Разработка урока по дисциплине "Базы данных" на тему "Создание баз данных с помощью конструктора". На уроке преследуются следующие цели: а) образовательная: обобщить знания судентов о представлении баз данных; б) развивающая: развитие познавательного интереса, речи, внимания студентов, формирование информауционной компетентности; воспитательная: воспитание положительного интереса к изучаемому материалу, авктивного отношения к труду, сознательной дисциплины, культуры речи. На уроке используются следующие технологии: личностно-ориентированная, информационно-коммуникационная.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
4. СУБД (программное обеспечение с помощью которого создаются базы данных, например MS Access).
В) Вопросы к студентам, вызванным к доске.
1. Информация о какой системе содержится в таблице
(1 студент – Об определенном классе школы).
(2 студент – Об определённой библиотеке.)
2. Информация о каком объекте содержится в каждой записи этой таблицы?
(1 студент – О конкретном ученике)
(2 студент – О конкретном авторе).
3. Что обозначают значения полей записи?
(1 студент - Оценки, полученные данным учеником по школьным предметам).
(2 студент – Название произведения которое написал автор, год издания и номер полки).
III. Изложение нового материала.
На экране демонстрируется проект базы данных
СТРАНЫ МИРА
Страна – символьный
Столица – символьный
Площадь – числовой
Население числовой
Посещал – логический
На этом экране вы видите базу данных, каждой записи этой базы данных принадлежит свой тип (показывает на первую запись – СТРАНА, ей принадлежит символьный тип, а записи ПЛОЩАДЬ – числовой. Очень важно поставить правильный тип записи, так как это отразится на дальнейшем создании всей базы данных.
Чтобы создать свою базу данных Access и правильно поставить тип такие базы данных создаются с помощью дополнительного оператора, который называется КОНСТРУКТОР.1
На сегодняшнем уроке мы рассмотрим базы данных, которые создаются с помощью конструктора.
Давайте запишем тему урока (тема записана на доске).
Запишем план, по которому мы рассмотрим данную тему:
Величина.
Свойства величины.
Типы, которые применяются в создании базы данных.
Величина – это отдельный информационный объект, имеющий собственное имя и занимающий место в памяти компьютера. С этой точки зрения поля являются величинами. Каждое поле в таблице имеет имя, для каждого поля определен тип. 2
Понятие типа величины связано с тремя ее свойствами:
- множеством значений, которые может принимать величина;
- множеством операций, которые можно выполнять с этой величиной;
- формой внутреннего представления в памяти ЭВМ.
3. В большинстве случаев в базах данных используются 4 основных типа: символьный, числовой, дата и логический. Поле символьного типа может хранить значение любой последовательности символов; числовые поля могут содержать целые или дробные десятичные числа; дата – день/месяц/год; логические поля – значения логических величин (да -нет, истина – ложь, true-false.
Давайте запишем одно правило, которого нужно придерживаться при выборе символьного или числового типа: Если поле обозначает порядковый номер или цифровой код, то ему нужно назначить символьный тип.
Если же поле обозначает количество чего-то или какую – то размерную величину, то это поле должно иметь числовой тип.
Например, полями символьного типа должны быть: инвентарный номер книги в библиотеке, номер дома, номер телефона. Числовой тип имеют, например, такие поля: возраст человека, вес объекта, расстояние, количество учеников в классе.
VI. Выполнение практического задания. (Приложение 1).
V. Итоги урока. Оценить работу группы, назвать студентов отличившихся на уроке. VI. Домашнее задание. Выучить определение величины, свойства величины, типы, которые применяются в создании базы данных, составить структура базы данных из 5 полей (любой отрасли)
Приложение 1
Практическая работа Создание базы данных Access с помощью конструктора. Задание:
Создать новую базу данных.
Создать таблицу базы данных.
Определить поля создаваемой таблицы в соответствии с таблицей.
Сохранить созданную таблицу.
Заполнить созданную таблицу данными в соответствии с таблицей.
Просмотреть, как будет выглядеть созданная таблица на листе бумаги.
Цель:
Таблица данных СТУДЕНТЫ
Имя поля
Тип данных
Размер, формат, свойства поля
Код студента
Счетчик
Фамилия
Текстовый
15
Имя
Текстовый
15
Отчество
Текстовый
15
Дата рождения
Дата/время
Краткий
Знак зодиака
Текстовый
9
Любимый предмет
Текстовый
11
Телефон
Текстовый
9
Информация для заполнения базы данных СТУДЕНТЫ
Код преподавателя
Фамилия
Имя
Отчество
Дата рождения
Знак зодиака
Любимый предмет
Телефон
1
Ивушкин
Владимир
Семенович
04.12.96
Козерог
Информатика
12-45-67
2
Морозов
Петр
Павлович
24.11.97
Скорпион
Экономика
23-14-11
3
Громов
Евгений
Иванович
21.11.96
Скорпион
Математика
24-16-16
4
Андреева
Светлана
Ивановна
10.01.98
Козерог
Математика
32-29-00
5
Пак
Ольга
Федоровна
01.06.98
Рак
Экономика
34-29-10
6
Бухтеева
Елена 0
Петровна
12.03.98
Рыбы
Информатика
25-40-01
7
Морозов
Алексей
Николаевич
22.12.98
Козерог
Физика
15-16-01
ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
Для создания новой базы данных следует:
- Загрузить Access и в появившемся окне выбрать пункт Новая база данных;
- в окне Файл новой базы данных задать имя базы (пункт Имя файла) и выбрать папку (пункт Папка), где эта база данных будет находиться. По умолчанию Access предлагает имя базы db1, а тип файла – Базы данных Access. Задать имя СТУДЕНТЫ, а тип файла оставить прежним (другие типы файлов используются в специальных случаях);
- щелкнуть мышью по кнопке [Создать].
2. Для создания таблицы базы данных необходимо:
- в окне базы данных выбрать вкладку Таблицы, а затем щелкнуть мышью по кнопке [Создать];
- в окне Новая таблица выбрать пункт Конструктор и щелкнуть мышью по кнопке [ОК].
В результате проделанных операций откроется окно таблицы в режиме конструктора, в котором следует определить поля таблицы.
3. Для определения полей создаваемой таблицы следует:
- ввести в строку столбца Имя поля имя первого поля Код преподавателя;
- в строке столбца Тип данных щелкнуть мышью по кнопке списка и выбрать тип данных Счетчик. Поля вкладки Общие оставить такими как предлагает Access.
Заполнение строки столбца Описание необязательно и обычно используется для внесения дополнительных сведений о поле.
Для сохранения таблица необходимо:
- выбрать пункт меню Файл, Сохранить;
- в диалоговом окне Сохранение ввести имя таблицы
СТУДЕНТЫ;
- щелкнуть мышью по кнопке [ОК].
Вести данные в созданную таблицу в соответствии с таблицей.
Для просмотра созданной таблицы следует:
- щелкнуть по кнопке или выполнить команду Файл, Предварительный просмотр;
- закрыть окно просмотра.
Для создания формы СОСТАВ СТУДЕНТОВ необходимо:
- открыть вкладку Формы в окне базы данных;
- щелкнуть по кнопке [Создать];
- в появившемся окне выбрать (подвести курсор мыши и щелкнуть левой ее кнопкой) пункт Мастер форм (или создание формы с помощью мастера);
- щелкнуть по значку списка Таблицы и запросы в левой части окна и выбрать в списке таблицу СТУДЕНТЫ;
- щелкнуть мышью по кнопке [ОК];
- в появившемся окне выбрать поля, которые будут присутствовать в форме. Так как в данном примере присутствовать будут все поля, щелкнуть мышью по кнопке ;
- щелкнуть мышью по кнопке [Далее];
- так как в появившемся окне уже выбран вид Форма в один столбец, щелкнуть мышью снова по кнопке [Далее];
- в появившемся окне выбрать стиль оформления. После выбора стиля щелкнуть мышью по кнопке [Далее];
- в появившемся окне задать имя формы, набрав на клавиатуре параметр СОСТАВ СТУДЕНТОВ. Остальные параметры в окне оставить без изменений;
- щелкнуть мышью по кнопке [Готово].
Для просмотра созданной формы следует:
- щелкнуть мышью по кнопке или выполнить команду Файл, Предварительный просмотр;
- закрыть окно просмотра. [1]
1 Першиков В.И., Савинов В.М. Толковый словарь по информатике. М.: Финансы и статистика, 1995.
2 Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. – М: Лаборатория базовых знаний, 2000.