Учитель: Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке: - расскажите о текстовой форме представления информации; - какие другие формы представления информации вы знаете (рисунки, схемы, чертежи, графики, метод координат, таблицы и т.д.) - в какой форме удобнее представить арифметические выражения в текстовой или числовой? Что это? В какой форме представлена информация в кроссворде? Предлагаю вам разгадать кроссворд: Вопросы кроссворда: (сл. 2) Вид информации по форме представления (текст) Как можно назвать внутреннюю память человека?(оперативная) Единица измерения информации (бит) Один из способов кодирования информации (числовой) Одно из действий человека с информацией (чтение) Сведения об окружающем нас мире (информация) Носитель информации (книга) Учащиеся: разгадывают кроссворд Учитель: и так, о чем сегодня на уроке пойдет речь? Учащиеся: о таблице Учитель: правильно. (сл. 3) Записываем тему урока «Таблицы» Учитель: Эпиграфом к теме урока я взяла слова ученого, специалиста по энергетике Уильяма Росс Эшби «Табличная форма представления информации обладает одним очень важным преимуществом: она содержит только факты и ничего больше». Учитель: Согласны ли вы с этим высказыванием и почему? Учитель: А сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Цветик-семицветик». Я раздам вам лепестки цветка и на обратной стороне вы должны написать, то, что вы хотите узнать в ходе изучения темы «Таблицы», читают то, что записали на лепестках. Давайте посмотрим, а всегда ли текстовая форма представления информации удобна? Учитель: Вернемся к тому, что текстовая форма представления информации не всегда удобна. А сейчас мы разобьемся на небольшие подгруппы и я вам раздам текст. Задание прописано в карточке. Прочитайте на листе, что вы должны сделать. (Каждой группе дается карточка с разными видами представления информации) 1-я группа - назовите глубину озера Байкал; - какое самое глубокое озеро?; 2-я группа - какое озеро самое мелкое?; - глубина какого озера равна 127 метров? Учащиеся: находят в тексте, отвечают. На эту работу отводится 1-2 минуты. Учитель: Ребята, всегда ли текстовая форма удобна? Учитель: скажите когда вы отвечали быстрее? Учащиеся: в табличной форме узнать информацию быстрее Учитель: Подумайте и назовите преимущества таблицы Учащиеся: высказывают свое мнение Учитель: Действительно таблицы очень удобны для представления и обработки информации. Представление информации в табличной форме широко распространено. Скажите, где вам приходится встречаться с таблицами? Учащиеся: школьный дневник, расписание уроков, график дежурства …………. (на слайде)(сл.4) Учитель: представьте себе, что вам нужно составить толковый словарь и объяснить значение слова «таблица» Учащиеся: предлагают свои варианты Учитель: (слайд) Таблицы – простая и удобная форма представления однотипной информации. (опред.) (Сл. 5) Так как вы мне уже сказали, что с таблицами вы уже встречались, давайте выделим основные части таблицы, скажите, из каких частей состоит таблица. Учащиеся: отвечают Учитель: а теперь давайте, сравним наши предположения с учебником, открываем учебник на стр. 38 и рассмотрим схему. Таблица состоит из строк и столбцов. На пересечении строк и столбцов образуются ячейки. Самая главная строка называется головкой таблицы и содержит заголовки отдельных столбцов и боковика. Самый важный столбец – боковик. Он содержит заголовки строк. Заголовок таблицы Головка таблицы | ← ← Строки ← ← | Боковик | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | ↑ ↑ столбцы ↑ ↑ ↑ Ячейки Учащиеся: работают с учебником Учитель: вы знаете, какие бывают таблицы, из каких элементов состоят, Откройте рабочие тетради на стр. 38 и задание 36. Вашим домашним заданием будет, преобразовать текстовую информацию в табличную. Откройте дневники, запишите д/з: § 1.10, РТ: стр. 38 упр.36. Давайте вместе назовем составные части таблицы и заполните первую строку. Название | Вес, карат | Время (место) находки | Куллинан | 3106 | 1905 год | Эксцельсиор | 995 | 1893 год | Звезда Сьерра-Леоне | 970 | 1972 год | Кохинор | 800 | XIV век (Индия) | Великий Могол | 787 | XVII (Индия) | Алмаз Победы | 770 | 1945 год (Западная Африка) | Учитель: как вы уже убедились, таблицы встречаются повсюду, а значит, наверняка, есть таблицы, с которыми работает компьютер. Подумайте и скажите, какие вы знаете программы, в которых можно работать с таблицами. Учащиеся: отвечают Учитель: в Windows – Microsoft Excel (электронные таблицы, для работы с большими объемами чистовой информации), Microsoft Word (для работы с текстом) в Linux – Open Office org. Редактор текстов Open Office org. Calc А сейчас вы сами попробуете составить таблицу в одной из программ. Учитель: Прежде чем мы с вами начнем выполнять практическую работу, ответьте мне, зачем вам нужно уметь составлять таблицы? Учащиеся: отвечают Учитель: сядьте за компьютеры и выполните все шаги за мной. Сейчас я вам раздам карточки с заданием, но прежде чем вы начнете выполнять задание посмотрите на экран. Посмотрите, пожалуйста, что вам необходимо будет выполнить. чтобы создать таблицу в главном меню выбираем пункт меню «Таблица» - Вставить – таблицу. указываем количество строк, количество столбцов. обратите внимание на то, как можно добавлять и удалять строки и столбцы в таблице. Назовите основные элементы таблицы Учитель: Выполните практическую работу по карточкам. Вам необходимо построить таблицу по следующим данным: Незнайка, Торопыжка и Кнопочка летом занялись выращиванием овощей. Когда собрали урожай, оказалось, что Незнайка вырастил 40 кг капусты, 15 кг моркови, 10 кг огурцов, и 18 кг лука. Торопыжка вырастил 50 кг капусты, 25 кг моркови, 12 кг огурцов и 2 кг лука. Кнопочка вырастила 30 кг капусты, 30 кг моркови, 20 кг огурцов и 5 кг лука. Имя | Капуста | Морковь | Огурец | Лук | Незнайка | 45 | 15 | 10 | 18 | Торопыжка | 50 | 25 | 12 | 2 | Кнопочка | 30 | 30 | 20 | 5 | Учащиеся: выполняют практическую работу. Учитель: заканчивайте работу и сядьте за свои места. Учитель: А теперь давайте вернемся к лепесткам, зачитываем и если вы считаете, что вы это узнали и научились, то крепим лепесток на доску. Учащиеся: сопоставляют. А теперь давайте, каждый подумает и оценит свою работу за урок. Выставление отметок Учитель: У вас на столах имеются смайлики, выберите один из них, тот, который отражает ваше настроение в конце урока и приколите его на доске (если останется время, каждый может объяснить, что обозначает выбранная картинка). |