kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по теме: "Табличные модели"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока "Табличные модели" для 9 класса составлена с использованием учебника Семакина И.Г. "Информатика и ИКТ. 9 класс" и соответствует ФГОС. В архиве содержатся технологическая карта урока, презентация к уроку и приложения для проведения практической части.

Урок направлен на ознакомление учащихся с двумя видами табличных моделей и алгоритмом построения табличной модели типа "объект-свойство".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«приложения»

Приложение 1.

  1. Закончите предложение: «Объект, который используется в качестве «заместителя», представителя другого объекта с определенной целью, называется …»

  1. моделью

  2. копией

  3. предметом

  4. оригиналом

  1. Закончите предложение: «Модель, по сравнению с объектом-оригиналом, содержит … информации»

  1. меньше

  2. столько же

  3. больше

  1. Укажите примеры натурных моделей:

  1. физическая карта

  2. глобус

  3. график зависимости расстояния от времени

  4. макет здания

  5. схема узора для вязания крючком

  6. муляж яблока

  7. манекен

  8. схема метро

  1. Укажите примеры образных информационных моделей:

  1. рисунок

  2. фотография

  3. словесное описание

  4. формула

  1. Отметьте пропущенное слово: «Формула для вычисления площади прямоугольника является примером … модели»

  1. образной

  2. знаковой

  3. смешанной

  4. натурной

  1. Укажите пары объектов, о которых можно сказать, что они находятся в отношении «объект – модель»:

  1. клавиатура – микрофон

  2. река – Днепр

  3. болт – чертеж болта

  4. мелодия – нотная запись мелодии

  5. весна – лето





















Приложение 2.

Средняя глубина Камского водохранилища — 6,5 м. Площадь Горьковского водохранилища — 1400 кв. км. Объем Рыбинского водохранилища — 25 куб. км. Напор Цимлянского водохранилища — 26 м. Площадь Братского водохранилища — 5300 кв. км. Средняя глубина Куйбышевского водохранилища — 10,4 м. Объем Цимлянского водохранилища — 24 куб. км. Площадь Рыбинского водохранилища – 4650 кв.км. Объем Братского водохранилища — 180 куб. км. Площадь Камского водохранилища — 1700 кв.км. Напор Куйбышевского водохранилища — 28 м. Средняя глубина Цимлянского водохранилища — 9,2 м. Напор Камского водохранилища — 21 м. Площадь Куйбышевского водохранилища — 5000 кв.км. Напор Рыбинского водохранилища — 25 м. Средняя глубина Братского водохранилища — 34 м. Объем Куйбышевского водохранилища — 52 куб.км. Напор Горьковского водохранилища —18 м. Средняя глубина Рыбинского водохранилища — 5,5 м. Объем Камского водохранилища — 11 куб.км. Напор Братского водохранилища — 104 м. Площадь Цимлянского водохранилища — 2600 кв.км.















Приложение 3.


Таблица №1.

Параметр

Значение параметра

Стоимость

5 000 руб.

Инфракрасный порт

Да

Работа в режиме разговора

6 часов

Виброзвонок

Да

Память

2 Гбайт


Таблица №2

Система счисления

Основание

Алфавит цифр

Двоичная

2

0,1

Десятичная

10

0,1,2,3,4,5,6,7,8,9

Восьмеричная

8

0,1,2,3,4,5,6,7

Шестнадцатеричная

16

0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,А,В,С,D,E,F


Таблица №3

Автор

Название

Год издания

Жанр

А. Беляев

Человек-амфибия»

1990 г.

Фантастика

А. Пушкин

Сказка о царе Салтане»

1985 г.

Поэтическая сказка

Л.Толстой

Война и мир»

1972 г.

Трагедия









Приложение 4.

Полярная звезда находится в созвездии Малая Медведица. Бетельгейзе находится в созвездии Орион. Расстояние до Спики — 260 световых лет. Денеб находится в созвездии Лебедь. Акрукс ярче Солнца в 2200 раз. Расстояние до Бетельгейзе — 650 световых лет. Ригель ярче Солнца в 55 000 раз. Канопус находится в созвездии Стрекоза. Расстояние до Капеллы — 46 световых лет. Спика находится в созвездии Дева. Антарес находится в созвездии Скорпион. Расстояние до Арктура —36 световых лет. Альдебаран ярче Солнца в 165 раз. Бетельгейзе ярче Солнца в 22 000 раз. Расстояние до Акрукса — 260 световых лет. Денеб ярче Солнца в 72 500 раз. Расстояние до Антареса — 425 световых лет. Альдебаран находится в созвездии Телец. Антарес ярче Солнца в 6600 раз. Расстояние до Канопуса — 181 световой год. Арктур находится в созвездии Волопас. Капелла ярче Солнца в 150 раз. Расстояние до Полярной звезды — 780 световых лет. Ригель находится в созвездии Орион. Спика ярче Солнца в 2200 раз. Акрукс находится в созвездии Южный Крест. Расстояние до Альдебарана — 70 световых лет. Арктур ярче Солнца в 105 раз. Расстояние до Денеба — 1600 световых лет. Канопус ярче Солнца в 6600 раз. Капелла находится в созвездии Возничий. Полярная звезда ярче Солнца в 6000 раз. Расстояние до Ригеля — 820 световых лет.












Приложение 5.

___________________________________























































Приложение 6.

Алгоритм построения табличной модели типа «объект-свойство»

  1. Выделить в тексте имена объектов, имена свойств объектов и значения свойств объектов;

  2. Уточнить структуру таблицы;

  3. Заполнить таблицу, перенеся в нее информацию из текста.



Просмотр содержимого документа
«технологическая карта урока»

Технологическая карта урока


Предмет Информатика и ИКТ

Класс 9

Базовый учебник Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012

Тема урока Табличные модели

Цель урока: создание условий для первичного усвоение учащимися знаний и умений, необходимых для построения табличных моделей

Задачи урока: образовательные:

- познакомиться с новыми понятиями: модель типа «объект-свойство», модель типа «объект-объект»;

- познакомится с алгоритмом построения табличной модели типа «объект-свойство»;

развивающие:

- развивать память, внимательность, логическое мышление; умение сравнивать;

- формировать умение работать с информацией, представленной в табличной и текстовой формах;

- формировать навыки построения таблиц;

воспитательные:

- воспитание познавательного интереса;

- воспитание трудолюбия, аккуратности, самостоятельности.

Тип урока урок первичного предъявления новых знаний

Необходимое оборудование интерактивная доска, проектор, учебник, карточки с заданиями, презентация к уроку.




СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

1

Организационный момент

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Готовят рабочие места к уроку


2

Актуализация знаний

1.Каждому учащемуся предлагает тест (индивидуальный лист) по ранее изученному материалу (приложение 1).

2.Выводит ключ теста на слайд, организуя самопроверку учащимися своих работ.

3.Рефлексия: посмотрите на результаты своих работ, охарактеризуйте свое отношение к этим результатам, нарисовав смайлик.

4.Просит сделать каждого учащегося вывод о том, что

1.Выполняют тест, записывая ответы в тетради.




2.Выполняют самопроверку, используя ключ.


3.Характеризуют отношение к результату своей работы.




4. отмечают при необходимости непонятные моменты.

Регулятивные УУД: контроль знаний; оценка качества знаний



необходимо разобрать более

подробно, в чем нужна помощь. Тем, кто не справился с заданием, предлагает поставить на полях тетради знак восклицания, напоминающий ученику о необходимости корректировки знаний.





3

Постановка цели урока

Предлагает прочитать текст (на карточках на парте) (приложение 2) внимательно и ответить на вопросы:

  1. О скольких различных водохранилищах идет речь?

  2. Какие характеристики водохранилищ приводятся в тексте?

  3. У какого водохранилища самый большой напор?

Учащиеся читают текст, отвечают на вопросы.

(Всего 6 различных водохранилищ. Характеристики – средняя глубина, площадь, объем и напор. Самый большой напор у Братского водохранилища; самая маленькая площадь у Горьковского водохранилища);

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации;

Регулятивные УУД: целеполагание

КоммуникативныеУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем; умение полно и с точностью выражать свои мысли



самая маленькая площадь?

  1. Нет ли в тексте недостающих данных?

На какой вопрос было сложнее всего найти ответ? Почему?

Как вы считаете, можно ли представить этот же текст в другом, более удобном виде?

Учитель выслушивает предложения, по необходимости задает наводящие вопросы, подводя учащихся к представлению информации в виде таблицы.

Просит учащихся сформулировать тему и цели урока.

Корректирует тему и цели урока.

Тема: Табличные модели

Высказывают мнение о том, какой вопрос вызвал больше затруднений (вопрос 4)





Учащиеся озвучивают предложения по представлению текста в другом виде. Также учащиеся озвучивают такой вид как таблица.


Учащиеся озвучивают тему и цели урока.


Записывают тему урока в тетрадь.




Цель: познакомиться с понятием «табличная модель» и формировать умение строить табличные модели



4

Первичное восприятие нового учебного материала

1.На слайде показана таблица, составленная по тексту приведенному выше.

Учащимся предлагают ответить на вопросы:

  1. Можно ли теперь быстро ответить на вопрос о недостающих данных?

  2. Чем таблица удобнее текста? Для чего нужны таблицы? Сделайте вывод, когда используют таблицы.

  3. Приведите примеры, где вы встречали различные таблицы.

1.Учащиеся отвечают на вопросы. Приводят примеры таблиц, встречаемых ими при изучении школьных предметов (математики, физики, химии, географии и др.). Делают вывод о том, что таблицы нужны для структурированного представления большого количества информации.


Познавательные УУД:

поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; смысловое чтение; определение основной и второстепенной информации; анализ




2. Предлагает сформулировать определение табличной модели.

3. Обобщает высказывания и называет определение (слайд)

4.Сообщает о том, что выделяют два типа таблиц и предлагает учащимся в парах самостоятельно в параграфе учебника найти информацию об этих типах и оформить сведения в виде схемы.

Типы таблиц


содержит:

5.Предлагает обсудить результаты работы с параграфом.

6.Выводит схему на слайд.

2.Пытаются сформулировать понятие табличной модели.

3.Записывают определение в тетради.

4.Работа в парах: находят информацию в параграфе учебника, оформляют схему.









5.Одна пара представляет свои результаты. Остальные слушают, дополняют или корректируют.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, управление поведением партнера; умение с точностью выражать свои мысли

Регулятивные УУД: контроль и коррекция

Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация, ориентация в межличностных ролях.



Типы таблиц


«объект-» «объект-свойство объект»

содержит:

характе- связь ристики между (свойства) объектами объектов

7.Для пары, быстрее всех справившейся с заданием, выдается накопительный бонус (цветные карточки; при накоплении пяти таких бонусов в течение одного или нескольких уроков учащийся вправе «обменять» их на оценку «5»)



5

Динамическая пауза

Физминутка для глаз

Выйдем из-за парт и выполним следующие упражнения:

  1. Зажмурьте глаза, задержите их так, а затем откройте;

Выполняют действия за учителем

Личностные УУД: умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами



  1. Посмотрели в правый верхний угол стены перед собой;

  2. Проведите по верхнему краю стены влево и обратно 3 раза;

  3. Посмотрите на кончик своего носа, на дальнюю точку на противоположной стене (повторите 3-4 раза);

  4. Посмотрели в левый верхний угол стены перед собой;

  5. Проведите по верхнему краю стены вправо и обратно 3 раза;

  6. Зажмурьте глаза, задержите их так, а затем откройте.


Регулятивные УУД: саморегуляция

6

Первичное усвоение нового учебного материала

1.Предлагает закрепить полученные знания при выполнении задания в парах.

2.На столы учащихся выданы карточки с таблицами

1.Работа в парах: учащиеся устанавливают тип предложенных таблиц.

2.Одна из пар (по желанию) озвучивает результат, называя номер таблицы и ее тип.




(приложение 3). Задача учащихся – установить тип

предложенных таблиц.

3.Заслушивает ответ одной пары.

4.Для пары, быстрее всех справившейся с заданием, выдается бонус.




3.Остальные пары проводят самопроверку, корректируют ответ (при необходимости).

Личностные УУД: ориентация в межличностных отношениях; знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения.

Регулятивные УУД: контроль и коррекция; саморегуляция

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; преобразование модели; анализ; выбор критериев для сравнения

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками; управление поведением партнера

7

Контроль за результатом учебной деятельности школьников

1.Напоминает, что целью урока также является формирование умения строить таблицы.

  1. Организует работу в группах по первичному усвоению учебного материала (группам выдается текст; необходимо представить этот текст в виде таблицы; определить, к какому типу относится данная таблица) (приложение 4).

  2. для экономии времени учащимся выдается основа таблицы (незаполненная таблица) (приложение 5)

  3. в помощь учащимся предлагается алгоритм

1.Учащиеся организуются в четверки и выполняют задание.




























Личностные УУД: ориентация в межличностных отношениях; знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения.

Регулятивные УУД: планирование; контроль и коррекция; оценка результатов работы; саморегуляция

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; структурирование информации; смысловое чтение; определение основной и второстепенной информации; моделирование, преобразование модели; анализ; выбор критериев для сравнения




построения табличной модели (приложение 6)

  1. По окончании выполнения на слайд выводится заполненная

таблица, на основе

которой, группы выполняют взаимопроверку.

2.Для участников команд, полностью правильно справившихся с заданием, выдаются бонусы.

2.После выполнения задания, группы меняются листами с заполненными таблицами.

3.Осуществляют взаимопроверку, исправляют, дополняют таблицы.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками; управление поведением партнера

8

Рефлексия деятельности

1.Организует подведение итогов работы с помощью вопросов:

  1. С каким типом моделей мы познакомились на уроке? Зачем они применяются?

1.Отвечают на вопросы учителя.


Личностные УУД: личностное самоопределение

Регулятивные УУД: оценка результатов своей работы

Познавательные УУД: рефлексия результатов деятельности



  1. Какие типы таблиц вы знаете? Почему им даны такие названия?

  2. Сформулируйте своими словами алгоритм

построения табличных моделей.

2.Организует рефлексию собственной деятельности учащихся на уроке, предлагая закончить предложения:

  1. На уроке я успел сделать …

  2. В результате я узнал и научился …

  3. Я не понял, у меня не получилось …

2.Оценивают свою деятельность, заканчивая предложения.

Коммуникативные УУД: умение полно и с точностью выражать свои мысли

9

Запись домашнего задания

Выводит домашнее задание на слайд и комментирует.

Записывают домашнее задание в дневник, выбирают для себя уровень освоения знаний


Регулятивные УУД: прогнозирование




I уровень – стр. 102 №5

II уровень – по алгоритму на

стр. 103 выполнить №11 стр. 106

III уровень – по стр. 107 выполнить №12 стр.110




Просмотр содержимого презентации
«табличные модели»

Ключ:

Ключ:

  • a
  • a
  • b, d, f, g
  • a, b
  • b
  • c, d
Ответьте на вопросы:

Ответьте на вопросы:

  • О скольких различных водохранилищах идет речь?
  • Какие характеристики водохранилищ приводятся в тексте?
  • У какого водохранилища самый большой напор? Самая маленькая площадь?
  • Нет ли в тексте недостающих данных?
Тема: Табличные модели Цель: познакомиться с понятием «табличная модель» и формировать умение строить табличные модели

Тема: Табличные модели

Цель: познакомиться с понятием «табличная модель» и формировать умение строить табличные модели

Название водохранилища Камское Средняя глубина, м 6,5 Горьковское Площадь, кв.км Объем, куб.км 1700 Рыбинское Напор, м 11 5,5 Цимлянское 1400 21 Братское 9,2 4650 Куйбышевское 34 25 2600 18 10,4 24 25 5300 26 180 5000 104 52 28

Название водохранилища

Камское

Средняя глубина, м

6,5

Горьковское

Площадь, кв.км

Объем, куб.км

1700

Рыбинское

Напор, м

11

5,5

Цимлянское

1400

21

Братское

9,2

4650

Куйбышевское

34

25

2600

18

10,4

24

25

5300

26

180

5000

104

52

28

Табличная модель – это вид информационной модели, который описывает объект в табличной форме

Табличная модель – это вид

информационной модели, который

описывает объект в табличной

форме

Типы таблиц   содержит:

Типы таблиц

содержит:

Типы таблиц  «объект-свойство» «объект-объект» содержит:  характеристики связи между (свойства) объектов объектами

Типы таблиц

«объект-свойство» «объект-объект»

содержит:

характеристики связи между

(свойства) объектов объектами

Звезды Название звезды Созвездие Полярная звезда Малая Медведица Расстояние от Солнца, св.год Бетельгейзе Спика Яркость , ярк.Солнца 780 Орион Денеб Дева 6000 650 Лебедь Акрукс 22000 260 Южный Крест Ригель 2200 1600 Орион Канопус 72500 260 Капелла Стрекоза 2200 820 55000 Возничий Антарес 181 Арктур Скорпион 6600 46 Альдебаран Волопас 425 150 Телец 6600 36 105 70 165

Звезды

Название звезды

Созвездие

Полярная звезда

Малая Медведица

Расстояние от Солнца, св.год

Бетельгейзе

Спика

Яркость , ярк.Солнца

780

Орион

Денеб

Дева

6000

650

Лебедь

Акрукс

22000

260

Южный Крест

Ригель

2200

1600

Орион

Канопус

72500

260

Капелла

Стрекоза

2200

820

55000

Возничий

Антарес

181

Арктур

Скорпион

6600

46

Альдебаран

Волопас

425

150

Телец

6600

36

105

70

165

Продолжите предложение:

Продолжите предложение:

  • На уроке я успел сделать …
  • В результате я узнал и научился …
  • Я не понял, у меня не получилось …
Домашнее задание Выучить конспект в тетради I уровень II уровень стр. 102, №5 по алгоритму стр. 103 III уровень № 11 стр. 106 по алгоритму стр. 107 № 12 стр. 110

Домашнее задание

Выучить конспект в тетради

I уровень

II уровень

стр. 102, №5

по алгоритму стр. 103

III уровень

№ 11 стр. 106

по алгоритму стр. 107

№ 12 стр. 110


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока по теме: "Табличные модели"

Автор: Маклакова Наталья Сергеевна

Дата: 26.10.2015

Номер свидетельства: 243825

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Урок информатики по теме "Табличные информационные модели. Простые таблицы" "
    ["seo_title"] => string(81) "urok-informatiki-po-tiemie-tablichnyie-informatsionnyie-modieli-prostyie-tablitsy"
    ["file_id"] => string(6) "232231"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442772948"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока в 7 классе по теме "Вычислительные таблицы" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-v-7-klassie-po-tiemie-vychislitiel-nyie-tablitsy"
    ["file_id"] => string(6) "214883"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432501908"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Разработка урока  "Системы массового обслуживания""
    ["seo_title"] => string(47) "razrabotkaurokasistiemymassovoghoobsluzhivaniia"
    ["file_id"] => string(6) "303345"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457512016"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Разработка урока математики во 2 классе "Порядок действия без скобок""
    ["seo_title"] => string(64) "razrabotkaurokamatiematikivo2klassieporiadokdieistviiabiezskobok"
    ["file_id"] => string(6) "271074"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451371386"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Разработка урока в 8 классе по информатике. Тема: «Вычислительные таблицы»"
    ["seo_title"] => string(77) "razrabotka_uroka_v_8_klassie_po_informatikie_tiema_vychislitiel_nyie_tablitsy"
    ["file_id"] => string(6) "378457"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484219240"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства