. Разработка урока по теме. Лабораторная работа № 7
«Измерение мощности и работы тока в электрической лампе»
Тип урока: урок закрепления и практического применения знаний (урок – практикум).
Цель урока: научиться измерять работу и мощность электрического тока в лампочке.
Задачи урока.
Образовательная:
- закрепление знаний у учащихся понятий «работа мощность электрического тока»;
- проверка знаний формул для расчета работы и мощности электрического тока и единиц их измерения;
- закрепление практических умений по сборке электрических цепей, пользования амперметром и вольтметром для измерения параметров электрической цепи;
- формирование устной речи;
- владение тестовой формой ответа;
- владение способами самоконтроля и самооценки;
- умение работать коллективно и в парах.
Воспитательная:
- приучать детей к аккуратному ведению записей в тетради, к доброжелательному общению, взаимопомощи, к самоконтролю;
- воспитывать чувство сопереживания за товарищей;
- формировать познавательный интерес к физике.
Развивающая:
- учить анализировать условия заданий, анализировать ответ одноклассников;
- развить грамотную монологическую речь с использованием физических терминов;
- развивать элементы творчества, умение применять знания в новой ситуации;
- развитие умственной деятельности: умений обобщать, моделировать.
Оборудование к уроку.
Соединительные провода, источники тока, амперметры, вольтметры, ключи, лампочки на подставке, раздаточный материал: задачи.
Организационная часть.
- Здравствуйте, садитесь. Проверьте, все ли у вас готово для урока: учебник, тетрадь для лабораторных работ, ручки, карандаши. Приступим к работе.
1. Этап актуализации.
Познавательные УУД: формулируют ответы на вопросы учителя в устной и письменной речи; выполняют задания для актуализации собственных знаний в соответствии с планируемыми результатами обучения; систематизация и организация информации о работе и мощности электрического тока.
Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной и письменной форме; слушают и понимают физический смысл речи других учащихся класса и учителя.
Регулятивные УУД: адекватно воспринимают информацию товарищей, содержащую оценочный характер ответа.
Личностные УУД: понимают ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности.
Сейчас мы с вами повторим изученный материал по теме «Мощность и работа электрического тока». Для этого два ученика работают у доски по карточкам:
№ 1. Запишите формулу для расчета мощности электрического тока. В каких единицах измеряется мощность тока?
№ 2. Запишите формулу для расчета работы электрического тока? В каких единицах в системе СИ измеряется работа электрического тока?
Остальные ребята выполняют тестовую работу на местах.
Тест.
По какой формуле вычисляется мощность электрического тока:
А) A=Uq; Б) P=UI; В) P=U/I; Г) P=I/U
В каких единицах измеряется мощность электрического тока:
А) Джоуль; Б) Ньютон; В) Ватт; Г) Вольт
Как рассчитать работу электрического тока:
А) А=UIt; Б) A=P/t; В) A=UI/t; Г) P=UI
В каких единицах в системе СИ измеряют работу электрического тока:
А) Ватт; Б) Джоуль; В) Ньютон; Г) Вольт.
Ребята поменяйтесь своими работами с соседом и возьмите карандаши.
Проверьте работу своих ребят в соответствии с ответами учеников, стоящих у доски.
Слушаем ответы ребят у доски, а на местах проверяем тестовые работы.
Правильные ответы: 1-Б), 2-В), 3-А), 4-Б).
Оцените работу соседа. Если нет ошибок- «5», одна ошибка – «4», две ошибки – «3», три ошибки – «2». Надеюсь все справились с работой и мы можем продолжить дальше.
2. Этап проблематизации.
Познавательные УУД: предлагают способы решения проблемы, используют знаково-символьную информацию.
Личностные УУД: понимают ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности.
Регулятивные УУД: учатся высказывать свои версии, принимают учебную задачу, адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, определяют и формулируют тему и цель своей деятельности на уроке.
Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной и письменной форме, слушают и понимают речь других.
У вас на столах находится лампочка. А много ли она потребляет электрической энергии за десять минут? ( Можно рассчитать.)
3. Этап целеполагания и планирования.
Что для этого надо знать? (Мощность или работу электрического тока.) Как измерить работу эл. тока?
(Надо измерить силу тока и напряжение.) Чем измеряют силу тока и напряжение? (Амперметром и вольтметром). Как подсоединяют амперметр и вольтметр? (последовательно и параллельно).
Этап концептуализации.
Итак, чтобы измерить мощность или работу электрического тока мы должны собрать электрическую цепь, состоящую из источника тока, лампочки, ключа, соединительных проводов и амперметра, и затем вольтметром измерить напряжение на лампочке. Все ли приборы находятся у вас на рабочем месте? (Все).
Кто догадался, чем мы сейчас будем заниматься? (Выполнять лабораторную работу) Как бы вы ее назвали? (Измерение мощности и работы электрического тока). Верно, итак вы будете выполнять лабораторную работу № 7 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе».
Какова будет цель этой работы? Попробуйте сформулировать её сами. (измерить мощность и работу тока)
Этап моделирования и конструирования.
Личностные УУД: понимают ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности.
Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в письменной форме, слушают и понимают речь других.
Познавательные УУД: делают выводы в результате совместной работе в группе, ориентируются на разнообразие способов решения проблемы.
Регулятивные УУД: учатся высказывать свои версии, принимают учебную задачу, адекватно воспринимают информацию товарища, определяют и формулируют тему и цель своей деятельности на уроке, работают по предложенному плану.
Оформляем работу в тетрадях.
Инструктаж по ТБ с записью в журнале инструктажа учащихся.
Вам предстоит выполнить лабораторную работу и решить дополнительное задание - задачу, которая лежит на столах.
Задача. 1. Рассчитайте, какое количество электрической энергии потребляет холодильник мощностью 0,16 кВт за 24 часа работы. Какова стоимость этой электроэнергии, если ее тариф 2,36 руб/кВт•час?
Задача. 2. Рассчитайте стоимость израсходованной энергии при тарифе 2,36 руб/кВт•час при горении электрической лампы мощностью 100 Вт, если лампа горит по 8 ч в сутки в течении месяца (30 дней).
Домашнее задание. Повторить § 50-52. Задания выбрать одно по желанию:
1. Подготовить доклад о Д. Джоуле.
2. По паспорту одного из прибора, находящегося у вас дома, рассчитать количество электроэнергии потраченной этим прибором за неделю.
3. По счетчику электрической энергии рассчитать сколько ваша семья затрачивает электроэнергии за три дня. Тариф 2.36 руб/кВт•час.
Этап рефлексии.
Коммуникативные УУД: строят речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.
Познавательные УУД: обобщают имеющиеся знания по теме.
Регулятивные УУД: выделяют и осознают, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Личностные УУД: формируют ценностные отношения друг к другу, к учению, к результатам обучения.
А теперь, закончите предложение:
- чтобы найти работу тока надо….
- чтобы найти мощность электрического тока надо….
- сегодня я узнал….
- мне было интересно….
- теперь я могу….
- я научился….
- урок дал мне для жизни….
Итак, сегодня на уроке вы научились измерять и рассчитывать работу и мощность тока, а также определять стоимость потраченной энергии. Эти знания обязательно пригодятся вам в жизни. Электроэнергию надо экономить.
Тетради сдаем учителю. Спасибо за работу.