Конспект урока по теме "Единицы измерения информации"
Конспект урока по теме "Единицы измерения информации"
Данный конспект урока по информатике для 7 класса представляет собой готовую методическую разработку по теме «Единицы измерения информации», содержащую подробный план занятия, практические задания и список конкретных учебных пособий. Материал структурирован в соответствии с требованиями ФГОС и направлен на формирование у учащихся практических навыков перевода единиц измерения информации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Единицы измерения информации"»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Основная общеобразовательная школа №19"
муниципального образования Кандалакшский район
Конспект урока по информатике в 7 классе
«Единицы измерения информации»
подготовил
учитель информатики
Афонин Никита Андреевич
г. Кандалакша 2025
Тема занятия: «Единицы измерения информации» Возраст учащихся: 7 класс Дата проведения: октябрь, 2025 год Тип занятия: изучение нового материала Форма: комбинированный урок с элементами практической работы Временные рамки: 45 минут
Цель занятия: сформировать у учащихся представление об единицах измерения информации и научиться применять эти знания для решения практических задач.
Задачи:
Образовательные:
познакомить с понятием «бит» как минимальной единицей информации;
ввести основные единицы измерения информации: байт, Килобайт, Мегабайт, Гигабайт, Терабайт;
объяснить принципы перевода из одних единиц измерения в другие;
научить на практике определять информационный объем текста и размер файла.
Развивающие:
развивать вычислительные навыки и логическое мышление;
формировать умение анализировать и сравнивать (сравнение единиц измерения);
способствовать развитию абстрактного мышления через понимание двоичной системы счисления;
формировать навыки работы с информацией в цифровой форме.
Воспитательные:
воспитывать аккуратность и точность при выполнении расчетов;
способствовать развитию внимательности и целеустремленности;
создавать условия для позитивного опыта применения математических знаний в информатике.
Инструменты и материалы: компьютеры с проектором для демонстрации, раздаточный материал (таблица единиц измерения, карточки с заданиями), онлайн-доска (или обычная доска и маркеры), учебники или тетради.
Форма организации занятия: фронтальная, индивидуальная и работа в парах.
проблемные (обсуждение, почему размер файла на компьютере может отличаться от теоретического).
План-конспект занятия
Ход занятия
1. Организационный момент (3-4 мин.)
Учитель: Здравствуйте, юные исследователи цифрового мира! Сегодня мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие вглубь информации. Мы постоянно слышим: «файл весит 5 Мегабайт», «в моей флешке 16 Гигабайт». А что же это значит? Как измерить информацию? Оказывается, у информации, как и у длины или веса, есть свои единицы измерения. Сегодня мы узнаем, что такое биты и байты, научимся переводить их из одних в другие и поймем, сколько же места занимает ваше любимое селфи или песня в телефоне. Для успешной работы нам понадобятся: внимательность, тетрадь, ручка и калькулятор (можно в телефоне).
2. Актуализация знаний (5-7 мин.)
Учитель: Давайте начнем с простого. Как мы измеряем длину? (Ученики: метры, сантиметры). А массу? (Ученики: килограммы, граммы). В основе этих измерений лежит главная единица (метр, грамм), а более крупные или мелкие образуются с помощью приставок. Какие приставки вы знаете? (Ученики называют: кило-, милли-, санти-).
Учитель: Отлично! «Кило-» – это тысяча (10³), «Мега-» – миллион (10⁶). В информатике все очень похоже, но есть один важный нюанс, который мы сегодня раскроем. А пока давайте подумаем: что такое информация с точки зрения компьютера? (Подводящий диалог: компьютер работает с нулями и единицами. Один 0 или одна 1 – это и есть самый маленький кусочек информации).
3. Изучение нового материала (10-12 мин.)
Учитель: Итак, знакомьтесь – Бит. Это один шарик в рулетке, который может упасть либо «0», либо «1». Минимальная, неделимая частица информации.
Бит (binary digit) – минимальная единица измерения информации.
Но одним битом много не измерить. Поэтому компьютеры объединяют биты в группы.
Байт – это группа из 8 битов. Именно байтом кодируется один символ в тексте (буква, цифра, знак препинания).
Пример: символ A имеет код 01000001 – это 1 байт.
А дальше – пошли приставки! Но помните, я говорил про нюанс? В информатике чаще используется не десятичная (как в метрах), а двоичная система. Поэтому наша «тысяча» – это на самом деле 1024.
1 Килобайт (КБ) = 1024 байта
1 Мегабайт (МБ) = 1024 Килобайта = 1 048 576 байт
1 Гигабайт (ГБ) = 1024 Мегабайта
1 Терабайт (ТБ) = 1024 Гигабайта
Демонстрация на доске (учитель рисует "лестницу" единиц):
Учитель: Чтобы перевести из крупных единиц в мелкие, мы умножаем на 1024 (или на 8, если переходим от байтов к битам). Чтобы перевести из мелких в крупные – делим.
4. Практическая работа (15 мин.)
Учащиеся работают в парах или индивидуально. Учитель ходит по классу, отвечает на вопросы, помогает.
Задача 2 (практическая): Статья содержит 4 страницы, на каждой странице 40 строк, в каждой строке 50 символов. Какой информационный объем статьи в Килобайтах? (Считаем, что 1 символ = 1 байт).
Решение:
Найдем общее количество символов: 4 * 40 * 50 = 8000 символов.
Информационный объем в байтах: 8000 байт.
Переведем в Килобайты: 8000 / 1024 ≈ 7,81 КБ.
Задача 3 (проблемная): Фотография занимает 2.5 Мбайта. Поместится ли она на флешку, если свободно 2500 Кбайт? Ответ обоснуйте расчетами.
Учитель: Наше путешествие в мир измерений подошло к концу. Давайте вернемся к главному.
Что такое бит и байт?
Почему в 1 Килобайте не 1000, а 1024 байта?
Какой формулой мы пользуемся для перевода из Кбайт в байты? (Умножаем на 1024).
А из байтов в Кбайты? (Делим на 1024).
Теперь вы не просто пользователи, а грамотные исследователи, которые понимают, как устроено информационное пространство. Эти знания помогут вам эффективнее организовывать хранение файлов и понимать, как устроена память компьютера.
Обсудите в парах, какая задача показалась самой простой, а какая – самой сложной? Есть ли вопросы по переводу единиц?
Спасибо всем за активную работу и точные расчеты! Урок окончен.
Список литературы и ресурсов:
Основные учебные пособия для учителя и учащихся:
Босова Л.Л., Босова А.Ю. «Информатика. 7 класс». Учебник. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
Угринович Н.Д. «Информатика. 7 класс». Учебник. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. «Информатика. 7 класс». Учебник. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
Дополнительная литература и методические разработки:
Босова Л.Л. «Информатика. 7–9 классы: методическое пособие». — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.