Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей
Урок в 11 классе на тему:
«Оператор цикла с постусловием»
«Если хочешь идти новым путем, ты должен преодолеть его сам»
Стив Джобс
МОДУЛЬ: Алгоритмизация и программирование.
ТЕМА УРОКА: Оператор цикла с постусловием.
ЦЕЛЬ УРОКА: Формирование у учащихся понимание принципа работы цикла с постусловием и навыков написания программ с использованием оператора repeat.
ЗАДАЧИ:
Предметные:
Личностные:
Метапредметные:
Ожидаемые результаты.
В результате изучения данной темы учащиеся должны
иметь представление:
знать:
уметь:
ТИП УРОКА: изучение нового материала.
ВИД УРОКА: смешанный.
МЕТОДЫ: словесные, наглядные, практические.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА: фронтальная, индивидуальная, технология проблемного обучения.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: стр. 207, задача одна из двух на выбор.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Добрый день, ребята! Добрый день, уважаемые гости!
Я рада вас приветствовать на уроке информатики. Я желаю вам хорошего настроения, удачи и думаю, что этот урок будет полезен для вас и для меня.
Эпиграфом сегодняшнего урока станут слова Стива Джобса «Если хочешь идти новым путем, ты должен преодолеть его сам» (Слайд ).
Мы с вами сегодня продолжаем изучать большой раздел информатики «Алгоритмизация и программирование»
Актуализация знаний
Ранее мы с вами рассматривали задачу о солдате, который получил приказ командира «копать канаву от столба и до обеда». Копание канавы – это циклический процесс. Какой цикл при построении алгоритма надо использовать? И почему? (неизвестно число повторений)
Посмотрим на фрагмент блок-схемы (слайд ) Условие выполнения тела цикла здесь указано вначале, перед телом цикла. Это оправдано. Мы с вами проверяли. Итак, здесь используется оператор WHILE.
Скажите, пожалуйста, как работает этот оператор? (Учащийся отвечает)
Может так случиться, что ни в ходе работы алгоритма мы не зайдем в этот цикл? В каком случае? (когда условие не будет выполнено).
Назовите мне основные моменты, которые надо предусмотреть в программе для правильной работы условного цикла WHILE. (задать начальные значения для первоначального входа в цикл, в теле цикла обязательно меня значение переменной, входящей в условие, иначе будет зацикливание)
Значит, мы сначала проверяем условие, а затем входим в тело цикла. Напоминаю, что этот цикл называется условным циклом с предусловием.
Перед вами рабочие листы с таблицей. Заполните 1-ый столбец.
А теперь задача кота Леопольда (слайд )
Посмотрим фрагмент мультфильма. Я думаю, он вам хорошо знаком. (Слайд )
Итак, задача для мышей «найти клад». Можем ли мы использовать цикл с предусловием в этом случае? Можем, но по идее для того, чтобы найти, надо копнуть, то есть мышь копнет и проверяет уперлась ли лопата в сундук. Если нет, то еще копнет, и так далее. Значит в этом алгоритме надо поменять местами блоки условие и тело цикла.
Построим фрагмент алгоритма решения задачи поиска клада кота Леопольда. (Слайд )
Далее попросить обучающегося смоделировать действия по алгоритму, вписать условие (Клад найден? Нет. Возвращаемся к оператору тела цикла)
Обратите внимание:
Такой цикл называется циклом с постусловием
Заметьте, что условие здесь стоит после тела цикла. Если цикл, в котором условие стоит перед телом цикла называют циклом с предусловием, то как можно назвать этот цикл?. Условие у него стоит после тела цикла? Его называют - цикл с постусловием
Мы сегодня его и будем изучать. Как определим тему урока?
Изучение нового материала
Итак. Тема нашего урока «Цикл с постусловием».
Цель урока (Слайд )
Исходя из темы урока и поставленной цели, формулируем задачи (Слайд )
Теперь я предлагаю вам поставить свою личную цель. Что вы хотите, предполагаете получить от этого урока.
Сформулируйте цель и запишите в тетради, можно перефразировать какую-либо из представленных на слайде, тогда запишите номер в тетради.
Далее опросить несколько человек, какую перед собой цель они поставили.
Продолжаем работу. Общий вид фрагмента (Слайд )
Давайте смоделируем работу блок-схемы (отвечает учащийся)
Зайдем ли мы в цикл первый раз? (Да)
При каком условии мы продолжаем выполнение цикла? (Если условие ложно)
При каком условии мы выходим из цикла. (Когда условие истинно)
Сравним блок-схемы цикла с предусловием и цикла с постусловием:
Далее. Оператор цикла с постусловием REPEAT
Формат оператора (Слайд) Далее пояснить формат оператора.
Обращается внимание, что условие стоит в конце оператора.
При описании циклов с постусловием необходимо принимать во внимание следующее: (Слайд)
- перед первым выполнением цикла условие его окончания (или продолжения) должно быть определено;
- тело цикла должно содержать хотя бы один оператор, влияющий на условие окончания (продолжения), иначе цикл будет бесконечным;
- условие окончания цикла должно быть в результате выполнено.
Скажите, пожалуйста, если у нас в теле цикла несколько операторов, нужно ли ставить их в блок begin – end? Почему?
Вернемся к таблице (на листочках) и заполним вторую колонку.
Физкульминутка
Практическая работа.
Теперь задача: написать программу решения задачи. (Слайд )
Составить программу планирования закупки товара в магазине на сумму, не превышающую заданную величину.
Закрепление нового материала
Предлагается заполнить таблицу. (Слайд )
Далее предлагается задача: С клавиатуры вводится четырехзначное целое число. Определить сумму его цифр.
Обобщение
Отмечается, что было пройдено на уроке:
Задание на дом
Подведение итогов
Итак, учебная цель выполнена.
Как вы считаете, достигнуты ли вами ваши личные цели (Слайд с целями)
Учитель анализирует работу учащихся на уроке и выставляет оценки
Хочется закончить урок словами Стива Джобса «Мы находимся здесь, чтобы внести свой вклад в этот мир. А иначе зачем?»
Спасибо за сегодняшнюю работу, спасибо за урок. Всего доброго.
Практическое задание
Вопросы
Цикл с предусловием
Цикл с постусловием
Это цикл, у которого … (заранее известно/неизвестно количество повторений).
Известно
Неизвестно
Известно
Неизвестно
Это цикл, у которого такой порядок: вначале стоит … (условие цикла/тело цикла), а затем идёт(условие цикла/тело цикла).
Условие – тело цикла
Тело цикла – условие
Условие – тело цикла
Тело цикла – условие
Тело цикла выполняется до тех пор, пока условие цикла …(истинно/ложно).
Истинно
Ложно
Истинно
Ложно
Условие выхода из цикла… (истинность условия/ложность условия).
Истинность
Ложность
Истинность
Ложность
Если в теле цикла находится более одного оператора, то ставятся операторские скобки begin-end… (да/нет)
Да
Нет
Да
Нет
Для завершения цикла (избежать зацикливания) в теле цикла должен находиться оператор, который изменяет значение …
Да
Нет
Да
Нет
Тело цикла выполнится хотя бы один раз независимо от истинности или ложности условия… (да/нет)
Да
Нет
Да
Нет
Домашнее задание
Подсчитать сумму всех нечётных чисел от 230 до 430
Вычислить квадратные корни из чисел 900, 893, 886,879… до тех пор пока это можно делать.
Найти сумму цифр шестизначного числа.
Цель урока: Формирование понимания принципа работы цикла с постусловием и навыков написания программ с использованием оператора repeat.
Личные цели:
* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт