kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Единицы измерения информации"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект урока по информатике для 7 класса представляет собой готовую методическую разработку по теме «Единицы измерения информации», содержащую подробный план занятия, практические задания и список конкретных учебных пособий. Материал структурирован в соответствии с требованиями ФГОС и направлен на формирование у учащихся практических навыков перевода единиц измерения информации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Единицы измерения информации"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

"Основная общеобразовательная школа №19"

муниципального образования Кандалакшский район













Конспект урока по информатике
в 7 классе

«Единицы измерения информации»













подготовил

учитель информатики

Афонин Никита Андреевич









г. Кандалакша
2025

Тема занятия: «Единицы измерения информации»
Возраст учащихся: 7 класс
Дата проведения: октябрь, 2025 год
Тип занятия: изучение нового материала
Форма: комбинированный урок с элементами практической работы
Временные рамки: 45 минут

Цель занятия: сформировать у учащихся представление об единицах измерения информации и научиться применять эти знания для решения практических задач.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить с понятием «бит» как минимальной единицей информации;

  • ввести основные единицы измерения информации: байт, Килобайт, Мегабайт, Гигабайт, Терабайт;

  • объяснить принципы перевода из одних единиц измерения в другие;

  • научить на практике определять информационный объем текста и размер файла.

Развивающие:

  • развивать вычислительные навыки и логическое мышление;

  • формировать умение анализировать и сравнивать (сравнение единиц измерения);

  • способствовать развитию абстрактного мышления через понимание двоичной системы счисления;

  • формировать навыки работы с информацией в цифровой форме.

Воспитательные:

  • воспитывать аккуратность и точность при выполнении расчетов;

  • способствовать развитию внимательности и целеустремленности;

  • создавать условия для позитивного опыта применения математических знаний в информатике.

Инструменты и материалы: компьютеры с проектором для демонстрации, раздаточный материал (таблица единиц измерения, карточки с заданиями), онлайн-доска (или обычная доска и маркеры), учебники или тетради.

Форма организации занятия: фронтальная, индивидуальная и работа в парах.

Методы, используемые на занятии:

  • словесные (объяснение, беседа, рассказ);

  • практические (решение задач на расчет объема);

  • наглядные (демонстрация таблицы единиц, примеры файлов разного размера);

  • проблемные (обсуждение, почему размер файла на компьютере может отличаться от теоретического).

План-конспект занятия

Ход занятия

1. Организационный момент (3-4 мин.)

Учитель: Здравствуйте, юные исследователи цифрового мира! Сегодня мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие вглубь информации. Мы постоянно слышим: «файл весит 5 Мегабайт», «в моей флешке 16 Гигабайт». А что же это значит? Как измерить информацию? Оказывается, у информации, как и у длины или веса, есть свои единицы измерения. Сегодня мы узнаем, что такое биты и байты, научимся переводить их из одних в другие и поймем, сколько же места занимает ваше любимое селфи или песня в телефоне. Для успешной работы нам понадобятся: внимательность, тетрадь, ручка и калькулятор (можно в телефоне).

2. Актуализация знаний (5-7 мин.)

Учитель: Давайте начнем с простого. Как мы измеряем длину? (Ученики: метры, сантиметры). А массу? (Ученики: килограммы, граммы). В основе этих измерений лежит главная единица (метр, грамм), а более крупные или мелкие образуются с помощью приставок. Какие приставки вы знаете?
(Ученики называют: кило-, милли-, санти-).

Учитель: Отлично! «Кило-» – это тысяча (10³), «Мега-» – миллион (10⁶). В информатике все очень похоже, но есть один важный нюанс, который мы сегодня раскроем. А пока давайте подумаем: что такое информация с точки зрения компьютера?
(Подводящий диалог: компьютер работает с нулями и единицами. Один 0 или одна 1 – это и есть самый маленький кусочек информации).

3. Изучение нового материала (10-12 мин.)

Учитель: Итак, знакомьтесь – Бит. Это один шарик в рулетке, который может упасть либо «0», либо «1». Минимальная, неделимая частица информации.

  • Бит (binary digit) – минимальная единица измерения информации.

Но одним битом много не измерить. Поэтому компьютеры объединяют биты в группы.

  • Байт – это группа из 8 битов. Именно байтом кодируется один символ в тексте (буква, цифра, знак препинания).

    • Пример: символ A имеет код 01000001 – это 1 байт.

А дальше – пошли приставки! Но помните, я говорил про нюанс? В информатике чаще используется не десятичная (как в метрах), а двоичная система. Поэтому наша «тысяча» – это на самом деле 1024.

  • 1 Килобайт (КБ) = 1024 байта

  • 1 Мегабайт (МБ) = 1024 Килобайта = 1 048 576 байт

  • 1 Гигабайт (ГБ) = 1024 Мегабайта

  • 1 Терабайт (ТБ) = 1024 Гигабайта

Демонстрация на доске (учитель рисует "лестницу" единиц):

Бит - Байт (8 бит) - Килобайт (1024 Б) - Мегабайт (1024 КБ) - Гигабайт (1024 МБ) - Терабайт (1024 ГБ)

Учитель: Чтобы перевести из крупных единиц в мелкие, мы умножаем на 1024 (или на 8, если переходим от байтов к битам). Чтобы перевести из мелких в крупные – делим.

4. Практическая работа (15 мин.)

Учащиеся работают в парах или индивидуально. Учитель ходит по классу, отвечает на вопросы, помогает.

Раздаточный материал / Задания на доске:

Задача 1 (базовая): Переведите:

  • 2 Кбайта = ___ байт

  • 5120 бит = ___ Кбит (напоминаем, что 1 Кбит = 1024 бита!)

  • 3 Мбайта = ___ Кбайт

Задача 2 (практическая): Статья содержит 4 страницы, на каждой странице 40 строк, в каждой строке 50 символов. Какой информационный объем статьи в Килобайтах? (Считаем, что 1 символ = 1 байт).

Решение:

  1. Найдем общее количество символов: 4 * 40 * 50 = 8000 символов.

  2. Информационный объем в байтах: 8000 байт.

  3. Переведем в Килобайты: 8000 / 1024 ≈ 7,81 КБ.

Задача 3 (проблемная): Фотография занимает 2.5 Мбайта. Поместится ли она на флешку, если свободно 2500 Кбайт? Ответ обоснуйте расчетами.

Решение:

  1. Переведем 2.5 Мбайта в Кбайты: 2.5 * 1024 = 2560 Кбайт.

  2. 2560 Кбайт (размер фото) 2500 Кбайт (свободное место).

  3. Ответ: Нет, не поместится.

5. Подведение итогов занятия (5 мин.)

Учитель: Наше путешествие в мир измерений подошло к концу. Давайте вернемся к главному.

  • Что такое бит и байт?

  • Почему в 1 Килобайте не 1000, а 1024 байта?

  • Какой формулой мы пользуемся для перевода из Кбайт в байты? (Умножаем на 1024).

  • А из байтов в Кбайты? (Делим на 1024).

Теперь вы не просто пользователи, а грамотные исследователи, которые понимают, как устроено информационное пространство. Эти знания помогут вам эффективнее организовывать хранение файлов и понимать, как устроена память компьютера.

Обсудите в парах, какая задача показалась самой простой, а какая – самой сложной? Есть ли вопросы по переводу единиц?

Спасибо всем за активную работу и точные расчеты! Урок окончен.

Список литературы и ресурсов:

Основные учебные пособия для учителя и учащихся:

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. «Информатика. 7 класс». Учебник. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.

  2. Угринович Н.Д. «Информатика. 7 класс». Учебник. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.

  3. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. «Информатика. 7 класс». Учебник. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.

Дополнительная литература и методические разработки:

  1. Босова Л.Л. «Информатика. 7–9 классы: методическое пособие». — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.

  2. Гейн А.Г., Юнерман Н.А. «Информатика. 7 класс». Учебник. — М.: Просвещение.

  3. Шафрин Ю.А. «Информационные технологии. В 2-х ч. Часть 1: Основы информатики и информационных технологий». — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.

Практикумы и сборники задач:

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Аквилянов Н.А. «Информатика. 7 класс: рабочая тетрадь в 2-х частях». — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.

  2. Златопольский Д.М. «Сборник задач по информатике». — СПб.: БХВ-Петербург.

Интернет-ресурсы:

  1. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). Режим доступа: http://fcior.edu.ru

  2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

  3. Онлайн-тренажер «Единицы измерения информации» на платформе LearningApps.org или ЯКласс.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по теме "Единицы измерения информации"

Автор: Афонин Никита Андреевич

Дата: 26.11.2025

Номер свидетельства: 677877

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Конспект урока на тему "Единицы измерения информации""
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt_uroka_na_tiemu_iedinitsy_izmierieniia_informatsii"
    ["file_id"] => string(6) "468167"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1525201331"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока информатики на тему "Единицы измерения информации""
    ["seo_title"] => string(66) "konspekt_uroka_informatiki_na_temu_edinitsy_izmereniia_informatsii"
    ["file_id"] => string(6) "565890"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1607357654"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Виды информации и способы ее обработки. Единицы измерения информации."
    ["seo_title"] => string(76) "vidy-informatsii-i-sposoby-ieie-obrabotki-iedinitsy-izmierieniia-informatsii"
    ["file_id"] => string(6) "249577"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446917438"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока информатики "Информация. Единицы измерения информации" "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-informatiki-informatsiia-iedinitsy-izmierieniia-informatsii"
    ["file_id"] => string(6) "124444"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414695081"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Конспект урока по теме: "Различные единицы измерения" "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-po-tiemie-razlichnyie-iedinitsy-izmierieniia"
    ["file_id"] => string(6) "104709"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402752081"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства