kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока в 11 классе «Цикл с постусловием»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 11 классе на тему: 

«Оператор цикла с постусловием»

«Если хочешь идти новым путем, ты должен преодолеть его сам»

Стив Джобс

МОДУЛЬ: Алгоритмизация и программирование.

ТЕМА УРОКА: Оператор цикла с постусловием.

ЦЕЛЬ УРОКА: Формирование у учащихся понимание принципа работы цикла с постусловием и навыков написания программ с использованием оператора repeat.

ЗАДАЧИ:

      Предметные:

  • сформировать умение записывать и читать циклические конструкции на языке блок-схем и языке программирования Паскаль;
  • ввести понятия «цикл с постусловием», «оператор цикла с постусловием»;
  • показать сходство и различия операторов цикла с предусловием и постусловием;
  • развивать навыки написания программ с циклами и уметь проверять результат с помощью компьютера;
  • расширить знания обучающихся о возможностях программирования.

  Личностные:

  • развитие алгоритмического мышления, внимания, восприятия, самостоятельного анализа, познавательного интереса у учащихся, умения обобщать и сравнивать,
  • формирование ключевых компетенций,
  • активизация творческой деятельности учащихся, стремления к реализации себя в обществе.

        Метапредметные:

  • научить воспринимать компьютер как инструмент информационной деятельности человека,
  • формирование умения четко организовать самостоятельную и групповую работу.

Ожидаемые результаты.

В результате изучения данной темы учащиеся должны
иметь представление:

  • о конструкциях цикла с неизвестным числом повторений;
  • о правилах написания и использования оператора цикла с постусловием;

знать:

  • как записать и прочитать циклические конструкции на языке блок-схем и языке программирования Паскаль;
  • сходство и различия операторов цикла с предусловием и постусловием;

уметь:

  • составить блок-схему алгоритма цикла с постусловием;
  • написать программу с использованием оператора repeat;
  • записать, редактировать, отладить и протестировать программу в среде программирования Паскаль.

ТИП УРОКА: изучение нового материала.

ВИД УРОКА: смешанный.

 МЕТОДЫ: словесные, наглядные, практические.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА: фронтальная, индивидуальная, технология проблемного обучения.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:     стр. 207, задача одна из двух на выбор.

ХОД УРОКА

Организационный момент

Добрый день, ребята! Добрый день, уважаемые гости!

Я рада вас приветствовать на уроке информатики. Я желаю вам хорошего настроения, удачи и думаю, что этот урок будет полезен для вас и для меня.

Эпиграфом сегодняшнего урока станут слова Стива Джобса «Если хочешь идти новым путем, ты должен преодолеть его сам» (Слайд  )

Мы с вами сегодня продолжаем изучать большой раздел информатики «Алгоритмизация и программирование»

Актуализация знаний

Ранее мы с вами рассматривали задачу о солдате, который получил приказ командира «копать канаву от столба и до обеда». Копание канавы – это циклический процесс. Какой цикл при построении  алгоритма надо использовать? И почему? (неизвестно число повторений)

Посмотрим на фрагмент блок-схемы (слайд  ) Условие выполнения тела цикла здесь указано вначале, перед телом цикла. Это оправдано. Мы с вами проверяли. Итак, здесь используется оператор WHILE.

Скажите, пожалуйста, как работает этот оператор? (Учащийся отвечает)

Может так случиться, что ни в ходе работы алгоритма мы не зайдем в этот цикл? В каком случае? (когда условие не будет выполнено).

Назовите мне основные моменты, которые надо предусмотреть в программе для правильной работы условного цикла WHILE. (задать начальные значения для первоначального входа в цикл, в теле цикла обязательно меня значение переменной, входящей в условие, иначе будет зацикливание)

Значит, мы сначала проверяем условие, а затем входим в тело цикла. Напоминаю, что этот цикл называется условным циклом с предусловием.

Перед вами рабочие листы с таблицей. Заполните 1-ый столбец.

