Разработка урока информатики "Алгоритмы. Закрепление материала"
Разработка урока информатики "Алгоритмы. Закрепление материала"
Раздел «Алгоритмы» является фундаментом всего курса информатики в средней школе, поэтому целесообразно проведение открытого урока именно по этой теме.
Урок представлен в игровой форме, как урок-путешествие. На протяжении всего урока учащимся нужно преодолевать препятствия для достижения определенной цели. Урок построен таким образом, чтобы все учащиеся принимали активное участие. Тип урока: урок-закрепление изученного материала. Вид урока: урок-творчество. Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, коллективная; устная, письменная.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цели:закрепить знания учащихся об основных алгоритмических структурах: линейные, с ветвлением, с циклом, с ветвлением и циклом; совершенствовать умение составлять алгоритмы разных видов; развивать логическое мышление, творческое воображение, фантазию; способствовать развитию речи; воспитывать нравственные качества, культуру работы в коллективе.
Оборудование: учебник «Информатика в играх и задачах», бутылка с запиской, карта, мяч, маркер, магнитный или пластилиновый якорь, наглядный материал, таблички, «волшебные листья», осьминожки.
Ход урока
Перед уроком парты ставятся таким образом, чтобы впереди было свободное место.
I «Отправляемся в море»
-Ребята, сегодня утром я нашла в классе странную бутылку. (Бутылка интересной формы, заметно, что внутри записка.) Посмотрим, что там?
Учитель (достает записку, читает) «Отправился в путешествие. Попал в шторм. Где я? Помогите, Боб»
- Как вы думаете, что случилось с Бобом? (дети выдвигают гипотезу о том, что с Бобом произошло.)
- Конечно, мы должны помочь Бобу, а это значит, мы отправляемся в путешествие по морю.
Учитель демонстрирует карту.
- Это, ребята, морская карта, она поможет нам. Маркером будем отмечать наш путь.
- Вперед, к приключениям.
II «Путешествуем по карте»
1) О с т р о в О б е з ь я н
Составление линейного алгоритма
- Самый первый остров на карте - остров Обезьян. Поплывем туда.
Мы смешные обезьянки
Любим бегать и скакать
С нами в мячик поиграйте-
Мы поможем путь узнать.
- Обезьянки укажут нам путь, если мы выполним задание: игра в мяч.
Учитель вызывает к доске несколько учащихся.
- Нужно составить алгоритм «Войди в дом»
- Вы называете 1 действие алгоритма и бросаете мяч следующему игроку. Последний говорит конец.
Начало
Достань ключ
Вставь в замок
Поверни 2 раза
Толкни дверь
Войди
Закрой дверь
Конец
Обезьянки говорят, что Боб поплыл к Бухте Водяного
2) Б у х т а в о д я н о г о
Исполнение алгоритма, записанного условными знаками.
Прослушивание песенки из мультфильма «Летучий корабль» (я водяной, я водяной…)
Я просил прислать мне друга,
Что прислали? Не пойму!
Что за шифр такой ребята?
Разгадать я не могу.
- Поможем водяному, а он скажет, где Боб.
- Как вы думаете, что прислали водяному? (Алгоритм, записанный условными знаками.)
Записан на альбомном листе.
Выполним его (один учащийся читает, остальные выполняют в «Черепашке»
- Какого же друга прислали водяному? (Щенка)
Что нужно знать, чтобы выполнить это задание? (Условные знаки.)
- Следующий пункт «Скала русалок»
3) С к а л а р у с а л о к
Определение вида алгоритма по схеме
На этой скале живут русалки. Они знают очень много, но вот с алгоритмами просто беда. В морской школе им задали разложить схемы алгоритмов с ветвлениями и циклами. Только показать это нужно очень тихо, чтоб не услышал Водяной.
Мы, русалки, загадали
То. Что сами не узнали.
Где тут цикл, а где ветвленье?
Знают дети, без сомненья.
Молча зарисуйте нам,
Путь дальнейший скажем вам.
- На рабочем столе откройте документ со своими именами. Если на схеме, нарисованной в нем, - ветвление, вы рисуете в своем документе круг; если же цикл, то квадрат. Игра заканчивается, когда разгаданы все схемы
4) В о д о в о р о т о с ь м и н о г а
Составление алгоритма с ветвлением
- Дальше, ребята, наш путь лежит к водовороту Осьминога
- Ребятки. Этот осьминог не может угадать, кто из этих малышей его сын.
У меня случилось горе –
Сын мой убежал из дома.
Вот четыре осьминожка,
Кто из них мой милый крошка?
- Все осьминожки в мешке. Мы должны составить алгоритм нахождения нужного осьминожка.
Все признаки написаны на доске.
Семь щупалец.
Есть шляпка.
Улыбается.
- Как будем действовать?
- Составим алгоритм (участвуют 8 человек)
Учитель раздает детям таблички:
1
Достать осьминожка
-й ученик 2-й ученик
3-й ученик
Сосчитать щупальца
Найти шляпку
4-й ученик
5
Посмотреть, есть ли улыбка
-й ученик
6
Отпустить
-й ученик 7-й ученик
8-й ученик
- Составим алгоритм вместе:
- Кто стоит первым? Вторым? Третьим? И т.д. Кто у нас условие?
- Сколько вариантов ответа? (2, поэтому ученики с командами «Конец» и «отпустить» берут за руки ученика – «условие»
- Осьминог на радостях сказал, что точно видел Боба на острове затонувших кораблей. И дал подарок – листья лилии.
5) О с т р о в з а т о н у в ш и х к о р а б л е й
- Но оказывается, на остров попасть не так-то просто: вокруг мель и корабль не пройдет.
- Хорошо, что осьминог дал нам волшебные листья лилии. Они не тонут в воде.
-Кто пойдет на остров за Бобом?
Участвуют 4 учащихся.
2 ученика становятся на расстоянии 3 м. от доски. Учитель дает им по 2 листа. Их задача добраться до доски (коснуться)
- Только помните, что наступать можно только на лист.
- Как действовать нашим смельчакам? (Положить один лист, встать на него, положить впереди другой лист, перепрыгнуть на него, взять первый и т.д.)
- В это время два других ученика составляют эту схему алгоритма в текстовом редакторе.