kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока "Системы массового обслуживания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме  "Системы массового обслуживания" входит в раздел "Моделирование" углубленного курса "Информатики и ИКТ" основанного  на учебнике:   «Информатика. 11 класс. Углубленный уровень», К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013г.

Тема урока: Системы массового обслуживания.
Класс: 11
Планируемые образовательные результаты: 
•    предметные – представления об СМО; 
•    метапредметные  –  ИКТ-компетентность (основные  умения работы в табличном процессоре);  умение  работать с моделями, умения анализировать результаты по-строения модели; 
•    личностные  –  понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни. 
Решаемые учебные задачи: 
1)  рассмотреть СМО;  
3)  познакомить с моделью СМО с ограниченной очередью и ожиданием;  
4)  закрепить умения работы в табличном процессоре, использования надстройки «Поиск решения». 
Основные понятия, рассматриваемые на уроке: 
•    СМО; 
•    структура СМО; 
•    типы СМО; 
•    основные показатели СМО. 
Используемые на уроке средства ИКТ:  персональный компьютер (ПК) учителя, мульти-медийный проектор, экран;  ПК учащихся. 
Электронное приложение к учебнику:  презентация «Системы массового обслуживания». 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Домашнее задание СМО»

Домашняя работа


МОДЕЛИ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ С ОЖИДАНИЕМ


1. Постановка задачи


В систему, состоящую из рубительных машин, поступает простейший поток бревен с интенсивностью . Каждая машина имеет показательный закон рубки с интенсивностью . Если количество бревен, поступивших в рубку, больше числа машин, то образуется очередь, длина которой ограничена и не может превосходить единиц. Требуется проанализировать работу цеха, как системы массового обслуживания с очередью конечной длины.

Для этого необходимо выполнить следующие пункты:

  1. Указать возможные состояния системы и описать ее функционирование графом состояний. На графе показать интенсивности перехода из состояния в состояние.

  2. Составить математическую модель функционирования системы для стационарного режима в виде системы линейных алгебраических уравнений. Найти решение системы.

  3. Определить следующие стационарные характеристики эффективности системы:

а) вероятность, что машин заняты рубкой ();

б) вероятность, что все машины заняты рубкой и бревен находится в очереди ();

в) среднее число машин, занятых рубкой;

г) среднее число машин, свободных от рубки;

д) коэффициент загрузки машин;

е) коэффициент простоя машин;

ж) среднее число бревен в очереди.

2. Сведения из теории

2.1. Основные понятия

Системой массового обслуживания называется совокупность потока заявок (требований), поступающих в систему, и приборов (каналов), обслуживающих эти заявки. Поток заявок, как правило, носит случайный характер. Теория массового обслуживания занимается разработкой и анализом математических моделей, описывающих системы массового обслуживания.

Примерами систем массового обслуживания являются: автоматические телефонные станции и поступающие на них вызовы, магазины и покупатели, предприятия бытового обслуживания и клиенты, ремонтные мастерские и техника, требующая ремонта, ЭВМ и задачи, поступающие на решение, аэропорты и самолеты, требующие посадки, преподаватели и сдающие экзамены студенты, и т.д.

Неотъемлемой частью систем массового обслуживания является образование очереди на обслуживание, и поэтому теорию массового обслуживания принято называть также математической теорией очередей. Важно понимать, что в теории массового обслуживания речь идет о разработке математических моделей, обладающих достаточной степенью абстракции. Поэтому не важна природа обслуживаемых заявок и их физические свойства. Существенными являются лишь моменты появления этих заявок, так как от них зависит эволюция модели во времени. В абстрактной модели нет необходимости рассматривать физическую сторону процесса обслуживания. Обслужить заявку - это значит затратить на нее некоторое время в соответствии с принятой дисциплиной обслуживания. Всякая система массового обслуживания может быть изображена, как показано на рис.1.

Рис.1. Схематическое изображение системы массового обслуживания


Опишем один из возможных вариантов функционирования системы. Предположим, что на обслуживание поступает поток заявок, который характеризуется параметром . В системе имеется обслуживающих каналов (приборов). Если в системе есть свободные каналы, то вновь пришедшая заявка поступает на свободный канал и начинается ее обслуживание. Время обслуживания случайное и характеризуется параметром . По окончании обслуживания образуется поток обслуженных заявок. Если все каналы заняты обслуживанием, то вновь пришедшая заявка становится в очередь (поступает в бункер или накопитель) емкостью . Это значит, что в очереди может находиться не более, чем заявок. Если количество заявок в очереди превысит , то такие заявки покидают систему не обслуженными, образуя поток необслуженных заявок.

Работа системы массового обслуживания сопровождается рядом случайных факторов. Поток поступающих заявок представляет собой случайный процесс – число заявок является случайной функцией времени. Время, которое требуется для обслуживания одной заявки (время обслуживания) является случайной величиной.

Основными понятиями систем массового обслуживания являются следующие:

  1. входящий поток заявок и его интенсивность,

  2. очередь на обслуживание,

  3. число обслуживающих каналов (приборов),

  4. время обслуживания заявки,

  5. дисциплина и приоритет обслуживания заявки (порядок выбора заявок из очереди),

  6. потоки обслуженных и необслуженных заявок.

Системы массового обслуживания классифицируются в зависимости от вида потока заявок и характера их обслуживания. Различают системы с потерями (с отказами) и с очередью (с ожиданием). Если заявка поступает в систему с потерями в то время, когда все каналы заняты (), то она получает «отказ» и теряется. Примером такой системы может быть телефонная станция. В системах с очередью заявка, пришедшая в момент, когда каналы заняты, встает в очередь и ожидает, пока не освободится один из каналов. Существуют системы с неограниченной очередью, когда число мест в очереди не ограниченно () и системы с ограниченной очередью. Ограничения могут быть разными - по числу заявок, одновременно стоящих в очереди, по времени пребывания заявки в очереди, по времени работы системы и т.д.

По числу обслуживающих каналов различают одноканальные () и многоканальные () системы массового обслуживания. Для многоканальной системы будем предполагать, что каждая заявка может быть обслужена любым из каналов. Такая система каналов называется полнодоступным пучком.

В системах с очередью учитывается также дисциплина обслуживания. Обычно заявки обслуживаются в порядке их поступления в систему по принципу «первый пришел - первый обслужен» (прямой приоритет). Однако возможны и другие правила обслуживания заявок: «последний пришел - первый обслужен» (обратный приоритет), или «первой обслуживается заявка с заданным номером» (назначенный приоритет), или «первой обслуживается заявка со случайным номером» (случайный приоритет). Возможно также обслуживание заявки вне очереди. При этом заявка с более высоким приоритетом, поступив в систему, может оборвать уже начавшееся обслуживание заявки с меньшим приоритетом, а может дождаться окончания ее обслуживания. В первом случае говорят об абсолютном, а во втором - об относительном приоритете.

Основоположником теории массового обслуживания принято считать датского математика А.К.Эрланга, который в 1909 г. опубликовал важные результаты, полученные им при изучении математических моделей телефонных систем. В настоящее время модели и методы массового обслуживания находят приложения во многих областях науки и техники, начиная с контроля над приземлением самолетов и кончая теорией управления запасами, от исследований, связанных с ростом бактерий, – до составления больничных графиков.



3. Задача: Исходные данные для анализа системы массового обслуживания содержатся в табл.1.

Таблица 1

6,07

3,1

2

2



3.1. Граф состояний

Перечислим возможные состояния системы:

– в системе бревен нет, машины свободны от рубки;

– в системе 1 бревно, одна машина занята рубкой;

– в системе 2 бревна, две машины заняты рубкой;

– в системе 3 бревна, две машины заняты рубкой, одно бревно находится в очереди;

– в системе 4 бревна, две машины заняты рубкой, два бревна находятся в очереди.

Граф состояний приведен на рис.4. Переходы слева направо связаны с поступлением в систему очередного бревна, поэтому все интенсивности переходов одинаковы и равны . Переходы справа налево обусловлены окончанием рубки бревна. В состоянии работает одна машина, поэтому интенсивность перехода из состояния в состояние равна . В состояниях , и работает две машины, поэтому соответствующие интенсивности переходов равны .

Рис.4. Граф состояний системы



3.2. Математическая модель стационарного режима

Пусть – стационарная вероятность пребывания системы в состоянии , . Тогда имеет место следующая система алгебраических уравнений, описывающая стационарный режим:

(12)

Эту систему следует решать вместе с условием нормировки

. (13)

Воспользуемся для этой цели электронной таблицей Excel. На Листе 1, как показано в табл.5, в ячейки B1 и B2 поместим значения интенсивностей и . Блок ячеек D3 : H3 зарезервируем для записи значений искомых вероятностей (отмечены желтым цветом). Эти ячейки сначала пустые. В блоке ячеек D4 : H7 поместим коэффициенты при неизвестных системы (12), за исключением последнего уравнения. Последнее уравнение системы (12) заменим условием нормировки (13), тогда в блоке ячеек D8 : H8 будут располагаться «единицы».

Таблица 5


A

B

C

D

E

F

G

H

I

J

1

6,07


Решение системы алгебраических уравнений

2

3,1




3




0,116423

0,227965

0,223185

0,218505

0,213923



4




-6,07

3,1

0

0

0

4,17E-08

0

5




6,07

-9,17

6,2

0

0

4E-08

0

6




0

6,07

-12,27

6,2

0

1,05E-07

0

7




0

0

6,07

-12,27

6,2

1,03E-07

0

8




1

1

1

1

1

1,000001



Блок ячеек I4 : I8 содержит формулы для записи левых частей системы уравнений (10) и (11), а именно, в клетку I4 поместим формулу

= СУММПРОИЗВ( $D$3 : $H$3 ; D4 : H4 ),

которую протянем на блок ячеек I5 : I8. В блоке ячеек J4 : J7 содержатся правые части системы (12), равные «нулям».

Обращение к процедуре «Поиск решения» позволит найти решение системы уравнений (12). Для этого следует в появившемся окне указать:

  • целевую ячейку, в данном случае I8, равную значению 1 (условие нормировки);

  • изменяемые ячейки, в данном случае блок D3 : H3;

  • ограничение, в данном случае I4 : I7 = J4 : J7.

После нажатия клавиши «Выполнить» в блоке D3 : H3 получим решение системы уравнений.


3.3. Стационарные характеристики СМО

На основе полученных значений вероятностей пребывания системы в состояниях определяются требуемые показатели эффективности стационарного режима.

Пусть – число машин, занятых рубкой. Это есть случайная величина с возможными значениями: 0, 1, 2. Вероятности этих значений соответственно равны

,

,

.

Тогда среднее число машин, занятых рубкой, есть математическое ожидание случайной величины , которое равно

.

Следовательно, среднее число работающих машин равно ___


Пусть – число машин, свободных от рубки. Это есть случайная величина с возможными значениями: 0, 1, 2. Вероятности этих значений соответственно равны

,

,

.

Тогда среднее число машин, свободных от рубки, есть математическое ожидание случайной величины , которое равно

.

Следовательно, среднее число простаивающих машин равно ____. Общее число занятых и свободных от рубки машин равно

.

Коэффициент загрузки машин равен отношению среднего числа загруженных машин к общему числу машин в цехе, т.е.

.

Коэффициент простоя машин равен отношению среднего числа машин, свободных от рубки, к общему числу машин в цехе, т.е.

.


Пусть – число бревен в очереди. Это есть случайная величина с возможными значениями: 0, 1, 2. Вероятности этих значений соответственно равны

,

,

.

Тогда среднее бревен в очереди есть математическое ожидание случайной величины , которое равно

.

Таким образом, среднее число бревен, находящихся в очереди на рубку, равно ____

Выводы:


5



Просмотр содержимого документа
«Урок 22 СМО конспект»

Тема урока: Системы массового обслуживания.

Класс: 11

Планируемые образовательные результаты:

  • предметные – представления об СМО;

  • метапредметные – ИКТ-компетентность (основные умения работы в табличном процессоре); умение работать с моделями, умения анализировать результаты построения модели;

  • личностные – понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни.

Решаемые учебные задачи:

1) рассмотреть СМО;

3) познакомить с моделью СМО с ограниченной очередью и ожиданием;

4) закрепить умения работы в табличном процессоре, использования надстройки «Поиск решения».

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

  • СМО;

  • структура СМО;

  • типы СМО;

  • основные показатели СМО.

Используемые на уроке средства ИКТ: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся.

Электронное приложение к учебнику: презентация «Системы массового обслуживания».

Краткое описание этапов урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


1. Мотивация учебной деятельности, актуализация знаний (5 мин)

Задание 1.

Проанализировать тексты задач. Как расшифровать аббревиатуру СМО?

Выполняют задание

Формулируют тему урока

Коммуникативные: Использование средств языка и речи для получения и передачи информации (самовыражение, монологические высказывания).

Познавательные: Логические: подведение под понятие, вывод следствия

Формулируем цели урока.

На уроке мы планируем

изучить:

  • структуру СМО;

  • типы СМО

  • основные показатели.

Записывают тему урока и

дату в тетрадь

Регулятивные: Целеполагание, планирование прогнозирование

Познавательные: Общеучебные:

- формулирование

познавательной цели.

2. Объяснение нового материала (10 мин)

Основные элементы СМО.

Нарисовать структуру СМО.

Типы СМО. Привести примеры.

Основные показатели.

Работают в тетрадях

Логические:

анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

3. Первичное закрепление (3 мин)

Пример СМО. Какие показатели у данной СМО

Устная работа

Общеучебные:

поиск и выделение информации;

Логические: анализ с целью

выделения признаков (существенных, несущественных);

выбор оснований и критериев для сравнения,


4. Контроль знаний (5 мин)

Тест в системе Mytest

Отвечают на вопросы тестов и анализирует полученный результат

Регулятивные: Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)

оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения) волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий).

5. Практическая деятельность учащихся (10 мин)

Работа с готовой моделью СМО

С помощью табличного процессора Excel рассчитывают основные параметры СМО.

Познавательные:

Общеучебные: формулирование

познавательной цели;

поиск и выделение информации.

Логические:

анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

Действия постановки и решения проблем:

формулирование проблемы;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

6. Рефлексия (5 мин)

Заполнение рефлексивной таблицы

Заполняют таблицу

Регулятивные Целеполагание

(постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно)

контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)

оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

7. Домашнее задание (2 мин)

1. Составить краткий конспект по результатам изучения темы «СМО»

2. Проанализировать работу цеха, как системы массового обслуживания с очередью конечной длины. Условие задания и образец выполнения:

yadi.sk/d/zM1kTH45bp5rK

3. Дополнительное задание: Смоделировать работу СМО с отказами или СМО с неограниченной очередью.



Регулятивные Планирование

(определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий) волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию –к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий).

Познавательные Общеучебные: формулирование познавательной цели; поиск и выделение информации; моделирование.

Логические:

синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты. Действия постановки и решения проблем: формулирование проблемы;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные: смыслообразование

( «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него).





Просмотр содержимого документа
«План»

На слайде вы видите тексты 4 задач, что Вы можете сказать про эти задачи.

У всех этих задач общее: есть система по обслуживанию потока заявок, есть несколько каналов обслуживания, есть очередь на обслуживание.

Во всех задач говорится про СМО. Как Вы думаете, как расшифровывается аббревиатура СМО. Системы массового обслуживания.

У любой СМО есть 4 основных элемента:

  • Входящий поток заявок;

  • Очередь;

  • Каналы обслуживания;

  • Выходящий поток заявок.

Можно изобразить графически структуру СМО.

Посмотрим классификацию СМО в зависимости от правил образования очереди:

  • системы с отказами - при занятости всех каналов обслуживания заявка покидает систему необслуженной;

  • системы с неограниченной очередью - заявка встает в очередь, если в момент ее поступления все каналы обслуживания были заняты;

  • системы с ожиданием и ограниченной очередью - ограниченно время ожидания или длина очереди.

Можете привести примеры: 1) заявки на телефонные переговоры в телевизионном ателье 

Или в вычислительный центр коллективного пользования с тремя ЭВМ поступают заказы от предприятий на вычислительные работы. Если работают все три ЭВМ, то вновь поступающий заказ не принимается, и предприятие вынуждено обратиться в другой вычислительный центр.

2) В расчетном узле магазина самообслуживания работают 3 кассы. интенсивность входного потока составляет 5 покупателей в минуту. интенсивность обслуживания каждого контролера-кассира составляет 2 покупателя минуту.

3) На автозаправочной станции установлены 3 колонки и площадка на 3 автомобиля для ожидания заправки.


Вы готовы проверить, как Вы уяснили материал.

Проанализируйте полученные результаты, посмотрите где Вами допущена ошибки и подумайте почему Вами дан неправильный ответ.

Рассчитаем выходные показатели данной СМО с ожиданием и ограниченной очередью.

Как рассчитывается среднее число работающих продавцов, среднее число не работающих продавцов?

Сумма произведений принимаемых значений и соответствующих вероятностей.

Подведем итоги урока. Заполните таблицу.

Просмотр содержимого презентации
«СМО»

1. На станции работает несколько касс по продаже жетонов. Среднее время обслуживания составляет 1 минуту, а интенсивность потока заявок на обслуживание равна 3 (чел в минуту). Определить среднюю длину очереди для семи работающих касс и время пребывания в очереди. 2. В мастерской работает 5 мастеров. Клиенты приходят на обслуживание в среднем каждые 20 минут, время обслуживания 1 клиента составляет 1,5 часа. Определить среднее число клиентов в системе и среднюю длину очереди. 3. В торговом зале фирмы обслуживанием покупателей занимаются 2 продавца. На обслуживание одного покупателя продавец в среднем затрачивает 20 сек. Интенсивность входящего потока покупателей составляет 5 чел/мин. Определите оптимальное количество продавцов. 4. АТС имеет 6 линий связи. Поток заявок имеет интенсивность 1 вызов минуту, а время каждого разговора составляет в среднем 3 минуты. Определить вероятность отказа и вероятность того, что ни одна линия связи не будет занята.

1. На станции работает несколько касс по продаже жетонов. Среднее время обслуживания составляет 1 минуту, а интенсивность потока заявок на обслуживание равна 3 (чел в минуту). Определить среднюю длину очереди для семи работающих касс и время пребывания в очереди.

2. В мастерской работает 5 мастеров. Клиенты приходят на обслуживание в среднем каждые 20 минут, время обслуживания 1 клиента составляет 1,5 часа. Определить среднее число клиентов в системе и среднюю длину очереди.

3. В торговом зале фирмы обслуживанием покупателей занимаются 2 продавца. На обслуживание одного покупателя продавец в среднем затрачивает 20 сек. Интенсивность входящего потока покупателей составляет 5 чел/мин. Определите оптимальное количество продавцов.

4. АТС имеет 6 линий связи. Поток заявок имеет интенсивность 1 вызов минуту, а время каждого разговора составляет в среднем 3 минуты. Определить вероятность отказа и вероятность того, что ни одна линия связи не будет занята.

СИСТЕМЫ МАССОВОГО  ОБСЛУЖИВАНИЯ  (СМО)

СИСТЕМЫ МАССОВОГО

ОБСЛУЖИВАНИЯ

(СМО)

СМО – это абстрактный объект, в котором выполняется последовательность операций и включает в себя совокупность приборов обслуживания, которые связаны в определенном логическом порядке.  4 основных элемента: Входящий поток заявок; Очередь; Каналы обслуживания; Выходящий поток заявок
  • СМО – это абстрактный объект, в котором выполняется последовательность операций и включает в себя совокупность приборов обслуживания, которые связаны в определенном логическом порядке.

4 основных элемента:

  • Входящий поток заявок;
  • Очередь;
  • Каналы обслуживания;
  • Выходящий поток заявок
Рис. 1. Структура системы массового обслуживания

Рис. 1. Структура системы массового обслуживания

Типы СМО В зависимости от правил образования очереди :

Типы СМО

В зависимости от правил образования очереди :

  • системы с отказами - при занятости всех каналов обслуживания заявка покидает систему необслуженной;
  • системы с неограниченной очередью - заявка встает в очередь, если в момент ее поступления все каналы обслуживания были заняты;
  • системы с ожиданием и ограниченной очередью -ограниченно время ожидания или длина очереди.
Основные показатели

Основные показатели

  • Интенсивность потока заявок (λ) - среднее число заявок, поступающих из потока за единицу времени
  • μ – интенсивность потока обслуживания, т.е. среднее число заявок, обслуживаемых в единицу времени.
  • r– количество каналов обслуживания
  • m – длина очереди
1. На станции работает несколько касс по продаже жетонов. Среднее время обслуживания составляет 1 минуту. Люди приходят с интервалом в 20 сек. Определить среднюю длину очереди для семи работающих касс и время пребывания в очереди. 2. В мастерской работает 5 мастеров. Клиенты приходят на обслуживание в среднем каждые 10 минут, время обслуживания 1 клиента составляет 1,5 часа. Определить среднее число клиентов в системе и среднюю длину очереди.

1. На станции работает несколько касс по продаже жетонов. Среднее время обслуживания составляет 1 минуту. Люди приходят с интервалом в 20 сек. Определить среднюю длину очереди для семи работающих касс и время пребывания в очереди.

2. В мастерской работает 5 мастеров. Клиенты приходят на обслуживание в среднем каждые 10 минут, время обслуживания 1 клиента составляет 1,5 часа. Определить среднее число клиентов в системе и среднюю длину очереди.

Основные показатели

Основные показатели

  • – стационарная вероятность пребывания системы в состоянии ,
  • M(X) – среднее число работающих каналов
  • M( У ) – среднее число простаивающих каналов
  • Коэффициент загрузки каналов равен отношению среднего числа загруженных каналов к общему числу каналов обслуживания, т.е.
  • Коэффициент простоя каналов
Пример: В торговом зале фирмы обслуживанием покупателей занимаются 2 продавца . На обслуживание одного покупателя продавец в среднем затрачивает 20 сек. Интенсивность входящего потока покупателей составляет 5 чел/мин . Руководством фирмы установлено, что длина очереди не должна превышать 2 человека.

Пример:

В торговом зале фирмы обслуживанием покупателей занимаются 2 продавца .

На обслуживание одного покупателя продавец в среднем затрачивает 20 сек.

Интенсивность входящего потока покупателей составляет 5 чел/мин . Руководством фирмы установлено, что длина очереди не должна превышать 2 человека.

Пример: В торговом зале фирмы обслуживанием покупателей занимаются 2 продавца ( r =2) . На обслуживание одного покупателя продавец в среднем затрачивает 20 сек.(или1/3 мин. Т.е.,  =3чел/мин )) Интенсивность входящего потока покупателей составляет 5 чел/мин .(  =5 ) Руководством фирмы установлено, что длина очереди не должна превышать 2 человека ( m  2 ).

Пример:

В торговом зале фирмы обслуживанием покупателей занимаются 2 продавца ( r =2) .

На обслуживание одного покупателя продавец в среднем затрачивает 20 сек.(или1/3 мин. Т.е., =3чел/мин ))

Интенсивность входящего потока покупателей составляет 5 чел/мин .( =5 )

Руководством фирмы установлено, что длина очереди не должна превышать 2 человека ( m 2 ).

Решение: Перечислим возможные состояния системы:

Решение:

Перечислим возможные состояния системы:

  • – в системе покупателей нет, продавцы свободны;
  • – в системе 1 покупатель, один продавец занят обслуживанием;
  • – в системе 2 покупателя, два продавца заняты обслуживанием;
  • – в системе 3 покупателя, два продавца заняты обслуживанием, один покупатель находится в очереди;
  • – в системе 4 покупателя, два продавца заняты, два покупателя находятся в очереди.
.  Пусть – стационарная вероятность пребывания системы в состоянии , Для нахождения вероятностей используется следующая система алгебраических уравнений: Эту систему следует решать вместе с условием нормировки

.

Пусть – стационарная вероятность пребывания системы в состоянии ,

Для нахождения вероятностей используется следующая система алгебраических уравнений:

Эту систему следует решать вместе с условием нормировки

Подведем итоги урока Заполните таблицу из трех граф  Плюс  Минус Записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы. Интересно Записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятым, вызвало неприязнь. Записываются все любопытные факты, О которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Подведем итоги урока

Заполните таблицу из трех граф

Плюс

Минус

Записывается все,

что понравилось на

уроке, информация

и формы работы.

Интересно

Записывается все, что не понравилось

на уроке, показалось

скучным, осталось

непонятым, вызвало

неприязнь.

Записываются все

любопытные факты,

О которых узнали на

уроке и что бы еще

хотелось узнать по данной проблеме,

вопросы к учителю.

Домашнее задание: 1. Составить краткий конспект по результатам изучения темы «СМО» 2. В систему, состоящую из n рубительных машин, поступает простейший поток бревен с интенсивностью λ . Каждая машина рубит бревно с интенсивностью µ . Если количество бревен, поступивших в рубку, больше числа машин, то образуется очередь, длина которой ограничена и не может превосходить m единиц. Требуется проанализировать работу цеха, как системы массового обслуживания с очередью конечной длины. Условие задания и образец выполнения: yadi.sk/d/zM1kTH45bp5rK 3. Дополнительное задание: Смоделировать работу СМО с отказами или СМО с неограниченной очередью.

Домашнее задание:

1. Составить краткий конспект по результатам изучения темы «СМО»

2. В систему, состоящую из n рубительных машин, поступает простейший поток бревен с интенсивностью λ . Каждая машина рубит бревно с интенсивностью µ . Если количество бревен, поступивших в рубку, больше числа машин, то образуется очередь, длина которой ограничена и не может превосходить m единиц. Требуется проанализировать работу цеха, как системы массового обслуживания с очередью конечной длины. Условие задания и образец выполнения:

yadi.sk/d/zM1kTH45bp5rK

3. Дополнительное задание: Смоделировать работу СМО с отказами или СМО с неограниченной очередью.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Разработка урока "Системы массового обслуживания"

Автор: Гаврилов Александр Георгиевич

Дата: 09.03.2016

Номер свидетельства: 303345

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Разработка урока на тему "Информационное моделирование на компьютере""
    ["seo_title"] => string(67) "razrabotkaurokanatiemuinformatsionnoiemodielirovaniienakompiutierie"
    ["file_id"] => string(6) "285885"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454255071"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Интегрированный урок химии и биологии "Металлы в организме человека""
    ["seo_title"] => string(76) "intieghrirovannyi-urok-khimii-i-biologhii-mietally-v-orghanizmie-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "303859"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457615322"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Интегрированный урок химии и биологии "Металлы в организме человека""
    ["seo_title"] => string(78) "intieghrirovannyi-urok-khimii-i-biologhii-mietally-v-orghanizmie-chielovieka-1"
    ["file_id"] => string(6) "303860"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457615329"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства