УРОК ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ УУД УЧАЩИХСЯ
(технология проблемно-диалогического обучения)
Предмет: биология.
Класс: 5 класс.
Тема урока: «Химические явления. Горение».
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов.
Формирование УУД:
Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация).
Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция).
Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы).
Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации).
Деятельностная цель урока (по линиям развития личности)
Содержательная цель урока:
(обязательный минимум содержания)
Формирование:
1) представлений о химических явлениях и их признаках.
2) умения видеть взаимосвязь между веществами и явлениями в окружающем мире.
3) Развитие интереса к явлениям в окружающем мире.
4) умения читать и записывать сведения о химических реакциях, используя схемы и таблицы;
5) умения строить цепочки логических рассуждений, используя биологические и химические сведения о химических явлениях;
6) умения работать в группе, определять роли в группе.
Предметная: Организовать деятельность учащихся, направленную на выявление представлений химических явлениях, их признаках, реакциях горения, значении горения как неотъемлемых процессах в жизни человека.
Регулятивная: Обеспечить формирование умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативная: Содействовать умению детей работать в группе и оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться и разрешать конфликты.
Личностная: Содействовать развитию способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Формировать умение отличать химические явления от физических;
– формировать умение объяснять сущность реакции горения, ее значение;
- формировать умение определять способы тушения горения различных веществ;
– расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: топливо, газ, осадок, выделение и поглощение теплоты.
Этапы урока, время
Учитель
(наиболее общие действия, типичные фразы диалога с учениками)
Ученики
(ожидаемые действия в ходе диалога с учителем)
Доска и оборудование
Формируемые УУД
Актуализация знаний
(5-7 минут)
Приветствие, проверка готовности к уроку.
Демонстрационный опыт «Кипение воды и смешивание сахара и песка». Какие явления вы наблюдали? Что происходит в результате их?
Демонстрационный опыт «Горение свечи».
Что вы наблюдали?
Является ли данное явление физическим? Образуются ли новые вещества?
Физические явления, меняется агрегатное состояние, форма, размеры тел, но состав не меняется.
Не могут объяснить физическое ли это явление или нет.
Слайды с картинками реакций горения.
Вода, сахар, песок, стаканы, спиртовка; парафиновая свеча, спички.
Регулятивные: саморегуляция. Личностные: мотивация к познанию,происходящему вокруг себя. Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю.
Познавательные: умение анализировать, сравнивать, строить логическую цепочку рассуждений.
Создание проблемной ситуации
(3-5 минут)
Демонстрационный опыт «Определение продуктов горения».
Что наблюдали? Что вас удивило? Какой вопрос у вас возник? В чем разница между наблюдаемым явлением и ранее изученными физическими явлениями?
Образуются новые вещества, были одни вещества, получились другие вещества.
Парафиновая свеча, спички, стакан, гашеная известь.
Познавательные: действие сравнения и выявление проблем.
Коммуникативные: диалог, умение слушать других.
Формулирование проблемы (темы и целей урока)
(1-2 минуты)
Как вы думаете, что нового мы сегодня узнаем (откроем) для себя на уроке?
Какие вы знаете явления?
Разделите на 2 группы (физические и химические) явления, предложенные на слайдах (туман, молния, горение, дыхание и др.)
Явления, в результате которых образуются новые вещества.
Изучили физические явления.
Делят на 2 группы предложенные явления.
Слайды
Коммуникативные: фронтальная беседа; формирование умения слушать других.
Познавательные: выбирают по признакам разные явления.
Регулятивные: определять и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
Почему вы так разделили?
Какой у вас возник вопрос?
Какова цель нашего урока?
Т.к. в результате одних явлений образуются новые вещества, а в результате других - нет.
Внешние признаки химических явлений.
Формулирование цели: изучение химических явлений и их признаков.
Открытие нового знания
(3-5 минут)
Задание по вариантам:
1) Прочитайте стр. 60-61 и ответьте на вопросы: какие явления называются химическими? Дайте характеристику реакциям горения.
2) Прочитайте стр. 61- 62. Значение реакций горения. Виды топлива.
Работают с текстом параграфа. Перерабатывают информацию, отвечают на вопросы.
Работа в парах (обмен знаниями).
Учебник
Познавательные: умение извлекать из текста учебника необходимую информацию, умение анализировать.
Коммуникативные: организовать учебное взаимодействие в парах.
Личностные: уважать иное мнение.
Формулирование нового знания (1-2 минуты)
Учитель просит детей самостоятельно прочитать формулировку из учебника и сравнить с полученной информиацией.
(Что такое «химические явления и их признаки», значение реакций горения, чем тушат пламя).
Устная работа, фронтальная беседа.
Учебник
Познавательные: умение передавать содержание в сжатом виде, сравнение информации.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной речи, умение слушать других.
Первичное применение нового знания (2-3 минуты)
Дополните схему: «Классификация явлений»
Укажите признаки физических и химических явлений.
Заполнение схемы в тетради и обсуждение.
Сверка схемы с образцом на слайде.
Слайды со схемой «Классификация явлений».
Слайд №1
Слайд №2
Признаки химических явлений: изменение окраски, нагревание и охлаждение, выделение газа или образование осадка.
Регулятивные: самопроверка.
Познавательные: представление информации в виде схем, перевод информации из одного вида в другой.
Самостоятельная работа (3-5 минут)
Ответьте на вопросы №2,5,6 стр. 62. Обоснуйте свой ответ.
Работают по заданию учителя.
Учебник
Познавательные: выполнение анализа (выделение признаков, нахождение соответствий).
Коммуникативные:
оформление своих мыслей в устную речь; умение слушать других.
Регулятивные: исправление ошибок при устном ответе с помощью учителя.
Рефлексия
(1-2 минуты)
Достигли ли мы цели, поставленной в начале урока?
Все ли мы выполнили?
Самостоятельно определяют, насколько сумели достигнуть поставленных целей на уроке.
Сегодня я узнал…
Было интересно.
Было трудно….
Я понял, что…
Я научился…
Меня удивило…
У меня получилось.
Регулятивные: самоанализ деятельности на уроке.
Коммуникативные: обсуждение.
Домашнее задание (1-2 минуты)
Прочитать стр. 60-62. Рабочая тетрадь с печатной основой №1,2 стр. 45.
Творческое задание: сделать презентацию о химических явлениях (домашнее задание записано на доске)
Записывают домашнее задание.
Дневник, доска.
Регулятивные: выполнение творческого задания средствами ИКТ.