kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация и конспект к уроку "Исполнитель Робот"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока

Автор: Денежкина Вера Владимировна, учитель информатики

Тема урока: «Исполнитель Робот».   Раздел программы: «Алгоритмика».     

Предмет: информатика и ИКТ.                 Класс: 7Б.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы работы: словесные, наглядные, практические.

Формы работы: индивидуальная; коллективная; групповая

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютеры

Цели урока:

Образовательные:

  • расширить представления учащихся об исполнителях алгоритма;
  • изучить исполнителя Робот, его среду и СКИ (систему команд исполнителя).

Развивающие:

  • развитие навыков управления исполнителем Робот;
  • развитие умения использовать полученные знания при составлении алгоритмов;
  • развитие практических навыков работы в системе программирования КуМир;
  • развитие навыков самостоятельной работы и познавательного интереса к предмету.

Воспитательные:

  • воспитание информационной культуры учащихся.

Задачи урока:

  1. познакомить с формальным исполнителем Робот, его рабочей средой;
  2. изучить систему команд исполнителя Робот;
  3. научить учащихся управлять Роботом;
  4. развивать навыки составления алгоритмов для исполнителя Робот на алгоритмическом языке и в системе программирования;
  5. закрепить изученный материал;
  6. развитие практических навыков работы с компьютером.

План урока.

                1)      Организационный момент (2 мин).

                2)      Проверка домашнего задания (5-7 мин).

                3)      Сообщение темы и цели урока (2 мин).

                4)      Объяснение нового материала (6 мин).

                5)      Закрепление изученного материала (12 - 14 мин).

                6)      Домашнее задание. (1 мин).

                7)      Практическая часть урока (10 мин).

                8)      Выставление оценок (1 мин).

                9)      Итог урока (2 мин).

Литература, эор:

·      Авторская презентация (приложение 1)

·      Босова Л. Л. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011

·      Босова Л. Л., Босова А. Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

·      Поурочные разработки для 7 класса (4 четверть) – авторская мастерская Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).

·      Система программирования КуМир, свободного пользования  ПО НИИСИ РАН, версия 1.7.3 (сайт разработчика: http://lpm.org.ru/kumir2)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока»


Методическая разработка урока

Автор: Денежкина Вера Владимировна, учитель информатики

Тема урока: «Исполнитель Робот».

Раздел программы: «Алгоритмика».

Предмет: информатика и ИКТ.

Класс: 7Б.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы работы: словесные, наглядные, практические.

Формы работы: индивидуальная; коллективная; групповая


Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютеры


Цели урока:

Образовательные:

  • расширить представления учащихся об исполнителях алгоритма;

  • изучить исполнителя Робот, его среду и СКИ (систему команд исполнителя).

Развивающие:

  • развитие навыков управления исполнителем Робот;

  • развитие умения использовать полученные знания при составлении алгоритмов;

  • развитие практических навыков работы в системе программирования КуМир;

  • развитие навыков самостоятельной работы и познавательного интереса к предмету.

Воспитательные:

  • воспитание информационной культуры учащихся.

Задачи урока:

  1. познакомить с формальным исполнителем Робот, его рабочей средой;

  2. изучить систему команд исполнителя Робот;

  3. научить учащихся управлять Роботом;

  4. развивать навыки составления алгоритмов для исполнителя Робот на алгоритмическом языке и в системе программирования;

  5. закрепить изученный материал;

  6. развитие практических навыков работы с компьютером.


План урока.

  1. Организационный момент (2 мин).

  2. Проверка домашнего задания (5-7 мин).

  3. Сообщение темы и цели урока (2 мин).

  4. Объяснение нового материала (6 мин).

  5. Закрепление изученного материала (12 - 14 мин).

  6. Домашнее задание. (1 мин).

  7. Практическая часть урока (10 мин).

  8. Выставление оценок (1 мин).

  9. Итог урока (2 мин).


Литература, эор:

  • Авторская презентация (приложение 1)

  • Босова Л. Л. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011

  • Босова Л. Л., Босова А. Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  • Поурочные разработки для 7 класса (4 четверть) – авторская мастерская Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).

  • Система программирования КуМир, свободного пользования ПО НИИСИ РАН, версия 1.7.3 (сайт разработчика: http://lpm.org.ru/kumir2)

Конспект урока

Организационный момент (слайд 1).

    1. Приветствие учащихся;

    2. Проверка посещаемости учащихся и отметка отсутствующих;

    3. Проверка готовности учащихся к уроку.

Проверка домашнего задания.

1. Актуализация опорных знаний.

На прошлых уроках мы с вами познакомились с формальным исполнителем алгоритмов Чертежник, изучили его рабочую среду и научились управлять Чертежником. Повторим ранее изученный материал. Ответьте на вопросы:

2. Фронтальный опрос теории (слайд 2)

  • Дайте понятие алгоритма.

  • Что такое исполнитель?

  • Назовите типы исполнителей. (Формальный и неформальный).

  • Приведите примеры неформальных исполнителей. (Человек, служебная собака и т. д.).

  • Приведите примеры формальных исполнителей. (Компьютер, Чертежник).

  • Охарактеризуйте исполнителя Чертежник (СКИ, рабочая среда).

3. Устное задание (слайд 3)

Чертёжнику задали для исполнения следующий алгоритм:

НАЧ

сместиться в точку (4; 4)

опустить перо

НЦ Повторить 3 раза

сместиться на вектор (–3, –1)

сместиться на вектор (2, -1)

сместиться на вектор (2, 0)

КЦ

КОН

Вопрос. Какую команду надо выполнить Чертёжнику, чтобы вернуться в исходную точку, из которой он начал движение? Варианты ответов:

1) сдвинь на вектор (–3, –6) 2) сдвинь на вектор (–6, 3)

3) сдвинь на вектор (-3, 6) 4) сдвинь на вектор (6, -3)

Задание можно выполнить устно или в рабочих тетрадях (не на печатной основе). В случае затруднения, можно вызвать одного учащегося к доске, который отметит пути передвижения Чертежника на рис.1 Правильный ответ: 3

4. Проверка домашнего задания.

Задание в рабочей тетради №19 (а, б, в): два за компьютером (а, б), у остальных выборочно (визуально), просмотрев тетради у нескольких учеников.

Сообщение темы и цели урока (слайды 5-6)

Сегодня на уроке мы познакомимся с исполнителем Робот, изучим его рабочую среду СКИ, научимся составлять алгоритмы для исполнителя Робот. Откройте рабочие тетради и запишите тему урока «Управление исполнителем Робот».


Теоретическая часть

1. Объяснение нового материала (слайды 7-8).

Исполнитель Робот (также как и Чертежник) является формальным исполнителем, т.е одну и ту же команду он всегда выполняет одинаково. Робот может перемещаться по прямоугольному клетчатому полю, может быть представлен в форме точки, звездочки, ромба, круга и т.д., но занимает ровно одну клетку. Начальное положение Робота обозначается (чаще всего) в виде точки, звездочки и т.д., конечное – в виде буквы. Следует отметить и систему команд исполнителя. В СКИ (систему команд исполнителя) входят:

Команда СКИ Робота

Пояснение движения Робота

вверх

Робот переходит на 1 клетку вверх

вниз

Робот переходит на 1 клетку вниз

влево

Робот переходит на 1 клетку влево

вправо

Робот переходит на 1 клетку вправо

закрасить

Робот закрашивает клетку, в которой находится, причем одну и ту же клетку он может закрашивать несколько раз

Следует заметить, что если Вы допустили ошибку в команду СКИ, например, записали команду «низ» вместо «вниз» или «направо» вместо «вправо», то Робот данную команду не выполнит и сообщит об ошибке. Между клетками на рабочем поле могут быть размещены стены, которые обозначаются в виде отрезков на границе между клетками. Сквозь стену Робот проходить не может, он разрушается, следовательно, алгоритм не будет выполнен. В случае работы в среде программирования КуМир происходит отказ действия и выдается сообщение об ошибке.

2. Пример алгоритма для Робота

Рассмотрим пример алгоритма движения Робота: Составить алгоритм движения Робота в клетку В вдоль стены при условии, что Робот не разрушится (рис. 2), (слайд 9).

Решение: (слайд 10)

а

Рис. 2

лг Робот

нач

вниз

вправо

вправо

вниз

вниз

кон



Закрепление изученного материала.

Мы «познакомились» с новым исполнителем алгоритма Роботом. Давайте повторим основные свойства исполнителя Робот. Ответьте пожалуйста на вопросы.

1. Вопросы для закрепления: (слайд 11)

  1. Робот является формальным или неформальным исполнителем? Обоснуйте свой ответ.

  2. Какое действие выполнит исполнитель Робот, получив команду вправо? (влево, вперед, закрасить)

  3. Как отреагирует исполнитель Робот, получив команду: направо? сместиться на вектор (3,2)? влева? (ответ – Робот не выполнит никакое действие и выдаст сообщение об ошибке).

  4. Где окажется Робот после выполнения команд: вправо, вниз, вниз?



2. Работа в тетрадях на печатной основе (слайд 12) № 22 (стр. 99), 24 (стр. 100), 26 (а) (стр. 101)

Комментарии, решения и ответы

22. (слайд 13-14). Учащиеся выполняют задание самостоятельно, устно прокомментировав, сверяют со слайдом. Решение.

1 способ

2 способ

3 способ

алг Робот

нач

вниз

вниз

вправо

к

Рис.3

он


алг Робот

нач

вправо

вниз

вниз

Рис.4

кон

алг Робот

нач

вниз

вправо

вниз

к

Рис.5

он

24. (слайд 15 - 16)

Порядок выполнения задания:

      1. учащимся предлагается выполнить вначале задание устно. Следует спросить нескольких учащихся;

      2. вызвать к доске одного учащегося, который нарисует на слайде движение Робота в виде ломаной (слайд 15);

      3. предлагается проверить решение, кликнув мышью по гиперссылке «Проверка» (слайд 16);

      4. учащийся записывает алгоритм на алгоритмическом языке на слайде (у доски), остальные учащиеся выполняют задание в тетрадях самостоятельно;

      5. учитель и учащиеся проверяю алгоритм и исправляют ошибки.

Решение.

алг лабиринт

нач

вправо, вниз

влево, вниз

вправо, вниз

вниз, влево

кон

26 (а) (слайд 17-18)

Комментарий к выполнению. Самостоятельная работа учащихся. В случае затруднения, к доске вызывается 1 ученик и создает рисунок на слайде презентации.

Решение (слайд 18).

Физкультминутка: физкультминутка выполняется сидя, туловище, руки, ноги расслаблены. Примерный комплекс упражнений для физкультминутки.

1. Выполнить наклоны головы вперед, назад, влево, вправо – 2 раза

2. Руки опустить, поднять плечи, задержать на 3 сек., опустить - 3 раза


Домашнее задание (слайд 19). Рабочая тетрадь: стр. 102 № 26 (б, г), № 27 (а, б, в)


Практическая часть: практическая часть урока – работа с системой программирования КуМир. Самостоятельная работа учащихся: учащимся предлагается составить программу (на алгоритмическом языке) к задаче № 25 (стр. 100 рабочей тетради).


Порядок выполнения работы в приложении КуМир:

  1. Запустить приложение КуМир.

  2. Меню Вставка – использовать Робот

  3. Напечатать название алгоритма.

  4. Изменить стартовую обстановку робота по рисунку

  5. Напечатать алгоритм.

  6. Запустить программу на выполнение.

  7. Отладка программы (в случае ошибки).


Итог урока.

Итак, наш урок подходит к концу. Что же сегодня мы узнали?

Вопросы для учащихся:

- Какие неформальные исполнители алгоритмов Вам известны?

- Назовите команды СКИ исполнителя Робот.

- В каком случае Робот не сможет выполнить данную Вами команду?

варианты ответов:

1) если допущена синтаксическая ошибка в записи команды;

2) если на пути Робота стоит стена;

3) если дана команда, не входящая в СКИ (например, вместо «вправо» дали «направо»)



Выставление оценок.

Просмотр содержимого презентации
«Приложение 1»

18.03.14 Классная работа

18.03.14

Классная работа

Вопросы для повторения:

Вопросы для повторения:

  • Дайте понятие алгоритма.
  • Что такое исполнитель?
  • Назовите типы исполнителей.
  • Приведите примеры неформальных исполнителей.
  • Приведите примеры формальных исполнителей.
  • Охарактеризуйте исполнителя Чертежник (СКИ, среда)
Чертёжнику задали для исполнения следующий алгоритм: АЛГ Задача НАЧ  сместиться в точку (4, 4) опустить перо  НЦ 3 раз сместиться на вектор (–3, – 1 ) сместиться на вектор (2, - 1) сместиться на вектор ( 2 , 0)  КЦ КОН

Чертёжнику задали для исполнения следующий алгоритм:

АЛГ Задача

НАЧ

сместиться в точку (4, 4)

опустить перо

НЦ 3 раз

сместиться на вектор (–3, – 1 )

сместиться на вектор (2, - 1)

сместиться на вектор ( 2 , 0)

КЦ

КОН

Какую команду надо выполнить Чертёжнику, чтобы вернуться в исходную точку, из которой он начал движение? 1) сместиться на вектор (–3, –6)  2) сместиться на вектор (–6, 3) 3) сместиться на вектор ( - 3, 6) 4) сместиться на вектор (6, –3) 3

Какую команду надо выполнить Чертёжнику, чтобы вернуться в исходную точку, из которой он начал движение?

1) сместиться на вектор (–3, –6)

2) сместиться на вектор (–6, 3)

3) сместиться на вектор ( - 3, 6)

4) сместиться на вектор (6, –3)

3

Исполнитель  Робот Он сделает всё, что вы захотите, но это может существенно отличаться от того, что вы имели в виду. Американский математик о компьютере

Исполнитель Робот

Он сделает всё, что вы захотите, но это может существенно отличаться от того, что вы имели в виду.

Американский математик о компьютере

Цель: Познакомиться с формальным исполнителем Робот. Задачи урока:

Цель:

Познакомиться с формальным исполнителем Робот.

Задачи урока:

  • Изучить среду и СКИ исполнителя Робот
  • Научиться составлять алгоритмы для Робота на алгоритмическом языке и в среде программирования Кумир
Прямоугольное клетчатое поле Изображается: Р , *, , …  Начальное положение: произвольное

Прямоугольное клетчатое поле

Изображается: Р , *, , …

Начальное положение: произвольное

вверх вниз вправо влево закрасить смешается на 1 клетку в указанном направлении закрашивает клетку в которой находиться, причем одну и ту же клетку может закрашивать несколько раз

вверх

вниз

вправо

влево

закрасить

смешается

на 1 клетку в указанном направлении

закрашивает клетку в которой находиться, причем одну и ту же клетку может закрашивать несколько раз

В Составить алгоритм движения Робота в клетку В вдоль стены при условии, что Робот не разрушится.

В

Составить алгоритм движения Робота в клетку В вдоль стены при условии, что Робот не разрушится.

алг Робот нач  вниз  вниз  вправо  вправо  вниз  вправо кц В

алг Робот

нач

вниз

вниз

вправо

вправо

вниз

вправо

кц

В

Робот является формальным или неформальным исполнителем? Обоснуйте свой ответ.
  • Робот является формальным или неформальным исполнителем? Обоснуйте свой ответ.

2) Какое действие выполнит исполнитель Робот, получив команду вправо ? (влево, вперед , закрасить )?

3) Как отреагирует исполнитель Робот, получив команду :

направо ?

сместиться на вектор (3,2) ?

влева ?

4) Где окажется Робот после выполнения команд:

вправо

вниз

вниз ?

В

Закрепление. Выполните в тетради задания : № 22 (стр. 99), 24 (стр. 100), 26 (а) (стр. 101)

Закрепление.

Выполните в тетради задания :

22 (стр. 99),

24 (стр. 100),

26 (а) (стр. 101)

№ 22

22

№ 22 алг 1 нач  вниз алг 2 нач  вправо алг 3 нач  вниз  вниз  вправо  вниз  вниз  вправо  вниз кон   кон  кон

№ 22

алг 1

нач

вниз

алг 2

нач

вправо

алг 3

нач

вниз

вниз

вправо

вниз

вниз

вправо

вниз

кон

кон

кон

№ 24

№ 24

№ 24 Составьте алгоритм к задаче.

№ 24

Составьте алгоритм к задаче.

№ 26 (а) АЛГ рисунок НАЧ ПОВТОРИТЬ 5 РАЗ  узор_1 вправо; вправо; вправо КОН  АЛГ узор_1 НАЧ вверх; закрасить; вниз вправо; закрасить; влево вниз; закрасить; вверх влево; закрасить; вправо КОН

№ 26 (а)

АЛГ рисунок

НАЧ

ПОВТОРИТЬ 5 РАЗ

узор_1

вправо; вправо; вправо

КОН

АЛГ узор_1

НАЧ

вверх; закрасить; вниз вправо; закрасить; влево вниз; закрасить; вверх влево; закрасить; вправо

КОН

Решение:

Решение:

Домашняя работа Рабочая тетрадь: стр. 102 № 26 (б, г), № 27 (а, б, в)

Домашняя работа

Рабочая тетрадь: стр. 102

26 (б, г),

27 (а, б, в)

Исполнитель  РОБОТ Меню ВСТАВКА, в котором находятся все необходимые для составления алгоритма команды Среда исполнителя: Окно Робота, в котором графически отображаются шаги Робота после запуска команды меню выполнение

Исполнитель РОБОТ

Меню ВСТАВКА, в котором находятся все необходимые для составления алгоритма команды

Среда исполнителя:

Окно Робота, в котором графически отображаются шаги Робота после запуска команды меню выполнение

Система программирование КуМир

Система программирование КуМир

Практическая работа Рабочая тетрадь № 25 (стр. 100) Ход работы:

Практическая работа

Рабочая тетрадь № 25 (стр. 100)

Ход работы:

  • Запустить приложение КуМир.
  • Меню Вставка – использовать Робот
  • Напечатать название алгоритма.
  • Изменить стартовую обстановку робота по рисунку (нажать Обстановка - Сохранить)
  • Напечатать алгоритм.
  • Запустить программу на выполнение: Меню ВыполнениеВыполнить непрерывно .
  • Отладка программы (в случае ошибки): Меню Выполнение – прервать, устранить ошибки и запустить программу вновь
алг Задание нач  . нц  4  раз  . . закрасить,  . . вверх  . . закрасить  . . вверх  . . закрасить  . . вправо  . . закрасить  . . вниз  . . закрасить  . . вниз  . . закрасить  . . вправо  . кц кон

алг Задание

нач . нц 4 раз . . закрасить, . . вверх . . закрасить . . вверх . . закрасить . . вправо . . закрасить . . вниз . . закрасить . . вниз . . закрасить . . вправо . кц

кон


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация и конспект к уроку "Исполнитель Робот"

Автор: Денежкина Вера Владимировна

Дата: 03.11.2014

Номер свидетельства: 125622

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Урок информатики по теме "Исполнитель Робот""
    ["seo_title"] => string(44) "urok_informatiki_po_tiemie_ispolnitiel_robot"
    ["file_id"] => string(6) "445390"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1513712431"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "конспект урока информатики в 6 классе "Алгоритмы и исполнители" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-informatiki-v-6-klassie-alghoritmy-i-ispolnitieli"
    ["file_id"] => string(6) "114726"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411642906"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Конспект занятия Алгоритм "
    ["seo_title"] => string(29) "konspiekt-zaniatiia-alghoritm"
    ["file_id"] => string(6) "138796"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417607881"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Работа с алгоритмической структурой ветвление в среде программирования Scratch "
    ["seo_title"] => string(88) "rabota-s-alghoritmichieskoi-strukturoi-vietvlieniie-v-sriedie-proghrammirovaniia-scratch"
    ["file_id"] => string(6) "106394"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403005074"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства