«Человек страшится только того, чего не знает, знанием побеждается всякий страх»
1. Организационный момент. Приветствие класса. Объявление темы предстоящего урока. Сообщение цели и задач урока.
2. Актуализация знаний. Повторение материала построить в виде фронтальной беседы: учащиеся по очереди вытягивают карточки с основными понятиями и должны объяснить классу значение каждого, не упоминая слова на карточке. (приложение)
3. Объяснение нового материала. Задача: вывести на экран все числа от 1 до 100. Возможный вариант решения данной задачи:
REM Вывод чисел от 1 до 100 PRINT 1 PRINT 2 … PRINT 99 PRINT 100 END
Но писать одно и то же 100 раз довольно затруднительно. На помощь приходит оператор цикла FOR…NEXT
Итак, сегодня на уроке мы рассмотрим цикл с параметром. Данной конструкцией можно воспользоваться в том случае, когда известно, какое число повторений тела цикла необходимо выполнить.
Синтаксис оператора FOR…NEXT FOR – заголовок цикла; NEXT– оператор окончания цикла; Между ключевыми словами располагаются операторы, являющиеся телом цикла. FORI = НачЗнач TO КонЗнач [STEP шаг] тело цикла NEXT В начале выполнения цикла значение переменной устанавливается равным НачЗнач. При каждом выполнении цикла переменная увеличивается на величину шага. Если она достигает величины, большей КонЗнач, то цикл завершается и выполняются следующие за ним операторы.
Блок-схема
Рассмотрим программу, предложенную в начале урока. Eё можно выполнить намного короче используя оператор цикла с параметром FOR…NEXT:
ЗАДАЧА №1
Вывести на экран все числа от 1 до 100.
Для данной задачи выяснить: ? Равномерно изменяющуюся величину, которая является параметром цикла; Ответ: параметром цикла является значение переменной I; ? Начальное значение параметра. Ответ: I = 1 ? Конечное значение параметра Ответ: 100 ? Шаг изменения параметра цикла Ответ: 1 ? Какие параметры образуют тело цикла Ответ: PRINTI ? Сколько раз будет выполняться тело цикла Ответ: 100 раз
(тело цикла выполняется столько раз, сколько разных значений примет параметр в заданных пределах) ? Условие окончания цикла Ответ: I
Программа QBasic
REM Вывод чисел от 1 до 100 FOR I=1 TO 100 PRINT I NEXT I END
№2. Что напечатается в результате выполнения программы?
K=6
FOR A=1 TO 10
K=K+1
PRINT K
NEXT A
END
K=10
FOR A=110 TO 120 STEP 4
K=K+10
NEXT A
PRINT K
END
№3. Дана блок-схема. Составить программу на языке программирования QBasic.
Ответ: Программа QBasic
REM Я учусь в 10 классе
FOR I=1 TO 25
PRINT «Я учусь в 10 классе» NEXT I
END
4. Закрепление материала.
№1. Богатый дядюшка подарил мне 1 доллар в мой первый день рождения. В каждый следующий день рождения он удваивал сумму подарка, прибавлял к ней столько долларов, сколько мне лет исполнилось. Написать программу, подсчитывающую общую сумму денег, подаренных к N – му дню рождения.
№2. Агент по продаже автомобилей стоимостью А рублей (автомобильный дилер) продал первый автомобиль за В рублей. Каждый следующий автомобиль он продавал на 40% дороже предыдущего. Написать программу, вычисляющую прибыль агента за продажу N автомобилей.
№3. Спортсмен, начав тренировки, в первый день пробежал 10 километров. Каждый следующий день он увеличивал дистанцию на 12%. Написать программу, определяющую общую длину пробега за месяц.
5. Домашнее задание.
№1. Вывести на экран значение функции y=3-(4x+1) на отрезке [0; 12] c шагом 0.2
ПРИЛОЖЕНИЕ
№1. Карточки с заданиями для проведения фронтального опроса. Понятия: алгоритм, исполнитель, блок-схема, цикл, программа, переменная, транслятор, тело цикла, шаг.
№
Понятие
Пояснение
1.
Алгоритм
Точное и понятное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность действий, приводящих от исходных данных к искомому результату.
2.
Исполнитель
Тот кто выполняет алгоритм.
3.
Блок-схема
Графическое представление алгоритма.
4.
Программа
Алгоритм, записанный на языке конкретного исполнителя (QBasic)
5.
Транслятор
Программа для перевода, задуманного человеком алгоритма с языка программирования на язык машинных кодов.
6.
Переменная
Ячейка оперативной памяти, которая имеет имя и значение, которое может меняться.
7.
Цикл
Команда исполнителю многократно повторить указанную последовательность действий.
8.
Тело цикла
Последовательность действий
9.
Шаг
Величина изменения параметра после каждого выполнения тела цикла.
№2. Закрепление материала. Программа №1 REM Дядя Скрудж CLS INPUT “Введите число лет”; N P=1 S=1 FOR L = 2 TO N P = P*2+L S = S+P NEXT L PRINT “За”; N; “ лет Дядюшка подарил мне”; S; “долларов”
END
Программа №2 REM Агент CLS INPUT “Введите стоимость автомобиля”; А
INPUT “Введите цену первого проданного автомобиля”; В
INPUT “Введите число проданных автомобилей”; N
S = B – A
FOR D = 2 TO N
B = B * 1.4
S = S + B – A
NEXT D PRINT “за”; N; “проданных автомобилей агент заработал”; S; “рублей”
END
Программа №3
REM Бегун CLS L = 10 S = 10 FOR D = 2 TO 30 L = L * 1.12 S = S + L NEXT D PRINT “За месяц спортсмен пробежал”; S; “километров”
Домашнеезадание REM Функция CLS FOR I = 0 TO 12 step 0.2 y = 3 – (4Х + 1) NEXT I