kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа в среде программирования QBasic

Нажмите, чтобы узнать подробности

Архив содержит 3 документа для проведения урока: план урока, методические указания к выполнению практической работы, практическая работа по теме: «Среда программирования QBasic. Запись алгоритма решения задач. Составление и ввод программы».

 

Итоговая работа учащихся оценивается

по следующим категориям:

  1. Знание и умение графического описания решения задачи (графический алгоритм). Оформление блок-схемы в графическом редакторе.
  2. Первые шаги в программировании. Проверка выполнимости написанной программы.
  3. Творческая работа учащихся – наглядное представление решения задачи. Создание документа в текстовом редакторе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«методические указания к практической работе»






Методические указания


Язык программирования QBASIC











Теоретический материал.


BASICBeginners Allpurpose Symbolic Instruction Code – язык символьных конструкций для начинающих.


Бейсик - наиболее популярный язык высокого уровня, используемый для работы на ПК.

Основы Бейсика были разработаны в 1964 году в США (Дартмутский колледж).


Программа на Бейсике - это пронумерованная последовательность строк, за номером расположена команда. Команда указывает компьютеру, что по ней надо сделать и над какими данными. Набор команд строго ограничен.

Основные элементы – константы (const), переменные, выражения, функции и массивы.

Имена и значения строятся из символов или литеров. Алфавит Бейсика составляет совокупность литер и около 200 служебных слов.


Запуск программы Qbasic - C:\QBASIC\qbasic.exe


Рабочее окно Qbasic (Untitled):

Именно в рабочем окне вводится и отлаживается текст программы.

Внутри рабочего окна находится курсор. Он показывает, в каком месте будет напечатан следующий символ.


Для вызова справочной информации (справка) нужно нажать клавишу F1.







Меню редактора:

Верхняя строка - строка меню:

Для входа в меню, нужно нажать клавишу

Пункты меню:

Файл - создание новой программы; загрузка, сохранение и печать; выход из Qbasic;

Редактирование - стирание, копирование, передвижение текста программы;

Просмотр - просмотр процедур и функций;

Поиск - поиск или замена названия переменных и т.д.

Запуск - запуск программы; продолжение выполнения прерванной программы;

Отладка - отладка программы;

Параметры - настройка цветов экрана, проверка синтаксиса;

Справка - справочный материал.


Линейки прокрутки - левый и нижний края рабочего окна -

предназначены для перемещения указателя прокрутки, который показывает относительное место курсора в программе.

Окно для немедленного выполнения (Немедленно) – для входа в него .

В этом окне операторы Qbasic выполняются сразу после нажатия клавиши .


Бейсик позволяет не только делать вычисления, но и решать задачи в режиме диалога с ЭВМ, так как при таком режиме каждая введенная в машину команда выполняется сразу. Например, PRINT “привет”

После нажатия клавиши ENTER на экране появится это слово без кавычек.

Оператор PRINT – оператор вывода - может также выполнять арифметические действия и выводить на экран результаты.

Например, PRINT 169/13+87

На экране получим итог вычисления. А если мы запишем пример в кавычках, то на экране будет лишь запись примера.



Встроенный справочник QBASIC вызывают нажатием SHIFT F1. Для перемещения по нему используют клавиши Tab, Page Up, Page Down.

Для подробных сведений по разделу наводят курсор на его название и нажимают Enter.

При выборе меню Indeх появится алфавитный указатель служебных слов QB. При нажатии Enter появятся подробные пояснения к данному термину. Чтобы быстро найти нужное слово можно нажать клавишу первой буквы слова. Для снятия кадра помощи нажмите Esc.


  • Пример программы.

Выведем на экран цветное приветствие:



Строки программы

Действия, выполняемые операторами данной программы


10 REM Программа №1

20 COLOR 15,1


30 CLS


40 LOCATE 12,32


50 PRINT “Привет”

60 END


  • Комментарий к программе

  • Установка цвета – голубой фон, белые буквы

  • Очистка экрана, закраска данным цветом

  • Вывод текста в центре экрана в 12 строке, 32 столбце

  • Печать текста

- Конец программы


ОПЕРАТОРЫ Qbasic,

использованные в данной программе:


1. REM - оператор комментария (пояснения)

Текст, стоящий после этого оператора программой не выполняется, а служит для лучшей читаемости программы.

Пример: REM Моя первая программа


2. END - оператор окончания программы.

Этот оператор ставится в конце программы.


3. INPUT - оператор ввода данных с клавиатуры.


Формат: INPUT


После оператора указывается переменная или группа переменных, разделенных запятой.

Пример:

INPUT x

INPUT a, b, c

Оператор INPUT может включать в себя комментарий, который заключается в кавычки. Комментарий ставится сразу после оператора.

Пример:

INPUT “Задайте значение х”; х

Значения переменных, указанных в операторе INPUT , набираются на клавиатуре после запроса выполняемой программы (после знака ?). Если в операторе использовался комментарий, то он будет отображен перед знаком ?.


