Разработка урока по теме:
«Звуковые волны»
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: урок - семинар.
Цели:
Образовательная: дать представление о звуковых волнах, скорости звука, звуковом резонансе.
Развивающая: развивать умения учащихся в данной теме, развивать любознательность, мышление, устную речь, реализовывать межпредметные связи курсов физики, биологии.
Воспитательная: воспитывать интерес к физике, показать значимость, важность физических знаний.
Структура урока:
1. Организационный момент
2. Мотивация
3. Актуализация знаний
4. Разминка
5. Изучение нового материала
6. Закрепление
7. Итоги урока
Ход урока:
Что за звуки! Неподвижен внемлю
Сладким звукам я;
Забываю вечность, небо, землю,
Самого себя.
Всемогущий! Что за звуки! Жадно
Сердце ловит их,
Как в пустыне путник безотрадной
Каплю вод живых!
И в душе опять они рождают
Сны веселых лет
И в одежду жизни одевают
Все, чего уж нет…
М. Лермонтов
Организационный момент
Подготовка класса к уроку. Взаимное приветствие учителя и учеников. Выявление отсутствующих.
Мотивация
Принято считать, что информацию об окружающем мире мы получаем, в основном, с помощью зрения. Это так. Но как была бы неполноценна наша жизнь в тишине! К счастью, мы живем в мире звуков. Трудно переоценить значение звуков для человека.
Актуализация знаний
Что такое звук? Это мы выяснили на прошлом уроке. Почему один человек способен говорить, а другой его слышать? Сегодня мы постараемся ответить на эти и другие вопросы, отражающие свойства звука. Запишите в тетради число и тему, наш урок пройдет по плану на доске.
Разминка
1. Что такое акустика?
2. Любой источник звука колеблется, но любое ли колеблющееся тело звучит?
3. Какие колебания называют звуковыми?
4. Какие единицы измерения звука вы знаете?
5. Чем характеризуются звуковые волны?
Изучение нового материала:
Учитель: Как рождается звук и как доходит до нас? Через воздух, который разделяет ухо и источник звука. Звук распространяется в виде волн. Каких?
Сообщение учащегося 1: «Голосовой аппарат человека».
Учитель: А как мы слышим? Давайте разберемся, как устроено человеческое ухо.
Сообщение учащегося 2: «Строение человеческого уха».
Учитель: Как и любая волна, звуковая распространяется с определенной скоростью.
Например, скорость света 300 000 км/с. Скорость звука намного меньше. Скорость звука неодинакова в различных средах. (Работа с таблицей в учебнике).
Сообщение учащегося 3: «Отражение звука. Эхо».
Сообщение учащегося 4: «Звуколокация».
Учитель: Что такое резонанс? Резонанс может быть вызван и звуковыми волнами. Такой резонанс - акустический. Для чего нужен камертон?
Сообщение учащегося 5: «Акустический резонанс».
Учитель: Большинство из нас подвергаются шумовому воздействию, в результате которого возникают проблемы со слухом.
Сообщение 6: «Шум опасен для здоровья».
Закрепление:
- Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке?
- Что же такое звук?
- Что является переносчиком звука?
- Какова скорость звука в воздухе?
Задание на дом, оценки, рефлексия:
А.В.Перышкин, Е.М.Гутник §38-39, привести примеры изученных явлений в природе, быту.