Методическая разработка урока информатики в 8 классе "Обобщающий урок. Информация и информационные процессы"
Методическая разработка урока информатики в 8 классе "Обобщающий урок. Информация и информационные процессы"
Тема урока: Обобщающий урок. Информация и информационные процессы.
Оборудование: компьютеры, маршрутные листы каждой группы, задания для каждой группы, карточки с терминами, канцелярские принадлежности, листок для оценивания результатов.
Цели урока:
Систематизация знаний по теме: “Информация и информационные процессы”.
Формирование практических навыков применения информационных процессов.
Построение структурно – логической схемы основных понятий темы “Информация и информационные процессы”.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока информатики в 8 классе "Обобщающий урок. Информация и информационные процессы"»
8 класс
Тема урока: Обобщающий урок. Информация и информационные процессы.
Оборудование: компьютеры, маршрутные листы каждой группы, задания для каждой группы, карточки с терминами, канцелярские принадлежности, листок для оценивания результатов.
Цели урока:
Систематизация знаний по теме: “Информация и информационные процессы”.
Формирование практических навыков применения информационных процессов.
Построение структурно – логической схемы основных понятий темы “Информация и информационные процессы”.
Задачи урока:
Учебная – обобщение и систематизация знаний.
Развивающая – развитие приемов умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы. Повышение информационной культуры учащихся, интереса к предмету “Информатика”.
Воспитательная – развитие познавательного интереса учащихся, ответственности, самостоятельности, самооценки, умения работать в коллективе.
Ход урока.
Организационный момент. Проверка отсутствующих.
Анализ контрольной работы.
Актуализация знаний учащихся.
Содержательный подход к измерению информации.
Кибернетический (алфавитный) подход к измерению информации
Путешествие по городам информации (работа в командах).
ГОРОД МЫСЛИТЕЛЕЙ.
Дидактическая цель: закрепить правильность выбора подходов (алфавитного, содержательного, технического и вероятностного) в решении задач.
Вид деятельности: вычисления. (Для каждой группы индивидуальные карточки)
Задание: Решить задачи. В ключе выбрать правильные ответы, сопоставить им символы и получить слово.
Карточка №1
Задача 1
Какой объем оперативной памяти требуется для хранения текста статьи объемом 4 страницы, на каждой из которых размещены 32 строки по 64 символа?
Задача 2
На гибком магнитном диске объемом 180 Кбайт размещен текст, занимающий 10 секторов. Диск разбит на 40 дорожек по 9 секторов. Сколько символов содержит этот текст?
Задача 3
Сколько цветов максимально можно использовать при создании изображения размером 350х200, чтобы его размер не превышал 68 Кбайт?
Задача 4
При угадывании целого числа в диапазоне от 1 до N было получено 7 бит информации. Чему равно загаданное число?
Задача 5
Часть страниц книги является цветным изображением в 16-цветной палитре и в формате 320х640 точек: страницы, содержащие текст, имеют формат 64 строки по 48 символов в строке. Определите максимально возможное количество страниц книги, которое можно сохранить на внешнем запоминающем устройстве объемом 40 Мбайт?
Задача 6
Объем свободной памяти на диске 5,38 Мбайт. Разрядность звуковой платы – 16 бит. Какова длительность звучания цифрового аудиофайла, записанного с частотой дискретизации 22,05 кГц?
Ключ к ответам
Ответ
Символ
3 Кб
у
128
н
5120 байт
и
8 Кб
Ш
256
м
8192 Кб
а
5120 символов
е
10 Кб
т
1584 страницы
о
5120 бит
б
1600 страниц
з
8192 символа
щ
Ответ: Шеннон
ГОРОД НЕРАЗГАДАННЫХ ТАЙН
Дидактическая цель: повышение мотивации обучаемых, расширение интеллектуально-познавательной сферы.
Вид деятельности: анализ, сопоставление, сравнение.
Задание: разгадать кроссворд.
Кроссворд
Информационный процесс.
Среда для записи и хранения информации.
Сведения, которые нас интересуют.
Процесс преобразования одного набора знаков в другой.
Наука, занимающаяся разработкой способов защиты информации.
Свойство информации, отражающее истинное положение дел.
Свойство информации, характеризующее её достаточность для понимания и принятия решения.
Набор знаков, в котором определён их порядок.
Материальный носитель информации.
Вид информации, которую человек воспринимает кожей.
ГОРОД ШИФРОВАНИЯ
Дидактическая цель: развитие логического мышления, внимания, подбор алгоритма решения задачи.
Вид деятельности: анализ, сопоставление, сравнение.
Задание: расшифровать сообщение.
Задание №1
Учитель информатики Николай Александрович Иванов получил письмо в непривычной кодировке.
Вспхпфыкш Ьчщэъпш Пъфщапьуяэсчж !
О юэъвжчъ Спзф ючалыэ. Аюпачрэ цп юячтъпзфьчф.
О юячфув щ Спы псбэрваэы,
щэбэякш юячркспфб ьп ыэащэсащчш
псбэсэщцпъ с авррэбв с юэъуфьл.
А вспхфьчфы, Щэяэьэс Чспь Афятффсчж.
Единственное, в чём он был уверен: письмо пришло ему, коль скоро он прочитал его в почтовом ящике на своём компьютере. А это уже давало ключ к разгадке: второе и третье слова в этом тексте означали
“Николай Александрович”.
Очень быстро Николай Александрович прочитал письмо. А вы?
Задание №2
Зашифровано русское слово @$&
Расшифруй это слово, если известно что:
@/16 =z
x+x=z
@+x=&
z*6=k
k+x=$
z/2=1
ГОРОД ТЕСТОГРАД.
Дидактическая цель: сконцентрировать внимание учащихся на основных вопросах темы, оценить уровень знаний.
Вид деятельности: индивидуальное тестирование на компьютере с выводом результатов.
Задание:
Тест №1 по теме ”Информация и информационные процессы”
Перевод текста с английского языка на русский можно назвать:
информационным процессом передачи информации;
информационным процессом обработки информации;
информационным процессом хранения информации;
информационным процессом поиска информации;
В системе “Человек - телевизор” носителем информации является:
гравитационное поле;
звуковые и световые волны;
электромагнитные волны;
вакуум;
Какое из утверждений ЛОЖНО:
хранение информации можно осуществлять без компьютера;
хранение информации можно осуществлять в библиотеке, видеотеке, архиве и пр.;
хранение информации можно осуществить в памяти компьютера;
хранение информации можно осуществить без материального носителя.
Информацию, не зависящую от личного мнения или суждения, можно назвать:
достоверной;
актуальной;
объективной;
понятной.
Какое из высказываний ЛОЖНО:
дискета может являться носителем графической информации;
грампластинка может являться носителем графической информации;
холст может являться носителем графической информации;
видеопленка может являться носителем графической информации.
Информацию, изложенную на доступном для получателя языке, называют:
полной;
полезной;
понятной;
достоверной.
В уравнении AA+B=BCC разные цифры кодируются разными буквами. Чему равно значение выражения 2A+3B+4C:
18;
21;
22;
19.
Какое из пяти приведенных ниже слов нельзя закодировать с помощью четырех символов (число символов кода должно быть равно число букв слова):
елка;
лапка;
капот;
процесс преобразования дискретного сигнала в непрерывный.
9. В алфавите формального (искусственного) языка всего два знака-буквы (“0”и ”1”). Каждое слово этого языка состоит из трех букв. Какое максимальное число возможно в этом языке:
8;
10;
16;
6.
ГОРОД ЭРУДИТОВ
Дидактическая цель: проверка терминологии по теме, развитие логического мышления, внимания, памяти.
Вид деятельности: сравнение, сопоставление.
Задание: разгадать ребус.
Рисунки:
Подведение итогов.
Домашнее задание: Создать мини-проект «Информация в технике».