,

Воспитательные:

  • воспитание положительного отношения к знаниям, привитие интереса к Информатике, формирование навыков самоорганизации и самоконтроля, развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.

Вид урока: урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений ​и навыков.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы на уроке: самостоятельная, индивидуальная работа.

Методы: словесный (рассказ), наглядно-иллюстративный, практический.

Оборудование:

  • ноутбуки;

  • комплекс мультимедиа (ПК, проектор, интерактивная доска);

  • презентация 7_2.7 «Вычислительные таблицы».


Основные понятия:

  • информационная модель,

  • табличная информационная модель,

  • вычислительная таблица.


Ход урока


  1. Актуализация и проверка усвоения изученного материала

Посмотрите на нашу заставку. Что вы видите?

Какие бывают модели?

(натурные, информационные)

Какие вы знаете виды информационных моделей?

(образные, смешанные, знаковые)

Мы продолжаем с вами знакомиться с табличными информационными моделями

К какому виду относятся табличные модели?

(смешанные)

В чём преимущество табличных моделей по сравнению со словесным описанием?

(компактность, наглядность)

 

На прошлом уроке вы учились решать логические задачи при помощи таблиц.

Давайте проверим домашнее задание

2) Объяснение нового материала: Вычислительные таблицы. § 2.7.

Я приступила к созданию и заполнению таблицы, но не закончила её. Что мне осталось сделать? Помогите.

Пример 1:

Товар

Цена, руб.

Количество

Стоимость

Тетрадь, 12 л., клетка

3

10

30

Тетрадь, 12 л., линейка, косая

2,5

10

25

Альбом для рисования, 8 л.

5

4

20

Карандаши цветные «Зарница», 6 шт.

20

1

20

Авторучка

5

6

30

Карандаш простой

1

6

6

Цветная бумага, 8 цв.

12

2

24

Итого:


39

155


Эта таблица относится к типу ОС. Значения в графе «стоимость» вычислены по формуле: цена х количество. (Слайд 11).


Пример 2:

Собираясь на пляж, весёлые человечки решили запастись прохладительными напитками.

Незнайка взял с собой 2 литра кваса, 1 л газировки и 1 л малинового сиропа, Пончик - 3 л газировки и 2 л малинового сиропа, Торопыжка - 2 л газировки, доктор Пилюлькин - 1 л кваса и 1 л касторки.

Сколько литров напитков каждого вида взяли все человечки вместе?

Сколько всего литров напитков взял с собой каждый из человечков?

Сколько всего литров напитков взяли все человечки вместе?


Представим имеющуюся информацию о парах объектов классов «человечек» - «напиток» в таблице типа ООО. В этом случае свойством пары объектов будет количество (в литрах) напитка, запасённого человечком. (Слайд 12).


Напиток

Человечки

Незнайка

Пончик

Торопыжка

Пилюлькин

Всего

Квас, л

2

0

0

1

3

Газировка, л

1

3

2

0

6

Сироп, л

1

2

0

0

3

Касторка, л

0

0

0

1

1

Итого:

4

5

2

2

13


Что это за таблицы? Попробуйте их сами назвать.

Вычислительными будем называть такие таблицы, в которых значения некоторых свойств вычисляются с использованием значений других свойств из этой же таблицы.

Вычислительная таблица может содержать итоговую строку (графу). Итоговая строка (графа) имеет заголовок «Итого» или «Всего».

В ячейках итоговой строки (графы) размещают суммы чисел из соответствующих граф (строк). Важно, чтобы эти суммы имели смысл. (Слайд 14).


3) Физкультминутка.

  • Известно, что дети быстро утомляются на уроках, поскольку длительное время находятся в статичном положении.
  • Физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления.

  • Проводят физкультминутку на 12- 20 минуте от начала урока.

  • Продолжительность 1-2 минуты.

(Проводится электронная физкультминутка для глаз.)


4) Практическая работа.


В практической части урока ученики закрепляют навыки построения таблиц и выполнения вычислений в текстовом редакторе Word. Выполняется Задание 1 Практической работы 7.


Задание 1. Клумбы

С помощью таблицы решим следующую задачу.

На школьном дворе разбивают 5 клумб треугольной формы. Первая клумба представляет собой равносторонний треугольник со сторонами 5, 5 и 7 метров. Вторая клумба имеет форму прямоугольного треугольника, еѐ стороны 3, 4 и 5 метров. Стороны третьей клумбы равны 4, 3 и 3 метра. Четвертная клумба представляет собой равносторонний треугольник, длина стороны которого равна 4 метрам. Стороны пятой клумбы равны 7, 5 и 7 метров.

Сколько провода нужно для обозначения границ каждой из этих клумб?

Хватит ли 50 м провода, чтобы обозначить на земле границы всех клумб? (Слайд 15).


Составляется таблица и в неё заносятся данные из условия задачи.



Клумба

Размеры

Сторона 1, м

Сторона 1, м

Сторона 1, м

Периметр, м

1

5

5

7


2

3

4

5


3

4

3

3


4

4

4

4


5

7

5

7


Итого:






Выполняются п.п. 3, 4 и 5 задания 1 практической работы 7. (Слайды 16 и 17).


5) Подведение итогов, выставление оценок.

Оценки выставить всем ученикам за работу на уроке и выполнение практической работы.

При подведении итогов отметить все ли получилось, какие трудности встречались в процессе работы? Достигнута ли цель урока?


6) Домашнее задание


§2.7 (стр. 75 - 78); РТ .


7) Рефлексия (Слайд 20)

У каждого ученика на столе карточки (зеленая, желтая, красная). Уходя из класса, нужно оставить на столе учителя одну из них:

  • Зеленая - Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой работал на уроке получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось на уроке.

  • Желтая - Урок был интересен, я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно.

  • Красная - Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не буду выполнять, к ответам на уроке я не был готов.

Литература

  1. Информатика и ИКТ : учебник для 7 класса/ Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 229 с.:ил.- ISBN : 978-5-9963-0092-1..

  2. Уроки информатики в 5-7 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 320 с.: ил.

Просмотр содержимого документа
«практическая работа 1»

Задание 1. Клумбы

С помощью таблицы решим следующую задачу.

На школьном дворе разбивают 5 клумб треугольной формы. Первая клумба представляет собой равнобедренный треугольник с длинами сторон 5, 5 и 7 метров. Вторая клумба имеет форму прямоугольного треугольника, длины её сторон 3, 4 и 5 метров. Длины сторон третьей клумбы равны 4, 3 и 3 метра. Четвёртая клумба представляет собой равносторонний треугольник, длина стороны которого равна 4 метра. Длина сторон пятой клумбы равны 7, 5 и 7 метров.

  • Сколько провода нужно для обозначения границ каждой из этих клумб?

  • Хватит ли 50 м провода, чтобы обозначить на земле границы всех клумб?





Клумба

Размеры

Сторона1 (м)

Сторона2 (м)

Сторона3 (м)

Периметр (м)

Первая

5

5

7


Вторая

3

4

5


Третья

4

3

3


Четвёртая

4

4

4


Пятая

7

5

7


Итого:






Клумба

Размеры

Сторона1 (м)

Сторона2 (м)

Сторона3 (м)

Периметр (м)

Первая

5

5

7

17

Вторая

3

4

5

12

Третья

4

3

3

10

Четвёртая

4

4

4

12

Пятая

7

5

7

19

Итого:




70



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Разработка урока "Вычислительные таблицы"

Автор: Васьковская Наталья Александровна

Дата: 20.12.2014

Номер свидетельства: 146124

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Разработка урока Вычислительные таблицы"
    ["seo_title"] => string(43) "razrabotka_uroka_vychislitiel_nyie_tablitsy"
    ["file_id"] => string(6) "343372"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1473657093"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока в 7 классе по теме "Вычислительные таблицы" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-v-7-klassie-po-tiemie-vychislitiel-nyie-tablitsy"
    ["file_id"] => string(6) "214883"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432501908"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Методическая разработка урока математики во 2 классе. "
    ["seo_title"] => string(58) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-matiematiki-vo-2-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "173452"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423996316"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Разработка урока в 8 классе по информатике. Тема: «Вычислительные таблицы»"
    ["seo_title"] => string(77) "razrabotka_uroka_v_8_klassie_po_informatikie_tiema_vychislitiel_nyie_tablitsy"
    ["file_id"] => string(6) "378457"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484219240"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Методическая разработка урока по математике на тему: "Закрепление. Таблица умножения и деления"."
    ["seo_title"] => string(97) "mietodichieskaiarazrabotkaurokapomatiematikienatiemuzakrieplieniietablitsaumnozhieniiaidielieniia"
    ["file_id"] => string(6) "312504"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459348195"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства