kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока в 7 классе по теме "Вычислительные таблицы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

7 класс. Поурочные разработки

Урок № 18

Тема «Вычислительные таблицы»

 Цели урока:

  • систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке;
  • расширить  представления  учащихся  о  табличных  информационных моделях;
  • закрепить представление о табличном способе решения логических задач;
  • закрепить навыки создания таблиц;
  • сформировать  представление  о  вычислительных  таблицах; 
  • сформировать  умения выполнения простейших вычислений в таблицах.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить представления учащихся о моделях и моделировании, табличных информационных моделях;
  • изучить способы заполнения, построение и выполнения вычислений в таблицах;
  • сформировать навыки самостоятельной работы;
  • систематизация полученных знаний.

Развивающие:

  • развитие аналитико-синтезирующего мышления, формирование умений наблюдать, делать выводы, развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели,

Воспитательные:

  • воспитание положительного отношения к знаниям, привитие интереса к информатике, формирование навыков самоорганизации и самоконтроля, развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.

Вид урока: урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений ?и навыков.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы на уроке: самостоятельная, индивидуальная работа.

Методы: словесный (рассказ), наглядно-иллюстративный, практический.

Оборудование:  

  • рабочее место ученика с компьютером;
  • комплекс мультимедиа (ПК, проектор);
  • презентация «Вычислительные таблицы».

Наглядность:

  • карточки с наименованием типов таблиц,
  • учебник «Информатика и ИКТ» для 7 класса, автор Л.Л. Босова,

Основные понятия:

  • информационная модель,
  • табличная информационная модель,
  • вычислительная таблица.

Ход урока

1. Организационный момент (2 мин)

Здравствуйте! Я очень рада всех вас видеть. Улыбнемся друг другу и начнем урок.

Проверка присутствующих.

Слайд 1.

Тема урока «Вычислительные таблицы»

Слайд 2.

Сегодня на уроке мы закрепим представление о табличных информационных моделях, узнаем, что такое вычислительные таблицы в текстовом процессоре Word, выполним практическую работу №7 по учебнику, в которой будут вычисления в таблицах.

Слайд 3.

На уроке будем использовать основные понятия:

  • информационная модель,
  • табличная информационная модель,
  • вычислительная таблица.

2. Актуализация знаний  и проверка усвоения изученного материала (7 мин)

Слайд 4.

Сейчас  нужно вспомнить ранее изученный материал и ответить на вопросы:

  • Что такое модель?

    (Модель – это объект, который используется в качестве «заместителя», представителя другого объекта (оригинала) с определенной целью)

  • Какими преимуществами обладают табличные информационные  модели?

     (Информация в таблице наглядна, компактна, легко обозрима)

  •  Из каких трех компонентов  состоит любая таблица?

(графа, строка, ячейка)

  •  Какие типы таблиц представлены на доске?

(ОС – «объекты – свойства»,

ООО – «объекты – объекты – один»,

ООН – «объекты – объекты – несколько»,

ОСО – «объекты – свойства – объекты»).

Мини-итог

Слайд 5. 6

  •  Визуальная  проверка  и  обсуждение  результатов  выполнения домашнего задания:

РТ стр. 56 Задача №38

РТ стр. 57 Задача №39

Мини-итог

3) Объяснение нового материала (15 мин)

Слайд 7. 

Учебник стр. 75 § 2.7. Вычислительные таблицы

Вычислительными будем называть такие таблицы, в которых значения некоторых свойств вычисляются с использованием значений других свойств из этой же таблицы. 

Вычислительная таблица может содержать итоговую строку (графу). Итоговая строка (графа) имеет заголовок «Итого» или «Всего».

В ячейках итоговой строки (графы) размещают суммы чисел из соответствующих граф (строк). Важно, чтобы эти суммы имели смысл.

Слайд  8. 9. 10.

Пример 1:

Таблица (см. конспект)

Эта таблица относится к типу ОС. Значения в графе «стоимость» вычислены по формуле: цена х количество.

Пример 2:

Собираясь на пляж, весёлые человечки решили запастись прохладительными напитками.

Незнайка взял с собой 2 литра кваса, 1 л газировки и 1 л малинового сиропа, Пончик - 3 л газировки и 2 л малинового сиропа, Торопыжка - 2 л газировки,        доктор Пилюлькин - 1 л кваса и 1 л касторки.

Сколько литров напитков каждого вида взяли все человечки вместе?

Сколько всего литров напитков взял с собой каждый из человечков?

Сколько всего литров напитков взяли все человечки вместе?

Представим имеющуюся информацию о парах объектов классов «человечек» - «напиток» в таблице типа ООО. В этом случае свойством пары объектов будет количество (в литрах) напитка, запасённого человечком.  

Таблица (см. конспект)

Пример 3:

Известно, что 1 литр кваса в Цветочном городе стоит 1 монету, 1 л газировки – 3 монеты, 1 л малинового сиропа – 6 монет, 1 л касторки – 2 монеты.

Сколько монет истратил на покупку напитков каждый человечек?

Сколько монет затрачено на покупку напитков каждого вида?

Сколько потрачено денег всеми человечками вместе?

Появилось дополнительное свойство «цена», которое характеризует не пару объектов, а относится к одному объекту этой пары. Можно построить таблицу типа ОСО.  

Таблица (см. конспект)

Слайд 11.

Самое главное:

Вычислительными будем называть такие таблицы, в которых значения некоторых свойств вычисляются с использованием значений других свойств из этой же таблицы.

 Вычислительная таблица может содержать итоговую строку (графу). Итоговая строка (графа) имеет заголовок «Итого» или «Всего».

В ячейках итоговой строки (графы) размещают суммы чисел из соответствующих граф (строк). Важно, чтобы эти суммы имели смысл.

4. Физкультминутка (2 мин)

(Проводится электронная физкультминутка для глаз.)

5. Практическая работа (15 мин)

с. 183 ПР №7 задание 1.

Задание 1. Клумбы

С помощью таблицы решим следующую задачу.

Слайд 12.

На  школьном  дворе  разбивают  5  клумб  треугольной  формы.  Первая  клумба представляет  собой  равносторонний  треугольник  со  сторонами  5,  5  и  7  метров.  Вторая клумба  имеет форму прямоугольного треугольника, её стороны 3, 4 и 5 метров. Стороны третьей  клумбы  равны  4,  3  и  3  метра.  Четвертная  клумба  представляет  собой равносторонний  треугольник,  длина  стороны  которого  равна  4  метрам.  Стороны  пятой клумбы равны 7, 5 и 7 метров.

Сколько провода нужно для обозначения границ каждой из этих клумб?

Хватит ли 50 м провода, чтобы  обозначить на земле границы  всех клумб? 

Составляется таблица и в неё заносятся данные из условия задачи.

Таблица (см. конспект)

Выполняются п.п. 3,  4 и 5 задания 1 практической работы 7.

6. Подведение итогов, выставление оценок.

Сегодня на уроке закрепили знания об информационных табличных моделях, узнали, что такое вычислительные таблицы, производили вычисления в таблицах.

Оценки выставить всем ученикам за работу на уроке и выполнение практической работы.

Все ли получилось у вас?

Какие трудности встречались в процессе работы?

Достигнуты ли цели урока?

7. Домашнее задание

§ 2.7 стр. 75 - 78; ПР7 задание № 2 (с.186) на листке.

8. Рефлексия

У каждой на столе смайлики (красный, зеленый, синий). Выберите какой-то один, который соответствует вашему состоянию:

Красный - Я удовлетворена уроком, был полезен для меня, я много, с пользой работала на уроке, получила заслуженную оценку, я понимала все, о чем говорилось на уроке.

Зеленый - Урок был интересен, в определенной степени полезен для меня, я отвечала, сумела выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно.

Синий - Пользы от урока я получила мало, я не очень понимала, о чем идет речь, мне это не очень нужно, к ответам на уроке я не была готова.

Литература

  1. Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса/ Л.Л. Босова. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,  2011. - 229 с.:
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока в 7 классе Вычислительные таблицы»

Учитель информатики МОУ Чашинская СОШ Исабаева В.Н. с. Чаши Каргапольский район Курганская область

7 класс. Поурочные разработки

Урок № 18

Тема «Вычислительные таблицы»

Цели урока:

  • систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке;

  • расширить представления учащихся о табличных информационных моделях;

  • закрепить представление о табличном способе решения логических задач;

  • закрепить навыки создания таблиц;

  • сформировать представление о вычислительных таблицах;

  • сформировать умения выполнения простейших вычислений в таблицах.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить представления учащихся о моделях и моделировании, табличных информационных моделях;

  • изучить способы заполнения, построение и выполнения вычислений в таблицах;

  • сформировать навыки самостоятельной работы;

  • систематизация полученных знаний.

Развивающие:

  • развитие аналитико-синтезирующего мышления, формирование умений наблюдать, делать выводы, развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели,

Воспитательные:

  • воспитание положительного отношения к знаниям, привитие интереса к информатике, формирование навыков самоорганизации и самоконтроля, развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.

Вид урока: урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений ​и навыков.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы на уроке: самостоятельная, индивидуальная работа.

Методы: словесный (рассказ), наглядно-иллюстративный, практический.

Оборудование:

  • рабочее место ученика с компьютером;

  • комплекс мультимедиа (ПК, проектор);

  • презентация «Вычислительные таблицы».


Наглядность:

  • карточки с наименованием типов таблиц,

  • учебник «Информатика и ИКТ» для 7 класса, автор Л.Л. Босова,


Основные понятия:

  • информационная модель,

  • табличная информационная модель,

  • вычислительная таблица.












Ход урока

1. Организационный момент (2 мин)

Здравствуйте! Я очень рада всех вас видеть. Улыбнемся друг другу и начнем урок.

Проверка присутствующих.


Слайд 1.

Тема урока «Вычислительные таблицы»

Слайд 2.

Сегодня на уроке мы закрепим представление о табличных информационных моделях, узнаем, что такое вычислительные таблицы в текстовом процессоре Word, выполним практическую работу №7 по учебнику, в которой будут вычисления в таблицах.

Слайд 3.

На уроке будем использовать основные понятия:

  • информационная модель,

  • табличная информационная модель,

  • вычислительная таблица.


2. Актуализация знаний и проверка усвоения изученного материала (7 мин)

Слайд 4.

Сейчас нужно вспомнить ранее изученный материал и ответить на вопросы:

  • Что такое модель?

(Модель – это объект, который используется в качестве «заместителя», представителя другого объекта (оригинала) с определенной целью)

  • Какими преимуществами обладают табличные информационные модели?

(Информация в таблице наглядна, компактна, легко обозрима)

  • Из каких трех компонентов состоит любая таблица?

(графа, строка, ячейка)

  • Какие типы таблиц представлены на доске?

(ОС – «объекты – свойства»,

ООО – «объекты – объекты – один»,

ООН – «объекты – объекты – несколько»,

ОСО – «объекты – свойства – объекты»).

Мини-итог

Слайд 5. 6

  • Визуальная проверка и обсуждение результатов выполнения домашнего задания:

РТ стр. 56 Задача №38

РТ стр. 57 Задача №39

Мини-итог


3) Объяснение нового материала (15 мин)

Слайд 7.

Учебник стр. 75 § 2.7. Вычислительные таблицы

Вычислительными будем называть такие таблицы, в которых значения некоторых свойств вычисляются с использованием значений других свойств из этой же таблицы.

Вычислительная таблица может содержать итоговую строку (графу). Итоговая строка (графа) имеет заголовок «Итого» или «Всего».

В ячейках итоговой строки (графы) размещают суммы чисел из соответствующих граф (строк). Важно, чтобы эти суммы имели смысл.


Слайд 8. 9. 10.





Пример 1:

Товар

Цена, руб.

Количество

Стоимость

Тетрадь, 12 л., клетка

3

10

30

Тетрадь, 12 л., линейка, косая

2,5

10

25

Альбом для рисования, 8 л.

5

4

20

Карандаши цветные «Зарница», 6 шт.

20

1

20

Авторучка

5

6

30

Карандаш простой

1

6

6

Цветная бумага, 8 цв.

12

2

24

Итого:


39

155


Эта таблица относится к типу ОС. Значения в графе «стоимость» вычислены по формуле: цена х количество.


Пример 2:

Собираясь на пляж, весёлые человечки решили запастись прохладительными напитками.

Незнайка взял с собой 2 литра кваса, 1 л газировки и 1 л малинового сиропа, Пончик - 3 л газировки и 2 л малинового сиропа, Торопыжка - 2 л газировки, доктор Пилюлькин - 1 л кваса и 1 л касторки.

Сколько литров напитков каждого вида взяли все человечки вместе?

Сколько всего литров напитков взял с собой каждый из человечков?

Сколько всего литров напитков взяли все человечки вместе?


Представим имеющуюся информацию о парах объектов классов «человечек» - «напиток» в таблице типа ООО. В этом случае свойством пары объектов будет количество (в литрах) напитка, запасённого человечком.


Напиток

Человечки

Незнайка

Пончик

Торопыжка

Пилюлькин

Всего

Квас, л

2

0

0

1

3

Газировка, л

1

3

2

0

6

Сироп, л

1

2

0

0

3

Касторка, л

0

0

0

1

1

Итого:

4

5

2

2

13


Пример 3:

Известно, что 1 литр кваса в Цветочном городе стоит 1 монету, 1 л газировки – 3 монеты, 1 л малинового сиропа – 6 монет, 1 л касторки – 2 монеты.

Сколько монет истратил на покупку напитков каждый человечек?

Сколько монет затрачено на покупку напитков каждого вида?

Сколько потрачено денег всеми человечками вместе?


Появилось дополнительное свойство «цена», которое характеризует не пару объектов, а относится к одному объекту этой пары. Можно построить таблицу типа ОСО.



Напиток


Цена, мон

Незнайка

Пончик

Торопыжкин

Пилюлькин

Всего

Кол-во, л

Ст-ть мон

Кол-во, л

Ст-ть мон

Кол-во, л

Ст-ть мон

Кол-во, л

Ст-ть мон

Кол-во, л

Ст-ть мон

Квас, л

1

2

2

0

0

0

0

1

1

3

3

Газировка, л

3

1

3

3

9

2

6

0

0

6

18

Сироп, л

6

1

6

2

12

0

0

0

0

3

18

Касторка, л

2

0

0

0

0

0

0

1

2

1

2

Итого:


4

11

5

21

2

6

2

3

13

41

Слайд 11.

Самое главное:

Вычислительными будем называть такие таблицы, в которых значения некоторых свойств вычисляются с использованием значений других свойств из этой же таблицы.

Вычислительная таблица может содержать итоговую строку (графу). Итоговая строка (графа) имеет заголовок «Итого» или «Всего».

В ячейках итоговой строки (графы) размещают суммы чисел из соответствующих граф (строк). Важно, чтобы эти суммы имели смысл.


4. Физкультминутка (2 мин)

(Проводится электронная физкультминутка для глаз.)


5. Практическая работа (15 мин)

с. 183 ПР №7 задание 1.


Задание 1. Клумбы

С помощью таблицы решим следующую задачу.

Слайд 12.

На школьном дворе разбивают 5 клумб треугольной формы. Первая клумба представляет собой равносторонний треугольник со сторонами 5, 5 и 7 метров. Вторая клумба имеет форму прямоугольного треугольника, её стороны 3, 4 и 5 метров. Стороны третьей клумбы равны 4, 3 и 3 метра. Четвертная клумба представляет собой равносторонний треугольник, длина стороны которого равна 4 метрам. Стороны пятой клумбы равны 7, 5 и 7 метров.

Сколько провода нужно для обозначения границ каждой из этих клумб?

Хватит ли 50 м провода, чтобы обозначить на земле границы всех клумб?


Составляется таблица и в неё заносятся данные из условия задачи.



Клумба

Размеры

Сторона 1, м

Сторона 1, м

Сторона 1, м

Периметр, м

1

5

5

7


2

3

4

5


3

4

3

3


4

4

4

4


5

7

5

7


Итого:






Выполняются п.п. 3, 4 и 5 задания 1 практической работы 7.


6. Подведение итогов, выставление оценок.

Сегодня на уроке закрепили знания об информационных табличных моделях, узнали, что такое вычислительные таблицы, производили вычисления в таблицах.

Оценки выставить всем ученикам за работу на уроке и выполнение практической работы.

Все ли получилось у вас?

Какие трудности встречались в процессе работы?

Достигнуты ли цели урока?


7. Домашнее задание


§ 2.7 стр. 75 - 78; ПР7 задание № 2 (с.186) на листке.


8. Рефлексия

У каждой на столе смайлики (красный, зеленый, синий). Выберите какой-то один, который соответствует вашему состоянию:

Красный - Я удовлетворена уроком, был полезен для меня, я много, с пользой работала на уроке, получила заслуженную оценку, я понимала все, о чем говорилось на уроке.

Зеленый - Урок был интересен, в определенной степени полезен для меня, я отвечала, сумела выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно.

Синий - Пользы от урока я получила мало, я не очень понимала, о чем идет речь, мне это не очень нужно, к ответам на уроке я не была готова.

Литература

  1. Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса/ Л.Л. Босова. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 229 с.:


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока в 7 классе по теме "Вычислительные таблицы"

Автор: Исабаева Вера Николаевна

Дата: 25.05.2015

Номер свидетельства: 214883

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока по теме "Вычислительные таблицы. Excel." "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-po-tiemie-vychislitiel-nyie-tablitsy-excel"
    ["file_id"] => string(6) "127065"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415266867"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект урока по теме "Методика изучения сложения и вычитания чисел в пределах 10""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_teme_metodika_izucheniia_slozheniia_i_vychitaniia_chisel_v_pre"
    ["file_id"] => string(6) "617231"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1668281577"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Конспект интегрированного урока по теме "Закрепление таблицы умножения. Решение задач" "
    ["seo_title"] => string(101) "konspiekt-intieghrirovannogho-uroka-po-tiemie-zakrieplieniie-tablitsy-umnozhieniia-rieshieniie-zadach"
    ["file_id"] => string(6) "105287"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402838874"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Конспект урока на тему "Письменное умножение на двузначное число. Закрепление." "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-na-tiemu-pis-miennoie-umnozhieniie-na-dvuznachnoie-chislo-zakrieplieniie"
    ["file_id"] => string(6) "107965"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403517207"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспект урока  по теме "Таблица умножения (случаи 8?3, 8 ?5, 8?7). Решение задач". "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-po-tiemie-tablitsa-umnozhieniia-sluchai-8x3-8-x5-8x7-rieshieniie-zadach"
    ["file_id"] => string(6) "132411"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416333551"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства