Конспект интегрированного урока "Среднее арифметическое, размах, мода" включает в себя два модуля: по математике и информатике. Учащиеся в разных ситуациях учатся применять на практике математические понятия, знакомятся с азами программирования на математическом материале.
Цель урока:
научиться находить среднее значение величин, познакомиться с понятиями «мода» и «размах», научиться использовать эти понятия в разных ситуациях.
Задачи урока:
Образовательные: повторить способ нахождения среднего арифметического, научиться вычислять моду, размах; научить составлять программы на нахождение среднего арифметического и размаха.
Развивающие: развивать внимание, умение действовать по плану, умение анализировать, развивать коммуникативные навыки при работе в группах и парах.
Воспитательные: пробудить интерес к точным наукам, к профессии программиста, учить работать сообща.
Алгоритм урока
- Оргмомент.
Модуль урока по математике
- Устный счет.
- Повторение понятия среднего арифметического.
- Исследовательская работа в группах «Сколько времени мы занимаемся математикой?».
- Изучение нового материала.
- Определение моды;
- Определение размаха.
- Закрепление: решение задач на нахождение среднего арифметического, размаха и моды.
Модуль урока по информатике
- Повторение программы на нахождение среднего арифметического. Упражнение на внимание «Найди ошибку».
- Повторение изученных операторов среды Qbasic.
- Составление плана действий для нахождения размаха в среде Qbasic.
- Создание программы на языке программирования Qbasic для нахождения размаха с использованием плана.
- Практическая работа «Решение задач на нахождение среднего арифметического и размаха в среде программирования».
- Подведение итогов урока.
- Инструктирование по домашнему заданию
- Рефлексия.
Используемое оборудование
- Электронная доска (для просмотра презентации, решения задач)
- 14 компьютеров моноблоков для выполнения практической работы.
- Карточки для рефлексии.
- Учитель математики: Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы с вами повторим понятие среднего арифметического и познакомимся с новыми понятиями: размах и мода. После этого вы вместе с учителем информатики научитесь находить размах и среднее арифметическое с помощью компьютера.
- Начнем работу с решения устной задачи:
Ученик получил в течение четверти отметки по алгебре:
5, 2, 4, 5, 5, 4, 4,5 ,5, 5.
Какую четвертную отметку поставит ему учитель?
Дети отвечают (ответ:4)
- Вспомните, пожалуйста, определение среднего арифметического. Дети отвечают правило. (Средним арифметическим ряда чисел называется частное от деления суммы этих чисел на число слагаемых.)
- Ребята мы с вами провели анкетирование «Сколько времени вы тратите на выполнение домашней работы по математике?». Давайте посчитаем в каждой группе среднее арифметическое этого времени. Ученики в группах выполняют задание. После выполнения сравниваем результаты в каждой группе. Группа с большим результатом получает благодарность от учителя математики и приз.
-
- Разбор определения моды на устной задаче:
Ученик 7 класса следил за своими отметками и точно знает , что в этой четверти получил: 5, 5, 4, 5, 4, 5, 4 , 5 ,5 ,4 ,5. Он знает, что его четвертная отметка 5, так как число 5 встречаются чаще, чем число 4.
Ученики записывают определение моды:
Модой ряда чисел называется число, которое встречается в данном ряду чаще других.
Решаем задачу: По данным таблицы вычислите моду.
Имя |
Количество человек |
Алексей |
4 |
Александр |
2 |
Сергей |
3 |
Дима |
4 |
Никита |
4 |
Денис |
2 |
Проверяем ответ.
b)Изучаем определение размаха с помощью задачи:
Известно, что на планете Меркурий средняя температура + 15 0 Можно предположить, что при таком статистическом показателе, возможна жизнь человека на этой планете.
Но на самом деле температура на Меркурии колеблется
от – 150 0 до + 350 0.
Найдите разность между наибольшим и наименьшим значениями температур.
Итак, разность температур равна
350 0 - ( -150 0 ) = 500 0
Может ли человек выдержать такой перепад температур?
Дети отвечают, потом записывают определение размаха:
Размахом ряда чисел называется разность между наибольшим и наименьшим значениями из этих чисел.
- Решаем задачу на закрепление пройденного материала: №178 стр.37 учебника алгебры.
На соревнованиях по фигурному катанию выступление было оценено баллами, представленными в таблице. Для этого ряда найдите среднее арифметическое, размах и моду
5,2 |
5,4 |
5,5 |
5,4 |
5,1 |
5,1 |
5,4 |
5,5 |
5,3 |
Ученики решают в тетрадях, один решает на электронной доске. Ответы сообща проверяются. Ответы: 5,3; 0,4; 5,4.
- Учитель информатики: а сейчас, ребята, давайте научим компьютер находить среднее арифметическое и размах. Вы знаете, что для этого надо написать программы. Мы уже решали с вами задачу на нахождение средней величины в среде Qbasic. Давайте проверим, не забыли ли вы это. На слайде вы видите программу, написанную невнимательным учеником. Даст ли она правильное значение среднего арифметического? В чем ошибка?
Dim a(9)
S=0
for i=1 to 9
input a(i)
S=S+a(i)
print s/9
next i
Ученики отвечают: команду print s/9 нужно выполнять после окончания цикла.
- Давайте повторим, операторы языка программирования Qbasic, с которыми мы с вами познакомились. Ученики выходят по очереди и пишут на доске операторы ввода и вывода, конструкцию ветвления, цикла с предусловием и цикла с известным числом повторений.
- А теперь, давайте составим план действий по нахождению размаха.
Вместе с учащимися составляется план:
- Организовать массив данных
- Ввести элементы массива
- Найти минимальный элемент массива
- Найти максимальный элемент массива
- Вывести на экран размах
План записывается в тетрадях.
- Учитель информатики объясняет: как по плану составляется программа.
CLS
Input «Введи количество элементов»; N
Dim a(N)
For i=1 to N
input a(i)
next I
min=a(1): max=a(1)
For i=2 to N
If a(i)<min then min=a(i)
If a(i)>max then max=a(i)
Next I
Print max-min
-
- Выполнение практической работы. Задание:
На 4: №179 из учебника «Алгебра -7», найти среднее арифметическое (подготовить программу и получить ответ с помощью компьютера).
На 5: №178 из учебника «Алгебра – 7» найти среднее арифметическое и размах (подготовить программы и получить ответы с помощью компьютера). Учитель информатики проверяет работу.
- Домашнее задание объясняет учитель математики:
По алгебре:
П.9, № 181, № 183
По информатике: составить алгоритм нахождения моды или написать программу нахождения моды на QBasic по желанию.
- Рефлексия. Подведение итогов. Учитель информатики объявляет оценки за работу. Учитель математики раздает ученикам по 3 картинки:
- Я хорошо понял, как вычислять среднее арифметическое, моду и размах.
- Я не все понял, у меня были ошибки.
- Я не понял как вычислять среднее арифметическое, размах и моду.
Ученикам нужно выбрать одну, отражающую впечатление от урока. Семиклассники оставляют на своем месте выбранную картинку.