А теперь задача кота Леопольда (слайд  )

Посмотрим фрагмент мультфильма. Я думаю, он вам хорошо знаком. (Слайд   )

Итак, задача для мышей «найти клад». Можем ли мы использовать цикл с предусловием в этом случае? Можем, но по идее для того, чтобы найти, надо копнуть, то есть мышь копнет и проверяет уперлась ли лопата в сундук. Если нет, то еще копнет, и так далее. Значит в этом алгоритме надо поменять местами блоки условие и тело цикла.

Построим фрагмент алгоритма решения задачи поиска клада кота Леопольда. (Слайд  )

Далее попросить обучающегося смоделировать действия по алгоритму, вписать условие (Клад найден? Нет. Возвращаемся к оператору тела цикла)

Обратите внимание:

  1.  условие выполнения цикла  находится после тела цикла, 
  2. цикл выполняется пока условие «ложно».

Такой цикл называется циклом с постусловием

Заметьте, что условие здесь стоит после тела цикла. Если цикл, в котором условие стоит перед телом цикла называют циклом с предусловием, то как можно назвать этот цикл?. Условие у него стоит после тела цикла? Его называют -  цикл с постусловием

Мы сегодня его и будем изучать. Как определим тему урока?

Изучение нового материала

Итак. Тема нашего урока «Цикл с постусловием».

Цель урока (Слайд )

Исходя из темы урока и поставленной цели, формулируем задачи (Слайд  )

Теперь я предлагаю вам поставить свою личную цель. Что вы хотите, предполагаете получить от этого урока.

Сформулируйте цель и запишите в тетради, можно перефразировать какую-либо из представленных на слайде, тогда запишите номер в тетради.

Далее опросить несколько человек, какую перед собой цель они поставили.

Продолжаем работу. Общий вид фрагмента  (Слайд )

Давайте смоделируем работу блок-схемы (отвечает учащийся)

Зайдем ли мы в цикл первый раз? (Да)

При каком условии мы продолжаем выполнение цикла? (Если условие ложно)

При каком условии мы выходим из цикла. (Когда условие истинно)

Сравним блок-схемы цикла с предусловием и цикла с постусловием:

  1. Зайдем ли мы в цикл первый раз?
  2. При каком условии мы продолжаем выполнение цикла?
  3. При каком условии мы выходим из цикла.

Далее. Оператор цикла с постусловием REPEAT

Формат оператора (Слайд)  Далее пояснить формат оператора.

Обращается внимание, что условие стоит в конце оператора.

При описании циклов с постусловием необходимо принимать во внимание следующее: (Слайд)

- перед первым выполнением цикла условие его окончания (или продолжения) должно быть определено;

- тело цикла должно содержать хотя бы один оператор, влияющий на условие окончания (продолжения), иначе цикл будет бесконечным;

- условие окончания цикла должно быть в результате выполнено.

Скажите, пожалуйста, если у нас в теле цикла несколько операторов, нужно ли ставить их в блок begin – end? Почему?

Вернемся к таблице (на листочках) и заполним вторую колонку.

Физкульминутка

Практическая работа.

Теперь задача: написать программу решения задачи. (Слайд   ) 

Составить программу планирования закупки товара в магазине на сумму, не превышающую заданную величину.

Закрепление нового материала

Предлагается заполнить таблицу. (Слайд  )

Далее предлагается задача: С клавиатуры вводится четырехзначное целое число. Определить сумму его цифр.

Обобщение

Отмечается, что было пройдено на уроке:

Задание на дом

  1. На листочках вам даны три задачи. Предлагается выполнить одну из них. Если сделаете все задания – прекрасно.

Подведение итогов

Итак, учебная цель выполнена.

Как вы считаете, достигнуты ли вами ваши личные цели (Слайд с целями)   

Учитель анализирует работу учащихся на уроке и выставляет оценки

Хочется закончить урок словами Стива Джобса «Мы находимся здесь, чтобы внести свой вклад в этот мир. А иначе зачем?»

Спасибо за сегодняшнюю работу, спасибо за урок. Всего доброго.

Практическое задание

Вопросы

Цикл с предусловием

Цикл с постусловием

Это цикл, у которого … (заранее известно/неизвестно количество повторений).

Известно

Неизвестно

Известно

Неизвестно

Это цикл, у которого такой порядок: вначале стоит … (условие цикла/тело цикла), а затем идёт(условие цикла/тело цикла).

Условие – тело цикла

Тело цикла – условие

Условие – тело цикла

Тело цикла – условие

Тело цикла выполняется до тех пор, пока условие цикла …(истинно/ложно).

Истинно

Ложно

Истинно

Ложно

Условие выхода из цикла… (истинность условия/ложность условия).

Истинность

Ложность

Истинность

Ложность

Если в теле цикла находится более одного оператора, то ставятся операторские скобки begin-end… (да/нет)

Да

Нет

Да

Нет

Для завершения цикла (избежать зацикливания) в теле цикла должен находиться оператор, который изменяет значение …

Да

Нет

Да

Нет

Тело цикла выполнится хотя бы один раз независимо от истинности или ложности условия… (да/нет)

Да

Нет

Да

Нет

Домашнее задание

  1. Учебник стр. 207.
  2. Составить программу, используя цикл с постусловием:

Подсчитать сумму всех нечётных чисел от 230 до 430

  1. Составить программу, используя цикл с постусловием:

Вычислить квадратные корни из чисел 900, 893, 886,879… до тех пор пока это можно делать.

  1. Напишите программу через цикл с постусловием для задачи:

Найти сумму цифр шестизначного числа.

Цель урока: Формирование понимания принципа              работы цикла с постусловием и навыков написания              программ с использованием оператора repeat.

Личные цели:

  1. Научиться писать программы с циклами и уметь проверять результат с помощью компьютера.
  2. Уметь записывать и читать циклические конструкции на языке блок-схем и языке программирования Паскаль.
  3. Уметь писать программы с использованием условного цикла.
  4. Научиться составлять алгоритм решения задач с использованием цикла с постусловием.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока в 11 классе «Цикл с постусловием»»

Урок в 11 классе на тему:

«Оператор цикла с постусловием»

«Если хочешь идти новым путем, ты должен преодолеть его сам»

Стив Джобс

МОДУЛЬ: Алгоритмизация и программирование.

ТЕМА УРОКА: Оператор цикла с постусловием.

ЦЕЛЬ УРОКА: Формирование у учащихся понимание принципа работы цикла с постусловием и навыков написания программ с использованием оператора repeat.

ЗАДАЧИ:

Предметные:

  • сформировать умение записывать и читать циклические конструкции на языке блок-схем и языке программирования Паскаль;

  • ввести понятия «цикл с постусловием», «оператор цикла с постусловием»;

  • показать сходство и различия операторов цикла с предусловием и постусловием;

  • развивать навыки написания программ с циклами и уметь проверять результат с помощью компьютера;

  • расширить знания обучающихся о возможностях программирования.

Личностные:

  • развитие алгоритмического мышления, внимания, восприятия, самостоятельного анализа, познавательного интереса у учащихся, умения обобщать и сравнивать,

  • формирование ключевых компетенций,

  • активизация творческой деятельности учащихся, стремления к реализации себя в обществе.

Метапредметные:

  • научить воспринимать компьютер как инструмент информационной деятельности человека,

  • формирование умения четко организовать самостоятельную и групповую работу.

Ожидаемые результаты.

В результате изучения данной темы учащиеся должны
иметь представление:

  • о конструкциях цикла с неизвестным числом повторений;

  • о правилах написания и использования оператора цикла с постусловием;

знать:

  • как записать и прочитать циклические конструкции на языке блок-схем и языке программирования Паскаль;

  • сходство и различия операторов цикла с предусловием и постусловием;

уметь:

  • составить блок-схему алгоритма цикла с постусловием;

  • написать программу с использованием оператора repeat;

  • записать, редактировать, отладить и протестировать программу в среде программирования Паскаль.

ТИП УРОКА: изучение нового материала.

ВИД УРОКА: смешанный.

МЕТОДЫ: словесные, наглядные, практические.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА: фронтальная, индивидуальная, технология проблемного обучения.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: стр. 207, задача одна из двух на выбор.



ХОД УРОКА

Организационный момент

Добрый день, ребята! Добрый день, уважаемые гости!

Я рада вас приветствовать на уроке информатики. Я желаю вам хорошего настроения, удачи и думаю, что этот урок будет полезен для вас и для меня.

Эпиграфом сегодняшнего урока станут слова Стива Джобса «Если хочешь идти новым путем, ты должен преодолеть его сам» (Слайд ).

Мы с вами сегодня продолжаем изучать большой раздел информатики «Алгоритмизация и программирование»

Актуализация знаний

Ранее мы с вами рассматривали задачу о солдате, который получил приказ командира «копать канаву от столба и до обеда». Копание канавы – это циклический процесс. Какой цикл при построении алгоритма надо использовать? И почему? (неизвестно число повторений)

Посмотрим на фрагмент блок-схемы (слайд ) Условие выполнения тела цикла здесь указано вначале, перед телом цикла. Это оправдано. Мы с вами проверяли. Итак, здесь используется оператор WHILE.

Скажите, пожалуйста, как работает этот оператор? (Учащийся отвечает)

Может так случиться, что ни в ходе работы алгоритма мы не зайдем в этот цикл? В каком случае? (когда условие не будет выполнено).

Назовите мне основные моменты, которые надо предусмотреть в программе для правильной работы условного цикла WHILE. (задать начальные значения для первоначального входа в цикл, в теле цикла обязательно меня значение переменной, входящей в условие, иначе будет зацикливание)

Значит, мы сначала проверяем условие, а затем входим в тело цикла. Напоминаю, что этот цикл называется условным циклом с предусловием.

Перед вами рабочие листы с таблицей. Заполните 1-ый столбец.

А теперь задача кота Леопольда (слайд )

Посмотрим фрагмент мультфильма. Я думаю, он вам хорошо знаком. (Слайд )

Итак, задача для мышей «найти клад». Можем ли мы использовать цикл с предусловием в этом случае? Можем, но по идее для того, чтобы найти, надо копнуть, то есть мышь копнет и проверяет уперлась ли лопата в сундук. Если нет, то еще копнет, и так далее. Значит в этом алгоритме надо поменять местами блоки условие и тело цикла.

Построим фрагмент алгоритма решения задачи поиска клада кота Леопольда. (Слайд )

Далее попросить обучающегося смоделировать действия по алгоритму, вписать условие (Клад найден? Нет. Возвращаемся к оператору тела цикла)

Обратите внимание:

    1. условие выполнения цикла находится после тела цикла,

    2. цикл выполняется пока условие «ложно».

Такой цикл называется циклом с постусловием

Заметьте, что условие здесь стоит после тела цикла. Если цикл, в котором условие стоит перед телом цикла называют циклом с предусловием, то как можно назвать этот цикл?. Условие у него стоит после тела цикла? Его называют - цикл с постусловием

Мы сегодня его и будем изучать. Как определим тему урока?



Изучение нового материала

Итак. Тема нашего урока «Цикл с постусловием».

Цель урока (Слайд )

Исходя из темы урока и поставленной цели, формулируем задачи (Слайд )

Теперь я предлагаю вам поставить свою личную цель. Что вы хотите, предполагаете получить от этого урока.

Сформулируйте цель и запишите в тетради, можно перефразировать какую-либо из представленных на слайде, тогда запишите номер в тетради.

Далее опросить несколько человек, какую перед собой цель они поставили.

Продолжаем работу. Общий вид фрагмента (Слайд )

Давайте смоделируем работу блок-схемы (отвечает учащийся)

Зайдем ли мы в цикл первый раз? (Да)

При каком условии мы продолжаем выполнение цикла? (Если условие ложно)

При каком условии мы выходим из цикла. (Когда условие истинно)

Сравним блок-схемы цикла с предусловием и цикла с постусловием:

  1. Зайдем ли мы в цикл первый раз?

  2. При каком условии мы продолжаем выполнение цикла?

  3. При каком условии мы выходим из цикла.

Далее. Оператор цикла с постусловием REPEAT

Формат оператора (Слайд) Далее пояснить формат оператора.

Обращается внимание, что условие стоит в конце оператора.

При описании циклов с постусловием необходимо принимать во внимание следующее: (Слайд)

- перед первым выполнением цикла условие его окончания (или продолжения) должно быть определено;

- тело цикла должно содержать хотя бы один оператор, влияющий на условие окончания (продолжения), иначе цикл будет бесконечным;

- условие окончания цикла должно быть в результате выполнено.

Скажите, пожалуйста, если у нас в теле цикла несколько операторов, нужно ли ставить их в блок begin – end? Почему?

Вернемся к таблице (на листочках) и заполним вторую колонку.

Физкульминутка

Практическая работа.

Теперь задача: написать программу решения задачи. (Слайд )

Составить программу планирования закупки товара в магазине на сумму, не превышающую заданную величину.

Закрепление нового материала

Предлагается заполнить таблицу. (Слайд )

Далее предлагается задача: С клавиатуры вводится четырехзначное целое число. Определить сумму его цифр.

Обобщение

Отмечается, что было пройдено на уроке:

Задание на дом

    1. На листочках вам даны три задачи. Предлагается выполнить одну из них. Если сделаете все задания – прекрасно.

Подведение итогов

Итак, учебная цель выполнена.

Как вы считаете, достигнуты ли вами ваши личные цели (Слайд с целями)

Учитель анализирует работу учащихся на уроке и выставляет оценки

Хочется закончить урок словами Стива Джобса «Мы находимся здесь, чтобы внести свой вклад в этот мир. А иначе зачем?»

Спасибо за сегодняшнюю работу, спасибо за урок. Всего доброго.



Практическое задание



Вопросы

Цикл с предусловием

Цикл с постусловием

Это цикл, у которого … (заранее известно/неизвестно количество повторений).

Известно

Неизвестно

Известно

Неизвестно

Это цикл, у которого такой порядок: вначале стоит … (условие цикла/тело цикла), а затем идёт(условие цикла/тело цикла).

Условие – тело цикла

Тело цикла – условие

Условие – тело цикла

Тело цикла – условие

Тело цикла выполняется до тех пор, пока условие цикла …(истинно/ложно).

Истинно

Ложно

Истинно

Ложно

Условие выхода из цикла… (истинность условия/ложность условия).

Истинность

Ложность

Истинность

Ложность

Если в теле цикла находится более одного оператора, то ставятся операторские скобки begin-end… (да/нет)

Да

Нет

Да

Нет

Для завершения цикла (избежать зацикливания) в теле цикла должен находиться оператор, который изменяет значение …

Да

Нет

Да

Нет

Тело цикла выполнится хотя бы один раз независимо от истинности или ложности условия… (да/нет)

Да

Нет

Да

Нет



Домашнее задание

  1. Учебник стр. 207.

  2. Составить программу, используя цикл с постусловием:

Подсчитать сумму всех нечётных чисел от 230 до 430

  1. Составить программу, используя цикл с постусловием:

Вычислить квадратные корни из чисел 900, 893, 886,879… до тех пор пока это можно делать.

  1. Напишите программу через цикл с постусловием для задачи:

Найти сумму цифр шестизначного числа.

Цель урока: Формирование понимания принципа работы цикла с постусловием и навыков написания программ с использованием оператора repeat.

Личные цели:

  1. Научиться писать программы с циклами и уметь проверять результат с помощью компьютера.

  2. Уметь записывать и читать циклические конструкции на языке блок-схем и языке программирования Паскаль.

  3. Уметь писать программы с использованием условного цикла.

  4. Научиться составлять алгоритм решения задач с использованием цикла с постусловием.



10




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока в 11 классе «Цикл с постусловием»

Автор: Мелихова Ольга Геннадьевна

Дата: 09.03.2016

Номер свидетельства: 303489

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства