План-конспект урока по информатике
для 7 класса по теме
«Таблицы в публикации»
Составила:
учитель информатики
МОБУ СОШ №5
МР Мелеузовский район РБ
Мурадимова Г.Х.
Мелеуз 2014
Цель урока: научить структурировать данные с помощью таблиц
Задачи:
повторить как добавлять таблицы в текстовый документ,
дать представление о назначении таблиц,
рассмотреть методы редактирования и форматирования таблицы;
развивать приемы умственной деятельности, формировать и развивать функциональное мышление учащихся,
развивать познавательные потребности учащихся,
создавать условия для приобретения опыта работы учащихся в среде ИКТ,
развивать исследовательские навыки, частично-поисковой деятельности,
развитие умения отбирать нужную информацию,
развивать эстетическое восприятие окружающего мира,
активизировать познавательную деятельность учащихся;
Тип урока: урок повторения и изучения нового материала
Оборудование: ПК, проектор, презентация, демонстрационные файлы, видеофайл, раздаточный материал с заданиями
План урока:
Организационный момент
Мотивация учебной деятельности, определение темы урока
Закрепление темы
Физкультминутка
Объяснение нового материала
Закрепление нового материала
Домашнее задание
VIII. Подведение итогов, выставление оценок
Ход урока.
I. Организационный момент
II. Мотивация учебной деятельности, определение темы урока
Учитель: На сегодняшний день нас окружает очень большое количество информации. Представьте, что вам нужно запомнить большой объем текстовой информации. Как, на ваш взгляд, текст должен быть организован, чтобы его лучше и быстрее усвоить, понять?
Ученики отвечают предположительно: в виде изображения, схемы, таблицы, карты, диаграммы; приводят примеры.
Учитель: Верно. Эти способы представления текстовой информации облегчают зрительное восприятие информации. Ведь, как известно, с помощью глаз человек усваивает ее до 80%. (Демонстрация примеров применения изображения, схемы, таблицы, карты, диаграммы на других предметах, (приложение 1, слайды 1-5). Убедимся в вышесказанном. Предлагается выполнить задание по тексту (раздаточный материал приложение 2):
Какие звезды удалены от Земли более чем на 300 световых лет и ярче Солнца более чем в 7000 раз? (одновременно) Полярная звезда находится в созвездии Малая Медведица. Бетельгейзе находится в созвездии Орион. Расстояние до Спики – 260 световых лет. Денеб находится в созвездии Лебедь. Акрус ярче Солнца в 2200 раз. Расстояние до Бетельгейзе – 650 световых лет. Ригель ярче солнца в 55000 раз. Канопус находится в созвездии Стрекоза. Расстояние до Капеллы – 46 световых лет. Спика находится в созвездии Дева. Антарес находится в созвездии Скорпион. Расстояние до Арктура – 36 световых лет. Альдебаран ярче Солнца в 165 раз. Бетельгейзе ярче солнца в 22000 раз. Расстояние до Акруса – 260 световых лет. Денеб ярче Солнца в 725000 раз. Расстояние до Антареса – 425 световых лет. Альдебаран находится в созвездии Телец. Антарес ярче Солнца в 6600 раз. Расстояние до Канопуса – 181 световой год. Арктур находится в созвездии Волопас. Капелла ярче солнца в 150 раз. Расстояние до Полярной звезды – 780 световых лет. Ригель находится в созвездии Орион. Спика ярче Солнца в 2200 раз. Акрус находится в созвездии Южный Крест. Расстояние до Альдебарана – 70 световых лет. Арктур ярче Солнца в 105 раз. Расстояние до Денеба – 1600 световых лет. Канопус ярче Солнца в 6600 раз. Капелла находится в созвездии Возничий. Полярная Звезда ярче Солнца в 6000 раз. Расстояние до Ригеля – 820 световых лет. |
Ученики отвечают, называя звезды, после чего ответы проверяются (слайд 7):
1. Бетельгейзе – расстояние от Земли 650 св. лет, ярче Солнца в 22000 раз 2. Ригель – расстояние от Земли 820 св. лет, ярче Солнца в 55000 раз 3. Денеб – расстояние от Земли 1600 св. лет, ярче Солнца в 725000 раз |
Учитель: Какие были затруднения при выполнении задания? Каким, из ранее названных, способом можно представить данный текст, чтобы облегчить поиск информации?
Ученики: в таблице.
Учитель: Верно. (Обсуждение о том, какие данные должны быть отражены в ней; демонстрируется ее пример, слайд 8).
Учитель: Итак, тема урока «Таблицы в публикации» (слайд 9, ученики записывают). Сегодня мы поговорим о том, зачем они нужны и при решении каких задач (практических в том числе) таблица облегчает ее решение. (Приводятся примеры использования таблиц в жизни, слайды 10-12).
III. Закрепление темы
Решение логических задач (раздаточный материал приложение 3) с помощью таблицы (построение таблицы к первой задаче осуществляется совместно с учениками, отображается на доске; решение второй задачи самостоятельное в тетради).
1) Света, Марина, Андрей, Кирилл и Юра держат домашних животных. У каждого либо кошка, либо собака, либо попугай. Девочки не держат собак, а мальчики попугаев. У Светы нет кошки. У Светы и Марины разные животные. У Марины и Андрея – одинаковые. У Андрея и Кирилла – разные. У Кирилла и Юры – одинаковые. Какие животные у каждого? 2) В школе учатся 4 талантливых мальчика: Иванов, Петров, Сидоров и Андреев. Один из них – будущий музыкант, другой преуспел в бальных танцах, третий – солист хора мальчиков, четвертый подает надежды как художник. О них известно следующее: 1. Иванов и Сидоров присутствовали в зале консерватории, когда там солировал в хоре мальчиков певец. 2. Петров и музыкант вместе позировали художнику. 3. Музыкант раньше дружил с Андреевым, а теперь хочет познакомиться с Ивановым. 4. Иванов не знаком с Сидоровым, т.к. они учатся в разных классах и в разные смены. Кто чем увлекается? |
IV. Физкультминутка
Видеоролик
V. Объяснение нового материала
Создание проблемной ситуации: как создать кроссворд (слайд 15).
Ученики: тоже, с помощью таблицы.
Далее демонстрируется его создание по следующему алгоритму, который ученики записывают в тетрадь:
Создать таблицу
Выделить нужные ячейки
Нажать правую кнопку мыши
Выбрать «Границы и заливка»
В «Образец» убрать соответствующие границы
ОК
VI. Закрепление нового материала
Практическая работа «Создание кроссворда» (раздаточный материал приложение 4).
VII. Домашнее задание
1. Решить логическую задачу (раздаточный материал приложение 3). Маша, Оля, Лена и Валя – замечательные девочки. Каждая из них играет на каком-нибудь музыкальном инструменте и говорит на одном из иностранных языков. Инструменты и языки у них разные. Маша играет на рояле. Девочка, которая говорит по-французски, играет на скрипке. Оля играет на виолончели. Маша не знает итальянского языка, а Оля не владеет английским. Лена не играет на арфе, а виолончелистка не говорит по-итальянски. Нужно определить, на каком инструменте играет каждая из девочек и каким иностранным языком она владеет.
2. Выучить записи в тетради
VIII. Подведение итогов, выставление оценок