kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка плана интегрированного урока: литература - история. Тема: «Смысл финала романа «Тихий Дон» М.А. Шолохова».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка плана интегрированного урока: литература - история.

Тема: «Смысл финала романа «Тихий Дон» М.А. Шолохова».

Измените конец романа и покажите,

кто такой Григорий –

красный казак или

 белогвардейская сволочь.

И.В. Сталин.

Цели и задачи урока;

  • показать как решается проблема выбора в романе Шолохова «Тихий Дон», сложность судьбы главного героя;
  • развитие аналитических и творческих способностей;
  • формирование гражданской позиции обучающихся;
  1. Этап. Организационный. Запись числа, темы, объявление целей и задач урока.
  2. Этап. Актуализация знаний:

Лингвистический блок.

Самостоятельная работа для одной группы. Сдают учителю на проверку.

Словарная работа. Найти соответствие:

 

Баз

  1.  

Чудаковатый, сумасбродный

бурка

  1.  

Женский фартук

взгальный

  1.  

Крестьянский двор

жалмерка

  1.  

Водоворот, пучина

завеска

  1.  

Товарищ по службе

коловерть

  1.  

хромать

ревтрибуналить

  1.  

Созвездие Медведицы

курень

  1.  

расстреливать

односум

  1.  

Замужняя казачка, муж которой находится на службе

Стожары

  1.  

Дом, хата

чикилять

  1.  

Короткая одежда из темной овечьей шерсти

  • как называются данные слова,
  •  какое слово не соответствует  этой категории

Литературный блок. Устная работа.

Кому из героев романа «Тихий Дон» принадлежат эти слова:

  1. «Женить сукиного сына! Женю! Завтра же поеду сватать! Дожил, что сыном в глаза смеются! На дурочке женю!» ( Пантелею Прокофьевичу»)
  2. «Расскажи, милаха, как мужа ждала, мужнину честь берегла?» (С. Астахов).
  3. «А Гришку твоего захочу с костями съем и ответа держать не буду!» ( Аксинья).
  4. « А мне вот ни одного не довелось любить! Любила по-собачьему, кое-как, как приходилось. Мне бы теперь сызнова жизнь начать, - я может быть другой стала». (Дарья)
  5. «Одно я знаю: не любишь ты его, а тянешься за ним по привычке. Да и любила ли ты когда-нибудь так, как я? Должно быть, нет! Когда любят так не делают…» (Наталья)
  6. Ох и постарел же ты, братушка! Серый какой-то бирюк!» (Дуняшка)
  7. «Кум Иван, ты моего дитя крестил…Кум, не казните меня!» (Петро).
  8. «Вот и отработались мои ручушки…Пора на покой… Зажилася, хватит…Только бы дождаться Гришенку…». (Ильинична)
  9. «Какая уж там совесть, когда вся жизня пошатнулась. Людей убиваешь, неизвестно для  чего эта каша…Неправильный у жизни ход, и может, я в этом виноватый». (Григорий)

Исторический блок.

Какие реальные исторические лица не фигурируют в романе «Тихий Дон»?

Александр I,  Л. Троцкий,  В.И.Ленин, Корнилов, Каледин, Платов, Х.Ермаков, Давыдов,  Николай II, Ф. Подтелков, Деникин, Рыков, Краснов, Кудинов.

В романе  Шолохова «Тихий Дон» нет эпизодов?

Событий 1905 года, Первой мировой войны, Октябрьской революции, гражданской войны, восстания на Дону, Великой Отечественной войны,  установления советской власти.

Литературный блок. Устная работа.

О чем идет речь?

Момент наивысшего напряжения действия  в произведении, когда особенно ярко выделяется сюжетный конфликт, цели героев и их внутренние качества; вершина - ….     (Кульминация)

Какие исторические события являются кульминацией романа и почему?

Исторический блок.

Итоги гражданской войны. Проект. Презентация учащегося.

Литературный блок.

Работа с текстом.

Часть 6, глава XLIV ( Григорий  рубит матросов)

Часть 6 глава LVI (  Дарья убивает Ивана Алексеевича)

Часть 6. глава LXV ( Мишка Кошевой убивает деда Гришаку, поджигает курень Коршуновых).

  • Как раскрывается характер каждого героя в данной ситуации?
  • К чему же пришел наш главный герой  в поисках своего пути, своей «другой правды»?

Проект учащихся  «Десять мгновений из жизни Григория Мелехова»

 

Зачитать финал романа. ( можно наизусть. Можно вывести на слайд)

«Ниже хутора он перешел Дон по синему, изъеденному ростепелью мартовскому льду, крупно зашагал к дому. Еще издали  он  увидел на спуске к пристани Мишатку и еле удержался, чтобы не побежать к нему.

Мишатка обламывал свисавшие с камня ледяные сосульки, бросал их и внимательно смотрел, как голубые осколки катятся вниз, под гору.

Григорий подошел к спуску, задыхаясь, хрипло окликнул сына:

 - Мишенька! …Сынок!

Мишатка испуганно взглянул на него и опустил глаза. Он узнал в этом бородатом человеке отца…

Все ласковые и нежные слова, которые по ночам шептал Григорий, вспоминая там, в дубраве, своих детей, сейчас вылетели у него из памяти. Опустившись на колени, целуя розовые холодные ручонки сына, он сдавленным голосом твердил только одно слово:

 - Сынок…сынок…

Потом Григорий взял на руки сына. Сухими, исступленно горящими глазами жадно всматриваясь в его лицо, спросил:

 - Как же вы тут? …Тетка, полюшка – живые-здоровые?

По-прежнему не глядя на отца, Мишатка тихо ответил:

 - Тетка Дуня здоровая, а Полюшка померла осенью…от глотошной. А дядя Михаил на службе…

Что ж и сбылось все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим  под холодным солнцем миром»

Почему  именно такой финал ? Кто прав, на ваш взгляд? Эпиграф?

И.В. Сталин: «Измените конец романа и покажите, кто такой Григорий – красный казак или белогвардейская сволочь».

А.Н. Толстой: «Григорий не должен уйти из литературы, как бандит. Это неверно по отношению к народу и революции».

А.П. Довженко: «Это огромная ошибка в замысле автора».

А.Гурвич: «Где же тот свет, молния, которая озарила бы эту непогоду и оправдала в наших глазах гибель всей этой семьи?»

А.А. Фадеев: «Все мы обижены концом произведения в самых лучших советских чувствах. Потому что 14 лет ждали конца: а Шолохов привел любимого героя к моральному опустошению. 14 лет писал, как люди друг другу рубили головы – и ничего не получилось, в результате рубки».

Вывод: лишь Григорий вплоть до финальных страниц сохраняет высочайшую степень прозрения, интуитивного различения добра и зла. Он, куда более последовательный гуманист, нежели застывшие в своей «ясности» представители обоих враждующих лагерей. Этот герой ничего не берет от любой крайности, белой и красной, а творит себя в беседах, с вечными спутниками – солнцем, Доном, землей, песней. (МУЗЫКА)

Нелегко решить: утешает ли, просветляет ли история? И трудно сказать, какое мнение вынес Григорий о ней, о России, после всех своих испытаний.

Доныне загадочен смысл, вложенный в финальную сцену встречи  Григория с сыном Мишаткой. Не становится ли для него родовое, родное единственно вечным в мире?

Главный герой романа-эпопеи нашел то, что никогда не теряла его мать Ильинична, Наталья. И покинул он пространство романа вовсе не как «бандит», а как вечный упрек обладателям крохотных, политизированных, легковесных полуправд, лозунгов, тезисов, риторики, способной изуродовать судьбу России. Русская точка зрения на превратности истории – это и материнская точка зрения, призванная исправить разрушительную работу крайностей и догм.

Принципы творческого метода автора. Составьте рейтинг:

  • Образность и выразительность
  • Психологизм
  • Историзм
  • Гуманизм
  • Правдивость
  • Натурализм
  • Романтизм

Рефлексия.

Учащиеся получают набор стилизованных солдат – «белые», «красные». На доске, на плакате, каждый размещает своего солдата, в соответствии с выбором (кого поддерживают).

Обсуждение по итогам.

Просмотр содержимого документа
«Разработка плана интегрированного урока: литература - история. Тема: «Смысл финала романа «Тихий Дон» М.А. Шолохова». »

Разработка плана интегрированного урока: литература - история.

Тема: «Смысл финала романа «Тихий Дон» М.А. Шолохова».


Измените конец романа и покажите,

кто такой Григорий –

красный казак или

белогвардейская сволочь.

И.В. Сталин.


Цели и задачи урока;

  • показать как решается проблема выбора в романе Шолохова «Тихий Дон», сложность судьбы главного героя;

  • развитие аналитических и творческих способностей;

  • формирование гражданской позиции обучающихся;



  1. Этап. Организационный. Запись числа, темы, объявление целей и задач урока.

  2. Этап. Актуализация знаний:

Лингвистический блок.

Самостоятельная работа для одной группы. Сдают учителю на проверку.

Словарная работа. Найти соответствие:


Баз

Чудаковатый, сумасбродный

бурка

Женский фартук

взгальный

Крестьянский двор

жалмерка

Водоворот, пучина

завеска

Товарищ по службе

коловерть

хромать

ревтрибуналить

Созвездие Медведицы

курень

расстреливать

односум

Замужняя казачка, муж которой находится на службе

Стожары

Дом, хата

чикилять

Короткая одежда из темной овечьей шерсти

  • как называются данные слова,

  • какое слово не соответствует этой категории


Литературный блок. Устная работа.


Кому из героев романа «Тихий Дон» принадлежат эти слова:


  1. «Женить сукиного сына! Женю! Завтра же поеду сватать! Дожил, что сыном в глаза смеются! На дурочке женю!» ( Пантелею Прокофьевичу»)

  2. «Расскажи, милаха, как мужа ждала, мужнину честь берегла?» (С. Астахов).

  3. «А Гришку твоего захочу с костями съем и ответа держать не буду!» ( Аксинья).

  4. « А мне вот ни одного не довелось любить! Любила по-собачьему, кое-как, как приходилось. Мне бы теперь сызнова жизнь начать, - я может быть другой стала». (Дарья)

  5. «Одно я знаю: не любишь ты его, а тянешься за ним по привычке. Да и любила ли ты когда-нибудь так, как я? Должно быть, нет! Когда любят так не делают…» (Наталья)

  6. Ох и постарел же ты, братушка! Серый какой-то бирюк!» (Дуняшка)

  7. «Кум Иван, ты моего дитя крестил…Кум, не казните меня!» (Петро).

  8. «Вот и отработались мои ручушки…Пора на покой… Зажилася, хватит…Только бы дождаться Гришенку…». (Ильинична)

  9. «Какая уж там совесть, когда вся жизня пошатнулась. Людей убиваешь, неизвестно для чего эта каша…Неправильный у жизни ход, и может, я в этом виноватый». (Григорий)


Исторический блок.


Какие реальные исторические лица не фигурируют в романе «Тихий Дон»?

Александр I, Л. Троцкий, В.И.Ленин, Корнилов, Каледин, Платов, Х.Ермаков, Давыдов, Николай II, Ф. Подтелков, Деникин, Рыков, Краснов, Кудинов.


В романе Шолохова «Тихий Дон» нет эпизодов?


Событий 1905 года, Первой мировой войны, Октябрьской революции, гражданской войны, восстания на Дону, Великой Отечественной войны, установления советской власти.


Литературный блок. Устная работа.


О чем идет речь?


Момент наивысшего напряжения действия в произведении, когда особенно ярко выделяется сюжетный конфликт, цели героев и их внутренние качества; вершина - ….. (Кульминация)

Какие исторические события являются кульминацией романа и почему?


Исторический блок.


Итоги гражданской войны. Проект. Презентация учащегося.


Литературный блок.


Работа с текстом.


Часть 6 , глава XLIV ( Григорий рубит матросов)

Часть 6 глава LVI ( Дарья убивает Ивана Алексеевича)

Часть 6. глава LXV ( Мишка Кошевой убивает деда Гришаку, поджигает курень Коршуновых).

  • Как раскрывается характер каждого героя в данной ситуации?

  • К чему же пришел наш главный герой в поисках своего пути, своей «другой правды»?

Проект учащихся «Десять мгновений из жизни Григория Мелехова»


Зачитать финал романа. ( можно наизусть. Можно вывести на слайд)

«Ниже хутора он перешел Дон по синему, изъеденному ростепелью мартовскому льду, крупно зашагал к дому. Еще издали он увидел на спуске к пристани Мишатку и еле удержался, чтобы не побежать к нему.

Мишатка обламывал свисавшие с камня ледяные сосульки, бросал их и внимательно смотрел, как голубые осколки катятся вниз, под гору.

Григорий подошел к спуску, задыхаясь, хрипло окликнул сына:

- Мишенька! …Сынок!

Мишатка испуганно взглянул на него и опустил глаза. Он узнал в этом бородатом человеке отца…

Все ласковые и нежные слова, которые по ночам шептал Григорий, вспоминая там, в дубраве, своих детей, сейчас вылетели у него из памяти. Опустившись на колени, целуя розовые холодные ручонки сына, он сдавленным голосом твердил только одно слово:

- Сынок…сынок…

Потом Григорий взял на руки сына. Сухими, исступленно горящими глазами жадно всматриваясь в его лицо, спросил:

- Как же вы тут? …Тетка, полюшка – живые-здоровые?

По-прежнему не глядя на отца, Мишатка тихо ответил:

- Тетка Дуня здоровая, а Полюшка померла осенью…от глотошной. А дядя Михаил на службе…

Что ж и сбылось все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром»


Почему именно такой финал ? Кто прав, на ваш взгляд? Эпиграф?

И.В. Сталин: «Измените конец романа и покажите, кто такой Григорий – красный казак или белогвардейская сволочь».

А.Н. Толстой: «Григорий не должен уйти из литературы, как бандит. Это неверно по отношению к народу и революции».

А.П. Довженко: «Это огромная ошибка в замысле автора».

А.Гурвич: «Где же тот свет, молния, которая озарила бы эту непогоду и оправдала в наших глазах гибель всей этой семьи?»

А.А. Фадеев: «Все мы обижены концом произведения в самых лучших советских чувствах. Потому что 14 лет ждали конца: а Шолохов привел любимого героя к моральному опустошению. 14 лет писал, как люди друг другу рубили головы – и ничего не получилось, в результате рубки».


Вывод: лишь Григорий вплоть до финальных страниц сохраняет высочайшую степень прозрения, интуитивного различения добра и зла. Он, куда более последовательный гуманист, нежели застывшие в своей «ясности» представители обоих враждующих лагерей. Этот герой ничего не берет от любой крайности, белой и красной, а творит себя в беседах, с вечными спутниками – солнцем, Доном, землей, песней. (МУЗЫКА)

Нелегко решить: утешает ли, просветляет ли история? И трудно сказать, какое мнение вынес Григорий о ней , о России, после всех своих испытаний.

Доныне загадочен смысл, вложенный в финальную сцену встречи Григория с сыном Мишаткой. Не становится ли для него родовое, родное единственно вечным в мире?

Главный герой романа-эпопеи нашел то, что никогда не теряла его мать Ильинична, Наталья. И покинул он пространство романа вовсе не как «бандит», а как вечный упрек обладателям крохотных, политизированных, легковесных полуправд, лозунгов, тезисов, риторики, способной изуродовать судьбу России. Русская точка зрения на превратности истории – это и материнская точка зрения, призванная исправить разрушительную работу крайностей и догм.


Принципы творческого метода автора. Составьте рейтинг:


  • Образность и выразительность

  • Психологизм

  • Историзм

  • Гуманизм

  • Правдивость

  • Натурализм

  • Романтизм


Рефлексия.

Учащиеся получают набор стилизованных солдат – «белые», «красные». На доске, на плакате, каждый размещает своего солдата, в соответствии с выбором (кого поддерживают).


Обсуждение по итогам.

5




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Бублик Ирина Юрьевна и Смирнова Ольга Александровна

Дата: 15.10.2015

Номер свидетельства: 239840

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства