№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Организационный момент | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Готовят рабочие места к уроку | |
2 | Актуализация знаний | 1.Каждому учащемуся предлагает тест (индивидуальный лист) по ранее изученному материалу (приложение 1). 2.Выводит ключ теста на слайд, организуя самопроверку учащимися своих работ. 3.Рефлексия: посмотрите на результаты своих работ, охарактеризуйте свое отношение к этим результатам, нарисовав смайлик. 4.Просит сделать каждого учащегося вывод о том, что | 1.Выполняют тест, записывая ответы в тетради. 2.Выполняют самопроверку, используя ключ. 3.Характеризуют отношение к результату своей работы. 4. отмечают при необходимости непонятные моменты. | Регулятивные УУД: контроль знаний; оценка качества знаний |
| | необходимо разобрать более подробно, в чем нужна помощь. Тем, кто не справился с заданием, предлагает поставить на полях тетради знак восклицания, напоминающий ученику о необходимости корректировки знаний. | | |
3 | Постановка цели урока | Предлагает прочитать текст (на карточках на парте) (приложение 2) внимательно и ответить на вопросы: О скольких различных водохранилищах идет речь? Какие характеристики водохранилищ приводятся в тексте? У какого водохранилища самый большой напор? | Учащиеся читают текст, отвечают на вопросы. (Всего 6 различных водохранилищ. Характеристики – средняя глубина, площадь, объем и напор. Самый большой напор у Братского водохранилища; самая маленькая площадь у Горьковского водохранилища); | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; Регулятивные УУД: целеполагание КоммуникативныеУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем; умение полно и с точностью выражать свои мысли |
| | самая маленькая площадь? Нет ли в тексте недостающих данных? На какой вопрос было сложнее всего найти ответ? Почему? Как вы считаете, можно ли представить этот же текст в другом, более удобном виде? Учитель выслушивает предложения, по необходимости задает наводящие вопросы, подводя учащихся к представлению информации в виде таблицы. Просит учащихся сформулировать тему и цели урока. Корректирует тему и цели урока. Тема: Табличные модели | Высказывают мнение о том, какой вопрос вызвал больше затруднений (вопрос 4) Учащиеся озвучивают предложения по представлению текста в другом виде. Также учащиеся озвучивают такой вид как таблица. Учащиеся озвучивают тему и цели урока. Записывают тему урока в тетрадь. | |
| | Цель: познакомиться с понятием «табличная модель» и формировать умение строить табличные модели | | |
4 | Первичное восприятие нового учебного материала | 1.На слайде показана таблица, составленная по тексту приведенному выше. Учащимся предлагают ответить на вопросы: Можно ли теперь быстро ответить на вопрос о недостающих данных? Чем таблица удобнее текста? Для чего нужны таблицы? Сделайте вывод, когда используют таблицы. Приведите примеры, где вы встречали различные таблицы. | 1.Учащиеся отвечают на вопросы. Приводят примеры таблиц, встречаемых ими при изучении школьных предметов (математики, физики, химии, географии и др.). Делают вывод о том, что таблицы нужны для структурированного представления большого количества информации. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; смысловое чтение; определение основной и второстепенной информации; анализ |
| | 2. Предлагает сформулировать определение табличной модели. 3. Обобщает высказывания и называет определение (слайд) 4.Сообщает о том, что выделяют два типа таблиц и предлагает учащимся в парах самостоятельно в параграфе учебника найти информацию об этих типах и оформить сведения в виде схемы. Типы таблиц содержит: 5.Предлагает обсудить результаты работы с параграфом. 6.Выводит схему на слайд. | 2.Пытаются сформулировать понятие табличной модели. 3.Записывают определение в тетради. 4.Работа в парах: находят информацию в параграфе учебника, оформляют схему. 5.Одна пара представляет свои результаты. Остальные слушают, дополняют или корректируют. | Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, управление поведением партнера; умение с точностью выражать свои мысли Регулятивные УУД: контроль и коррекция Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация, ориентация в межличностных ролях. |
| | Типы таблиц «объект-» «объект-свойство объект» содержит: характе- связь ристики между (свойства) объектами объектов 7.Для пары, быстрее всех справившейся с заданием, выдается накопительный бонус (цветные карточки; при накоплении пяти таких бонусов в течение одного или нескольких уроков учащийся вправе «обменять» их на оценку «5») | | |
5 | Динамическая пауза | Физминутка для глаз Выйдем из-за парт и выполним следующие упражнения: Зажмурьте глаза, задержите их так, а затем откройте; | Выполняют действия за учителем | Личностные УУД: умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами |
| | Посмотрели в правый верхний угол стены перед собой; Проведите по верхнему краю стены влево и обратно 3 раза; Посмотрите на кончик своего носа, на дальнюю точку на противоположной стене (повторите 3-4 раза); Посмотрели в левый верхний угол стены перед собой; Проведите по верхнему краю стены вправо и обратно 3 раза; Зажмурьте глаза, задержите их так, а затем откройте. | | Регулятивные УУД: саморегуляция |
6 | Первичное усвоение нового учебного материала | 1.Предлагает закрепить полученные знания при выполнении задания в парах. 2.На столы учащихся выданы карточки с таблицами | 1.Работа в парах: учащиеся устанавливают тип предложенных таблиц. 2.Одна из пар (по желанию) озвучивает результат, называя номер таблицы и ее тип. | |
| | (приложение 3). Задача учащихся – установить тип предложенных таблиц. 3.Заслушивает ответ одной пары. 4.Для пары, быстрее всех справившейся с заданием, выдается бонус. | 3.Остальные пары проводят самопроверку, корректируют ответ (при необходимости). | Личностные УУД: ориентация в межличностных отношениях; знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения. Регулятивные УУД: контроль и коррекция; саморегуляция Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; преобразование модели; анализ; выбор критериев для сравнения Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками; управление поведением партнера |
7 | Контроль за результатом учебной деятельности школьников | 1.Напоминает, что целью урока также является формирование умения строить таблицы. Организует работу в группах по первичному усвоению учебного материала (группам выдается текст; необходимо представить этот текст в виде таблицы; определить, к какому типу относится данная таблица) (приложение 4). для экономии времени учащимся выдается основа таблицы (незаполненная таблица) (приложение 5) в помощь учащимся предлагается алгоритм | 1.Учащиеся организуются в четверки и выполняют задание. | Личностные УУД: ориентация в межличностных отношениях; знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения. Регулятивные УУД: планирование; контроль и коррекция; оценка результатов работы; саморегуляция Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; структурирование информации; смысловое чтение; определение основной и второстепенной информации; моделирование, преобразование модели; анализ; выбор критериев для сравнения |
| | построения табличной модели (приложение 6) По окончании выполнения на слайд выводится заполненная таблица, на основе которой, группы выполняют взаимопроверку. 2.Для участников команд, полностью правильно справившихся с заданием, выдаются бонусы. | 2.После выполнения задания, группы меняются листами с заполненными таблицами. 3.Осуществляют взаимопроверку, исправляют, дополняют таблицы. | Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками; управление поведением партнера |
8 | Рефлексия деятельности | 1.Организует подведение итогов работы с помощью вопросов: С каким типом моделей мы познакомились на уроке? Зачем они применяются? | 1.Отвечают на вопросы учителя. | Личностные УУД: личностное самоопределение Регулятивные УУД: оценка результатов своей работы Познавательные УУД: рефлексия результатов деятельности |
| | Какие типы таблиц вы знаете? Почему им даны такие названия? Сформулируйте своими словами алгоритм построения табличных моделей. 2.Организует рефлексию собственной деятельности учащихся на уроке, предлагая закончить предложения: На уроке я успел сделать … В результате я узнал и научился … Я не понял, у меня не получилось … | 2.Оценивают свою деятельность, заканчивая предложения. | Коммуникативные УУД: умение полно и с точностью выражать свои мысли |
9 | Запись домашнего задания | Выводит домашнее задание на слайд и комментирует. | Записывают домашнее задание в дневник, выбирают для себя уровень освоения знаний | Регулятивные УУД: прогнозирование |
| | | I уровень – стр. 102 №5 II уровень – по алгоритму на стр. 103 выполнить №11 стр. 106 III уровень – по стр. 107 выполнить №12 стр.110 | |