Урок в 11 классе на тему:
«Оператор цикла с постусловием»
«Если хочешь идти новым путем, ты должен преодолеть его сам»
Стив Джобс
МОДУЛЬ: Алгоритмизация и программирование.
ТЕМА УРОКА: Оператор цикла с постусловием.
ЦЕЛЬ УРОКА: Формирование у учащихся понимание принципа работы цикла с постусловием и навыков написания программ с использованием оператора repeat.
ЗАДАЧИ:
Предметные:
- сформировать умение записывать и читать циклические конструкции на языке блок-схем и языке программирования Паскаль;
- ввести понятия «цикл с постусловием», «оператор цикла с постусловием»;
- показать сходство и различия операторов цикла с предусловием и постусловием;
- развивать навыки написания программ с циклами и уметь проверять результат с помощью компьютера;
- расширить знания обучающихся о возможностях программирования.
Личностные:
- развитие алгоритмического мышления, внимания, восприятия, самостоятельного анализа, познавательного интереса у учащихся, умения обобщать и сравнивать,
- формирование ключевых компетенций,
- активизация творческой деятельности учащихся, стремления к реализации себя в обществе.
Метапредметные:
- научить воспринимать компьютер как инструмент информационной деятельности человека,
- формирование умения четко организовать самостоятельную и групповую работу.
Ожидаемые результаты.
В результате изучения данной темы учащиеся должны
иметь представление:
- о конструкциях цикла с неизвестным числом повторений;
- о правилах написания и использования оператора цикла с постусловием;
знать:
- как записать и прочитать циклические конструкции на языке блок-схем и языке программирования Паскаль;
- сходство и различия операторов цикла с предусловием и постусловием;
уметь:
- составить блок-схему алгоритма цикла с постусловием;
- написать программу с использованием оператора repeat;
- записать, редактировать, отладить и протестировать программу в среде программирования Паскаль.
ТИП УРОКА: изучение нового материала.
ВИД УРОКА: смешанный.
МЕТОДЫ: словесные, наглядные, практические.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА: фронтальная, индивидуальная, технология проблемного обучения.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: стр. 207, задача одна из двух на выбор.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Добрый день, ребята! Добрый день, уважаемые гости!
Я рада вас приветствовать на уроке информатики. Я желаю вам хорошего настроения, удачи и думаю, что этот урок будет полезен для вас и для меня.
Эпиграфом сегодняшнего урока станут слова Стива Джобса «Если хочешь идти новым путем, ты должен преодолеть его сам» (Слайд ).
Мы с вами сегодня продолжаем изучать большой раздел информатики «Алгоритмизация и программирование»
Актуализация знаний
Ранее мы с вами рассматривали задачу о солдате, который получил приказ командира «копать канаву от столба и до обеда». Копание канавы – это циклический процесс. Какой цикл при построении алгоритма надо использовать? И почему? (неизвестно число повторений)
Посмотрим на фрагмент блок-схемы (слайд ) Условие выполнения тела цикла здесь указано вначале, перед телом цикла. Это оправдано. Мы с вами проверяли. Итак, здесь используется оператор WHILE.
Скажите, пожалуйста, как работает этот оператор? (Учащийся отвечает)
Может так случиться, что ни в ходе работы алгоритма мы не зайдем в этот цикл? В каком случае? (когда условие не будет выполнено).
Назовите мне основные моменты, которые надо предусмотреть в программе для правильной работы условного цикла WHILE. (задать начальные значения для первоначального входа в цикл, в теле цикла обязательно меня значение переменной, входящей в условие, иначе будет зацикливание)
Значит, мы сначала проверяем условие, а затем входим в тело цикла. Напоминаю, что этот цикл называется условным циклом с предусловием.
Перед вами рабочие листы с таблицей. Заполните 1-ый столбец.
А теперь задача кота Леопольда (слайд )
Посмотрим фрагмент мультфильма. Я думаю, он вам хорошо знаком. (Слайд )
Итак, задача для мышей «найти клад». Можем ли мы использовать цикл с предусловием в этом случае? Можем, но по идее для того, чтобы найти, надо копнуть, то есть мышь копнет и проверяет уперлась ли лопата в сундук. Если нет, то еще копнет, и так далее. Значит в этом алгоритме надо поменять местами блоки условие и тело цикла.
Построим фрагмент алгоритма решения задачи поиска клада кота Леопольда. (Слайд )
Далее попросить обучающегося смоделировать действия по алгоритму, вписать условие (Клад найден? Нет. Возвращаемся к оператору тела цикла)
Обратите внимание:
- условие выполнения цикла находится после тела цикла,
- цикл выполняется пока условие «ложно».
Такой цикл называется циклом с постусловием
Заметьте, что условие здесь стоит после тела цикла. Если цикл, в котором условие стоит перед телом цикла называют циклом с предусловием, то как можно назвать этот цикл?. Условие у него стоит после тела цикла? Его называют - цикл с постусловием
Мы сегодня его и будем изучать. Как определим тему урока?
Изучение нового материала
Итак. Тема нашего урока «Цикл с постусловием».
Цель урока (Слайд )
Исходя из темы урока и поставленной цели, формулируем задачи (Слайд )
Теперь я предлагаю вам поставить свою личную цель. Что вы хотите, предполагаете получить от этого урока.
Сформулируйте цель и запишите в тетради, можно перефразировать какую-либо из представленных на слайде, тогда запишите номер в тетради.
Далее опросить несколько человек, какую перед собой цель они поставили.
Продолжаем работу. Общий вид фрагмента (Слайд )
Давайте смоделируем работу блок-схемы (отвечает учащийся)
Зайдем ли мы в цикл первый раз? (Да)
При каком условии мы продолжаем выполнение цикла? (Если условие ложно)
При каком условии мы выходим из цикла. (Когда условие истинно)
Сравним блок-схемы цикла с предусловием и цикла с постусловием:
- Зайдем ли мы в цикл первый раз?
- При каком условии мы продолжаем выполнение цикла?
- При каком условии мы выходим из цикла.
Далее. Оператор цикла с постусловием REPEAT
Формат оператора (Слайд) Далее пояснить формат оператора.
Обращается внимание, что условие стоит в конце оператора.
При описании циклов с постусловием необходимо принимать во внимание следующее: (Слайд)
- перед первым выполнением цикла условие его окончания (или продолжения) должно быть определено;
- тело цикла должно содержать хотя бы один оператор, влияющий на условие окончания (продолжения), иначе цикл будет бесконечным;
- условие окончания цикла должно быть в результате выполнено.
Скажите, пожалуйста, если у нас в теле цикла несколько операторов, нужно ли ставить их в блок begin – end? Почему?
Вернемся к таблице (на листочках) и заполним вторую колонку.
Физкульминутка
Практическая работа.
Теперь задача: написать программу решения задачи. (Слайд )
Составить программу планирования закупки товара в магазине на сумму, не превышающую заданную величину.
Закрепление нового материала
Предлагается заполнить таблицу. (Слайд )
Далее предлагается задача: С клавиатуры вводится четырехзначное целое число. Определить сумму его цифр.
Обобщение
Отмечается, что было пройдено на уроке:
Задание на дом
- На листочках вам даны три задачи. Предлагается выполнить одну из них. Если сделаете все задания – прекрасно.
Подведение итогов
Итак, учебная цель выполнена.
Как вы считаете, достигнуты ли вами ваши личные цели (Слайд с целями)
Учитель анализирует работу учащихся на уроке и выставляет оценки
Хочется закончить урок словами Стива Джобса «Мы находимся здесь, чтобы внести свой вклад в этот мир. А иначе зачем?»
Спасибо за сегодняшнюю работу, спасибо за урок. Всего доброго.
Практическое задание
Вопросы
Цикл с предусловием
Цикл с постусловием
Это цикл, у которого … (заранее известно/неизвестно количество повторений).
Известно
Неизвестно
Известно
Неизвестно
Это цикл, у которого такой порядок: вначале стоит … (условие цикла/тело цикла), а затем идёт(условие цикла/тело цикла).
Условие – тело цикла
Тело цикла – условие
Условие – тело цикла
Тело цикла – условие
Тело цикла выполняется до тех пор, пока условие цикла …(истинно/ложно).
Истинно
Ложно
Истинно
Ложно
Условие выхода из цикла… (истинность условия/ложность условия).
Истинность
Ложность
Истинность
Ложность
Если в теле цикла находится более одного оператора, то ставятся операторские скобки begin-end… (да/нет)
Да
Нет
Да
Нет
Для завершения цикла (избежать зацикливания) в теле цикла должен находиться оператор, который изменяет значение …
Да
Нет
Да
Нет
Тело цикла выполнится хотя бы один раз независимо от истинности или ложности условия… (да/нет)
Да
Нет
Да
Нет
Домашнее задание
- Учебник стр. 207.
- Составить программу, используя цикл с постусловием:
Подсчитать сумму всех нечётных чисел от 230 до 430
- Составить программу, используя цикл с постусловием:
Вычислить квадратные корни из чисел 900, 893, 886,879… до тех пор пока это можно делать.
- Напишите программу через цикл с постусловием для задачи:
Найти сумму цифр шестизначного числа.
Цель урока: Формирование понимания принципа работы цикла с постусловием и навыков написания программ с использованием оператора repeat.
Личные цели:
- Научиться писать программы с циклами и уметь проверять результат с помощью компьютера.
- Уметь записывать и читать циклические конструкции на языке блок-схем и языке программирования Паскаль.
- Уметь писать программы с использованием условного цикла.
- Научиться составлять алгоритм решения задач с использованием цикла с постусловием.