Методическая разработка урока
  Автор: Денежкина Вера Владимировна, учитель информатики
  Тема урока: «Исполнитель Робот».
  Раздел программы: «Алгоритмика».  
  Предмет: информатика и ИКТ.  
  Класс: 7Б.
  Тип урока: изучение нового материала.  
  Методы работы: словесные, наглядные, практические.
  Формы работы: индивидуальная; коллективная; групповая
  
 
  Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютеры
  
 
  Цели урока:
  Образовательные:
  -  расширить представления учащихся об исполнителях алгоритма; 
-  изучить исполнителя Робот, его среду и СКИ (систему команд исполнителя). 
 Развивающие:
  -  развитие навыков управления исполнителем Робот; 
-  развитие умения использовать полученные знания при составлении алгоритмов; 
-  развитие практических навыков работы в системе программирования КуМир; 
-  развитие навыков самостоятельной работы и познавательного интереса к предмету. 
 Воспитательные:
   Задачи урока:
  -  познакомить с формальным исполнителем Робот, его рабочей средой; 
-  изучить систему команд исполнителя Робот; 
-  научить учащихся управлять Роботом; 
-  развивать навыки составления алгоритмов для исполнителя Робот на алгоритмическом языке и в системе программирования; 
-  закрепить изученный материал; 
-  развитие практических навыков работы с компьютером. 
 
 
  План урока.
  -  Организационный момент (2 мин). 
-  Проверка домашнего задания (5-7 мин). 
-  Сообщение темы и цели урока (2 мин). 
-  Объяснение нового материала (6 мин). 
-  Закрепление изученного материала (12 - 14 мин). 
-  Домашнее задание. (1 мин). 
-  Практическая часть урока (10 мин). 
-  Выставление оценок (1 мин). 
-  Итог урока (2 мин). 
 
 
  Литература, эор:
  -  Авторская презентация (приложение 1) 
-  Босова Л. Л. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011 
-  Босова Л. Л., Босова А. Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. 
-  Поурочные разработки для 7 класса (4 четверть) – авторская мастерская Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/). 
-  Система программирования КуМир, свободного пользования ПО НИИСИ РАН, версия 1.7.3 (сайт разработчика: http://lpm.org.ru/kumir2) 
 Конспект урока  
  Организационный момент (слайд 1).
   -  Приветствие учащихся; 
-  Проверка посещаемости учащихся и отметка отсутствующих; 
-  Проверка готовности учащихся к уроку.   
 Проверка домашнего задания.  
  1. Актуализация опорных знаний.  
  На прошлых уроках мы с вами познакомились с формальным исполнителем алгоритмов Чертежник, изучили его рабочую среду и научились управлять Чертежником. Повторим ранее изученный материал. Ответьте на вопросы:
  2. Фронтальный опрос теории (слайд 2)
  -  Дайте понятие алгоритма. 
-  Что такое исполнитель? 
-  Назовите типы исполнителей. (Формальный и неформальный). 
-  Приведите примеры неформальных исполнителей. (Человек, служебная собака и т. д.). 
-  Приведите примеры формальных исполнителей. (Компьютер, Чертежник). 
-  Охарактеризуйте исполнителя Чертежник (СКИ, рабочая среда). 
 3 . Устное задание (слайд 3)
. Устное задание (слайд 3)
  Чертёжнику задали для исполнения следующий алгоритм:
  НАЧ
  сместиться в точку (4; 4)
  опустить перо
  НЦ Повторить 3 раза
  сместиться на вектор (–3, –1)
  сместиться на вектор (2, -1)  
  сместиться на вектор (2, 0)
  КЦ
  КОН
  Вопрос. Какую команду надо выполнить Чертёжнику, чтобы вернуться в исходную точку, из которой он начал движение? Варианты ответов:
  1) сдвинь на вектор (–3, –6) 2) сдвинь на вектор (–6, 3)
  3) сдвинь на вектор (-3, 6) 4) сдвинь на вектор (6, -3)
  Задание можно выполнить устно или в рабочих тетрадях (не на печатной основе). В случае затруднения, можно вызвать одного учащегося к доске, который отметит пути передвижения Чертежника на рис.1 Правильный ответ: 3
  4. Проверка домашнего задания.
  Задание в рабочей тетради №19 (а, б, в): два за компьютером (а, б), у остальных выборочно (визуально), просмотрев тетради у нескольких учеников.
  Сообщение темы и цели урока (слайды 5-6)
  Сегодня на уроке мы познакомимся с исполнителем Робот, изучим его рабочую среду СКИ, научимся составлять алгоритмы для исполнителя Робот. Откройте рабочие тетради и запишите тему урока «Управление исполнителем Робот».
  
 
  Теоретическая часть  
  1. Объяснение нового материала (слайды 7-8).
  Исполнитель Робот (также как и Чертежник) является формальным исполнителем, т.е одну и ту же команду он всегда выполняет одинаково. Робот может перемещаться по прямоугольному клетчатому полю, может быть представлен в форме точки, звездочки, ромба, круга и т.д., но занимает ровно одну клетку. Начальное положение Робота обозначается (чаще всего) в виде точки, звездочки и т.д., конечное – в виде буквы. Следует отметить и систему команд исполнителя. В СКИ (систему команд исполнителя) входят:  
     | Команда СКИ Робота | Пояснение движения Робота | 
  | вверх | Робот переходит на 1 клетку вверх | 
  | вниз | Робот переходит на 1 клетку вниз | 
  | влево | Робот переходит на 1 клетку влево | 
  | вправо | Робот переходит на 1 клетку вправо | 
  | закрасить | Робот закрашивает клетку, в которой находится, причем одну и ту же клетку он может закрашивать несколько раз | 
 
  Следует заметить, что если Вы допустили ошибку в команду СКИ, например, записали команду «низ» вместо «вниз» или «направо» вместо «вправо», то Робот данную команду не выполнит и сообщит об ошибке. Между клетками на рабочем поле могут быть размещены стены, которые обозначаются в виде отрезков на границе между клетками. Сквозь стену Робот проходить не может, он разрушается, следовательно, алгоритм не будет выполнен. В случае работы в среде программирования КуМир происходит отказ действия и выдается сообщение об ошибке.
  2. Пример алгоритма для Робота  
  Рассмотрим пример алгоритма движения Робота: Составить алгоритм движения Робота в клетку В вдоль стены при условии, что Робот не разрушится (рис. 2), (слайд 9).
  Р ешение: (слайд 10)
ешение: (слайд 10)
  а  Рис. 2
 лг Робот 
  нач
  вниз
  вправо
  вправо
  вниз
  вниз
  кон
  
 
  Закрепление изученного материала.
  Мы «познакомились» с новым исполнителем алгоритма Роботом. Давайте повторим основные свойства исполнителя Робот. Ответьте пожалуйста на вопросы.
  1. Вопросы для закрепления: (слайд 11)
  -  Робот является формальным или неформальным исполнителем? Обоснуйте свой ответ. 
-  Какое действие выполнит исполнитель Робот, получив команду вправо? (влево, вперед, закрасить)   
- К ак отреагирует исполнитель Робот, получив команду: направо? сместиться на вектор (3,2)? влева? (ответ – Робот не выполнит никакое действие и выдаст сообщение об ошибке). ак отреагирует исполнитель Робот, получив команду: направо? сместиться на вектор (3,2)? влева? (ответ – Робот не выполнит никакое действие и выдаст сообщение об ошибке).
 
- Где окажется Робот после выполнения команд: вправо, вниз, вниз? 
 
 
  2. Работа в тетрадях на печатной основе (слайд 12) № 22 (стр. 99), 24 (стр. 100), 26 (а) (стр. 101)
  Комментарии, решения и ответы
  №22. (слайд 13-14). Учащиеся выполняют задание самостоятельно, устно прокомментировав, сверяют со слайдом. Решение.
      | 1 способ | 2 способ | 3 способ | 
  | а лг Робот нач   вниз вниз вправо к Рис.3он 
 | а лг Робот нач   вправо   вниз вниз   Рис.4кон | а лг Робот нач   вниз вправо вниз к Рис.5он | 
 
  № 24. (слайд 15 - 16)
  Порядок выполнения задания:
    -  учащимся предлагается выполнить вначале задание устно. Следует спросить нескольких учащихся; 
-  вызвать к доске одного учащегося, который нарисует на слайде движение Робота в виде ломаной (слайд 15); 
-  предлагается проверить решение, кликнув мышью по гиперссылке «Проверка» (слайд 16); 
-  учащийся записывает алгоритм на алгоритмическом языке на слайде (у доски), остальные учащиеся выполняют задание в тетрадях самостоятельно; 
-  учитель и учащиеся проверяю алгоритм и исправляют ошибки. 
 Решение.
  а лг лабиринт
лг лабиринт
  нач  
  вправо, вниз  
  влево, вниз  
  вправо, вниз  
  вниз, влево
  кон
  № 26 (а) (слайд 17-18)
  Комментарий к выполнению. Самостоятельная работа учащихся. В случае затруднения, к доске вызывается 1 ученик и создает рисунок на слайде презентации.
  Решение (слайд 18).
  
  Физкультминутка: физкультминутка выполняется сидя, туловище, руки, ноги расслаблены. Примерный комплекс упражнений для физкультминутки.
  1. Выполнить наклоны головы вперед, назад, влево, вправо – 2 раза
  2. Руки опустить, поднять плечи, задержать на 3 сек., опустить - 3 раза
  
 
  Домашнее задание (слайд 19). Рабочая тетрадь: стр. 102 № 26 (б, г), № 27 (а, б, в)  
  
 
  Практическая часть: практическая часть урока – работа с системой программирования КуМир. Самостоятельная работа учащихся: учащимся предлагается составить программу (на алгоритмическом языке) к задаче № 25 (стр. 100 рабочей тетради).  
  
 
  Порядок выполнения работы в приложении КуМир:
  -  Запустить приложение КуМир. 
-  Меню Вставка – использовать Робот 
-  Напечатать название алгоритма. 
-  Изменить стартовую обстановку робота по рисунку 
-  Напечатать алгоритм. 
-  Запустить программу на выполнение. 
-  Отладка программы (в случае ошибки). 
 
 
  Итог урока.
  Итак, наш урок подходит к концу. Что же сегодня мы узнали?
  Вопросы для учащихся:
  - Какие неформальные исполнители алгоритмов Вам известны?
  - Назовите команды СКИ исполнителя Робот.
  - В каком случае Робот не сможет выполнить данную Вами команду?
  варианты ответов:
  1) если допущена синтаксическая ошибка в записи команды;  
  2) если на пути Робота стоит стена;
  3) если дана команда, не входящая в СКИ (например, вместо «вправо» дали «направо»)
 
 
  Выставление оценок.