Тема: Разработка плана действий и его запись
Тип урока: комбинированный
Цели урока: дать представление о разработке плана действий как одном из возможных результатов решения информационной задачи; показать некоторые формы записи плана действий.
Задачи урока:
образовательные: познакомить учащихся с правилами разработки плана действий посредством решения логических задач.
развивающие: продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи за счет решения логических задач.
воспитательные: воспитание толерантности; воспитание коммуникативных свойств учащихся посредством работы в коллективе.
Используемое оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор.
Методы обучения и воспитания: объяснительно-иллюстративный (беседа, демонстрация презентации), практический (упражнения).
Ход урока:
I. Орг.момент. Приветствие учащихся. (1 мин) Здравствуйте, ребята, садитесь, рада вас приветствовать сегодня на уроке! Итак, тема сегодняшнего урока: «Разработка плана действий и его запись».
II. Проверка домашнего задания.
Вам необходимо было решить задачу №9.Давайте проверим решение этой задачи. Каким способом вы ее решали? (Табличным способом.)
II. Актуализация знаний.
-Скажите, пожалуйста, что вы изменяли при решении этой задачи форму или содержание информации? Почему? (Содержание информации).
- Что вы понимаете под понятием «план действий»? (последовательность выполнения алгоритма)
-Ребята, скажите, пожалуйста, что такое входная информация? (Имеющаяся информация).
-А что понимают под понятием «выходная информация»? (При обработке имеющейся информации мы получаем новую информацию, т.е. выходную.)
-Приведите примеры, когда мы получаем из входной информации выходную.
Молодцы, разобрались с понятиями и сумели привести примеры!
III. Мотивационный этап.
Кто – нибудь может ответить на вопрос: с какой целью используют азбуку Морзе? (Используют для знакового кодирования и передачи сигнала на большие расстояния.) Т.е. мы кодируем алфавит, для передачи сигнала SOS также используют азбуку Морзе. Во многих фильмах герои в поисках сокровищ пытаются расшифровать информацию. И сегодня на уроке мы будем расшифровывать задания с целью получения хорошей оценки.
IV. Физ.минутка. (2 мин.)
Давайте отдохнем и выполним упражнения для глаз: можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени.
V. Изучение нового материала.
Сейчас вам необходимо решить задачу, внимательно прочитайте и отгадайте какое правило задумал Петя. Даю вам 2 минуты, затем вместе разбираем.
Задача 1. Петя и Коля играют в следующую игру: Петя задумывает правило преобразования текстовой информации. Коля может сообщить Пете любые тексты и узнавать результаты преобразования. Вопросы Коли и ответы Пети в этой игре: а б; мама нбнб; весна гётоб.
Решение: анализ первой пары «а б» позволяет предположить, что Петя каждую букву в исходном тексте заменяет на следующую по алфавиту. Проверим наше предположение на второй и третьей парах. Теперь можно сформулировать правило преобразования информации: каждая буква в исходном тексте заменяется на следующую по алфавиту.
В результате решения этой задачи мы установили правило преобразования входной информации в выходную.
Во многих информационных задачах требуется установить правила преобразования входных данных в выходные, разработать план действий, обеспечивающий нужный результат. Сейчас мы рассмотрим еще один пример:
Задача 2. На берегу реки стоит крестьянин с лодкой, а рядом с ним – волк, коза, капуста. Крестьянин должен переправиться сам и перевезти волка, козу и капусту на другой берег. Однако в лодку кроме крестьянина помещается либо только волк, либо только коза, либо только капуста. Оставлять волка с козой либо козу с капустой без присмотра нельзя – волк может съесть козу, а коза – капусту. Как должен вести себя крестьянин?
Решение: В условии задачи говорится о крестьянине, капусте, козе и волке, стрелкой обозначим направление переправ. Запишем план переплавы по пунктам:
Крестьянин, коза
Крестьянин
Крестьянин, капуста
Крестьянин, коза
Крестьянин, волк
Крестьянин
Крестьянин, коза
А теперь представим решение в более наглядной форме – в виде таблицы:
Шаг | На этом берегу | Кто в лодке | Куда | На том берегу |
1 | Волк, коза, капуста | Крестьянин, коза | | Коза, крестьянин |
2 | Волк, капуста | Крестьянин | | Коза |
3 | Волк | Крестьянин, капуста | | Крестьянин, капуста, коза |
4 | Волк | Крестьянин, коза | | Капуста |
5 | Коза | Крестьянин, волк | | Крестьянин, капуста, волк |
6 | Коза | Крестьянин | | Капуста, волк |
7 | - | Крестьянин, коза | | Крестьянин, коза, капуста, волк |
Таким образом, план действий можно записать в виде таблиц или схемы.
VI. Обобщение первичного закрепления и систематизации знаний.
Некий » чёрный ящик « настраивается на одну из восьми программ преобразования числовой или текстовой информации. Проанализировав приведенные ниже протоколы испытаний, определите вид информации и правило ее преобразования.
Вход | 1 | 2 | урок | 5 | 10 | 11 |
Выход | 0 | Д | Не могу | п | д | ? |
Вход | осень | 72 | 45 | 645 | 24 | 2000 |
Выход | Не могу | Д | д | т | д | ? |
Вход | 15 | карась | слон | скворец | паук | сом |
Выход | Не могу | Р | з | п | н | ? |
VII. Подведение итогов. - Итак, ребята, чему мы сегодня научились на уроке? В виде чего можно записать план действий? Хорошо! Откройте дневники и запишите домашнее задание: стр. 62, (3, 4, 5, 6,8) - определите вид информации и правило ее преобразования. Выставление оценок.
Критерии оценивания учащихся:
1.Активность учащихся на уроке;
2.Решение практической работы;
3. Дисциплинированность.
VIII. Рефлексия. (1 мин.)
-Ребята понравился ли вам урок? (Чем?)
- Была ли ваша работа сегодня продуктивной? (Почему?)
Спасибо за активную работу на уроке, желаю вам всего хорошего, до свидания!