kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по теме "Составление программ с использованием циклических алгоритмов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: "Составление программ с использованием циклических алгоритмов"

Продолжительность: 2 урока по 40 минут.

Класс: 9

Технологии: использование презентации

Аннотация:

Использование информационных технологий в процессе преподавания информатики и ИКТ  дает возможность более доступно излагать материал, с учётом экономии времени и заинтересованности детей в процессе.    Можно выделить наиболее эффективные приемы на этом уроке:

 - при проверке домашнего задания – позволяет иллюстрировать ответы разнообразными наглядными средствами;                                                                                                                                    - при проверке фронтальных самостоятельных работ – обеспечивает быстрый контроль результатов;

Очевидны  и приоритетные направления в работе с использованием информационных технологий:

- сокращается время при выработке технических навыков учащихся;                                                  - увеличивается количество тренировочных заданий;                                                                       - достигается оптимальный темп работы ученика;-  у большинства детей повышается мотивация учебной деятельности.

Практическая реализация:

«Программирование циклических алгоритмов даёт шаг к следующему этапу, программированию массивов»

«Доступно, понятно, интересно!» Ратушин Андрей 9 класс

Конспект урока:

Цели урока:

  • формирование технологии программирования циклических алгоритмов с использованием операторов цикла;
  • развитие логического и абстрактного мышления;
  • формирование самостоятельности и ответственности при работе с компьютером.

Тип урока:

  • 1 урок объяснения и  закрепления полученных знаний, умений и навыков.
  • 2 урок выработка умений и навыков при работе среде программирования PascalABC.

Межпредметные связи:

  • математика,
  • компьютерные технологии.

Средства обучения:

  • среда программирования PascalABC;
  • презентация,
  • раздаточный материал.

Оборудование:

  • 12 компьютеров.

План урока:

  1. Организация начала занятия (2 мин.);
  2. Повторение изученного материала (5 мин);
  3. Этап объяснения и закрепления полученных знаний, умений и навыков (30 мин.);
  4. Подведение итогов урока (3 мин.).

Учащиеся должны знать:

  • понятия цикл, тело цикла;
  • типы циклов и их назначение;
  • правила организации циклов;
  • структуры циклов на языке программирования PascaABC.

Учащиеся должны уметь:

  • решать задачи в программе с применением операторов цикла.

Ход урока

Сегодня мы с вами совершим путешествие по стране ЦИКЛ. Почему она получила такое название, вам должны подсказать выполненные на уроке задания.

Цель нашего урока: слайд 2

Проверка домашнего задания.

  1. Работа у доски:
  • 1 ученика с задачами:

№1 Подсчитать сумму всех нечётных чисел от 301 до 505.

Program r1;

Var  s, i:integer;

Begin

S:=0; i:=301;

While i<=301 do  begin

s:=s+1;

i:=i+1;

end;

writeln (‘s=’,s);

end.

Проверка Д/З

  • Первый  ученик к доске: Оператор цикла «с параметром +1 и -1»
  • Второй  ученик к доске: Оператор цикла «с постусловием и предусловием».
  1. Устный опрос для всего класса:
    1. Раздел переменных; (var)
    2. Тело программы записывается между; (beginend.)
    3. Оператор вывода данных на экран;( write или writeln)
    4. Оператор ввода данных с клавиатуры; (read или readln)
    5. Оператор присваивания; (:=)
    6. Операторные скобки;(beginend;)
    7. Ветвление в полной форме; ( if Q then P else T;)
    8. Ветвление в неполной форме (if Q then P; )
  2. По – домашнему заданию – есть замечание, наличие ошибок?
  3. Ответы у доски 1,2 ученики Оценивание.
  4. Решение задач устно (слад 3- 6)

Работа в терадях. Запешите число и тему урока: Составление программ с использованием циклических алгоритмов

ОНМ Метки и операторы перехода(слайд 8)

 

(слайд 9)

 

Решение задачи

Program NOD;

uses crt;

label 1,2;

var

x, y, n, m, c : integer;

begin

clrscr;

writeln(‘Введите 2 числа n и m’);

read(n, m);

x:=n;

y:=m;

1: if x=y then x:=x-y else y:=y-x;

goto 1;

2: nod:=x;

writeln(‘NOD=’,nod);

end.

135 и 75

ОНМ (слайд 10)

 

(слайд 11)

 

 Решение

Не трудно понять, что если b не больше и не меньше a, то значит оно равно a. В таком случае логическое выражение при while вернет false, и цикл прервется.

var

    a,b: integer;

 begin

    randomize;

    a := random(100);

     while a <> b do begin

        write('Введи число: ');

        readln(b);

        if b > a then

            writeln('Много')

        else

            if b < a then

                writeln('Мало')

            else

                writeln('Угадал');

    end;

 readln

end.

  1. Физкультминутка
  2. Задание в парах по вариантам ( карточки): Составить блок – схему и программу к задачам.

Задачи

  1.  

№1 Подсчитать сумму квадратов чисел от 10 до20.(s=0, i=10,20 s=s+i*i)

№2 Составить программу  вычисления значения выражения:

i=1501i5

К – 2

№1 Подсчитать сумму квадратов чисел от 20 до 30.

№2 Составить программу  вычисления значения выражения:

i=1301i4

K - 3

№1 Подсчитать сумму квадратов чисел от 30 до40.

№2 Составить программу  вычисления значения выражения:

i=14012+i

K - 4

№1 Подсчитать сумму квадратов чисел от 40 до50.

№2 Составить программу  вычисления значения выражения:

i=1201i2

K - 5

№1 Подсчитать сумму квадратов чисел от 10 до50.

№2 Составить программу  вычисления значения выражения:

i=12515+i

  1. Решим задачу у доски

Решение

P=P+P*0.1

L=L+L*0.07

I=1,10

P=V,  L=V

L=V

V

начало

P=P+P*0.1

L=L+L*0.07

конец

R

R=P/L

 

I=1,10

P=V,  L=V

L=V

V

начало

program procet;

var p,v,L,i: integer;

r: real;

begin

write(‘Введите сумму начального вклада V=’);

read(v);

p:=v; L:=v;

for i:=1 to 10 do begin

 

        P=P+P*0.1;  L=L+L*0.07;  end;

      r:=p/L;

Writeln (‘Мистер Пипкин богаче Мистера Липкина в ’,r, ‘раз(а)’ );

End. 

  1. Техника безопасности

 

 

  1. Работа в программе. На втором уроке набираем все программы и заносим результаты в тетрадь
  2. Физкультминутка.
  3. Самостоятельная работа.

Задачи: 1 вариант

  1. Составить программу для вычисления

i=130i2i2+2

  1. Напечатать таблицу умножения на 7 ( n=7 Для каждого i =1 до 10  выполнить n*i )
  2. По заданному вещественному значению x и целому значению n вычислите k= xn

Дополнительно

  1. Дано число n. Из чисел 1, 4, 9, 16, 25, 36, 42, 64, 81 напечатать те, которые не превышают n (для каждого i=1 до 9  i=i*i   пока n<=i повторять  сообщить i)

Задачи 2 вариант:

  1. Составить программу для вычисления

k=140kk2+3

  1. Напечатать таблицу умножения на 8 ( n=8 Для каждого i =1 до 10  выполнить n*i )

Дополнительно

  1. По заданному вещественному значению x и целому значению n вычислите k= xn
  2. Дано число n. Из чисел 1, 4, 9, 16, 25, 36, 42, 64, 81 напечатать те, которые не меньше n (для каждого i=1 до 9  i=i*i   пока nБ=i повторять  сообщить i)
  1. Дача Д/З теория Циклы.
  2. Итог урока (слайды 19-23)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока Циклы»

Предмет: Информатика 2 урока объяснения и закрепления.

Тема: "Составление программ с использованием циклических алгоритмов"

Продолжительность: 2 урока по 40 минут.

Класс: 9

Технологии: использование презентации

Аннотация:

Использование информационных технологий в процессе преподавания информатики и ИКТ дает возможность более доступно излагать материал, с учётом экономии времени и заинтересованности детей в процессе. Можно выделить наиболее эффективные приемы на этом уроке:

- при проверке домашнего задания – позволяет иллюстрировать ответы разнообразными наглядными средствами; - при проверке фронтальных самостоятельных работ – обеспечивает быстрый контроль результатов;

Очевидны и приоритетные направления в работе с использованием информационных технологий:

- сокращается время при выработке технических навыков учащихся; - увеличивается количество тренировочных заданий; - достигается оптимальный темп работы ученика;

- у большинства детей повышается мотивация учебной деятельности.

Практическая реализация:

«Программирование циклических алгоритмов даёт шаг к следующему этапу, программированию массивов»

«Доступно, понятно, интересно!» Ратушин Андрей 9 класс

Конспект урока:

Цели урока:

  • формирование технологии программирования циклических алгоритмов с использованием операторов цикла;

  • развитие логического и абстрактного мышления;

  • формирование самостоятельности и ответственности при работе с компьютером.

Тип урока:

  • 1 урок объяснения и закрепления полученных знаний, умений и навыков.

  • 2 урок выработка умений и навыков при работе среде программирования PascalABC.

Межпредметные связи:

  • математика,

  • компьютерные технологии.

Средства обучения:

  • среда программирования PascalABC;

  • презентация,

  • раздаточный материал.

Оборудование:

  • 12 компьютеров.

План урока:

  1. Организация начала занятия (2 мин.);

  2. Повторение изученного материала (5 мин);

  3. Этап объяснения и закрепления полученных знаний, умений и навыков (30 мин.);

  4. Подведение итогов урока (3 мин.).

Учащиеся должны знать:

  • понятия цикл, тело цикла;

  • типы циклов и их назначение;

  • правила организации циклов;

  • структуры циклов на языке программирования PascaABC.

Учащиеся должны уметь:

  • решать задачи в программе с применением операторов цикла.

Ход урока

Сегодня мы с вами совершим путешествие по стране ЦИКЛ. Почему она получила такое название, вам должны подсказать выполненные на уроке задания.

Цель нашего урока: слайд 2

  1. Проверка домашнего задания.

  2. Работа у доски:

  • 1 ученика с задачами:

№1 Подсчитать сумму всех нечётных чисел от 301 до 505.

Program r1;

Var s, i:integer;

Begin

S:=0; i:=301;

While i

s:=s+1;

i:=i+1;

end;

writeln (‘s=’,s);

end.

Проверка Д/З

  • Первый ученик к доске: Оператор цикла «с параметром +1 и -1»

  • Второй ученик к доске: Оператор цикла «с постусловием и предусловием».

  1. Устный опрос для всего класса:

      1. Раздел переменных; (var)

      2. Тело программы записывается между; (beginend.)

      3. Оператор вывода данных на экран;( write или writeln)

      4. Оператор ввода данных с клавиатуры; (read или readln)

      5. Оператор присваивания; (:=)

      6. Операторные скобки;(beginend;)

      7. Ветвление в полной форме; ( if Q then P else T;)

      8. Ветвление в неполной форме (if Q then P; )

  2. По – домашнему заданию – есть замечание, наличие ошибок?

  3. Ответы у доски 1,2 ученики Оценивание.

  4. Решение задач устно (слад 3- 6)









  1. Работа в терадях. Запешите число и тему урока: Составление программ с использованием циклических алгоритмов



  1. ОНМ Метки и операторы перехода(слайд 8)

(слайд 9)



Решение задачи

Program NOD;

uses crt;

label 1,2;

var

x, y, n, m, c : integer;

begin

clrscr;

writeln(‘Введите 2 числа n и m’);

read(n, m);

x:=n;

y:=m;

1: if x=y then x:=x-y else y:=y-x;

goto 1;

2: nod:=x;

writeln(‘NOD=’,nod);

end.

135 и 75

ОНМ (слайд 10)

(слайд 11)


Решение

Не трудно понять, что если b не больше и не меньше a, то значит оно равно a. В таком случае логическое выражение при while вернет false, и цикл прервется.

var

a,b: integer;

begin

randomize;

a := random(100);

while a b do begin

write('Введи число: ');

readln(b);

if b a then

writeln('Много')

else

if b

writeln('Мало')

else

writeln('Угадал');

end;

readln

end.

  1. Физкультминутка

  2. Задание в парах по вариантам ( карточки): Составить блок – схему и программу к задачам.

Задачи

К-1

№1 Подсчитать сумму квадратов чисел от 10 до20.(s=0, i=10,20 s=s+i*i)

№2 Составить программу вычисления значения выражения:

К – 2

№1 Подсчитать сумму квадратов чисел от 20 до 30.

№2 Составить программу вычисления значения выражения:

K - 3

№1 Подсчитать сумму квадратов чисел от 30 до40.

№2 Составить программу вычисления значения выражения:

K - 4

№1 Подсчитать сумму квадратов чисел от 40 до50.

№2 Составить программу вычисления значения выражения:

K - 5

№1 Подсчитать сумму квадратов чисел от 10 до50.

№2 Составить программу вычисления значения выражения:

  1. Решим задачу у доски



Решение

program procet;

P=P+P*0.1

L=L+L*0.07


I=1,10

P=V, L=V

L=V


V

начало

P=P+P*0.1

L=L+L*0.07


конец

R

R=P/L

I=1,10

P=V, L=V

L=V


V

начало

var p,v,L,i: integer;

r: real;

begin

write(‘Введите сумму начального вклада V=’);

read(v);

p:=v; L:=v;

for i:=1 to 10 do begin


P=P+P*0.1; L=L+L*0.07; end;

r:=p/L;

Writeln (‘Мистер Пипкин богаче Мистера Липкина в ’,r, ‘раз(а)’ );

End.

5 000



  1. Техника безопасности



  1. Работа в программе. На втором уроке набираем все программы и заносим результаты в тетрадь

  2. Физкультминутка.

  3. Самостоятельная работа.

Задачи: 1 вариант

  1. Составить программу для вычисления

  1. Напечатать таблицу умножения на 7 ( n=7 Для каждого i =1 до 10 выполнить n*i )

  2. По заданному вещественному значению x и целому значению n вычислите k= xn

Дополнительно

  1. Дано число n. Из чисел 1, 4, 9, 16, 25, 36, 42, 64, 81 напечатать те, которые не превышают n (для каждого i=1 до 9 i=i*i пока ni повторять сообщить i)

Задачи 2 вариант:

  1. Составить программу для вычисления

  1. Напечатать таблицу умножения на 8 ( n=8 Для каждого i =1 до 10 выполнить n*i )

Дополнительно

  1. По заданному вещественному значению x и целому значению n вычислите k= xn

  2. Дано число n. Из чисел 1, 4, 9, 16, 25, 36, 42, 64, 81 напечатать те, которые не меньше n (для каждого i=1 до 9 i=i*i пока nБ=i повторять сообщить i)

  1. Дача Д/З теория Циклы.

  2. Итог урока (слайды 19-23)



4


Просмотр содержимого презентации
«Составление программ с использованием циклических алгоритмов»

Составление программ с использованием циклических алгоритмов Открытый урок по информатики 9 класс учитель : Кербер Н.И. 13.02.2013г. с. Баево – 2013г.

Составление программ с использованием циклических алгоритмов

Открытый урок по информатики

9 класс

учитель : Кербер Н.И.

13.02.2013г. с. Баево – 2013г.

Цель урока: формирование технологии программирования циклических алгоритмов с использованием операторов цикла; изучение новых операторов goto, randomize формирование самостоятельности и ответственности при работе с компьютером. развитие логического и абстрактного мышления;

Цель урока:

формирование технологии программирования циклических алгоритмов с использованием операторов цикла;

изучение новых операторов goto, randomize

формирование самостоятельности и ответственности при работе с компьютером.

развитие логического и абстрактного мышления;

Что получиться в результате в данной блок – схеме? НАЧАЛО i := 1,3 i i:=i+3/2 КОНЕЦ

Что получиться в результате в данной блок – схеме?

НАЧАЛО

i := 1,3

i

i:=i+3/2

КОНЕЦ

Найдите ошибки в программе и исправьте их:
  • Найдите ошибки в программе и исправьте их:

Program z2

Var a, b, s: integer;

Begin;

A=10;

B:=6

S:=A+B;

Writeln (S;

End

Что будет выведено на экран в результате выполнения следующей программы:

Что будет выведено на экран в результате выполнения следующей программы:

  • Program z1;
  • Begin
  • Writeln («Привет! Это я, умный компьютер!»);
  • Writeln (‘Я знаю, что 6*5 =‘, 6*5);
  • End.
Сколько раз выполняется цикл и чему равно a? a  :=  1; for i:=1 to 3 do a  :=  a+1; 3 раза a  =  4 a  :=  1; for i:=3 to 1 do a  :=  a+1; a  =  1 2 раза a  =  6 a := 4; b := 6; while a 1 раз a  =  10 a := 4; b := 6; while a 3 3

Сколько раз выполняется цикл и чему равно a?

a := 1;

for i:=1 to 3 do a := a+1;

3 раза

a = 4

a := 1;

for i:=3 to 1 do a := a+1;

a = 1

2 раза

a = 6

a := 4; b := 6;

while a

1 раз

a = 10

a := 4; b := 6;

while a

3

3

Тема урока :  Составление программ с использованием циклических алгоритмов

Тема урока : Составление программ с использованием циклических алгоритмов

Оператор перехода: Формат: GOTO ; Раздел описания меток: label …;    Например: label 1,2; Метка начинается с цифры, за которой стоит двоеточие. Например: 1: (фрагмент программы, который нужно выполнить).

Оператор перехода:

  • Формат:

GOTO ;

  • Раздел описания меток: label …;

Например: label 1,2;

Метка начинается с цифры, за которой стоит двоеточие.

Например: 1: (фрагмент программы, который нужно выполнить).

у то x=x-y иначе y=y-x перейти к метке 1 2: nod=x" width="640"

Задача Составить программу нахождения НОД двух чисел .

  • Исходные данные: m,n
  • Результат: nod
  • Взаимосвязь между исходными данными и результатом: x=n, у=m

1: Если х=у то перейти к метки 2

Если ху то x=x-y иначе y=y-x

перейти к метке 1

2: nod=x

Датчик случайных чисел   Randomize - генератора случайных чисел. Random – выбирает значение для переменной. x  [a,b], то x:=random (b-a)+a x  [0,X], то x:= random (x) Например: randomize; a:=random(10);

Датчик случайных чисел

  • Randomize - генератора случайных чисел.
  • Random – выбирает значение для переменной.
  • x  [a,b], то x:=random (b-a)+a
  • x  [0,X], то x:= random (x)
  • Например:

randomize;

a:=random(10);

Демонстрация программы

Демонстрация программы

Задача   Отгадать целое число, которое

Задача Отгадать целое число, которое "загадал" компьютер в диапазоне от 0 до 100.

  • Описание переменных:
  • a – число, "загаданное" компьютером;
  • b – очередное число, вводимое пользователем.
  • Пока ab, предлагаться ввести очередное число.
  • Если b a, то на экран будет выдаваться сообщение : “Много” иначе
  • Если b
Физкультминутка

Физкультминутка

Работа в парах:

Работа в парах:

Задача   Мистер Пипкин и мистер Липкин одновременно внесли в свои банки одинаковые вклады по V долларов . Банк мистера Пипкина начисляет своим клиентам 10% годовых , а банк мистера Липкина - только 7%. Во сколько раз больше денег окажется через 10 лет на счёте у мистера Пипкина, чем у мистера Липкина?

Задача Мистер Пипкин и мистер Липкин одновременно внесли в свои банки одинаковые вклады по V долларов . Банк мистера Пипкина начисляет своим клиентам 10% годовых , а банк мистера Липкина - только 7%. Во сколько раз больше денег окажется через 10 лет на счёте у мистера Пипкина, чем у мистера Липкина?

начало V P=V, L=V I=1,10 R=P/L P=P+P*0.1 L=L+L*0. 0 7 R конец

начало

V

P=V, L=V

I=1,10

R=P/L

P=P+P*0.1

L=L+L*0. 0 7

R

конец

Техника безопасности при работе на ПК

Техника безопасности при работе на ПК

  • В случае появления неисправности в работе ПК следует выключить его и сообщить об этом учителю .
  • При работающем видеотерминале расстояние от глаз до экрана должно быть 0,6 - 0,7 м, уровень глаз должен приходиться на центр экрана или на 2/3 его высоты.
  • При плохом самочувствии , появлении головной боли, головокружения и пр. прекратить работу и сообщить об этом учителю.
  • При поражении электрическим током немедленно отключить видеотерминалы , оказать первую помощь пострадавшему , при необходимости отправить его в медицинский кабинет.
Итог урока

Итог урока

А. Оператор для организации повторения действий в языках программирования – это…

А. Оператор для организации повторения действий в языках программирования – это…

  • оператор организации диалога с пользователем условный оператор оператор цикла подпрограмма
  • оператор организации диалога с пользователем условный оператор оператор цикла подпрограмма
  • оператор организации диалога с пользователем
  • условный оператор
  • оператор цикла
  • подпрограмма
B . Найдите значение выражения:  sqr (5) – 17 div 4 mod 3

B . Найдите значение выражения:

sqr (5) – 17 div 4 mod 3

  • 21 24 17 1
  • 21 24 17 1
  • 21
  • 24
  • 17
  • 1
C . Найдите значение переменной S : begin S:=3; k:=S*2; S:=k*k;  S:=S + k end;

C . Найдите значение переменной S :

begin S:=3;

k:=S*2;

S:=k*k;

S:=S + k end;

  • 9 3 42 36
  • 9
  • 3
  • 42
  • 36
D . Определите значение переменной S после выполнения следующих операторов:  S:=0;  For i:=1 to 3 do S:=S + i;

D . Определите значение переменной S после выполнения следующих операторов:

S:=0;

For i:=1 to 3 do S:=S + i;

  • 1 3 6 9
  • 1 3 6 9
  • 1
  • 3
  • 6
  • 9
E . Назначением фрагмента программы: S:=0; for K:=1 to 100 do S:=S+K; является:

E . Назначением фрагмента программы:

S:=0;

for K:=1 to 100 do S:=S+K;

является:

  • вычисление сотой степени числа К (S=К 100 ) подсчитывание суммы ста чисел, введенных пользователем подсчитывание суммы первых ста натуральных чисел
  • вычисление сотой степени числа К (S=К 100 )
  • подсчитывание суммы ста чисел, введенных пользователем
  • подсчитывание суммы первых ста натуральных чисел
Спасибо за уроки!!!

Спасибо

за

уроки!!!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Кербер Наталья Ивановна

Дата: 10.08.2014

Номер свидетельства: 111606


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства