Тема урока | Место урока по теме (в разделе/главе) |
Измерение информации | 7 урок из 8 по теме «Информация. Информационные процессы» |
Тип урока | Форма урока, форма учебной деятельности, методы обучения |
урок открытия нового знания | Форма урока: урок-исследование Форма учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная Методы обучения: проблемный, частично-поисковый |
Цель урока | Задачи урока |
предметные – знание единиц измерения информации и свободное оперирование ими, умение работать с формулами ; метапредметные – понимание сущности измерения как сопоставления измеряемой величины с единицей измерения; личностные – навыки концентрации внимания. | Образовательные: - систематизация знаний основных понятий по теме «Измерение информации»; - формирование у учащихся навыков работы по измерению информации; - отработка навыков работы с формулами по нахождению информации и перевод единиц; Развивающие: - развитие логического мышления, познавательного интереса и внимания учащихся; Воспитательные: - умеют слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблемы; - активизировать познавательные способности учащихся; - осознают потребность в приобретении новых знаний для решения учебных задач. |
Предполагаемый результат |
Предметный результат | Метапредметный результат / УУД |
- знать основные понятия и единицы измерения информация; - уметь преобразовывать единицы измерения информации; - уметь систематизировать материал по теме; - уметь применять формулы для алфавитного подхода измерения информации; | Регулятивные УУД: - самостоятельно организовывать свое рабочее место; - умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему; - настраивать себя на продуктивную работу; - осуществлять самоконтроль; адекватно воспринимать оценку. Личностные УУД: - формирование навыков самоорганизации; - развитие логического мышления; - развитие самооценки; Познавательные УУД: - развитие познавательной активности; - развитие читательских навыков, умения поиска нужной информации в тексте, выборочно передавать содержание текста; - умение кратко формулировать мысль; - умение обрабатывать информацию и делать вывод; - формирование основных понятий; Коммуникативные УУД: - умение слушать и понимать других; - отстаивать свою точку зрения; - использовать новую информацию для решения учебных задач. |
Педагогические технологии | Оборудование |
- технология проблемного обучения; - технология развивающего обучения; - ИКТ. | Информационные материалы-карточки, тетради с печатной основой Доска, проектор, презентация «измерение информации», тренажер «Интерактивный задачник» (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a12b2b83-f353-4b69-88b8-b7eb29dfd642/9_36.swf), ПК учащихся |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Компетенции/ аспекты компетенции/УУД | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированного результата | Оценивание/формы контроля |
Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности – время (2 мин) |
- приветствует учеников; - проверяет явку учащихся и готовность к уроку; - озвучивает тему урока. - настраивает класс на продуктивную деятельность. | - приветствуют учителя - настраиваются на предстоящую работу в классе; | Коммуникативные УУД: - слушать собеседника и понимать речь других; Регулятивные УУД: - самостоятельно организовывать свое рабочее место; - настраивать себя на продуктивную работу; | Приготовить учебные принадлежности. | - самооценка готовности к уроку; |
Актуализация знаний – время (2 мин) |
- актуализирует знания учащихся, подготавливает к изучению нового материала; Прежде чем перейти к решению задач вспоминаем формулу связи разрядности двоичного кода и количества кодовых комбинаций. | - работают в группе; - демонстрируют знания, умения по теме - используют заготовку предыдущего урока (таблица 2i=N, используют ее на всех этапах) | Познавательные УУД: - осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - строить понятные для собеседника высказывания; - отстаивать свою точку зрения; Регулятивные УУД: - фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии; - выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их. - организовать выполнение заданий учителя. | Вопросы: - Что такое знаковая система? - Что такое алфавит, мощность алфавита? - Какие символы могут входить в состав двоичных знаковых систем? - Почему двоичное кодирование является универсальным? - Как связаны мощность алфавита и разрядность двоичного кода, достаточного для кодирования всех символов этого алфавита? | -фронтальный опрос; - оценка/самооценка умения применять ранее полученные знания при решении практических задач; |
Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности - 2мин |
- создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока учащимися через создание проблемной ситуации; - организует ситуацию формулирования проблемы, цели и темы для изучения через выяснение, какого знания не хватает для решения проблемы. Фиксирует учебную задачу | - отвечают на вопросы учителя, рассуждают - формулируют проблему, принимают цель и тему для изучения и фиксируют учебную задачу, в соответствии, предполагают свои действия; - работают в группе; | Познавательные УУД: - устанавливать закономерности, строить рассуждения; - выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их; - формулировать проблему; Коммуникативные УУД: - осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и / или письменной форме; - формулировать и аргументировать свое мнение и позицию; - строить монологическое высказывание; Регулятивные УУД: - высказывать предположения на основе наблюдений; - определять и формулировать цель урока с помощью учителя и самостоятельно; | Учитель предлагает решить пример_1: Алфавит племени Пульти содержит 8 символов. Каков информационный вес символа этого алфавита? пример_2: Сообщение, записанное буквами 32-символьного алфавита, содержит 140 символов. Какое количество информации оно несет? | - оценка/самооценка умения формулировать тему урока; |
Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)-5мин |
- организует построение проекта выхода из затруднений; | - работа в группе, вывод; -составляют план достижения цели и определяют средства решения проблемной ситуации; | Познавательные УУД: - структурировать знания; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - проводить сравнение, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи; Коммуникативные УУД: - контролировать действия партнёра; Регулятивные УУД: - определять способы выхода из затруднения; - сохранять учебную задачу и осуществлять контроль; | Прочитать учебный материал «Информационный вес символа произвольного алфавита» и «Информационный объем сообщения», «Единицы измерения информации» | - оценка/самооценка постановки учебной задачи, планировать действия по её решению; - работа в группе, самоконтроль, самооценка |
Реализация построенного проекта – время (10 мин) |
- организует самостоятельную работу по поиску ответов на вопросы / решение проблемы; | - анализируют учебный материал, организуют поиск решения, определяют способы представления результата, оформляет результат своей деятельности с помощью ИКТ; - работают с рабочей тетрадью (55, 56, 60(2 строки), 61) - работают в паре | Познавательные УУД: - соотносить информацию, представленную в разных формах; - использовать средства ИКТ Коммуникативные УУД: - строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей; - слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; - выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Регулятивные УУД: - искать пути решения проблемы; - принимать и сохранять учебную задачу; - осуществлять самоконтроль; | Оформление решения задач в тетради. | - создание продуктов деятельности; - взаимоконтроль, взаимопроверка; |
Первичное закрепление- 5 мин |
- организует самостоятельное решение задачи учащимися и контроль выполнения. | - анализируют задание, организуют поиск решения, делают выводы, выстраивают модель; | Познавательные УУД: - использовать новую информацию для решения учебных заданий; - анализировать, сравнивать, группировать; Коммуникативные УУД: - строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - свое суждение, выслушивать мнение партнера в рамках диалога; Регулятивные УУД: - планировать своё действие; - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; | Задача: Жители планета Альфа отправили на Землю сообщение, записанное с помощью всех символов используемого ими алфавита: МКЛКМНОНОПРОСТ! Определите информационный объем этого сообщения. Дети самостоятельно решают задачу, оформляют ее, а затем обмениваются в группах и проверяют ее на правильность решения. | - взаимоконтроль, взаимопроверка; |
Включение в систему знаний и повторение- 8мин |
- организует представление результатов своей деятельности. | - индивидуально работают на ПК с интерактивным задачником «Измерение информации, тренировка» - представляют результат деятельности | Познавательные УУД: - систематизировать, обобщить изученное; - устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - формировать навыки речевой деятельности; Регулятивные УУД: - выделять в системе знаний изученную единицу; - планировать своё действие; | Обучающиеся представляют результаты выполненной работы.
| - контроль усвоения, коррекция; |
Информация о домашнем задании, инструктаж по выполнению – время (2 мин) |
-сообщает домашнего задания; - побуждает к поиску новых знаний вне урока. | Записывают домашнее задание. | Познавательные УУД: -систематизировать, обобщать изученное, соединять части в целое; - применять знания в нестандартной ситуации. Коммуникативные УУД: - слушать объяснения учителя, задавать уточняющие вопросы. Регулятивные УУД: - соотносить полученное домашнее задание с изученным учебным материалом; | П.1.6, в. 1-3, 5. Р.т. № 59, 62, 63, 65, 66, 70 | Самооценка умения применять полученные знания при решении задач. |
Рефлексия учебной деятельности (итог урока)– время (4 мин) |
-организует рефлексию и самооценку учащихся; -устанавливает соответствие между поставленной целью и результатом урока; -подводит итог урока, выставляет оценки, комментирует их. | Учащиеся высказывают свое мнение по заданным вопросам. | Познавательные УУД: - систематизировать, обобщать изученное, делать выводы. Коммуникативные УУД: - строить монологическое высказывание; - адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; Регулятивные УУД: - соотносить цели и результаты собственной деятельности; - анализировать и осмысливать свои достижения, выявлять перспективы развития; - осуществлять самоконтроль; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить. | Прием «Свободный микрофон». Учитель просто называет ученика – тот встает и продолжает фразу, указанную на экране: 1. На уроке я работал(а) … 2. Урок для меня показался 3. Самым полезным и интересным для меня было … 4. Я встретился(лась) с трудностью при … 5. У меня хорошо получилось … 6. Я выполнял(а) задания … 7. Я понял(а), что … 8. Теперь я могу … 9. Я попробую … 10. Меня удивило … 11. Мне было трудно … | - рефлексия деятельности (оценка успешности); - оценка учителя; |