Методическая разработка урока
Автор: Денежкина Вера Владимировна, учитель информатики
Тема урока: «Исполнитель Робот».
Раздел программы: «Алгоритмика».
Предмет: информатика и ИКТ.
Класс: 7Б.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы работы: словесные, наглядные, практические.
Формы работы: индивидуальная; коллективная; групповая
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютеры
Цели урока:
Образовательные:
расширить представления учащихся об исполнителях алгоритма;
изучить исполнителя Робот, его среду и СКИ (систему команд исполнителя).
Развивающие:
развитие навыков управления исполнителем Робот;
развитие умения использовать полученные знания при составлении алгоритмов;
развитие практических навыков работы в системе программирования КуМир;
развитие навыков самостоятельной работы и познавательного интереса к предмету.
Воспитательные:
Задачи урока:
познакомить с формальным исполнителем Робот, его рабочей средой;
изучить систему команд исполнителя Робот;
научить учащихся управлять Роботом;
развивать навыки составления алгоритмов для исполнителя Робот на алгоритмическом языке и в системе программирования;
закрепить изученный материал;
развитие практических навыков работы с компьютером.
План урока.
Организационный момент (2 мин).
Проверка домашнего задания (5-7 мин).
Сообщение темы и цели урока (2 мин).
Объяснение нового материала (6 мин).
Закрепление изученного материала (12 - 14 мин).
Домашнее задание. (1 мин).
Практическая часть урока (10 мин).
Выставление оценок (1 мин).
Итог урока (2 мин).
Литература, эор:
Авторская презентация (приложение 1)
Босова Л. Л. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011
Босова Л. Л., Босова А. Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Поурочные разработки для 7 класса (4 четверть) – авторская мастерская Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).
Система программирования КуМир, свободного пользования ПО НИИСИ РАН, версия 1.7.3 (сайт разработчика: http://lpm.org.ru/kumir2)
Конспект урока
Организационный момент (слайд 1).
Приветствие учащихся;
Проверка посещаемости учащихся и отметка отсутствующих;
Проверка готовности учащихся к уроку.
Проверка домашнего задания.
1. Актуализация опорных знаний.
На прошлых уроках мы с вами познакомились с формальным исполнителем алгоритмов Чертежник, изучили его рабочую среду и научились управлять Чертежником. Повторим ранее изученный материал. Ответьте на вопросы:
2. Фронтальный опрос теории (слайд 2)
Дайте понятие алгоритма.
Что такое исполнитель?
Назовите типы исполнителей. (Формальный и неформальный).
Приведите примеры неформальных исполнителей. (Человек, служебная собака и т. д.).
Приведите примеры формальных исполнителей. (Компьютер, Чертежник).
Охарактеризуйте исполнителя Чертежник (СКИ, рабочая среда).
3. Устное задание (слайд 3)
Чертёжнику задали для исполнения следующий алгоритм:
НАЧ
сместиться в точку (4; 4)
опустить перо
НЦ Повторить 3 раза
сместиться на вектор (–3, –1)
сместиться на вектор (2, -1)
сместиться на вектор (2, 0)
КЦ
КОН
Вопрос. Какую команду надо выполнить Чертёжнику, чтобы вернуться в исходную точку, из которой он начал движение? Варианты ответов:
1) сдвинь на вектор (–3, –6) 2) сдвинь на вектор (–6, 3)
3) сдвинь на вектор (-3, 6) 4) сдвинь на вектор (6, -3)
Задание можно выполнить устно или в рабочих тетрадях (не на печатной основе). В случае затруднения, можно вызвать одного учащегося к доске, который отметит пути передвижения Чертежника на рис.1 Правильный ответ: 3
4. Проверка домашнего задания.
Задание в рабочей тетради №19 (а, б, в): два за компьютером (а, б), у остальных выборочно (визуально), просмотрев тетради у нескольких учеников.
Сообщение темы и цели урока (слайды 5-6)
Сегодня на уроке мы познакомимся с исполнителем Робот, изучим его рабочую среду СКИ, научимся составлять алгоритмы для исполнителя Робот. Откройте рабочие тетради и запишите тему урока «Управление исполнителем Робот».
Теоретическая часть
1. Объяснение нового материала (слайды 7-8).
Исполнитель Робот (также как и Чертежник) является формальным исполнителем, т.е одну и ту же команду он всегда выполняет одинаково. Робот может перемещаться по прямоугольному клетчатому полю, может быть представлен в форме точки, звездочки, ромба, круга и т.д., но занимает ровно одну клетку. Начальное положение Робота обозначается (чаще всего) в виде точки, звездочки и т.д., конечное – в виде буквы. Следует отметить и систему команд исполнителя. В СКИ (систему команд исполнителя) входят:
Команда СКИ Робота | Пояснение движения Робота |
вверх | Робот переходит на 1 клетку вверх |
вниз | Робот переходит на 1 клетку вниз |
влево | Робот переходит на 1 клетку влево |
вправо | Робот переходит на 1 клетку вправо |
закрасить | Робот закрашивает клетку, в которой находится, причем одну и ту же клетку он может закрашивать несколько раз |
Следует заметить, что если Вы допустили ошибку в команду СКИ, например, записали команду «низ» вместо «вниз» или «направо» вместо «вправо», то Робот данную команду не выполнит и сообщит об ошибке. Между клетками на рабочем поле могут быть размещены стены, которые обозначаются в виде отрезков на границе между клетками. Сквозь стену Робот проходить не может, он разрушается, следовательно, алгоритм не будет выполнен. В случае работы в среде программирования КуМир происходит отказ действия и выдается сообщение об ошибке.
2. Пример алгоритма для Робота
Рассмотрим пример алгоритма движения Робота: Составить алгоритм движения Робота в клетку В вдоль стены при условии, что Робот не разрушится (рис. 2), (слайд 9).
Решение: (слайд 10)
а Рис. 2
лг Робот
нач
вниз
вправо
вправо
вниз
вниз
кон
Закрепление изученного материала.
Мы «познакомились» с новым исполнителем алгоритма Роботом. Давайте повторим основные свойства исполнителя Робот. Ответьте пожалуйста на вопросы.
1. Вопросы для закрепления: (слайд 11)
Робот является формальным или неформальным исполнителем? Обоснуйте свой ответ.
Какое действие выполнит исполнитель Робот, получив команду вправо? (влево, вперед, закрасить)
Как отреагирует исполнитель Робот, получив команду: направо? сместиться на вектор (3,2)? влева? (ответ – Робот не выполнит никакое действие и выдаст сообщение об ошибке).
Где окажется Робот после выполнения команд: вправо, вниз, вниз?
2. Работа в тетрадях на печатной основе (слайд 12) № 22 (стр. 99), 24 (стр. 100), 26 (а) (стр. 101)
Комментарии, решения и ответы
№22. (слайд 13-14). Учащиеся выполняют задание самостоятельно, устно прокомментировав, сверяют со слайдом. Решение.
1 способ | 2 способ | 3 способ |
алг Робот нач вниз вниз вправо к Рис.3 он | алг Робот нач вправо вниз вниз Рис.4 кон | алг Робот нач вниз вправо вниз к Рис.5 он |
№ 24. (слайд 15 - 16)
Порядок выполнения задания:
учащимся предлагается выполнить вначале задание устно. Следует спросить нескольких учащихся;
вызвать к доске одного учащегося, который нарисует на слайде движение Робота в виде ломаной (слайд 15);
предлагается проверить решение, кликнув мышью по гиперссылке «Проверка» (слайд 16);
учащийся записывает алгоритм на алгоритмическом языке на слайде (у доски), остальные учащиеся выполняют задание в тетрадях самостоятельно;
учитель и учащиеся проверяю алгоритм и исправляют ошибки.
Решение.
алг лабиринт
нач
вправо, вниз
влево, вниз
вправо, вниз
вниз, влево
кон
№ 26 (а) (слайд 17-18)
Комментарий к выполнению. Самостоятельная работа учащихся. В случае затруднения, к доске вызывается 1 ученик и создает рисунок на слайде презентации.
Решение (слайд 18).
Физкультминутка: физкультминутка выполняется сидя, туловище, руки, ноги расслаблены. Примерный комплекс упражнений для физкультминутки.
1. Выполнить наклоны головы вперед, назад, влево, вправо – 2 раза
2. Руки опустить, поднять плечи, задержать на 3 сек., опустить - 3 раза
Домашнее задание (слайд 19). Рабочая тетрадь: стр. 102 № 26 (б, г), № 27 (а, б, в)
Практическая часть: практическая часть урока – работа с системой программирования КуМир. Самостоятельная работа учащихся: учащимся предлагается составить программу (на алгоритмическом языке) к задаче № 25 (стр. 100 рабочей тетради).
Порядок выполнения работы в приложении КуМир:
Запустить приложение КуМир.
Меню Вставка – использовать Робот
Напечатать название алгоритма.
Изменить стартовую обстановку робота по рисунку
Напечатать алгоритм.
Запустить программу на выполнение.
Отладка программы (в случае ошибки).
Итог урока.
Итак, наш урок подходит к концу. Что же сегодня мы узнали?
Вопросы для учащихся:
- Какие неформальные исполнители алгоритмов Вам известны?
- Назовите команды СКИ исполнителя Робот.
- В каком случае Робот не сможет выполнить данную Вами команду?
варианты ответов:
1) если допущена синтаксическая ошибка в записи команды;
2) если на пути Робота стоит стена;
3) если дана команда, не входящая в СКИ (например, вместо «вправо» дали «направо»)
Выставление оценок.