4. PRINT - оператор вывода информации на экран


Формат оператора: PRINT

После оператора PRINT могут указываться переменные, числовые и символьные константы, математические выражения. Символьные константы должны быть заключены в кавычки. Выражения могут отделяться друг от друга запятой или точкой с запятой.

Пример:

PRINT “x=“ ; x , 5.6 , x + zy/ 3

Здесь: “х=“ - символьная константа

х - переменная

5.6 - числовая константа

х+y/3 - математическое выражение


5. COLOR m, n - Установка цвета, где m- цвет фона, n-цвет букв.


6.CLS - Очистка экрана, закраска данным цветом.


7. LOCATE m, n - Вывод текста в центре экрана в строке c номером m и столбце с номером n.









Номера цветов



Цвет




Цвет

0

черный

8

серый

1

голубой

9

ярко-голубой

2

зеленый

10

ярко-зеленый

3

бирюзовый

11

ярко-бирюзовый

4

красный

12

ярко-красный

5

розовый

13

ярко-розовый

6

коричневый

14

желтый

7

белый

15

ярко-белый



Основные блоки для записи схемы алгоритма.

Блок – схемы.



Символ



Наименование символа




Начало – конец алгоритма.



Данные. Ввод – вывод данных.




Процесс. Вычисления.

Обработка данных любого вида.






Пример решения задачи:


Условие задачи:

Известны длины сторон треугольника: а=2 см, b=3 см, с=4 см. Вычислить периметр треугольника.


  1. Составление блок – схемы по условию задачи.


  1. Составление программы по выполненной блок – схеме.


Строки программы

Упрощенный вид программы


10 REM Вычисление периметра треугольника

20 COLOR 15,1

30 CLS

40 a=2, b=3, c=4

50 P= a + b +c

60 LOCATE 12,32

70 PRINT P

80 END



10 REM Вычисление периметра треугольника

20 CLS

30 a=2, b=3, c=4

40 P= a + b +c

50 PRINT P

60 END



  1. Проверка выполнимости программы на компьютере.

  2. Запись ответа к задаче.








Практическая работа.

Среда программирования QBasic.

Запись алгоритма решения задач. Составление, ввод программы.


Цель: Ознакомиться со средой программирования QBasic.

Научиться составлять схему алгоритма, программировать решение задачи. Выполнить творческую работу по оформлению решения задачи.

Ход работы:

  1. Записать в тетрадях тему и цель практической работы.

  2. Осуществить запуск среды программирования QBasic.

  3. Ознакомиться с теоретическим материалом (методические указания).

  4. Написать пробную программу (строки программы цветного приветствия). После набора новой строки подтверждают набор клавишей ввода.

  5. Для выполнения программы вводят команду RUN в последней строке.

Запустить программу на выполнение можно и с помощью клавиши F5.

  1. Ознакомиться с блочным описанием решения задачи – схемой алгоритма (методические указания).

  2. Переписать условие данной задачи в тетрадь:

Найти периметр прямоугольного треугольника, если известны длины его катетов: a=3 см, b=4 см.

  1. Составить блок – схему к программе.

  2. Написать программу к данной задаче.

  3. Проверить выполнимость программы в среде QBasic.

  4. В графическом редакторе Paint нарисовать блок – схему к программе.

  5. Создать текстовый документ в редакторе Word “Вычисление периметра прямоугольного треугольника” для оформления хода работы.

В документе отразить следующие пункты:


- заголовок к задаче, условие задачи,

2 балла


- схема алгоритма решения задачи (выполнить в Paint, перенести в документ),



3 балла

- программа,

- ответ к задаче,


4 балла

- выполнить произвольный рисунок к задаче в Word.



5 баллов


13. Сохранить документ под своим именем в папке Мои документы.

14. Самостоятельно оценить выполненную работу соответственно баллам.


8



Просмотр содержимого документа
«практич.раб.»

Практическая работа.

Среда программирования QBasic: рабочее окно, меню.

Запись алгоритма решения задач. Составление, ввод программы.


Цель: Ознакомиться со средой программирования QBasic.

Научиться составлять схему алгоритма, программировать решение задачи. Выполнить творческую работу по оформлению решения задачи.

Ход работы:

  1. Записать в тетрадях тему и цель практической работы.

  2. Ознакомиться с теоретическим материалом (методические указания).

  3. Осуществить запуск среды программирования QBasic.

  4. Написать пробную программу (строки программы цветного приветствия). После набора новой строки подтверждают набор клавишей ввода (стр.3 методические указания).

  5. Для выполнения программы можно осуществить с помощью меню Запуск.

Запустить программу на выполнение можно и с помощью клавиши F5.

  1. Ознакомиться с блочным описанием решения задачи – схемой алгоритма (стр.6 методические указания).

  2. В тетради оформить решение следующей задачи:

Найти площадь прямоугольного треугольника, если известно, что длина одного из катетов равна а=3 см, а длина гипотенузы с=5 см.

  1. Составить блок – схему решения задачи.

  2. Написать программу по составленной блок-схеме.

  3. Проверить выполнимость программы в среде QBasic.

  4. В графическом редакторе Paint нарисовать блок – схему к программе.

  5. Создать текстовый документ в редакторе Word “Вычисление периметра прямоугольного треугольника” для оформления хода работы.

В документе отразить следующие пункты:


- заголовок к задаче, условие задачи,

2 балла


- схема алгоритма решения задачи (выполнить в Paint, перенести в документ),



3 балла

- программа,

- ответ к задаче,


4 балла

- выполнить произвольный рисунок к задаче в Word.



5 баллов


13. Сохранить документ под своим именем в папке Мои документы.

14. Самостоятельно оценить выполненную работу соответственно баллам.

Просмотр содержимого документа
«урок Работа в среде программирования QBasic»

П Л А Н У Р О К А


П О Т Е М Е


Среда программирования QBasic.

Запись алгоритма решения задач.

Составление и ввод программы.


Цели:

Дидактическая - Углубление знаний, полученных на уроках, закрепление умений

и навыков работы в текстовом и графическом редакторах.


Студент должен: Иметь представление о процессе алгоритмизации.

Знать основные алгоритмические конструкции, способы записи алгоритмов.

Уметь разрабатывать простейшие алгоритмы и записывать их в графическом представлении, программировать решение задачи.


Воспитательная - Формирование умения учащихся грамотно создавать алгоритмические конструкции для решения задач.

Воспитание сознательного отношения к процессу обучения, дисциплинированности, организованности.

Развитие творческой активности учащихся, формирование интереса к информатике при решении задач нестандартными способами.

Развивающая - Развитие памяти, внимания, воображения, наблюдательности, речи.

Формирование способности мобилизовать внимание и волю при выполнении учебных задач.

Формирование стремления к самоконтролю, самооценке, саморегуляции, к творческой самореализации.


Тип урока - Комбинированный, включающий изучение новой темы – работа в среде программирования, и повторение и закрепление знаний.

Форма контроля - защита учащимися творческой работы.

Вид урока - Практическая работа.


Оборудование - ЭВМ, методические указания, карточки – задания.






ХОД УРОКА:


  1. Организационный момент. Сообщение темы, постановка цели и задач урока.

Необходимость данных знаний при дальнейшем обучении.


2. Пояснение методики осуществления проверки и контроля знаний учащихся.

Разбивка группы учащихся по парам для выполнения практической работы.


  1. Ознакомление учащихся с теоретическим материалом. Выдача методических указаний.


  1. Ознакомление учащихся со средой программирования QBASIC. Написание программы из методических указаний, проверка её выполнимости.



  1. Выполнение заданий. Творческая работа учащихся. Оформление решения задачи.


  1. Смотр и оценка выполненных творческих работ.


  1. Подведение итогов. Выставление оценок в журнал.

На дополнительное время – защита учащимися выполненной работы.





[10 мин.]





[5 мин.]



[10 мин.]



[15 мин.]




[25 мин.]



[10 мин.]



[5 мин.]



Итоговая работа учащихся оценивается

по следующим категориям:


  1. Знание и умение графического описания решения задачи (графический алгоритм). Оформление блок-схемы в графическом редакторе.

  2. Первые шаги в программировании. Проверка выполнимости написанной программы.

  3. Творческая работа учащихся – наглядное представление решения задачи. Создание документа в текстовом редакторе.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Работа в среде программирования QBasic

Автор: Деменцова Валерия Игоревна

Дата: 24.09.2014

Номер свидетельства: 114498

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Учимся рисовать в среде программирования QBasic"
    ["seo_title"] => string(54) "uchimsia-risovat-v-sriedie-proghrammirovaniia-qbasic-1"
    ["file_id"] => string(6) "200082"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428726140"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока информатики "Организация циклов с параметром""
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-informatiki-orghanizatsiia-tsiklov-s-paramietrom"
    ["file_id"] => string(6) "315358"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459867729"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Интегрированный урок математика+информатика "Среднее арифметическое, размах, мода" "
    ["seo_title"] => string(89) "intieghrirovannyi-urok-matiematika-informatika-sriednieie-arifmietichieskoie-razmakh-moda"
    ["file_id"] => string(6) "126796"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415212232"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Интегрированный урок английского языка и информатики по теме "Экология сегодня" ("Ecology Today") "
    ["seo_title"] => string(103) "intieghrirovannyi-urok-anghliiskogho-iazyka-i-informatiki-po-tiemie-ekologhiia-sieghodnia-ecology-today"
    ["file_id"] => string(6) "103722"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402606259"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "поурочные разработки по информатике "
    ["seo_title"] => string(38) "pourochnyie-razrabotki-po-informatikie"
    ["file_id"] => string(6) "101841"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402459916"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства