Конспект урока на тему "Разработка плана действий и его запись. Логическая игра "Переливашки"
Конспект урока на тему "Разработка плана действий и его запись. Логическая игра "Переливашки"
5 класс
Урок № 31
Тема «Разработка плана действий и его запись. Логическая игра "Переливашки»
Цели урока:
1. обучающая:
закрепить представления учащихся о задачах обработки информации,
расширить представления о способах записи плана действий,
продолжить формирование умений разработки и записи плана действий в практической деятельности (при решении конкретных задач).
задачи: учащийся должен на уровне осмысленного восприятия усвоить основные способы записи плана действий.
2. развивающая:
способствовать развитию навыков самостоятельной работы с учебным материалом с использованием информационных технологий,
способствовать развитию общеучебных умений, логического мышления, познавательного интереса и мыслительной деятельности, расширению кругозора учащихся.
задачи: учащийся должен уметь воспринимать устную речь, участвовать в диалоге, уметь делать выводы о способах записи плана действий, уметь делать запись, развивать свою устную речь.
3. воспитательная:
формировать положительную мотивацию к учебе,
способствовать развитию информационной культуры, творческого подхода к работе.
задачи: проявлять потребность использовать в практической деятельности усвоенные знания, умения и навыки по способам получения, обработки информации.
Тип урока: закрепление знаний
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная работа с тетрадью, с учебником, самостоятельная, работа в парах.
рабочая тетрадь «Информатика» для 5 класса, автор Л.Л. Босова,
учебник «Информатика и ИКТ» для 5 класса, автор Л.Л. Босова,
Необходимое ПО: Виртуальная лаборатория «Переливания».
Ход урока
1. Организационный момент (2 мин)
- Здравствуйте, ребята и гости! Я очень рада всех вас видеть. Улыбнемся друг другу и начнем урок.
Проверка присутствующих. Проверка готовности к уроку.
Слайд 1.
На прошлом уроке мы познакомились с темой «Разработка плана действий и его запись», а сегодня мы ее продолжим.
Слайд 2.
- На уроке закрепим наши знания и умения при решении задач по этой теме, отработаем умение составлять план действий и записывать его, особое внимание уделим решению задач на переливание, поэтому посетим виртуальную лабораторию и поиграем в логическую игру «Переливашки».
Цели урока:
закрепить знания учащихся о задачах обработки информации;
расширить представления о способах записи плана действий;
продолжить формирование умений разработки и записи плана действий в практической деятельности (при решении конкретных задач).
Чтобы каждый из вас был заинтересован на уроке, вам нужно заполнять индивидуальный лист контроля,который лежит перед каждым из вас. В течение урока вы будете отмечать свои успехи, чтобы в итоге получить отметку.
Возьмите ручки и подпишите свое имя.
2. Актуализация знаний и проверка усвоения изученного материала (5 мин)
Слайд 3.
- Сейчас нужно вспомнить ранее изученный материал и ответить на вопросы:
Перечислите основные действия с информацией
(К информационным процессам относят получение, хранение, передачу и обработку информации).
На доску прикрепить карточки с названием действий с информацией.
Приведите примеры обработки текстовой информации, ведущие к изменению её формы, но не содержания.
(Изменение шрифта, подчеркивание, т.е. форматирование документа).
Назовите приложение, используемое для обработки текстовой информации.
(Блокнот, WordPad).
Назовите приложение, используемое для обработки графической информации. (Paint).
Назовите приложение, используемое для обработки числовой информации. (Калькулятор).
Мини-итог Активные учащиеся могут поставить в свой листок контроля плюсы по количеству ответов
Слайд 4.
- На уроке будем использовать основные понятия:
информационная задача,
входные данные,
выходные данные,
план действий.
3. Проверка домашнего задания (4 мин)
- Проверим выполнение домашнего задания.
Взаимопроверка в парах, обменяйтесь тетрадями с соседом. Возьмите карандаш.
Откройте рабочие тетради на стр. 129 задание № 178.
Слайд 5.
- Проверьте правила преобразования, которые задумывал Коля для Пети в каждой информационной задаче. За правильный ответ поставьте плюс на полях. Подсчитайте количество плюсов за верные выходные данные и поставьте оценки.
Критерии оценки
6 - оценка «5»
4-5 - оценка «4»
3 - оценка «3»
0-2 - оценка «2»
Таблица (см. конспект)
Мини-итог Поставьте себе оценки в свои листы контроля.
4. Изложение материала урока
Слайд 6.
4.1. Работа с учебником (2 мин)
- Используя материал учебника на стр. 60 в разделе «Самое главное» ответьте на вопрос
1. С помощью чего может быть записан план действий?
(План действий может быть 1. по пунктам и 2. в виде таблицы или 3. схемы).
Слайд 7.
4.2. Решение задачи «Переправа Лисы, Петуха и Горошинки» (10 мин)
Слайд 8.
- Перед нами логическая информационная задача, где нужно преобразовать входные данные в выходные данные, разработать план действий, сделать запись и получить результат.
Учитель читает текст задачи со слайда
- Кто попробует решить задачу?
Предполагаемые ответы детей
- Вам удобно было слушать устные рассуждения по задаче?
Предполагаемые ответы детей
(Да)
– У кого хорошая память, тем удобно устное решение слушать.
(Нет)
– Тогда можем использовать разные способы записи плана действий:
по пунктам, в таблице, в виде схемы.
- Важно! Не все задачи можно решать всеми способами.
а) Мы с вами рассмотрим 2 способа, сейчас в листах контроля сделаем запись плана действий по пунктам.
Найдите блок Решение задачи «Переправа Лисы, Петуха и Горошинки»
- Что бы вы записали первым пунктом? Проговорите.
Предполагаемые ответы детей
Если нет затруднений, в парах решают задачу, записывают план действий в лист контроля.
- Сейчас поработайте в парах со своими листами контроля, затем проверим, какой план действий у вас получился.
Слайд 9.
б) Ребята, еще решение логических задач можно представить в более наглядной форме – в виде таблицы. Заполним ее вместе с вами.
Слайд 10.
Заполнение таблицы в листах контроля.
Таблица (см. конспект)
Мини-итог
-Ребята, какой способ показался вам более удобным?
Предполагаемые ответы детей
Слайд 11.
- При обработке информации необходимо использовать тот способ, который является наиболее подходящим в данной ситуации.
5. Физкультминутка (2 мин)
Слайд 12.
(Проводится электронная физкультминутка для глаз)
6. Практическая работа (13 мин)
Виртуальная лабораторная работа «Переливашки»
Слайд 13.
Решение задач на переливание
-Сейчас мы закрепим умение решать логические информационные задачи и составлять план действий.
- Рассмотрим, как при обработке входной информации мы получаем новую (выходную) информацию. Задачи на переливание.
Слайд 14.
Слайд 15.
Слайд 16.
Сравните ваше решение с тем, что видите на экране.
Задача 1
Таблица (см. конспект)
Задача 2
Таблица (см. конспект)
Задача 3
Таблица (см. конспект)
Задача 4
Таблица (см. конспект)
Поставьте себе отметку.
7. Подведение итогов, выставление отметок (3 мин)
- Сегодня на уроке закрепили знания об информационных задачах, для обработки информации использовали входные и выходные данные, разрабатывали план действий разными способами.
-В листах контроля поставьте общую отметку за работу на уроке.
Отметки выставить всем ученикам за работу на уроке и выполнение практической работы.
Все ли получилось у вас?
Достигнуты ли цели урока?
Какие трудности встречались в процессе работы?
8. Домашнее задание (2 мин)
Слайд 17.
§ 1.14 № 10 стр. 62, § 3.9
9. Рефлексия (2 мин)
Слайд 18.
У каждого на столе смайлики (розовый, зеленый, голубой). Выберите какой-то один, который соответствует вашему состоянию:
Розовый - Я удовлетворен(а) уроком, был полезен для меня, я много, с пользой работал(а) на уроке, получил(а) заслуженную отметку, я понимала все, о чем говорилось на уроке.
Зеленый - Урок был интересен, в определенной степени полезен для меня, я отвечал(а), сумела выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно.
Голубой - Пользы от урока я получил(а) мало, я не очень понимал(а), о чем идет речь, мне это не очень нужно, к ответам на уроке я не был(а) готов(а).
Прикрепите на доску ваш смайлик.
Урок окончен.
Спасибо за урок.
Слайд 19.
Список использованных источников
Информатика: Учебник для 5 класса / Л.Л. Босова. - 5-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. - 192 с.: ил.
Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. / Л.Л. Босова. - 4-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 144 с.: ил.
Уроки информатики в 5-6 классах: методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. - 320 с.: ил.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Разработка плана действий и его запись. Логическая игра "Переливашки" »
Учитель информатики МКОУ «Чашинская СОШ» Исабаева В.Н. с. Чаши Каргапольский район Курганская область
5 класс
Урок № 31
Тема «Разработка плана действий и его запись. Логическая игра "Переливашки»
Цели урока:
1. обучающая:
закрепить представления учащихся о задачах обработки информации,
расширить представления о способах записи плана действий,
продолжить формирование умений разработки и записи плана действий в практической деятельности (при решении конкретных задач).
задачи: учащийся должен на уровне осмысленного восприятия усвоить основные способы записи плана действий.
2. развивающая:
способствовать развитию навыков самостоятельной работы с учебным материалом с использованием информационных технологий,
способствовать развитию общеучебных умений, логического мышления, познавательного интереса и мыслительной деятельности, расширению кругозора учащихся.
задачи: учащийся должен уметь воспринимать устную речь, участвовать в диалоге, уметь делать выводы о способах записи плана действий, уметь делать запись, развивать свою устную речь.
3. воспитательная:
формировать положительную мотивацию к учебе,
способствовать развитию информационной культуры, творческого подхода к работе.
задачи: проявлять потребность использовать в практической деятельности усвоенные знания, умения и навыки по способам получения, обработки информации.
Тип урока:закрепление знаний
Формы работы на уроке:фронтальная, индивидуальная работа с тетрадью, с учебником, самостоятельная, работа в парах.
рабочая тетрадь «Информатика» для 5 класса, автор Л.Л. Босова,
учебник «Информатика и ИКТ» для 5 класса, автор Л.Л. Босова,
Необходимое ПО: Виртуальная лаборатория «Переливания».
Ход урока
1. Организационный момент (2 мин)
- Здравствуйте, ребята и гости! Я очень рада всех вас видеть. Улыбнемся друг другу и начнем урок.
Проверка присутствующих. Проверка готовности к уроку.
Слайд 1.
На прошлом уроке мы познакомились с темой «Разработка плана действий и его запись», а сегодня мы ее продолжим.
Слайд 2.
- На уроке закрепим наши знания и умения при решении задач по этой теме, отработаем умение составлять план действий и записывать его, особое внимание уделим решению задач на переливание, поэтому посетим виртуальную лабораторию и поиграем в логическую игру «Переливашки».
Цели урока:
закрепить знания учащихся о задачах обработки информации;
расширить представления о способах записи плана действий;
продолжить формирование умений разработки и записи плана действий в практической деятельности (при решении конкретных задач).
Настрой
Чтобы каждый из вас был заинтересован на уроке, вам нужно заполнять индивидуальный лист контроля, который лежит перед каждым из вас. В течение урока вы будете отмечать свои успехи, чтобы в итоге получить отметку.
Возьмите ручки и подпишите свое имя.
2. Актуализация знаний и проверка усвоения изученного материала (5 мин)
Слайд 3.
- Сейчас нужно вспомнить ранее изученный материал и ответить на вопросы:
Перечислите основные действия с информацией
(К информационным процессам относят получение, хранение, передачу и обработку информации).
На доску прикрепить карточки с названием действий с информацией.
Приведите примеры обработки текстовой информации, ведущие к изменению её формы, но не содержания.
(Изменение шрифта, подчеркивание, т.е. форматирование документа).
Назовите приложение, используемое для обработки текстовой информации.
(Блокнот, WordPad).
Назовите приложение, используемое для обработки графической информации. (Paint).
Назовите приложение, используемое для обработки числовой информации. (Калькулятор).
Мини-итог Активные учащиеся могут поставить в свой листок контроля плюсы по количеству ответов
Слайд 4.
- На уроке будем использовать основные понятия:
информационная задача,
входные данные,
выходные данные,
план действий.
3. Проверка домашнего задания (4 мин)
- Проверим выполнение домашнего задания.
Взаимопроверка в парах, обменяйтесь тетрадями с соседом. Возьмите карандаш.
Откройте рабочие тетради на стр. 129 задание № 178.
Слайд 5.
- Проверьте правила преобразования, которые задумывал Коля для Пети в каждой информационной задаче. За правильный ответ поставьте плюс на полях. Подсчитайте количество плюсов за верные выходные данные и поставьте оценки.
Критерии оценки
6 - оценка «5»
4-5 - оценка «4»
3 - оценка «3»
0-2 - оценка «2»
п.п.
Вопросы и ответы
Правило преобразования
а)
1 2; 2 3; 3 4; 10 11;
число увеличивается на 1
б)
1 2; 2 4; 3 6; 4 8; 10 20;
число увеличивается в 2 раза
в)
1 3; 2 5; 3 7; 4 9; 10 21;
к числу прибавляется следующее (больше на 1)
г)
1 2; 2 1; 3 4; 4 3; 10 9;
нечетное увеличивается на 1, четное уменьшается на 1
д)
1 2; 2 1; 3 6; 4 2; 10 5;
нечетное умножается на 2, четное делится на 2
е)
1 1; 2 2; 3 1; 4 1; 10 2;
количество цифр в числе
Мини-итог Поставьте себе оценки в свои листы контроля.
4. Изложение материала урока
Слайд 6.
4.1. Работа с учебником (2 мин)
- Используя материал учебника на стр. 60 в разделе «Самое главное» ответьте на вопрос
1. С помощью чего может быть записан план действий?
(План действий может быть 1. по пунктам и 2. в виде таблицы или 3. схемы).
Слайд 7.
4.2. Решение задачи «Переправа Лисы, Петуха и Горошинки» (10 мин)
Слайд 8.
- Перед нами логическая информационная задача, где нужно преобразовать входные данные в выходные данные, разработать план действий, сделать запись и получить результат.
Учитель читает текст задачи со слайда
- Кто попробует решить задачу?
Предполагаемые ответы детей
- Вам удобно было слушать устные рассуждения по задаче?
Предполагаемые ответы детей
(Да)
– У кого хорошая память, тем удобно устное решение слушать.
(Нет)
– Тогда можем использовать разные способы записи плана действий:
по пунктам, в таблице, в виде схемы.
- Важно! Не все задачи можно решать всеми способами.
а) Мы с вами рассмотрим 2 способа, сейчас в листах контроля сделаем запись плана действий по пунктам.
Найдите блок Решение задачи «Переправа Лисы, Петуха и Горошинки»
- Что бы вы записали первым пунктом? Проговорите.
Предполагаемые ответы детей
Если нет затруднений, в парах решают задачу, записывают план действий в лист контроля.
- Сейчас поработайте в парах со своими листами контроля, затем проверим, какой план действий у вас получился.
Слайд 9.
б) Ребята, еще решение логических задач можно представить в более наглядной форме – в виде таблицы. Заполним ее вместе с вами.
Слайд 10.
Заполнение таблицы в листах контроля.
№
Берег 1
Кто в лодке
Действие
Берег 2
1
Л, П, Г
2
Л, Г
П
→
П
3
Л, Г
←
П
4
Л
Г
→
Г
5
Л
П
←
Г
6
П
Л
→
Г, Л
7
П
←
Г, Л
8
П
→
Г, Л, П
Мини-итог
-Ребята, какой способ показался вам более удобным?
Предполагаемые ответы детей
Слайд 11.
- При обработке информации необходимо использовать тот способ, который является наиболее подходящим в данной ситуации.
5. Физкультминутка (2 мин)
Слайд 12.
(Проводится электронная физкультминутка для глаз)
6. Практическая работа (13 мин)
Виртуальная лабораторная работа «Переливашки»
Слайд 13.
Решение задач на переливание
-Сейчас мы закрепим умение решать логические информационные задачи и составлять план действий.
- Рассмотрим, как при обработке входной информации мы получаем новую (выходную) информацию. Задачи на переливание.
Слайд 14.
Слайд 15.
Слайд 16.
Сравните ваше решение с тем, что видите на экране.
Задача 1
№ операции
Откуда
Куда
Сколько
1
И
Б
8
2
Б
А
5
Заполнено
3 литра
Задача 2
№ операции
Откуда
Куда
Сколько
1
И
В
10
2
В
А
3
Заполнено
7 литров
Задача 3
№ операции
Откуда
Куда
Сколько
1
И
Б
8
2
Б
А
3
3
А
С
3
4
Б
А
3
5
А
С
3
6
Б
А
2
7
И
Б
8
8
Б
А
1
Заполнено
7 литров
Задача 4
№ операции
Откуда
Куда
Сколько
1
И
А
3
2
А
Б
3
3
И
А
3
4
А
Б
2
Заполнено
1 литр
Поставьте себе отметку.
7. Подведение итогов, выставление отметок (3 мин)
- Сегодня на уроке закрепили знания об информационных задачах, для обработки информации использовали входные и выходные данные, разрабатывали план действий разными способами.
-В листах контроля поставьте общую отметку за работу на уроке.
Отметки выставить всем ученикам за работу на уроке и выполнение практической работы.
Все ли получилось у вас?
Достигнуты ли цели урока?
Какие трудности встречались в процессе работы?
8. Домашнее задание (2 мин)
Слайд 17.
§ 1.14 № 10 стр. 62, § 3.9
9. Рефлексия (2 мин)
Слайд 18.
У каждого на столе смайлики (розовый, зеленый, голубой). Выберите какой-то один, который соответствует вашему состоянию:
Розовый - Я удовлетворен(а) уроком, был полезен для меня, я много, с пользой работал(а) на уроке, получил(а) заслуженную отметку, я понимала все, о чем говорилось на уроке.
Зеленый - Урок был интересен, в определенной степени полезен для меня, я отвечал(а), сумела выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно.
Голубой - Пользы от урока я получил(а) мало, я не очень понимал(а), о чем идет речь, мне это не очень нужно, к ответам на уроке я не был(а) готов(а).
Прикрепите на доску ваш смайлик.
Урок окончен.
Спасибо за урок.
Слайд 19.
Список использованных источников
Информатика: Учебник для 5 класса / Л.Л. Босова. - 5-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. - 192 с.: ил.
Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. / Л.Л. Босова. - 4-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 144 с.: ил.
Уроки информатики в 5-6 классах: методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. - 320 с.: ил.