Цель урока: дать представление о сущности информационных процессов.
Формировать знания учащихся о сущности информационных процессах.
Развивать умение выделять главное, существенное; обобщать и систематизировать изученный материал; развивать логическое и образное мышление.
Воспитывать познавательный интерес у учащихся; воспитывать чувчтво товарищества и взаимовыручки, коммуникативные навыки, умение слушать, аккуратность в работе, бережное отношение к государственному имуществу; способствовать достижению сознательного усвоения материала учащимися.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Информационные процессы" »
Тема урока: Информационные процессы
Цель урока: дать представление о сущности информационных процессов.
Задачи урока:
образовательные
формировать знания о сущности информационных процессов.
развивающие
развивать умения выделять главное, существенное;
развивать умения обобщать и систематизировать изученный материал;
развивать логическое и образное мышление.
воспитательные
воспитывать познавательный интерес у учащихся;
воспитывать чувства товарищества и взаимовыручки, коммуникативные навыки, умение слушать, аккуратность в работе, бережное отношение к государственному имуществу;
способствовать достижению сознательного усвоения материала учащимися.
Оборудование урока:
компьютеры;
мультимедийный проектор.
Методическое обеспечение урока:
карточки с заданиями;
комплекс упражнений для пальцев рук и глаз;
презентации для демонстрации материала.
План урока
1. Организационный момент:
приветствие, заполнение журнала;
объявление темы и цели урока;
разминка (развитие логического и абстрактного мышления);
проверка домашней работы.
2. Подготовительный этап:
повторение ранее изученной темы;
тестирование;
объяснение нового материала.
3. Проверочный этап:
выполнение учащимися заданий и ответы на вопросы.
4. Основной этап:
выполнение учащимися обязательных и творческих заданий на компьютере.
5. Рефлексивный этап:
анализ уровня и качества выполнения заданий;
релаксация: выполнение учащимися упражнений.
6. Итоговый этап:
оценивание работы учащегося или групповой работы;
подведение итогов работы.
7. Информационный этап:
домашнее задание.
Ход урока
Организационный момент
Постановка темы, цели и задач урока.
Проверка домашнего задания.
Ответ к заданию 1. Каждый следующий мешок содержит определенную часть от первого: 60 (1), 30 (1/2), 20 (1/3), 15 (1/4), 12 (1/5), 10 (1/6). Исходная информация – количество золотых монет в первых четырех мешках, новая информация – в пятом и шестом мешках.
Ответ к заданию 2. Исходная информация – человеку 100 лет, новая информация – этот человек родился 29 февраля високосного года.
Разминка
Сколько треугольников изображено на рисунке 5? (Ответ: 13):
Рис. 5. Треугольники
Проверка домашней работы.
Подготовительный этап
Актуализация прежних знаний
Что такое обработка информации?
Как можно получать новую информацию? (Новую информацию можно получать обработкой старой).
Приведи примеры обработки информации.
Объяснение нового материала
В качестве средства для обработки информации люди стали использовать компьютер, который имитирует информационную деятельность человека. У человека за прием информации отвечают органы чувств (назови их), у компьютера таковыми являются устройства ввода. Мозг человека обрабатывает и хранит информацию. Компьютер обрабатывает и хранит информацию с помощью устройств: памяти и процессора. Человек передает или выводит информацию с помощью жестов, речи, а компьютер - с помощью устройств вывода.
При объяснении желательно спроецировать рис. 6 на экран.
Рис. 6. Деятельность человека и компьютера
3. Проверочный этап
Составить определение по указанному времени на часах (рис. 7):
Нарисуй (рис. 8) «Грибную поляну», используя инструменты: Карандаш, Ластик, Заливку, Лупу, Распылитель. Скопируй созданный рисунок и создай большую грибную поляну. Сохрани файл c расширением jpg под именем грибы в папке 4 класс.
Рис. 8. Грибная поляна
5. Рефлексивный этап
Посмотреть и проанализировать уровень и качество выполненных заданий.
Выполнитьрелаксацию для снятия напряжения с пальцев рук и глаз.
Общеукрепляющие, активизирующие упражнения.
Упражнения выполняют, сидя или стоя, под комментарий учителя.
«Дерево». Ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделали спокойный вдох и выдох, плавно подняли руки вверх ладонями друг к другу. Потянулись всем телом. Внимание на позвоночник. Дыхание свободное. Представьте себя деревом. Оно корнями глубоко вросло в землю. Высокий стройный ствол тянется к солнцу. Ваш организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем. Удержите позу 15-20 секунд. Затем руки плавно опустите и расслабьтесь.
Упражнения, направленные на профилактику глазных болезней, обычно выполняются через 15-20 минут после начала занятия.
Комплекс упражнений для глаз желательно выполнять до и после работы с серьезной зрительной нагрузкой.
Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть их. Повторить 6-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, расслабляет мышцы глаз и улучшает глазное кровообращение.
Быстро моргать в течение 15 секунд. Повторить 4-5 раза. Упражнение улучшает кровоснабжение глаза.
6. Итоговый этап
Выставить оценки и подвести итоги работы.
Мы узнали, что информационный процесс – это процесс, в результате которого осуществляется прием, передача, преобразование и использование информации.
7. Информационный этап
Домашнее задание и пояснение.
Читать тему 1.4, стр. 13-15.
Выполнить в тетради упр. 1, 2, стр. 15.
Урок 6-4 класс
Тема урока: Информационные ресурсы и Интернет
Цель урока: дать представление об информационных ресурсах и видах поисковых систем в Интернет.
Задачи урока:
образовательные
формировать знания об информационных ресурсах;
осваивать основные принципы организации поиска в Интернет при взаимодействии технических и программных средств.
развивающие
способствовать формированию представления о работе глобальной сети;
развивать умение выделять главное, существенное;
обобщать и систематизировать изученный материал;
развивать логическое и образное мышление.
воспитательные
воспитывать познавательный интерес у учащихся;
воспитывать чувства товарищества и взаимовыручки, коммуникативные навыки, умение слушать, аккуратность в работе, бережное отношение к государственному имуществу;
способствовать достижению сознательного усвоения материала учащимися.
Оборудование урока:
компьютеры;
мультимедийный проектор.
Методическое обеспечение урока:
карточки с заданиями;
комплекс упражнений для пальцев рук и глаз;
презентации для демонстрации материала.
План урока
1. Организационный момент:
приветствие, заполнение журнала;
объявление темы и цели урока;
разминка (развитие логического и абстрактного мышления);
проверка домашней работы.
2. Подготовительный этап:
повторение ранее изученной темы;
проверка домашней работы;
объяснение нового материала.
3. Проверочный этап:
выполнение учащимися задания.
4. Основной этап:
выполнение учащимися творческих и индивидуальных заданий на компьютере.
5. Рефлексивный этап:
анализ уровня и качества выполнения заданий;
релаксация: выполнение учащимися упражнений.
6. Итоговый этап:
оценивание работы учащегося или групповой работы;
подведение итогов работы.
7. Информационный этап:
домашнее задание.
Ход урока
Организационный момент
Постановка темы, цели и задач урока.
Проверка домашнего задания: упр. 1, 2, стр.15.
Разминка
Сколько раз встретится цифра 9 в любом сочетании в ряду натуральных чисел от 1 до 100? (19 раз).
Проверка домашней работы.
Подготовительный этап
Актуализация прежних знаний.
Что такое информационный процесс?
Назови основные устройства, имитирующие информационную деятельность человека.
Объяснение нового материала.
Различные виды информации, представленные в числовой форме, хранятся в компьютерах и называются информационными ресурсами.
Информационные ресурсы могут находиться не только в одном компьютере, но и в нескольких. Несколько компьютеров, объединенных в одну единую сеть, называют компьютерной сетью. Компьютерные сети бывают локальнымииглобальными. Локальная сеть объединяет компьютеры, находящиеся в одном здании. Такую сеть в основном используют в школах. Глобальная сеть, объединяющая компьютеры со всего мира, называется Интернет. Чтобы пользоваться услугами Интернета, необязательно знать, как он устроен, но общее представление о работе Интернета позволит быстрее осуществлять поиск необходимой информации. Для просмотра страниц в Интернете существуют специальные программы, которые называют обозревателями или проводниками. Из нихчасто используемаяпрограмма во всем мире –InternetExplorer.Для просмотра страниц в Интернет необходимо набрать ее адрес. Переход с одной страницы на другую осуществляется по гиперссылке. Гиперссылкой может быть текст, рисунок, фотография.
3. Проверочный этап
Как можно классифицировать компьютерные сети? Ответ: существуют два вида сетей: локальная и глобальная.
Назовите самую крупную глобальную сеть, охватывающую все страны мира. Ответ: глобальная сеть Интернет. Этот термин появился в 1982 году.
Дополнительная информация.
Интернет –(английское слово Internet произошло от латинского слова inter (между) и английского слова net (сеть, паутина)) международная (всемирная) компьютерная сеть электронной связи, объединяющая локальные, региональные, национальные и другие сети.
Интернет-технологиями называют совокупность аппаратных и программных средств, а также методов сбора, обработки и передачи информации с использованием сети Интернет. Существуют специализированные поисковые системы для быстрого поиска необходимой информации в глобальном информационном пространстве.
4. Основной этап
Работа на компьютере
Задание
Запусти программу InternetExplorerиз главного меню Пуск, подменю Программы.
В командной строке набери адрес поисковой системы, например, Rambler www.rambler.ru.
Осуществи поиск сайтов «Информатика».
Для перехода с одной страницы на другую используй гиперссылку.
Щелкни по левой кнопке мыши.
Жди загрузки страницы.
При загрузке глобус в правом верхнем углу вращается, а внизу появляется индикатор загрузки.
После загрузки страницы можешь читать, копировать, сохранять, печатать интересующую информацию; например, необходимую информацию можно сохранить, выбрав команду меню Файл – Сохранить как…, сохранить файл в выбранную папку или переименовать файл под другим именем.
5. Рефлексивный этап
Посмотреть и проанализировать уровень и качество выполненных заданий. Каждый ученик подводит итог своей работы, отвечая на следующие вопросы:
Что у тебя получилось?
Какие затруднения вызвала данная тема?
Актуальная ли она?
Чем интересен был урок для тебя?
Чтобы ты хотел пожелать самому себе?
Выполнитьрелаксацию для снятия напряжения с мышц тела и глаз, сидя или стоя, под комментарии учителя.
Общеукрепляющие, активизирующие упражнения.
«Дерево». Ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделали спокойный вдох и выдох, плавно подняли руки вверх – ладонями друг к другу. Потянулись всем телом. Внимание на позвоночник. Дыхание свободное. Представьте себя деревом. Оно корнями глубоко вросло в землю. Высокий стройный ствол тянется к солнцу. Ваш организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем. Удержите позу 15-20 секунд. Затем руки плавно опустите и расслабьтесь.
Упражнения, направленные на профилактику глазных болезней, обычно выполняются через 15-20 минут после начала занятия.
Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть их. Повторить 6-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, расслабляет мышцы глаз и улучшает глазное кровообращение.
Быстро моргать в течение 15 секунд. Повторить 4-5 раз. Упражнение улучшает кровоснабжение глаза.
6. Итоговый этап
Выставить оценки и подвести итоги работы.
Информационными ресурсами называют различные виды информации, представленные в числовой форме. Хранят их в компьютерах.
Основными видами компьютерных сетей являются глобальные и локальные сети. Они отличаются друг от друга уровнем удаленности объединенных в сеть компьютеров. Глобальная сеть Интернет, объединяет компьютеры мира.
7. Информационный этап
Домашнее задание и пояснение.
Читатьтему 1.5, стр. 15-18.
Урок 7 – 4 класс
Тема урока: Передача информации.
Цель урока: дать представление о передаче информации, освоить принципы функционирования электронной почты.
Задачи урока:
образовательные
освоить принципы функционирования электронной почты;
знать основные приемы передачи информации.
развивающие
развивать навыки общения в сети;
формировать познавательный интерес.
воспитательные
воспитывать коммуникативные свойства личности;
воспитывать сетевую этику.
Оборудование урока:
компьютеры;
мультимедийный проектор.
Методическое обеспечение урока:
карточки с заданиями;
комплекс упражнений для пальцев рук и глаз;
презентации для демонстрации материала.
План урока
1. Организационный момент:
приветствие, заполнение журнала;
объявление темы и цели урока;
разминка (развитие логического и абстрактного мышления);
проверка домашней работы.
2. Подготовительный этап:
повторение ранее изученной темы;
объяснение нового материала.
3. Проверочный этап:
выполнение учащимися задания.
4. Основной этап:
выполнение учащимися творческих и индивидуальных заданий на компьютере.
Люди с древних времен искали различные способы передачи информации. Это были гортанные переклички, сигнальные костры, свирель, барабаны. Послания передавали через почтовых голубей, гонцов, скороходов. Информацию можно передавать письменно или устно.
С появлением телефона, пейджера, сотового телефона и компьютера передача информации стала осуществляться очень быстро. С помощью электронной почты можно посылать различную информацию: текстовую, графическую, звуковую, видеоинформацию. Электронная почта работает очень быстро. Письмо из любой точки мира можно получить за считанные минуты или секунды. А прочитать его можно, включив компьютер и соединившись с почтовым сервером. Одна из программ, с помощью которой можно создавать и читать электронные письма, – OutlookExpress.
Дополнительная информация
Для быстрой передачи каких-то важных сведений часто использовались оригинальные идеи. Известно, например, применение на Кавказе костровой связи. Два костровых сигнальщика находились на расстоянии прямой видимости на возвышенных местах или башнях. Когда приближалась опасность (нападали враги), сигнальщики, зажигая цепочку костров, предупреждали об этом население. В XVIII веке возник семафорный телеграф, тоже световая связь, но технически более совершенная. В древней Греции пользовались оптической сигнальной связью: днем – дымом, ночью – огнем.
Почтовый курьер инков пробегал около полутора километров и передавал устное послание. Чтобы оно не задерживалось, он еще издали оповещал о своем приближении, подавая звуковые сигналы голосом или трубя в раковину.
Очень богатым на открытия в области связи был XIX век. В этом веке люди овладели электричеством, которое породило множество изобретений.
В 1832 году П.Л. Шеллинг в России изобрел электрический телеграф. А в 1837 году американец С. Морзе создал электромагнитный телеграфный аппарат и придумал специальный телеграфный код – азбуку Морзе, состоящий из двух знаков: точки и тире.
В 1876 году американец А. Белл изобрел телефон. И, наконец, в 1895 году русский изобретатель А.С. Попов открыл эпоху радиосвязи. Самым замечательным изобретением ХХ века в области связи можно назвать телевидение. Освоение космоса привело к созданию спутниковой связи.
4. Основной этап
Работа на компьютере
Задание
Запусти программу Outlook Express. Изучи окно программы. Запиши в тетрадь всплывающие подсказки на кнопках меню.
Для создания письма щелкни на кнопке Создать –Создать сообщение панели инструментов или выполни цепочку действий: Файл – Создать – Почтовое сообщение. В окне Почтовое сообщение укажи адрес, тему, набери текст сообщения. Составь письмо и отправь другу, родителям или в школу.
Составь письмо, которое содержит вложенный файл, и отправь своему другу, выполнив действия: Вставка-Вложение файла… – в окне Вставка файла– выбрать необходимый файл для вложения –Вложить. Имя вложенного файла будет отображено в строке Присоединить программы Outlook Express.
Для отправки письма щелкни на кнопке Отправить сообщение или выбери команду Файл – Отправить.
Показать работу учителю.
5. Рефлексивный этап
Посмотреть и проанализировать уровень и качество выполненных заданий. Провести рефлексию.
Выполнитьрелаксацию для снятия напряжения с мышц тела, сидя или стоя, под комментарии учителя.
Общеукрепляющие, активизирующие упражнения.
«Дерево».
6. Итоговый этап
Выставить оценки и подвести итог урока.
Что такое Интернет? (Это компьютерная сеть, связанная каналами передачи информации).
Что такое электронная почта? (Это наиболее распространенная услуга Интернет, она является исторически первой информационной услугой компьютерных сетей).
Какие правила записи адреса используют в электронном письме? (Принцип работы электронной и обычной почты одинаковые. Для того чтобы любое письмо дошло до адресата, необходимо указать его точный адрес. Адрес электронной почты записывается следующим образом: school@mail.kz, где точка и символ @ - разделительные знаки. Разделенные точкой части электронного адреса являются доменами. Каждый домен уточняет место положения почтового ящика адресата в компьютерной сети, например, домен kz указывает на принадлежность к стране Казахстан, ru – к России и т.д.).
7. Информационный этап
Домашнее задание и пояснение.
Читать тему 1.6, стр. 18-22.
Подготовка к контрольной работе:повторить изученный материал.
Урок 8 - 4 класс
Тема урока: Контрольная работа
Цель урока: проверить знания, повторить темы предыдущих уроков.
Задачи урока:
образовательные
выработать умение получить искомый результат, исходя из условия;
формировать умение организации последовательности действий.
развивающие
обобщать и систематизировать изученный материал;
выработать умение решать поставленные задачи;
развивать логическое и образное мышление.
воспитательные
воспитывать аккуратность в работе, бережное отношение к государственному имуществу;
развивать самостоятельность.
Оборудование урока:
компьютеры.
Методическое обеспечение урока:
карточки с заданиями;
комплекс упражнений.
План урока
1. Организационный момент:
приветствие, заполнение журнала;
объявление темы и цели урока;
разминка (развитие логического и абстрактного мышления).
2. Подготовительный этап:
проверка домашней работы;
знакомство с порядком проведения контрольной работы.
3. Проверочный этап:
знакомство с условиями заданий контрольной работы.
4. Основной этап:
выполнение учащимися заданий контрольной работы.
5. Рефлексивный этап:
анализ уровня и качества выполнения заданий;
релаксация: выполнение учащимися упражнений.
6. Итоговый этап:
подведение итогов работы.
7. Информационный этап:
домашнее задание.
Ход урока
Организационный момент
Постановка темы, цели и задач урока.
Разминка
Для каждого набора чисел существуют законы, которые устанавливают зависимость между числами в квадратах и числом в треугольнике. Впиши нужную цифру в пустой треугольник в каждом ряду.
Рис. 9. а)
Рис. 9. б)
Ответ: а) перемножаем первые два числа и к сумме прибавляем третье;
б) перемножаем первое и третье число и из произведения вычитаем второе число.
Подготовительный этап
Раздать ученикам контрольную работу. Одинаковые варианты работ не должны быть у рядом сидящих. Учащиеся подписывают свои листы: фамилию, имя, класс, указывают вариант работы.
Перед выполнением контрольной работы учитель читает вслух условия всех заданий. Помогает учащимся в осмыслении прочитанного, поясняет задания.
Выполнение работы длится 30-35 минут. Учитель разрешает все затруднения, возникающие во время выполнения работы.
4. Основной этап
Учащиеся, быстро справившиеся с контрольной работой, могут сесть за компьютеры и потренироваться в обучающей программе клавиатурного тренажера.
Контрольная работа
Класс _____ Вариант____ Фамилия, имя ученика (-цы) ___________________
Вариант 1
1. Ответь на следующие вопросы:
- известно, что наибольший объем информации человек получает при помощи: ______________________;
- тактильную информацию человек получает посредством:__________;
- информацию, изложенную на доступном языке, называют _____.
2. Заполни таблицу.
2006
?
«Ура! Каникулы!»
Текстовая
?
Графическая
Звенит звонок
?
3. Напиши общее правило кодирования входной информации. Допиши выходную информацию.
Входная
Выходная
Правило
23
27
5
25
13
28
5
23
4. Напиши алгоритм поиска необходимой информации в глобальной сети Интернет, используя программуInternetExplorer.
Вариант 2
1. Ответь на следующие вопросы:
- визуальная информация воспринимается человеком при помощи:________________________;
- звуковая информация воспринимается при помощи:______;
- информацию, не зависящую от личного мнения, называют_______
2. Заполни таблицу.
Трель соловья
Звуковая
?
Графическая
«Решил задачу?»
?
?
Числовая
Входная
Выходная
Правило
14
18
4
16
10
22
7
45
3. Напиши общее правило кодирования входной информации. Допиши выходную информацию.
4. Напиши алгоритм создания и отправки письма, используя электронную почту программы OutlookExpress.
[Нарисовать рисунок, текстовая информация, любое число, например, 1234].
3 задание
Одинаковые ответы к двум вариантам.
К входной информации прибавить число 3.
Входную информацию умножаем саму на себя.
К входной информации прибавляем следующее за ней число и прибавляем единицу.
К входной информации прибавляем предыдущее число и прибавляем число 3.
4 задание
1 вариант
Запустить программу InternetExplorerиз главного меню Пуск, подменю Программы.
В адресной строке вести адрес поисковой системы.
В окне программы поисковой системы в строке ввода запроса набрать запрос поиска и нажать на кнопку Найти.
При загрузке глобус в правом верхнем углу вращается, а внизу появляется индикатор загрузки.
2 вариант
Запустить программу Outlook Express.
Щелкнуть на панели инструментов Создать –Создать сообщение или выполнить цепочку действий: Файл – Создать – Почтовое сообщение.
В окне Почтовое сообщение указать: адрес, тему, набрать текст сообщения.
Выбрать команду Файл – Отправить.
5. Рефлексивный этап
Если останется время, то можно проверить по выбору некоторые работы учащихся. Указать на типичные ошибки.
Выполнитьрелаксацию для снятия напряжения с мышц глаз.
Упражнения, направленные на профилактику глазных болезней, обычно выполняются через 15-20 минут после начала занятия.
Закрыть глаза и массировать веки круговым движением пальца в течение 1 минуты. Упражнение расслабляет мышца глаз, улучшает кровоснабжение глаз.
Закрыть оба глаза и прикрыть их ладонями. Дождаться появления «черного поля». Глаза держать расслабленными 1-2 минуты.
6. Итоговый этап
Подвести итог урока.
7. Информационный этап
Домашнее задание.
Повторить пройденный материал.
Урок 9 – 4 класс
Тема урока: Информатика.
Цель урока: дать представление о том, что такое информатика;
разобрать характерные ошибки в контрольной работе.
Задачи урока:
образовательные
знать, что изучает информатика;
знать основные базовые понятия информатики.
развивающие
развивать умение выделять главное, существенное;
уметь обобщать и систематизировать изученный материал;
развивать логическое мышление.
воспитательные
воспитывать познавательный интерес у учащихся;
воспитывать чувства товарищества и взаимовыручки, коммуникативные навыки, умение слушать, аккуратность в работе;
способствовать достижению сознательного усвоения материала учащимися.
Оборудование урока:
компьютеры;
мультимедийный проектор.
Методическое обеспечение урока:
карточки с заданиями;
комплекс упражнений для пальцев рук и глаз;
презентации для демонстрации материала.
План урока
1. Организационный момент:
приветствие, заполнение журнала;
объявление темы и цели урока;
разминка (развитие логического и абстрактного мышления).
2. Подготовительный этап:
разбор контрольной работы;
объяснение нового материала.
3. Проверочный этап:
выполнение учащимися задания.
4. Основной этап:
выполнение учащимися индивидуальных заданий на компьютере.
5. Рефлексивный этап:
анализ уровня и качества выполнения заданий;
релаксация: выполнение учащимися упражнений.
6. Итоговый этап:
оценивание работы учащегося;
подведение итогов работы.
7. Информационный этап:
домашнее задание.
Ход урока
Организационный момент:
постановка темы, цели и задач урока.
Разминка
Рис. 10. а) Рис. 10. б)
Ответ:
а) сумма каждой диаметрально противоположной пары чисел равна 22;
б) произведение каждой диаметрально противоположной пары чисел равно 40.
Подготовительный этап
Раздать проверенные варианты контрольной работы. Разбираются только те задания, которые имеют характерные ошибки. Комментирование работы и причин допущения ошибок.
Объяснение нового материала
Термин информатика возник в 60-х годах ХХ века во Франции для названия области знаний, занимающейся автоматизированной обработкой информации с помощью электронно-вычислительных машин (ЭВМ). В англоязычных странах этому термину соответствует синоним computerscience(наука о компьютерной технике).
В информатике выделяют три составные части:
технические средства (Hardware);
программные средства (Software);
алгоритмические средства (Brainware, brain – интеллект).
3. Проверочный этап
Вопросы и задания задать учащимся на стр.23.
4. Основной этап
Работа на компьютере
Задание
Запусти программу Калькулятор из группы Стандартные. Реши пример:
775 + 105 : 5 - 12 =
Запиши исходную информацию и новую.
2. Собираясь в поход, Сакен, Алия, Акбота, Аня, Костя и Миша взяли пирожки и разложили их по рюкзакам. Сакен записал: «У Алии 5 пирожков с повидлом и 5 – с ягодами. Миша забрал 10 пирожков с мясом. Аня и Акбота поделили поровну 8 пирожков с капустой и 12 – с яблоками. Костя взял витаминные пирожки: 5 – с морковкой, 2 – с капустой, 3 – с яблоками и 5 – с ягодами».
Помоги Сакену обработать эту информацию с помощью программы Калькулятор. Подсчитай, сколько было пирожков с повидлом, ягодами, мясом, капустой, яблоками и морковкой, а также, сколько всего пирожков они напекли.
Ответ: всего 55 пирожков, из них: с повидлом – 5, с ягодами – 10, с мясом – 10, с капустой – 10, с яблоками – 15, с морковкой – 5.
5. Рефлексивный этап
Посмотреть и проанализировать уровень и качество выполненных заданий.
Каждый ученик подводит итог своей работы, отвечая на следующие вопросы:
Что у тебя получилось?
Какие затруднения вызвала данная тема?
Актуальна ли она?
Чем интересен был урок для тебя?
Чтобы ты хотел пожелать самому себе?
Выполнитьрелаксацию для снятия напряжения с мышц тела, сидя или стоя, под комментарии учителя.
Общеукрепляющие, активизирующие упражнения.
«Дерево».
6. Итоговый этап
Выставить оценки и подвести итог урока.
1. Что изучает наука информатика?
Информатика – наука, которая изучает различные способы передачи, хранения и обработки информации с помощью компьютеров.
2. Что помогает делать компьютер?
Компьютер помогает считать, рисовать, сочинять музыку, печатать и делать многое другое (ученики дополняют список).
7. Информационный этап
Домашнее задание и пояснение.
Читатьтему 2.1, стр.23-25, выполнить творческую работу на стр. 25.
Урок 10 - 4 класс
Тема урока: Как устроен компьютер
Цель урока: дать представление о функциональной организации компьютера, об архитектуре Дж. фон Неймана.
Задачи урока:
образовательные
знать устройство компьютера и назначение каждой его части.
развивающие
развивать умение выделять главное, существенное;
обобщать и систематизировать изученный материал;
развивать логическое мышление.
воспитательные
воспитывать познавательный интерес;
воспитывать чувства товарищества и взаимовыручки, коммуникативные навыки, умение слушать, аккуратность в работе;
способствовать достижению сознательного усвоения материала учащимися.
Оборудование урока:
компьютеры;
мультимедийный проектор.
Методическое обеспечение урока:
карточки с заданиями;
комплекс упражнений для пальцев рук и глаз;
презентации для демонстрации материала.
План урока
1. Организационный момент:
приветствие, заполнение журнала;
объявление темы и цели урока;
разминка (развитие логического и абстрактного мышления);
проверка домашней работы.
2. Подготовительный этап:
актуализация прежних знаний;
объяснение нового материала.
3. Проверочный этап:
выполнение учащимися заданий и ответы на вопросы.
4. Основной этап:
выполнение учащимися индивидуальных заданий на компьютере.
5. Рефлексивный этап:
анализ уровня и качества выполнения заданий;
релаксация: выполнение учащимися упражнений.
6. Итоговый этап:
оценивание работы учащихся;
подведение итогов работы.
7. Информационный этап:
домашнее задание.
Ход урока
Организационный момент
Постановка темы, цели и задач урока.
Разминка
1. Выписать все возможные двузначные числа, при записи которых используются цифры 2, 8 и 5.
Ответ: 22, 28, 25, 82, 88, 85, 52, 5, 55.
2. Даны три одинаковых по форме фасада домика: синий, желтый и красный, и три крыши: синяя, желтая и красная. Какие домики можно построить? Сколько всего комбинаций?
Ответ: 9.
Проверка домашней работы.
Подготовительный этап
Актуализация прежних знаний
Что изучает наука информатика?
Что помогает делать человеку компьютер?
Назовите три составные части информатики.
Может ли быть автоматическим прибором не компьютер?
Что такое операционная система?
Какие задачи выполняет операционная система?
Объяснение нового материала
Для объяснения нового материала необходимо создать презентацию «Состав компьютера».
Компьютер умеет принимать и показывать информацию, а также быстро обрабатывать и хранить информацию большого объема.
Современный компьютер за одну секунду может выполнить более миллиарда арифметико-логических операций. В основном все компьютеры имеют общую принципиальную схему или архитектуру.
Рис.11. Архитектура компьютера
Архитектура компьютера (рис. 11) была предложена в 1946 году одним из создателей первых ЭВМ американцем Джоном фон Нейманом. Данная архитектура позволяет выделить в нем наиболее существенные блоки:
Блок ввода информации;
Блок обработки информации;
Блок вывода информации.
Каждый блок в свою очередь состоит из следующих частей:
Блок ввода информации состоит из:
клавиатуры,
дисководов,
монитора,
мыши.
Блок обработки информации состоит из:
оперативной памяти,
процессора.
Блок вывода информации состоит из:
дисководов,
монитора.
Одни и те же части могут присутствовать в разных блоках.
Дополнительная информация.
Джон фон Нейман
(1903-1957)
Необычные способности у Джона фон Неймана стали проявляться очень рано: в шесть лет он разговаривал на древнегреческом языке, а в восемь -освоил основы высшей математики.
Джон фон Нейман внес существенный вклад в создание и развитие целого ряда областей математики, физики, оказал значительное влияние на развитие компьютерной техники. Он говорил, что машина должна работать с двоичным кодом, быть электронной, а не механической, и выполнять операции последовательно, одну за другой.
Фон Нейман разработал основные принципы построения компьютеров, и в течение 50 лет все компьютеры создавались на основе этих принципов.
3. Проверочный этап
Вопросы и задания
Ответить на вопросы, стр. 27.
4. Основной этап
Компьютерное тестирование.
Выбрать один или несколько правильных ответов.
Персональный компьютер служит для:
сбора информации,
обработки информации,
ввода информации,
хранения информации.
Персональный компьютер состоит из блоков:
мышь,
клавиатура,
системный блок,
ксерокс.
Клавиатура служит для:
набора текста,
подставкой под кисти рук,
ввода команд,
ввода дисков.
В системном блоке находятся:
жесткий диск,
память,
клавиатура,
процессор.
Чтобы переписать информацию с одного компьютера на другой, ее надо:
записать в оперативную память,
записать в постоянную память,
записать на жесткий магнитный диск,
записать на гибкий магнитный диск
Ответы
1
2
3
4
5
B, C, D
A, B, C
A, C
A, B, D
D
5. Рефлексивный этап
Посмотреть и проанализировать уровень и качество выполненных заданий.
Каждый ученик подводит итог своей работы, отвечая на следующие вопросы:
Что у тебя получилось?
Какие затруднения вызвала данная тема?
Актуальная ли она?
Чем интересен был урок для тебя?
Чтобы ты хотел пожелать самому себе?
Выполнитьрелаксацию для снятия напряжения с мышц тела.
Упражнения, направленные на профилактику нарушения осанки и снятия напряжения, рекомендуется проводить через 30 минут, когда наступает утомление мышц спины.
«Буратино». Буратино «рисует» носом в воздухе солнышко, морковку, цифры, буквы и т.д. При выполнении этого упражнения у детей появляется радостное ощущение от медленных и плавных движений шеи. Упражнение дает терапевтический эффект для шейного отдела.
6. Итоговый этап
Выставить оценки и подвести итог урока.
Мы рассмотрели основные устройства, из которых состоит аппаратная часть компьютера. Это устройства ввода, обработки, хранения и вывода информации.
7. Информационный этап
Домашнее задание и пояснение.
Читать тему 2.2, стр.25-28.
Урок 11 – 4 класс
Тема урока: Устройства ввода и вывода
Цель урока: дать представление о функциональной организации компьютера, устройствах ввода и вывода.
Задачи урока:
образовательные
знать состав устройств компьютера, их назначение.
развивающие
развивать умение выделять главное, существенное;
обобщать и систематизировать изученный материал;
развивать логическое мышление.
воспитательные
воспитывать познавательный интерес;
воспитывать чувства товарищества и взаимовыручки, коммуникативные навыки, умение слушать, аккуратность в работе;
способствовать достижению сознательного усвоения материала учащимися.
Оборудование урока:
компьютеры;
мультимедийный проектор.
Методическое обеспечение урока:
карточки с заданиями;
комплекс упражнений для пальцев рук и глаз;
презентации для демонстрации материала.
План урока
1. Организационный момент:
приветствие, заполнение журнала;
объявление темы и цели урока;
разминка (развитие логического и абстрактного мышления);
проверка домашней работы.
2. Подготовительный этап:
актуализация прежних знаний;
объяснение нового материала.
3. Проверочный этап:
выполнение учащимися заданий и ответы на вопросы.
4. Основной этап:
выполнение учащимися индивидуальных заданий на компьютере.
5. Рефлексивный этап:
анализ уровня и качества выполнения заданий;
релаксация: выполнение учащимися упражнений.
6. Итоговый этап:
оценивание работы учащихся;
подведение итогов работы.
7. Информационный этап:
домашнее задание.
Ход урока
Организационный момент
Постановка темы, цели и задач урока.
Разминка
Имеются песочные часы: на 3 минуты и на 8 минут. Эликсир бессмертия надо варить ровно 7 минут. Как это сделать?
Ответ: Одновременно опрокидываем песочные часы на 3 и на 8 минут.
3-минутные часы будем запускать 5 раз, т.е. отсчитаем 15 минут. Варить эликсир начнем сразу же после остановки 8-минутных часов (15 - 8=7).
Проверка домашней работы.
Подготовительный этап
Актуализация прежних знаний
Что находится в системном блоке?
Для чего нужен процессор?
Какие виды памяти бывают и чем они отличаются?
В каком году и кем была предложена архитектура компьютера?
Какие основные блоки входят в архитектуру компьютера?
Объяснение нового материала. Для объяснения нового материала необходимо создать презентацию «Устройство компьютера».
Жесткий диск (винчестер) – основной вид накопителя постоянного хранения информации. Дисковод для гибкого диска – накопитель для съемных 3,5-дюймовых дискет. Накопитель на оптическом диске – привод компьютерного компакт-диска (CD-ROM) или диска DVD.
В состав компьютера входят устройства ввода и вывода информации. Монитор – устройство, предназначенное для вывода информации на экран. Для ручного ввода команд и данных используются клавиатура и мышь. Клавиатура является электронным устройством, состоящим из микросхемы. Мышь – устройство для определения относительных координат движения руки пользователя. Сканер – устройство ввода в компьютер информации с бумажного документа. Видеокарта относится к устройствам вывода и формирует изображение на экране монитора. Видеокарта работает в паре с монитором.
Принтеры бывают черно-белыми или цветными. По способу печати они делятся на:
матричные – изображение формируется из точек ударным способом, игольчатая печатающая головка перемещается в горизонтальном направлении;
струйные – в печатающей головке вместо иголок имеются тонкие трубочки-сопла, через которые на бумагу выбрасываются мельчайшие капельки чернил и создаются не только черно-белые, но и цветные изображения;
лазерные – способ формирования изображений создается с помощью лазерного луча, что позволяет получать типографское качество печати.
Звуковая карта – устройство, позволяющее компьютеру воспроизводить и записывать любые звуки, музыку с высоким качеством.
Колонки используются для игр, музыки и видео. Такие колонки можно подключить к системному блоку компьютера только при наличии в нём звуковой карты.
3. Проверочный этап
Вопросы и задания.
Ответить на вопросы, стр. 31.
4. Основной этап
Компьютерное тестирование
Выберите один или несколько правильных ответов.
Жесткий диск может быть следующих объемов:
1,44 Мб,
10 Гб,
40 Гб,
800 Мб.
Принтеры бывают:
лазерные,
ксерокопирующие,
струйные,
матричные.
Модем служит для:
выхода в Интернет,
передачи информации через телефонную линию,
игр через локальную сеть,
преобразования звуков.
Мультимедиа – это объединение:
звука,
принтера,
видео,
колонок.
Диски бывают:
магнитные,
гибкие,
мягкие,
жидкие.
Ответы:
1
2
3
4
5
B, C
A, C, D
A, B
A, C, D
A, B
5. Рефлексивный этап
Посмотреть и проанализировать уровень и качество выполненных заданий.
Каждый ученик подводит итог своей работы, отвечая на следующие вопросы:
Что у тебя получилось?
Какие затруднения вызвала данная тема?
Актуальна ли она?
Чем интересен был урок для тебя?
Что бы ты хотел пожелать самому себе?
Выполнитьрелаксацию для снятия напряжения с мышц тела.
Упражнения, направленные на профилактику нарушения осанки и снятия напряжения рекомендуется проводить через 30 минут, когда наступает утомление мышц спины.
«Буратино».
6. Итоговый этап
Выставить оценки и подвести итог урока.
Мы рассмотрели устройства, из которых состоит аппаратная часть компьютера. Это носители информации, устройства ввода и вывода информации. К ним относятся жесткий, гибкий и оптический диски, монитор, клавиатура, мышь, сканер, принтер, видеокарта, колонки, звуковая карта.
7. Информационный этап
Домашнее задание и пояснение.
Читатьтему 2.3, стр.29-31.
Написать в тетради рассказ«Компьютер – мой друг».
Урок 12 – 4 класс
Тема урока: Техника безопасности и организация рабочего места.
Цель урока: знать правила техники безопасности и организацию рабочего места.
Задачи урока:
образовательные
обезопасить работу в компьютерном классе и организовать рабочее место.
развивающие
обобщать и систематизировать изученный материал;
развивать логическое мышление.
воспитательные
воспитывать познавательный интерес;
воспитывать чувства товарищества и взаимовыручки, коммуникативные навыки, умение слушать, аккуратность в работе;
способствовать достижению сознательного усвоения материала учащимися.
Оборудование урока:
компьютеры;
мультимедийный проектор.
Методическое обеспечение урока:
карточки с заданиями;
комплекс упражнений для пальцев рук и глаз;
презентации для демонстрации материала.
План урока
1. Организационный момент:
приветствие, заполнение журнала;
объявление темы и цели урока;
разминка (развитие логического и абстрактного мышления).
проверка домашней работы.
2. Подготовительный этап:
актуализация прежних знаний.
объяснение нового материала.
3. Проверочный этап:
выполнение учащимися заданий и ответы на вопросы.
4. Основной этап:
выполнение учащимися индивидуальных заданий на компьютере.
5. Рефлексивный этап:
анализ уровня и качества выполнения заданий;
релаксация: выполнение учащимися упражнений.
6. Итоговый этап:
оценивание работы учащегося;
подведение итогов работы.
7. Информационный этап:
домашнее задание.
Ход урока
Организационный момент
Постановка темы, цели и задач урока.
Разминка
Имеется непрозрачная канистра емкостью 10 литров с бензином и два пустых сосуда; в один вмещается 7 литров, в другой – 2. Как из 10-литрового сосуда отлить в 7-литровый ровно 5 литров бензина?
Ответ
Операция
Емкость
10 л
7 л
2 л
До переливания
10
0
0
1-е переливание
10 – 7 = 3
0 +7 =7
0
2-е переливание
3
7 – 2 = 5
0 + 2 = 2
3-е переливание
3 + 2 =5
5
0
Проверка домашней работы.
Подготовительный этап
Актуализация прежних знаний
Карточка 1
Вопросы:
Как называется универсальное устройство для обработки информации? (компьютер)
Как называется устройство ввода информации? (клавиатура)
Как иначе можно назвать новости, знания, сообщения? (информация)
Как называется единица измерения информации? (килобайт)
Как называется устройство ввода информации в компьютер с листа бумаги? (сканер)
Как называется способ общения программы с пользователем? («внешний вид» программы) (интерфейс)
Как называется действие над информацией? (передача)
Карточка 2
Из слов, записанных на карточке, составить слова, связанные с информатикой и компьютером. Буквы в словах могут повторяться, но все они находятся в слове.
Овод, диск (дисковод).
Детка, си (дискета).
Миф, нота, икра (информатика).
Ель, писк (пиксель).
Сор, процесс (процессор).
Кол, кони (колонки).
Грамм, порог (программа).
Бег, май, там (мегабайт).
За каждый правильный ответ ученик получает один балл. Первый ученик, выполнивший все задания правильно, получает оценку «5».
Объяснение нового материала
Правила техники безопасности мы с вами повторяли на первом уроке. Сегодня мы еще раз повторим и расширим знания по технике безопасности и организации рабочего места.
В кабинете информатики находится большое количество компьютеров, подключенных к электрической сети. Чтобы обезопасить работу и не навредить своему здоровью, необходимо выполнять правила техники безопасности и принимать соответствующие меры предосторожности (учебник, стр. 31-32).
3. Проверочный этап
Вопросы и задания
Ответить на вопросы (стр. 33).
4. Основной этап
Выполнить на компьютере.
Напечатайте арифметические примеры в блокноте. Ответы проверьте с помощью программы Калькулятор.
100+78=178 54+17=71 50+56=116 789+11=800
5*9=45 5*7=35 8*9=72 4*3=12
25:5=5 18:6=3 81:9=9 63:7=9
78-23=55 99-11=88 156-56=100 431-131=300
5. Рефлексивный этап
Посмотреть и проанализировать уровень и качество выполненных заданий.
Каждый ученик подводит итог своей работы, отвечая на следующие вопросы:
Что у тебя получилось?
Какие затруднения вызвала данная тема?
Актуальна ли она?
Чем интересен был урок для тебя?
Чтобы ты хотел пожелать самому себе?
Выполнитьрелаксацию для снятия напряжения с мышц тела и глаз.
Гимнастика для пальцев рук
Гимнастика для глаз
6. Итоговый этап
Выставить оценки и подвести итог урока.
Во время работы за компьютером надо быть внимательным и выполнять все требования техники безопасности.
Для сохранения здоровья необходимо следить за правильной организацией рабочего места.
7. Информационный этап
Домашнее задание и пояснение.
Читать задание 2.4, стр. 31-33.
Урок 13 – 4 класс
Тема урока: Ввод информации.
Цель урока: знать назначение клавиатуры и клавиш.
Задачи урока:
образовательные
уметь работать с клавиатурой;
уметь правильно располагать пальцы рук на клавиатуре.
развивающие
развивать умение выделять главное, существенное;
обобщать и систематизировать изученный материал;
развивать логическое мышление.
воспитательные
воспитывать познавательный интерес;
воспитывать чувства товарищества и взаимовыручки; коммуникативные навыки, умение слушать, аккуратность в работе;
способствовать достижению сознательного усвоения материала учащимися.
Оборудование урока:
компьютеры;
мультимедийный проектор.
Методическое обеспечение урока:
карточки с заданиями;
комплекс упражнений для пальцев рук и глаз;
презентации для демонстрации материала.
План урока
1. Организационный момент:
приветствие, заполнение журнала;
объявление темы и цели урока;
разминка (развитие логического и абстрактного мышления);
проверка домашней работы.
2. Подготовительный этап:
актуализация прежних знаний;
объяснение нового материала.
3. Проверочный этап:
выполнение учащимися заданий и ответы на вопросы.
4. Основной этап:
выполнение учащимися индивидуальных заданий на компьютере.
5. Рефлексивный этап:
анализ уровня и качества выполнения заданий;
релаксация: выполнение учащимися упражнений.
6. Итоговый этап:
оценивание работы учащихся;
подведение итогов работы.
7. Информационный этап:
домашнее задание.
Ход урока
Организационный момент
Постановка темы, цели и задач урока.
Разминка
Имеется набор гирь: 1 г, 2 г, 4 г, 6 г, 8 г. Можно ли на чашечных весах при помощи этих гирь уравновесить деталь массой 15 г (5 г, 20 г)?
Актуализация прежних знаний. Кроссворд вывести на экран.
Разгадай кроссворд (рис.12) и выпиши ключевое слово по вертикали.
Гибкий магнитный диск в пластмассовом конверте.
Устройство вывода информации на бумажный носитель.
Сведения, знания, команды, которые мы получаем из окружающего мира.
Устройство для вывода информации на экран.
Совокупность четко сформулированных правил для решения задачи за конечное число шагов.
Накопитель для долговременного хранения данных и программ.
Устройство вывода и формирования изображения на экране монитора.
Устройство, находящееся на материнской плате и используемое для временного хранения информации.
Основной вид накопителя для постоянного хранения информации.
Оптическое устройство для ввода информации с бумажного документа.
Устройство для ввода информации в компьютер.
Рис.12. Кроссворд
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Ответы к кроссворду
д
и
с
к
е
т
а
п
р
и
н
т
е
р
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
я
м
о
н
и
т
о
р
а
л
г
о
р
и
т
м
с
т
р
и
м
е
р
в
и
д
е
о
к
а
р
т
а
п
а
м
я
т
ь
в
и
н
ч
е
с
т
е
р
с
к
а
н
е
р
к
л
а
в
и
а
т
у
р
а
Объяснение нового материала
Чтобы успешно работать на компьютере, необходимо уметь пользоваться не только мышкой, но и клавиатурой. Для ввода информации с помощью клавиатуры необходимо знать назначение клавиш и нажимать на них легко, коротко, быстро.
На клавиатуре находятся несколько блоков клавиш – это буквенно-цифровой блок, блок управления курсором, цифровой блок, функциональные клавиши, блок работы с экраном.
Буквенно-цифровой блок предназначен для ввода символов, указанных на клавише. Каждая клавиша может работать в нескольких режимах:
Курсор – это специальный элемент управления для редактирования текста. Он выглядит как мигающий символ (вертикальная черточка) на экране, и указывает, с какой позиции следует начинать ввод информации.
Раздать учащимся карточки с назначением клавиш. Подготовить презентацию «Расположение пальцев рук на клавиатуре».
3. Проверочный этап
Вопросы и задания
Ответить на вопросы, стр. 36.
4. Основной этап
Работа на компьютере
Клавиатурный тренажер в любой имеющейся программе: Solo на клавиатуре, Babytype и другие.
5. Рефлексивный этап
Каждый ученик подводит итог своей работы, отвечая на следующие вопросы:
Что у тебя получилось?
Какие затруднения вызвала данная тема?
Актуальна ли она?
Чем интересен был урок для тебя?
Чтобы ты хотел пожелать самому себе?
Выполнитьрелаксацию для снятия напряжения с мышц тела и глаз.
Гимнастика для пальцев рук.
слегка кистями.
Гимнастика для глаз.
6. Итоговый этап
Выставить оценки и подвести итог урока.
Итак, мы с вами изучили назначение клавиш и правильное расположение пальцев рук на клавиатуре. Больших успехов ты достигнешь, если будешь знать назначение клавиш и правильно их использовать.
7. Информационный этап
Домашнее задание и пояснение.
Читатьтему 2.5, стр.33-36.
Урок 14 – 4 класс
Тема урока: Обработка текстовой информации.
Цель урока: освоить способы представления символьной информации в компьютере.
Задачи урока:
образовательные
знать основные программные средства для обработки текстовой информации и освоить их возможности.
развивающие
развивать умение выделять главное, существенное;
обобщать и систематизировать изученный материал;
развивать логическое и абстрактное мышление.
воспитательные
воспитывать познавательный интерес;
воспитывать чувства товарищества и взаимовыручки; коммуникативные навыки, умение слушать, аккуратность в работе;
способствовать достижению сознательного усвоения материала учащимися.
Оборудование урока:
компьютеры;
мультимедийный проектор.
Методическое обеспечение урока:
карточки с заданиями;
комплекс упражнений для пальцев рук и глаз;
презентации для демонстрации материала.
План урока
1. Организационный момент:
приветствие, заполнение журнала;
объявление темы и цели урока;
разминка (развитие логического и абстрактного мышления).
2. Подготовительный этап:
актуализация имеющихся знаний;
объяснение нового материала.
3. Проверочный этап:
выполнение учащимися заданий и ответы на вопросы.
4. Основной этап:
выполнение учащимися индивидуальных заданий на компьютере.
5. Рефлексивный этап:
анализ уровня и качества выполнения заданий;
релаксация: выполнение учащимися упражнений.
6. Итоговый этап:
оценивание работы учащегося;
подведение итогов работы.
7. Информационный этап:
домашнее задание.
Ход урока
Организационный момент
Постановка темы, цели и задач урока.
Разминка
В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас и вода. Известно, что вода и молоко не в бутылке; в банке не лимонад и не вода; стакан стоит между банкой и сосудом с молоком. В каком сосуде находится каждая из жидкостей?
Ответ: в бутылке находится лимонад, в стакане – вода, в кувшине – молоко, в банке – квас.
Подготовительный этап
Актуализация имеющихся знаний. Проверка домашней работы.
В таблице (рис.13) укажи числами соответствие между назначением и названием клавиш.
№
Назначение клавиши
Название клавиши
Номер соответствия
1
Клавиша временной фиксации прописных букв.
NUMLOCK
2
Клавиша установки пробела между символами.
PAUSE
3
Клавиша, с помощью которой удаляют символ, расположенный слева от курсора.
DELETE
4
Основная клавиша, используемая для ввода команд, выполнения каких-либо действий.
CTRL
5
Клавиша, при нажатии которой происходит отмена действия или выход из некоторого состояния.
TAB
6
Клавиша табуляции.
ENTER
7
Сокращенное название клавиши Control.
END
8
Клавиша, используемая для паузы.
SPACEBAR
9
Клавиша, переводящая курсор на страницу вниз.
ESC
10
Клавиша, предназначенная для переключения режимов вставки/замены символов.
ALT
11
Клавиша, с помощью которой удаляют символ, расположенный справа от курсора.
BACKSPASE
12
Клавиша, при нажатии которой происходит постоянная фиксация верхнего регистра.
HOME
13
Клавиша, фиксирующая числовой режим работы цифровой клавиатуры.
SHIFT
14
Клавиша, обеспечивающая перемещение курсора в конец текущей строки.
PgDn
15
Клавиша, обеспечивающая перемещение курсора в начало текущей строки.
CAPSLOCK
15
Специальная клавиша, функционирующая при совместном нажатии с другой клавишей.
INSERT
Рис.13. Найди соответствие
Объяснение нового материала.
В настоящее время компьютер является одним из основных инструментов подготовки текстовых документов. Для обработки документов необходима специальная программа Текстовый редактор.
С текстовым редактором Блокнот вы уже знакомы. В нем набирали и редактировали небольшой текст. Существуют более мощные текстовые редакторы, которые называют текстовыми процессорами. К ним относится текстовый процессор WordPadиз группы программ Стандартная меню Пуск.
Рассказать о четырех этапах работы с текстом: наборе текста, редактировании, форматировании и печати. Особое внимание уделить на правила набора текста.
Клавишу ввода Enter необходимо нажимать только в конце абзаца.
В конце текста не надо нажимать на клавишу Enter. Как только курсор достигнет конца строки, он сам перейдет на начало следующей строки.
При использовании скобок, дефисов и кавычек пробелы ставятся только между словами.
После знака препинания ставится только один пробел. Перед знаком препинания пробел не ставится, чтобы во время переноса знак препинания не отделялся от слова.
Неверно набранный символ слева удаляйте клавишей Backspace, справа – Delete.
3. Проверочный этап
Вопросы и задания
Ответить на вопросы, стр. 39.
4. Основной этап
Работа на компьютере
Задание 1
Открой программу WordPad: Пуск– Программы – Стандартные –WordPad.
В меню Вид выбери пункт Панель инструментов и по всплывающим подсказкам запиши назначения каждой кнопки.
Выведи на экран линейку в меню Вид.
Установи на горизонтальной линейке маркер отступа первой строки на 1 см.
Создай новый документ. Для этого щелкни на кнопке Создать или Файл–Создать ...,выбери в окнеНовый документ, щелкниОК.
Напечатай текстовую информацию в сочетании с числами и знаками препинания.
Клематис (Clematis)
Клематис (Clematis) – род вьющихся растений относящийся к семейству лютиковых (рис.14). Он насчитывает более 300 видов лиан, кустарников или травянистых многолетних растений с одревесневающими листьями. В Казахстан большинство клематисов попало из Китая, где они широко распространены (108 видов). Первым культурным видом стал клематис фиолетовый (Clematis viticella), привезенный в Англию из Испании в 1560 году. Рис.14. Клематис
В начале XIX века в Англии началась работа по выведению садовых сортов различных видов клематисов. В 1835 году путем скрещивания двух видов (Clematis integrifolia и Clematis viticella) был получен первый сорт – Clematis xeriosteton Hendersonii.
Щелкни на кнопку Сохранить (изображение дискеты).
Введи имя документа в поле Имя файла клематис.rtf.
Сохрани документ в папке Мои документы, в папке 4 класс.
Закрой окно программы WordPad: Файл–Выход.
Задание 2
Открой документ, щелкнув по кнопке Открыть или Файл–Открыть…, открой папку Мои документы\4 класс\клематис.rtf.
На этапе редактирования выполни: вставку пропущенных букв (с помощью клавиши Insert), замену одной буквы на другую, удаление лишних букв, пробелов(с помощью клавиш Delete, Backspace),разрезку (с помощью клавиши Enter) и склеивание строки(с помощью клавиши Delete).
Вставь в слово клематис две буквы так, чтобы получилось новое слово.
Сохрани документ с помощью команды Файл–Сохранить как…под именем клематис_вставка.rtf.
Закрой окно программы WordPad: Файл–Выход.
Задание 3
Открой документ, щелкнув по кнопке Открыть или Файл–Открыть…, открой папку Мои документы\4 класс\клематис.rtf.
Удали из слова клематис две буквы так, чтобы получилось новое слово. Напиши как можно больше слов, полученных из этого слова, например: климат, лес, мел и т.д.
Сохрани документ с помощью команды Файл–Сохранить как…под именем клематис_удаление.rtf.
Закрой окно программы WordPad: Файл–Выход.
Задание 4
Открой программу WordPad. С помощью команды менюВидустанови Панель форматирования. Выпиши названия всех кнопок, списков и полей этой панели.
Открой документ, щелкнув по кнопке Открыть или Файл–Открыть…, открой папку Мои документы\4 класс\клематис.rtf.
Используя буфер обмена, размести на экране вторую копию документа.
Задай для каждого абзаца свой цвет, используя кнопку Цвет на Панели форматирования.
Измени начертание символов в тексте таким образом, чтобы было использовано полужирное, курсивное, полужирное курсивное, полужирное подчеркнутое.
Примени выравнивание заголовка по центру для текста первого абзаца – по левому краю, второго абзаца – по правому краю.
Измени размер и типшрифта.
Сохрани документ с помощью команды Файл–Сохранить как…под именем форматирование1. rtf.
Закрой окно программы WordPad: Файл–Выход.
5. Рефлексивный этап
Каждый ученик подводит итог своей работы, отвечая на следующие вопросы:
Что у тебя получилось?
Какие затруднения вызвала данная тема?
Актуальна ли она?
Чем интересен был урок для тебя?
Чтобы ты хотел пожелать самому себе?
Выполнитьрелаксацию для снятия напряжения с мышц тела и глаз.
Гимнастика для пальцев рук.
Гимнастика для глаз.
6. Итоговый этап
Выставить оценки и подвести итог урока.
Мы учились на уроке, как правильно печатать текст, редактировать, форматировать и выводить на печать. Полученные знания, умения и навыки обработки текстовой информации позволят в дальнейшем быстрее осваивать более мощные текстовые процессоры, обрабатывать профессионально любой текстовый документ.